Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ (ГОСЗАКУПКИ по 44 ФЗ)

госзакупки подготовка заявки

Сегодня термин «государственные закупки» очень широко используется. Он встречается все чаще в СМИ и в кругу деловых людей. Есть еще одно определение госзакупок – «тендеры». Наверняка об этом понятии слышал каждый. Но не все знают, что это такое.

Государственные закупки являются формой размещения заказов на осуществление поставки товаров, проведение работ или предоставление услуг по установленным в документации условиям. В тендерах ведется конкурентная борьба поставщиков. Это очень выгодный формат для государства. Здесь имеют место принципы эффективности и состязательности.

Госзакупки необходимы государству в целях удовлетворения потребностей во всевозможных товарах, услугах и работах. Перечень потребностей охватывает множество сфер.

Любой человек может стать участником государственных закупок, о чем указано в Федеральном Законе № 44.

Нужно только подать соответствующую заявку по необходимому образцу. Перед этим следует досконально изучить вышеприведенный закон для понимания специфики его действия, а также лучшего погружения в тему.

Проведение таких тендеров наилучшим способом сказывается на динамике развития государства и сегмента бизнеса. Государство получает все необходимые виды товаров и услуг, а заказчик – хорошую прибыль.

Подготовка первой части заявки на электронный аукцион

К оформлению заявки нужно подходить очень грамотно. Следует соблюдать все условия заполнения электронной заявки. Вопрос оформления заявок на дорожный ремонт, строительство, поставку медицинского оборудования или продуктов волнует большинство поставщиков. Из-за громадного количества регламентов и стандартов эти закупки являются самыми сложными.

Федеральный закон №44 выставляет ряд обязательных требований по оформлению заявок участниками государственных закупок. Все эти условия крайне важны. И соблюдать их необходимо, ведь уже на первом этапе рассмотрения заявок подавляющее их количество не проходит проверку и отклоняется. Причиной этому выступают ошибки. Какие же требования имеются на законодательном уровне к заполнению заявок? Они установлены в статье № 66.

Заявка состоит из 2-ух частей:

части первой (формы-2) и второй части, которая включает в себя стандартный набор информации и документов.

Первая часть напрямую зависит от того, что приобретает заказчик.

  • Осуществление работ/оказание услуг на определенных условиях, которые указаны в документации.
  • Поставка товара.
  • Осуществление работ/оказание услуг с использованием товара.

Каждый конкретный случай требует определенного заполнения заявки. В заявке необходимо указание следующих сведений:

  1. Согласие на поставку товара на установленных условиях. Для этого достаточно будет поставить вою электронную подпись.

  2. Определенные товарные показатели.

  3. Товарный знак (если он присутствует).

  4. Указание страны происхождения продукта.

Заявка на проведение работ на установленных в документации условиях. В данном случае достаточно будет предоставить свое согласие на осуществление работ/предоставление услуг, если товар нигде не используется. Сделать это можно посредством электронной подписи. Дополнительные документы не нужны.

В последнем случае в заявке требуется указать следующие сведения:

  1. Согласие на проведение работ/предоставление услуг на определенных условиях. Подпись дается при помощи технических средств электронной площадки.
  2. Определенные товарные показатели, соответствующие установленным в техническом задании значениям.
  3. Товарный знак.
  4. Указание страны происхождения продукта.

Данная заявка в большинстве случаев представляет собой таблицу со списком товаров и их характеристиками. Данная часть может включать в себя изображения товаров (эскизы, чертежи, рисунки и т.п).

К слову, лучше в первой части не указывать никаких данных о себе. Анонимная заявка имеет больше шансов на рассмотрение.

Заполнение заявки на осуществление строительных работ

Правильное заполнение заявки на проведение строительных работ является сложным и трудоемким процессом. Для этих целей используют Форму 2 на строительные работы (требования к материалам). Форма 2 включает в себя определённые требования, указанные в смете.

Чтобы подготовить Форму 2, следует детально изучить статьи № 31 и 33, а также Закон о контрактной системе. Необходимые разъяснения по этому вопросу предоставляются ФАС РФ.

