Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПРОВЕРКА ЗАКАЗЧИКА ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Проверка УФК: чего ожидать заказчикам?

После расформирования в 2016 году Росфиннадзора и перехода части его полномочий по осуществлению финансового контроля (в т.ч. по соблюдению законодательства о контрактной системе в сфере закупок) в Федеральное казначейство, изменился подход и вопросы, изучаемые проверяющим в ходе проведения таких проверок. Впрочем, незначительно.

В данной статье рассмотрим – по какой схеме проходит проверка со стороны территориальных органов Федерального казначейства, и на что делают упор их проверяющие. Статья составлена по планам и результатам реально проведенных в 2017 году выездных проверок.

Отмечу, что проверка может проводится как в отношении одной закупки, так и в отношении ряда их. Имеет место практика, когда в теме контрольного мероприятия не указывается конкретная закупка, а конкретный проверяющий уже сам на месте определяет фронт работ по этому направлению в соответствии с вопросами программы.

Не заостряя внимание на общих вопросах (общие сведения об организации, должностных лицах, контрактной службе), перейдем непосредственно к рассмотрению проверяемых вопросов.

  1. Обоснование закупок

1.1. Правомерность осуществления закупки

Проще говоря – на каком основании планируете покупать трактор, если вы городская школа? Так что если ваша закупка на какой-то общеупотребительные ТРУ по этой части вероятность возникновения вопросов у проверяющего близка к нулю. Если же нет – готовьтесь обосновывать необходимость проведения такой закупки.

1.2. Соблюдение порядка и формы обоснования закупок ТРУ

Вопрос тоже не из сложных, отсылает нас к Постановлению Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Здесь преимущественно проверяется соответствие форм и данных, по которым вы проводили обоснования формам, установленным данным постановлением.

Для тех, кому это может оказаться актуальным, есть вопрос по соблюдению порядка, сроков проведения, возможного внесения изменений по результатам общественного обсуждения закупки (при наличии необходимости такового). Тут схема проверки проста, как и в случае проверки сроков размещения любых других документов по 44-ФЗ, главная тактика тут – выдерживать установленные сроки.

  1. Соблюдение правил нормирования

Этот вопрос уже интересней для изучения. Касается это далеко не всех заказчиков, а только тех, для кого установлены т.н. «нормы положенности» (часто устанавливаются для автотранспорта, реже – оргтехники, мебели, канцтоваров, продуктов питания), регламентирующие предельное количество для закупок такого товара, а также предельную цену.

Далеко не каждый проверяющий обладает базой, по которой может отследить наличие этих всех норм, поэтому в подавляющем большинстве случаев ориентируются на данные плана закупок, где указывается ссылка на документ, определяющий характер нормирования данной закупки. При наличии таких данных проверка соблюдения установленных норм гарантирована.

Обратите внимание, что документы о нормировании могут носить и неявный характер. Так, например, установленные нормы пробега автотранспорта вкупе с использованием положений Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 №АМ-23-р вполне могут послужить основанием для проверки соответствия количества приобретаемого ГСМ с его предельно допустимой потребностью, рассчитанной на основании этих документов.

Предоставлять ли по своей инициативе документы по нормированию ваших закупок, не указанные там – вопрос исключительно на усмотрение проверяемого.

  1. Обоснование НМЦК

3.1. Наличие документов, обосновывающих НМЦК

Да, это про коммерческие предложения, тарифные планы, сметы и т.п. Они просто должны быть предъявлены, а вы должны быть готовы доказать правомерность их использования.

3.2. Правильность выбора метода для расчета НМЦК

Опять же ничего сложного – приоритетность и применимость этих методов достаточно четко изложена в ст.22 44-ФЗ.

3.3. Правомерность информации, используемой для расчетов НМЦК

Следите за тем, чтоб по имеющимся коммерческим предложениям было видно, что давались они на один и тот же товар под одни и те же условия. Или чтоб показатели сметы на ремонт не превышали технические характеристики здания. Ну и не забываем про коэффициент вариативности при учете коммерческих предложений.

3.4. Соответствие рассчитанной и примененной НМЦК и точность выполненных расчетов

Обычная проверка арифметики в расчетах.

  1. Применение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю – далее по тексту просто «поставщику»)

4.1. Наличие условий об ответственности поставщика в контракте

Просто проверка наличия этого условия в контракте и проверка его соответствия нормам 44-ФЗ.

4.2. Своевременность и полнота выполнения поставщиком обязательств по контракту

Этот вопрос касается не cтолько факта поставки ТРУ, сколько своевременности их исполнения, а также исполнения других обязательств поставщика, содержащихся в контракте, не выраженных в техническом задании или спецификации (например, о привлечении СМП к исполнению контракта, или необходимость монтажа поставляемого оборудования).

