Что это за новшество и как оно работает?
В середине августа чиновники приняли поправки о квотировании государственных закупок. Изменения в 44-ФЗ вносит 249-ФЗ от 31.07.2020 г. Всего в текст закона добавлено 8 поправок, большинство из которых относится к минимальной доле закупок отечественной продукции.
Изменения коснулись статей 14, 22 и 33 44-ФЗ. Также данный федеральный закон дополнен новой статьей – 30.1.
В ходе закупок преимущества отдаются российским и евразийским производителям, а долю закупок иностранной продукции необходимо будет сократить.
В обязанности заказчика войдет заполнение еще одного дополнительного документа — ежегодного отчета. Какие именно закупки надлежит проводить, чтобы покрыть минимальный объем закупок – определит Правительство РФ. Заказчикам будет представлен перечень продукции, которую они должны будут приобретать, чтобы этот объем выполнить.
В этом вопросе следует серьезно разобраться и понять, как будут действовать заказчики в новых условиях.
Содержание:
-
Что такое квотирование?
2. На какие товары будет распространяться квотирование?
3. Как отразятся квоты на работу заказчиков?
- Что такое квотирование?
В соответствии с ч.3 ст.14 44-ФЗ (о национальном режиме) наше государство вводит запреты и ограничения на иностранную продукцию, чтобы поддержать отечественного производителя, стабилизировать внутреннюю экономику, обеспечить безопасность страны. Для этого было принято решение о выделении квоты заказчикам на закупку товаров российских производителей. Таким образом, квотирование – это минимальный объем закупок товаров, произведенных в нашей стране.
Сколько именно будет выделяться квот — пока непонятно, но этот вопрос взят под контроль Кабинетом Министров. Соответствующий перечень, величину и возможности квотирования заказчики получат в ближайшем будущем. Эти критерии будут установлены после понимания, насколько заказчики нуждаются в тех или иных товарах, работах или услугах и в какой мере поставщики готовы выполнить эти заказы и какими ресурсами владеют для их исполнения.
Для мониторинга ситуации планируется использовать информацию с сайта Единой информационной системы (ЕИС) и государственной информационной системы промышленности (ГИСП) Минпромторга.
Объясним простыми словами. Представьте, что в нашей стране есть хороший товар и предприятие готово быстро его производить и вывести его на массовый рынок. Но одновременно есть иностранный аналог этого продукта, который пользуется большим спросом у потребителя. Для поддержки нашего товара вводятся квоты. Нормативная база о квотировании закупок будет действовать не только на российские товары, но и на продукцию, произведенную в государствах – членах ЕАЭС.
В мировой практике принцип квотирования известен давно. С его помощью правительство помогает развиваться различным отраслям и приводит их в надлежащее состояние. В большей мере это относится к инновационной продукции. Причем квоты выделяются не только заказчикам, но и солидным корпорациям, с которыми сотрудничает государство. С целью развития и укрепления рынка российских высоких технологий планируется выделять примерно 20% квот.
Для выполнения минимальной доли закупок по квотам заказчики должны определять НМЦ контракта с учетом особенностей, утвержденных Правительством РФ (ч.25 ст.22 44-ФЗ).
-
На какие товары будет распространяться квотирование?
Квоты будут действовать не на всю продукцию, а только на ту, где есть возможности и ресурсы для их выполнения. Национальный режим не будет относиться к закупкам, указанным в ч.7 ст.14 44-ФЗ, в случаях приобретения товаров, работ или услуг:
- Закупки средств разведывательной деятельности для органов внешней разведки;
- Закупки средств контрразведывательной деятельности и противостояния терроризму для органов ФСБ;
- Закупки товаров, работ, услуг органами государственной охраны для обеспечения мер по осуществлению государственной охраны.
-
Как отразятся квоты на работу заказчиков?
Теперь при описании объекта закупки заказчики обязаны указывать характеристики отечественной продукции, в том числе включенной в перечень товаров, работ, услуг. Это условие относится к процедурам, проводимым с целью выполнения минимальной доли закупок.
Специфика проведения закупочных мероприятий для выполнения минимального объема закупок описана в ст.30.1 44-ФЗ. В статье говорится, что минимальную долю закупок и перечень товаров устанавливает Правительство РФ. Заказчики обязаны руководствоваться этим положением при проведении мероприятий, в отношении которых предусмотрены квоты.
Еще одной обязанностью заказчиков будет подготовка ежегодного отчета, который нужно заполнять до 1 апреля года, следующего за отчетным (до 1 апреля 2022 года — за 2021 год). Этот отчет необходимо подавать:
- в ЕИС;
- в контролирующий орган, который уполномочило Правительство, для определения, насколько заказчик справился с выполнением минимального объема закупок (в случаях, когда отчет не подлежит размещению в ЕИС, согласно ч.7 ст.30.1 44-ФЗ).
Если заказчик не смог покрыть минимальную долю закупок, то помимо отчета он обязан подготовить обоснование, по каким причинам не удалось выполнить данное условие. По аналогии с отчетом обоснование направляется в ЕИС либо в уполномоченный орган (если не подлежит размещению в ЕИС).
Правительство РФ установило требования, по которым заказчики должны оформлять отчет и обоснование:
- к форме и содержанию отчета, порядок его заполнения и размещения в ЕИС;
- к содержанию обоснования невозможности выполнения минимального объема закупок, порядок его заполнения и размещения в ЕИС.
Также в отношении оценки обязанности заказчика осуществления минимального объема закупок Правительство РФ разработало порядок, критерии и последствия контроля. Оценка действий заказчика возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это. Сведения будут браться из ЕИС.
Нововведение в области закупок, касающееся выделения квот, отразится на всех нормативных статьях, имеющих в той или иной степени отношение к квотированию: национальный режим, описание объекта закупки, планирование и осуществление мероприятий на территории зарубежных стран.