В письмах ФАС имеется множество уточнений, касающихся Формы 2, ее разработки и подготовки. Это письмо предоставляет очень полезную и необходимую информацию.

В Форме 2 на проведение строительных работ нужно указать, каким ГОСТ и ТР соответствуют требования к материалам в заявке. Значения, указываемые в заявке, не должны вводить в заблуждение участников госзакупок.

Особое место здесь играет вопрос избыточности требований. Здесь сложно найти грани. Разработка и заполнение заявки на строительные работы – очень сложный процесс, требующий длительного и комплексного изучения.

Рассмотрим Госзакупки подробнее

Госзакупки (Государственные закупки) по 44 ФЗ – это размещение заказов на поставку продукции или оказание услуг для нужд государственных или муниципальных органов по ФЗ №44 и иных организаций по ФЗ №223 по заранее указанным в договоре условиям и в строго оговоренные сроки. Информация о госзакупках по 44 ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

goszakupki

Закупки производятся на всей территории РФ, во всех федеральных округах по единому законодательству. Список федеральных округов и субъектов Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Поставщик (компания-победитель) при Государственных закупках по 44 ФЗ определяется исходя из принципов состязательности и прозрачности, что минимизирует возникновение коррупционного фактора при проведении госзакупок. Победителем становится поставщик, который удовлетворяет все требования заказчика и предлагает наиболее выгодные условия. Информация о победителе размещается на сайте zakupki.gov.ru. Закупки малого объема.

44 ФЗ И 223 ФЗ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Процедура Государственных закупок по 44 ФЗ регламентируется ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ от 2011 года. Разница между данными нормативными актами состоит в том, что ФЗ №44 применяется в случаях, когда заказчиками являются муниципальные или государственные учреждения, а также унитарные предприятия (исключения составляют те, которые признаны особо значимыми на высшем уровне).

ФЗ №223 используется, если в роли заказчиков выступают компании, доля государства в уставном капитале которых не менее 50%, компании-субъекты естественных монополий (например, РЖД), компании, деятельность которых является регулируемой (например, электроснабжение), а также унитарные предприятия, признанные особо значимыми на высшем уровне.  Информация о госзакупках по ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

Виды госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Все Госзакупки по 44 ФЗ можно разделить на две группы: конкурентные – с проведением торгов и обязательным наличием минимум двух поставщиков продукции; неконкурентные – без объявления торгов, с приобретением продукции у единственного поставщика.

Конкурентные Государственные закупки

Конкурентные Государственные закупки могут быть открытыми или закрытыми.

К открытым относятся: Электронный аукцион: сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС.

Все участники такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является цена, а его квалификация и прочие факторы не важны.

Госзакупки

Открытый конкурс в Государственных закупках

Открытый конкурс: сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в ЕИС. В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика.

К поставщикам и их документации выдвигаются одинаковые условия. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.

Двухэтапный конкурс в Государственных закупках

Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных обсуждений или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.

Запрос котировок в Государственных закупках

Запрос котировок а Государственных закупках: процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное.

При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение. Запрос предложений в Государственных закупках: процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

44-fz-223-fz

Неконкурентные Государственные закупки

Неконкурентный вид Госзакупок – это закупка у одного поставщика. Преимуществом является то, что заказчик имеет возможность приобрести необходимую продукцию у конкретной компании с минимумом временных затрат и без сложностей, характерных для проведения торгов. В ФЗ №44  и №223 ФЗ содержится перечень оснований для неконкурентных закупок.

Среди них – закупки в малом объеме, заключение договора с естественными монополиями и т. д. В некоторых случаях заказчику придется обосновать свой выбор, указав на причину невозможности или нецелесообразности проведения торгов.

 Информация о Госзакупках по ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

закупки
закупки

Электронные симпатические чернила для заказчика

На какие только ухищрения не идут заказчики, чтобы отсечь "ненужных" поставщиков. Еще один пример "творческого подхода" заказчика к составлению технического задания обнаружился в решении УФАС по делу № 07-32-3202ЭП/18 от 12.02.2018 г.