Справочно: как правило, проверка наличия или правомерности применения и размера обеспечения исполнения контракта ревизорами ТОФК не проводится, т.к. относится к действиям, произошедшим ДО заключения контракта. Своевременность возврата обеспечения, впрочем, могут проверить.

4.3. Принятие заказчиком мер при нарушении поставщиком условий контрактов

Тут все несложно – если нарушения у поставщика были выявлены предыдущим пунктом проверки – какие меры принимали и чем можете подтвердить. И насколько эти меры соответствуют условиям контракта.

4.4. Правильность расчета штрафов и пеней при их наличии

Продолжение предыдущего пункта – если требовали штрафы/пени, насколько они соответствуют условиям контракта. А вот если не требовали, а основания были – считайте, что этот вопрос вы не сдали. А вот вопрос ли это к КУ или экспертам – будет устанавливаться в ходе проверки.

  1. Соответствие поставленных ТРУ условиям контрактов

5.1. Соответствие объемов

А вот тут уже начинается рассмотрение вопроса – насколько заказчик выполнил свои обязательства, указанные в техническом задании (спецификации) к контракту. Самое простое, что тут может быть – это проведение инвентаризации (для товаров), проведение осмотров-замеров-экспертиз (для работ и услуг). Но это далеко не все. Дотошный проверяющий будет рассматривать информацию, прямо или косвенно подтверждающую факт поставки ТРУ и время его исполнения.

Например, к акту о приемке услуг по освидетельствованию водителей – все путевые листы с отметкой об исполнении. Или, если у вас пропускная система – отметки в пропускных журналах о том, что представители исполнителя посещали вас в период исполнения контракта. Вариантов таких непрямых проверок – множество, заслуживает отдельной статьи, и зависит только от того, насколько полно проверяющий поймет вашу систему документооборота.

5.2. Соответствие характеристик

Продолжение предыдущего вопроса с уклоном в учет. Тут рассматривается не соответствие поставленных ТРУ условиям контрактов, а соответствие поставленных ТРУ представленным и отраженным документам-основаниям, подтверждающим исполнение. Тут же рассматривается и вопрос оплаты по этим документам, именно на основании рассмотрения этого вопроса, как правило, выводятся суммы нарушений за ТРУ, поставленные не в соответствии с условиями контракта.

Тут же – проверка сертификатов качества, лицензий исполнителя и т.п., если это предусмотрено условиями контракта. В некоторых случаях – даже если это и не было предусмотрено условиями контракта, но предусмотрено законодательством.

5.3. Как проведена экспертиза предыдущих пунктов – ее правомерность и качество

Тут все просто – если по 44-ФЗ нужна сторонняя экспертиза, нужен ее акт. При его наличии проверяется, то ли было проверено, что поставлено, или нет, и его результат. Если результат положительный – вопрос закрыт, если нет – возвращаемся к вопросу о штрафах и пенях.

Учтите, что в случае выявления исполнения проверяемых контрактов не в соответствии с их условиями, членам внутренней экспертизы задается вопрос «На каком основании приняли?», на который придется писать объяснение.

  1. Отражение результатов в учете

6.1. Наличие первичных документов, либо мотивированного отказа от их подписания

Переходим к чистому учету. Первая половина этого вопроса, как правило, раскрывается еще на 5 этапе проверки, вторая, при наличии таких фактов, возвращает нас к вопросу штрафов и пеней.

6.2. Своевременность и достоверность отражения в учете

Тут контрактная служба может вздохнуть относительно спокойно. Все вопросы к бухгалтерии. Никаких подводных камней, только Закон о бухгалтерском учете. Нецелевое и неправомерное расходование, а также нарушение условий авансирования - это тоже оттуда.

Справочно: в рамках данного вопроса могут проверить не только бухгалтерскую отчетность, но и отчетность в рамках 44-ФЗ. Впрочем, вглубь отчетов об исполнении ревизоры ТОФК обычное не лезут, даже если и доходят до них.

  1. Использование результатов закупки

И последний вопрос – для чего вы использовали поставленные ТРУ? Сложнее всего с этим вопросом тем, в чьи функции входит раздавать приобретенное – как правило, это заказчики социальной направленности, особенно если передача уже осуществлена, приходится обосновывать, что передача законно прошла в рамках выполнения функций заказчика. Для остальных, как правило, достаточно обоснования в плане закупок и демонстрации того, как поставленные ТРУ используются в данное время.

При осуществлении давней (субъективно, на усмотрение ревизора) закупки и неиспользовании ее результатов – есть риск выводов о неэффективном использовании средств. На этот случай лучше иметь объяснение – почему до сих пор не использовали. Только помните, объяснение «купили, и не подошло» гарантирует больший шанс на обвинение в неэффективности расходования, чем «купили и отложили до лучших времен».

Вот такая в общих чертах схема проверки соблюдения законодательства о контрактной системе ревизорами ТОФК. Субъективно – не так страшно, как ФАС или Счетная палата, а по факту… удачи при проверках!

 

Комментарии закрыты