ООО «М–Клининг» обжаловало действия закупочной комиссии Муниципального автономного учреждения культуры городского округа Красногорск «Парки Красногорска» (далее – Заказчик) при проведении закупки на "РТС-тендер" путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему содержанию ярмарочной площади у ДК Подмосковье, на сумму 4 611 089,47 руб. (извещение № 31705919611).

Кроме неправомерного отклонения заявок двух участников аукциона под надуманными предлогами, комиссия Московского областного УФАС обнаружила в техническом задании Заказчика интересную особенность. Далее цитата из решения УФАС:

"...значение показателя марка краски установлено таким образом, что при наступлении определенной даты значение «А и Б» изменяется в документации на «А или Б», что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе."

Иными словами, за день до окончания приема заявок при открытии технического задания, размещенного Заказчиком в формате xxx.doc, требуемые значения показателей для поз.9 "Краски" автоматически изменялись.

Госзакупки

И еще о Государственных закупках

Государственные закупки

Описание объекта Государственных закупках (тех.задание)

В закупочной документации аукциона на заказ в котором используются или поставляются товары (физически осязаемые вещи) должны быть явно приложены требования заказчика к этим товарам.

 
Смета, дефектная ведомость, обоснование НМЦ, и даже техническое задание не являются требованиями к качеству товаров по умолчанию, если об этом прямо не заявлено в инструкции по заполнению заявки. 

Гипотетически заказчик может и не предъявлять никаких требований к товарам, но тогда ему ожидаемо поставят самое худшее из возможных. 
При наличии требований участники пишут свои предложения из которых и состоит первая часть аукционной заявки. 

Заказчик проверяет предложения участников на их соответствие своим требованиям до аукциона и отклоняет не прошедших такую проверку. Первые части заявок по умолчанию анонимны.

Также эта статья посвящена написанию технических заданий(ТЗ) в целом.

 
Это действительно сложная тема, требующая постоянной борьбы с ленью человеческого мозга. 
Начнём с мыслей о том, как люди ходят в магазин за йогуртом. Ленивый мозг выбирает наиболее "красивый" , тот на котором нарисованы сочные фрукты, чьё название приятно ласкает слух, ассоциируется со скандинавией, или очень часто повторялось по телевизору... 
Большинство людей производят эмоциональную (то есть очень глупую) оценку товара. 
И лишь немногие "зануды", либо молодые мамы, берут этот йогурт, переворачивают, и вместо сочной картинки начинают читать его состав. Какая жирность? Нет ли там крахмала? Растительных жиров (пальмового масла)?

Так вот, закон требует от закупщиков производить рациональную (то есть умную) оценку и описание товара. 
Как это не прискорбно, тяжело и очень лень, но только с помощью скучных технических показателей (в основном в цифре) определяется и описывается качественный товар для качественного выполнения гос.задач.

Строго говоря это и есть основная работа закупщика: отличать хороший товар от плохого, плюс считать насколько хороший позволяет закупить бюджет.

 
Сенсация! "Заполнение тонны отвратных бумажек" не является сутью работы закупщика!

Грамотный (занесённый в красную книгу) Госзаказчик выявляет критически важные для него потребительские свойства товара (не обязательно все) и указывает их худшие допустимые значения. Если его волнует только жирность йогурта, то он пишет "не более 4%". Если мы имеем дело с гениальным закупщиком, то он ещё и напишет "не должен содержать крахмал и растительные жиры". 
И уж конечно этот редкий представитель человеческого рода никогда не указывает на название, бренд, фирму (юридически: товарный знак) этого йогурта (исключения ниже). Одна из основных задач закупщика - поддерживать конкуренцию: равные возможности для разных поставщиков.

Ленивый мозг: "Окей, ребята, я всё понял! Мне нельзя указывать товарный знак, нужно писать тех показатели. Сейчас я скачаю из интернета спецификацию нужного мне товара, скопирую её полностью (кроме бренда) в тех.задание и буду отдыхать. Правильно же?".

Нет, неправильно. 
Давайте рассмотрим товар холодильник. В его спецификации указаны (например) такие уникальные параметры как габариты (размеры) в миллиметрах. Если вы бездумно скопировали эти размеры в ТЗ (техзадание), то участники теперь обязаны вам поставить именно такой холодильник с точностью до миллиметра. И такое ТЗ ограничивает конкуренцию, нарушает закон.
Да, можно взять показатели из данных понравившегося товара, но... 
Очень глупо (и заказчик не обязан) перечислять абсолютно все показатели. Если речь идёт об обычном бытовом двухкамерном холодильнике то какая разница сколько его высота в миллиметрах? 

*Если у вас ниша под холодильник ограниченных размеров, то да, вы осознанно ограничиваете размеры в ТЗ. 
Очень полезно сопроводить данные (часть данных) расширительными формулировками ("более-менее" ,"от-до" итп), что бы участники могли представить любой товар, обладающий минимально допустимыми или более лучшими потребительскими характеристиками.

Ленивый мозг: "Что-то я совсем устал! Давайте я просто побольше напишу разной юридической воды типа:
"должно соответствовать требованиям законодательства, ГОСТ, СанПин, СНИП...", тогда всё будет выглядеть ну очень солидно и по-государственному, а я не буду ковыряться в этих нудных показателях, а лучше пойду отдохну!".

Стремление набить закупку всякой туфтой для придания ей "умно-государственного" вида и объёма является особо-тяжким следствием назначения на контрактную работу людей с особо-ленивым мозгом.
Закупочная документация вообще и техническое задание в частности это не школьное сочинение! Они не должны выглядеть "объёмно", "солидно" или "как у всех". Они должны не выглядеть, а быть точными.

Если ТЗ логически состоит из одной строчки "платки хлопчатобумажные 20х20 см", то и не нужно городить огород (эта строчка просто включается в контракт и всё). 
Давно замечена прямая зависимость: чем больше (и типа "солидней") заведение - тем больше по объёму и соответственно нелепее по содержанию, его закупочная документация. И это не потому что йогурт для какого-нибудь пафосного департамента логически нужно описывать на трёх страницах, а для детского садика сойдёт и три строчки, нет. Просто в департаменте сидит целый закупочный отдел, которому нужно изображать свою исключительную занятость.

Ленивый мозг: Ну а как же легендарное "должно соответствовать ГОСТ"?

Все существующие товары в РФ должны соответствовать ГОСТ без "ценных указаний" контрактных управляющих. 
"Требования" "соблюдать гост" так же юридически "значимы", как требования соблюдать Уголовный Кодекс, написанные дворником на заборе, то есть являются в лучшем случае напоминанием, а на самом деле - пустозвонством, имитацией работы.

Лирическое отступление: У некоторых производителей товаров слово "гост" используется в товарных знаках и даже рекламе. Предполагается, что люди купят сосиски "гост", думая, что они какие-то особо-качественные, а те, которые не называются "гост" - видимо наоборот.

 
Масштаб этого заблуждения сложно переоценить: 
ГОСТ это минимально допустимые (то есть самые плохие) потребительские характеристики которые только можно производить и продавать в стране, и этому минимуму (например содержанию мяса) обязаны соответствовать все сосиски. 
Немалое количество отвратного по качеству ***на, поставляемого, например, в армию, тюрьмы итп вполне соответствует ГОСТ... второму сорту*. 
Таким образом, гордое заявление производителей о том, что они соответствуют ГОСТ, имеет такую же рекламную ценность, как если бы я (как юрист) хвалился соблюдением Уголовного Кодекса, то есть тем, что я не убиваю бабушек топором.

*Важно: если ГОСТ предусматривает марки или сорта, заказчику нужно указать (например)"сорт высший" или "не ниже первого". То есть разобраться в товаре и принять решение: хочет ли он качественнее или дешевле.

Трусливый мозг:"Но ведь все копируют эту бурду про госты! Как же я смогу иначе?".
Да, быть не таким как все критически тяжело. Можно хитрить: Соберите все эти параграфы из серии "должно соответствовать ..." в отдельный документ и назовите его

"Напоминание о существующих НПА", потому что вы не можете включать как лампочку по своему желанию ни ГОСТы, ни санпины, ни УК. Можете только напоминать об их существовании.

Очень распространённой ошибкой является мысль, что контрактный управляющий способен (должен) разбираться во всех категориях товаров и услуг. Это невозможно. 
Совершенно естественно, необходимо и законно привлекать к составлению сложных технических заданий и требований к товарам специалистов из соответствующих областей, в том числе нанимать их на контрактной основе.

 
Что бы не создавать тендер ради тендера (хотя такое возможно и иногда необходимо) - рекомендуется использовать для этих целей закупку у единственного поставщика 
("прямой контракт" на составление технического задания в котором предусмотрена ответственность авторов за него). 

Попытки самостоятельно "писать" тех.задания для ответственных заказов, не обладая соответствующей квалификацией, являются должностным преступлением (в том числе и бездумное копирование чужой документации). 

Впрочем здесь мы натыкаемся на трусливый мозг, который зачастую считает, что 

а)Любые связи с поставщиками до контракта греховны.

Конечно же это бред. ТЗ допускающее конкуренцию двух или более производителей на одну товарную позицию является полностью законным и это определяется логическим путём соотношения показателей. "Авторство" ТЗ юридического значения не имеет, точно так же как и "заточка" (на одного единственного производителя) является нарушением независимо от того, кто её писал, и независимо от того: был злой умысел, или это вышло "случайно". 
б) госденьги это нечто святое, а тратить их на консультации и учёбу - святотатство.
Слишком тяжёлое заблуждение, что бы комментировать в этой статье.

Согласно закону в аукционной документации должна быть:

Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки

Практика "применения" этого пункта - ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: "... в таких-то параметрах выбирать участнику", в 99% госзаказов мы найдём абсурдное : 
"Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают". 
Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком.

 
Точно так же как и с "гостами": 

Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.
И точно так же как и с "гостами": 
Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан. 
Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы, а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения.
В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы: 
"Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям."
В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней: 
"Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка.
Перечисление показателей через знак "/" означает, что участник может выбрать только один показатель из списка."

- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком.

Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов: 
В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).

 
Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).

 
Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показательЗаказчику понравился товар:Заказчик пишет в требованияхучастник пишет в предложении
1. Товарный знакSamsung*товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
............

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. 
"Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент"

Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты).
Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, "закупка краски водоэмульсионной", "закупка холодильника".

***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик. 

Исключения (там где можно и нужно указывать "фирму"): 
- запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал); 

- если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать "Страдивари".

Товар холодильник
показательЗаказчику понравился товар:Заказчик пишет в требованияхучастник пишет в согласии
1. Товарный знакSamsungничего не пишеттоварный знак Ariston
страна происхождения - РФ
2. объём200лне менее 200л245 литров
3. количество камер222
4. класс энергопотребления Ане ниже АА
5. кол-во рабочих циклов более 20 000более 20 000более 20 000
6. температурный режим от -10 до +5не хуже чем от -10 до +5 от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа "минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до"итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы "А+", "А super-eco" итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: 
никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки "более-менее ", показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.

Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара - это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример "молоко". Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что? 

Бодрый мозг: "Ограничение конкуренции!" 
Правильно. Но с точки зрения заказчика его поварам неудобно работать с бидонами, а ещё в бидонах хуже хранится итд итп... 
Юридически однозначного решения здесь нет. Как и нет повода для войны и ненависти. Если участник решит обжаловать требование к упаковке молока ,то только местное УФАС решит можно так или нельзя в этом конкретном случае.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ И ИХ ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

О государственных закупках мы слышали не раз – на работе, по телевизору, по радио, но вероятнее всего, лишь малая часть задумывалась над значением термина - «Государственные закупки». И сегодня мало кто может сказать, что значит – государственный тендер и в чем его основная суть. Поэтому давайте вкратце попытаемся определить – что такое государственный заказ, что он собой представляет и зачем нужен.

Государственный заказ – это проведение самых разных услуг, работ на поставку определенного товара, работ, необходимых для органов государственной власти – от небольшой школы муниципального уровня до различных министерств федерального уровня. Проще говоря, это самый обычный заказ на выполнение услуг, которые необходимы учреждениям, получающим финансирование от государства.

Как правило, нужды могут быть самыми разными – начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники, самолетов и т.д.

Для чего необходим государственный заказ и что он обеспечивает

Во-первых, государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений различного уровня:

Федеральный уровень. На этом уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны.

Региональный уровень. Здесь закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него.

Муниципальный уровень. На данном уровне госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится.

В точности, как и с закупками – деньги, поступающие к бюджетным учреждениям от государства, можно поделить на федеральный, региональный и также на муниципальный бюджеты.

Приведем пример. Допустим, больница города Н может осуществить закупку партии перчаток за счет муниципальных средств, выделенных муниципалитетом, а также за счет федеральных средств – информация об этом указывается в извещении о торгах.

Иными словами государственные закупки – это «бензин», благодаря которому все движущие механизмы государства приводятся в действие. Но от качества этого так называемого «бензина» зависит огромная работа «организма» государства. Кроме того, ответственность за работу столь сложного и огромного «организма» напрямую зависит от качества и рациональности работы каждого механизма, в том числе и механизма, отвечающего за работу в сфере размещения государственных заказов.

Надеемся, что специалисты, занимающиеся размещением государственных закупок, максимально понимают всю важность работы, которая возложена на них государством.

Государственные закупки товаров и услуг

Госзакупки товаров и услуг – огромная сфера, в которой крутятся огромные бюджетные средства. И участие в государственных закупках для любой организации представляется хорошим шансом попасть в мир настоящего бизнеса и получать высокие прибыли. Государственный тендер – это своего рода аукцион, конкурс и благодаря именно такой форме проведения совершенно любая организация, в не зависимости от размера и местонахождения, может принять участие в закупках и оказаться поставщиком.

Не секрет, что сегодня сфера размещения заказа – одна из наиболее коррумпированных сфер госаппарат, поскольку основные финансовые средства проходят через государственные закупки на предоставление различных видов услуг, закупку товара и выполнения конкретных работ для нужд заказчика.

Несомненно, столь огромное количество финансов не может не привлечь мошенников, желающих поживиться за счет кого-либо. Именно государственные тендеры имеют возможность внести долю честности, справедливости и открытости. Благодаря новому закону о закупках госзакупки фиксируются на специальном сайте в открытом доступе, что обеспечивает всему процессу полную открытость и прозрачность. Такие нововведения направлены на оптимизацию процессов, протекающих в сфере государственных закупок. Однако избавиться от коррупции полностью пока не удалось.

В нашей статье мы разберем основные и распространенные способы мошенничества, которые, к огромному сожалению, не учитываются в 44 Федеральном Законе о закупках. Эти способы позволяют мошенникам проводить различные серые схемы, при этом, не нарушая Федеральное Законодательство.

Первый и довольно обыкновенный способ - это шантаж. Допустим, для больницы следует закупить дорогое оборудование в короткий срок, больница объявляет торг на поставку такого оборудования. Мошенники видят торги, затем пишут письмо или звонят к главному врачу этой больницы, требуя перечислить на их счет определенную сумму. В обмен на это мошенники предлагают быстрое прохождение всего процесса торгов без каких-либо проволочек, но если средства не будут перечислены, они грозят затянуть торги на долгий срок, и оборудование не поступит в больницу в нужное время.

К сожалению, таких мошенников нельзя привлечь к какой-либо ответственности, так как они выбирают именно те средства для затягивания торгов, которые не нарушают законодательство, например, они могут зарегистрировать на торги большое количество компаний, затем начинают или подавать свои заявки на разъяснение документации от этих компаний, или же начинают забрасывать Федеральную антимонопольную службу различными жалобами на заказчика. Весь процесс рассмотрения жалобы и иных действий мошенников может занять длительное количество времени, тем самым постепенно срываются торги заказчика.

Некоторые заказчики при этом вынуждены пойти на уступки и все-таки перечислить необходимую сумму мошенникам, только для того, чтобы не сорвать торги.

Другой способ – это когда мошенники сами выигрывают торги, в частности, электронный аукцион и по самым высоким ценам. Допустим, заказчик объявляет государственную закупку на услуги и товары, при этом, вы хотите выиграть в настоящих торгах при минимально возможном понижении цены контракта. Для этого специальное подставное лицо регистрирует фирму-однодневку, она также подает заявку на участие в данных торгах. Во время проведения аукциона ваша компания совершает один шаг аукциона на снижении цены, а, в свою очередь, подставная компания понижает цену до самой низкой. Безусловно, тут подставная компания выигрывает в торгах, а вы, в свою очередь, занимаете лишь второе место, поле чего компания-однодневка моментально отказывается от заключения контракта, после чего заказчик заносит ее в специальный список недобросовестных поставщиков, и теперь контракт заключается с компанией, которая заняла второе место, а именно - с вами.

Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные схемы имеют место быть и пока не будут внесены соответствующие и совершенно новые поправки, деление средств госбюджета в сфере размещения госзаказов товаров и услуг будет точно так же продолжаться.

Государственные закупки, тендеры, новый закон – все перечисленные нововведения должны заметно улучшить работу всей государственной структуры в вопросе закупок. Государственные закупки РФ – это довольно сложная, многоуровневая структура, требующая глубокой внимательности и ответственности.

КАК РАБОТАТЬ С ГОСЗАКУПКАМИ?

Любой руководитель коммерческой организации на любом этапе своей деятельности не раз задумывался над вопросом расширения своего бизнеса, и над увеличением своих продаж или выполнением работ, и, скорее всего, он смотрел в сторону участия в государственных закупках на правах потенциального поставщика.

Но для многих участия в процедуре закупок - очень темное и неизведанное дело, поэтому многие не решаются связать свою деятельность с данным видом получения дохода. Что же такое государственные закупки и как работать с госзакупками?

Госзакупки представляют собой процедуру торгов, которая направлена на удовлетворения потребностей государственных и муниципальных поставщиков. Процесс процедуры торгов, начиная от публикации извещения и закачивания подписанием контракта с победителем торгов, регламентируется сорок четвертым федеральным законом о закупках.

В рамках данного закона, все государственные и муниципальные заказчики размещают информацию о своих потребностях на официальном сайте о размещении заказа на свои потребности. Потенциальные поставщики находят те процедуры, которые могут быть для них интересы в плане получения выгоды и принимают участия в торгах.

Всего можно выделить пять основных вида торгов:

конкурс

аукцион в электронной форме

запрос котировок

запрос предложений

двухэтапный конкурс

Все они различаются по форме прохождения процедуры, по сумме: котировку можно объявлять на любую сумму, электронный аукцион - только начиная с одного миллиона, запрос котировок - до пятисот тысяч рублей. Так же государственные и муниципальные заказчики могут производить госзакупки товара малых объемов до ста тысяч рублей.

Причины отказа от работы с госзакупками

Большинство организаций не принимают участия в торгах, так как в процедурах присутствует такая графа как обеспечения контракта, т.е. для того, чтобы исполнить контракт на десять миллионов, необходимо взять и заморозить средства на сумму около миллиона рублей до срока исполнения контракта, что некоторые компании не могут себе позволить.

Еще одной причиной неучастия в процедуре торгов может служить отсутствие квалифицированных специалистов в области государственных закупок, так как процедура торгов достаточно сложная и любая ошибка в форме подачи заявки или неправильная оценка своих возможностей может сыграть с участником злую шутку.

В практике государственного заказа бывали прецеденты, когда, при проведении электронного аукциона, участник занижал стоимость торгов в минус, т.е. поставщик обязался выплатить некоторую сумму государственной структуре и безвозмездно исполнить те работы, которые обозначались в торгах. Для того чтобы не случилось данных коллизий с участником, всегда следует помнить, что хороший специалист - очень нужный элемент, без которого ни одной организации не следует принимать участия в торгах.

Итоги: как работать с госзакупками?

Подводя итоги можно отметить, что любая организация, начиная от самой малой и заканчивая очень большой, всегда может принять участия в качестве поставщика различных товаров, работ или услуг, но следует помнить, что к вопросу «как работать с госзакупками» стоит подходить основательно и без лишних иллюзий, закон не прощает ошибок.

Госзакупки ждет сквозной учет

Процесс введения электронного документооборота на всех стадиях госзакупок потребует интеграции Единой информационной системы (ЕИС) и с централизованной бухгалтерией ведомств, и с бухгалтериями заказчиков и поставщиков, рассказали вчера в Федеральном казначействе. Автоматизация позволит оптимизировать работу заказчиков и гарантировать поставщикам платежи по закупкам. Данные о контракте будут автоматически вноситься в реестр и направляться в ФНС — в таком виде «опрозрачивание» закупок вкупе с переводом на сторону казначейства всех бюджетных операций ведомств позволит ему консолидировать всю информацию о тратах госденег.

Вчера Федеральное казначейство на дне открытых дверей — главной его темой стало внедрение в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок электронного актирования, то есть «замыкание» в ЕИС всего цикла госзаказа от планирования до приемки результатов закупок — отчиталось и об итогах пилотных проектов по введению электронного документооборота на всех стадиях госзакупок. Напомним, обязательное электронное актирование предусмотрено в пакете поправок Минфина к ФЗ-44 (см. “Ъ” от 3 декабря), в ноябре идею поддержал и Владимир Путин. К июлю 2020 года казначейство рассчитывает учесть в них и отраслевую специфику госзакупок (строительство, лекарства, ИТ). Полный же переход к электронному актированию станет обязательным с декабря 2020 года.

Впрочем, как отмечают в казначействе, отдельные заказчики и поставщики при взаимном согласии смогут воспользоваться функционалом уже с 1 января 2020 года. Мощностей казначейства для этого достаточно — в рамках пилотных проектов были выявлены лишь технические ошибки, нарушений бизнес-процессов обнаружено не было.

«У нас есть федеральный закон и 300 подзаконных актов, но стадия исполнения контракта пока остается серой зоной, тогда как вся жизнь заказчика и поставщика начинается после заключения контракта»,— пояснила необходимость изменений курирующая IT-сектор замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе. Сейчас жалобы поступают с обеих сторон контрактных отношений: от поставщиков — на неоплату товаров и услуг, от заказчиков — на их неудовлетворительное качество. Четких же данных о том, что происходит после контрактации, у казначейства нет — введение электронного акта приемки и позволит собрать данные и при необходимости внести в процесс уточнения.

Однако идея казначейства еще шире: она предполагает интеграцию ЕИС с централизованной бухгалтерией самого казначейства и учетными органами обеих сторон сделки — как поставщиков, так и заказчиков. «Мы хотим осуществить сервисное взаимодействие ЕИС с любой электронной системой бухучета, как у заказчика, так и у поставщика. Связать не только контракт и его исполнение, а еще и учетную политику компаний с их планированием закупок»,— пояснила госпожа Катамадзе. Это должно защитить платежи поставщикам (блокировкой денежных средств после подписания электронного акта) и избавить их от необходимости самостоятельной сдачи отчетности по закупкам в ФНС — в рамках «пилотов» совместимость протоколов обмена данными со службой уже проверена. Заказчикам же обещаны упрощение работы за счет автоматизации процесса (исчезнет необходимость самостоятельно вносить закупки в реестр) и снижение административного давления из-за вероятных ошибок при самостоятельном внесении данных.

В казначействе отмечают, что масштаб нововведений сопоставим с запуском ЕИС в 2011 году. «Подарок на ближайшие лет 10–15»,— заметил вчера глава ФК Роман Артюхин. Отметим, что идея консолидации в казначействе информации по всем денежным обязательствам госзаказчиков полностью соответствует и планам Минфина сосредоточить в казначействе все бюджетные трансакции, совершаемые сейчас между счетами ведомств (см. “Ъ” от 5 июля), и бухгалтерские функции министерств (см. “Ъ” от 20 марта и 25 октября), по сути, превратив его в единого оператора всех госфинансов.

 

Комментарии закрыты