Site icon Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Претензия Госзаказчику

Претензия – это письменное обращение к контрагенту, в котором вы излагаете суть своих возражений относительно исполнения условий договора. В статье мы рассмотрим, в каких случаях претензия предъявляется госзаказчику, как правильно составить и направить такой документ, и что будет, если не соблюсти претензионный порядок.

Вовремя направленная претензия часто позволяет урегулировать коммерческий конфликт, не доводя его до суда

В каких случаях предъявляют претензию госзаказчику

В юридической практике чаще встречаются случаи, когда претензии поступают в адрес поставщика, но бывают случаи, что и госзаказчик не исполняет условия контракта. К нарушениям со стороны заказчика относятся:

Если видите, что заказчик затягивает исполнение условий госконтракта и договориться устно не получается, пишите претензию.

Почему претензию нужно предъявлять письменно

Документ нужно оформлять по всей форме, чтобы он имел юридический вес. Слова к делу не пришьешь.

Направляя претензию, вы преследуете две цели.

  1. Излагаете и обосновываете требования, опираясь на нормы гражданского законодательства и сам договор.
  2. Соблюдаете претензионный порядок, без следования которому вы не сможете подать на заказчика в суд.

На втором пункте остановимся подробнее. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ участник гражданско-правового спора, возникшего в результате неисполнения одной из сторон договорных отношений, может обратиться в суд только после соблюдения претензионного порядка. То есть, сначала нужно написать претензию и лишь спустя 30 календарных дней, если иной срок не предусмотрен в самом контракте, можно подавать исковое заявление.

Если этот порядок не соблюсти, суд:

Общие требования к форме документа

Единой формы для составления претензии нет. Будучи разновидностью корпоративной корреспонденции, она оформляется в соответствии с общепринятыми правилами написания деловых писем. А именно:

Претензию подписывает руководитель. Если это делает другое лицо, рекомендуем приложить доверенность, подтверждающую его полномочия. В доверенности должно быть указание на право подписывать претензии.

 

Примеры содержания претензии в зависимости от ситуации

Рассмотрим оформление претензий в отношении частых нарушений обязательств со стороны госзаказчика.

Заказчик задерживает оплату

Если заказчик подписал акт приемки товара/работ/услуг, но задерживает оплату, в претензии указываете:

Суммы денежных средств в обязательном порядке прописывают цифрами и прописью. В конце письма указывают срок, в течение которого госзаказчик должен погасить задолженность.

Заказчик не подписывает акт выполненных работ

Если заказчик не принимает работу и при этом не направляет мотивированный отказ от подписания акта, вторая сторона имеет полное право выставить претензию.

Помимо стандартной шапки, указания сторон и реквизитов договора, документ должен содержать:

Заказчик не принимает и не оплачивает работы

В этом случае подрядчик сначала направляет претензию об уклонении от приемки выполненных работ (см. выше). Если реакции не последовало, по истечении установленного законом срока (п. 4 ст. 753 ГК РФ) подрядчик может подписать акт приемки в одностороннем порядке и направить претензию об оплате работ.

Вторая претензия должна содержать:

К претензии подрядчик прикладывает копию акта, подписанного в одностороннем порядке.

Лучший способ вручить претензию – передать ее из рук в руки

Порядок направления претензии госзаказчику

Претензию нужно не только правильно составить, но и проследить, чтобы она дошла до адресата. Есть несколько способов, как ее можно доставить госзаказчику.

  1. Вручить лично. В приемную руководителя доставляют два экземпляра документа: один оставляют, а на втором секретарь делает отметку о получении (дату, входящий номер, подпись). Его вы забираете с собой. В суде он будет доказательством того, что заказчик получил претензию. 30-дневный срок исчисляется от даты, указанной в отметке о получении.
  2. Использовать курьерскую доставку. Этот способ подходит, если офис заказчика находится в другом городе. Порядок вручения такой же, только отметку о доставке ставят на квитанции о вручении письма. Чтобы не было вопросов по содержимому пакета, прописывайте в квитанции полное название документа.
  3. Направить по почте ценным письмом с уведомлением о получении. Чтобы заказчик не смог опровергнуть получение документа, в описи вложения нужно указать, что в письме находится претензия. 30-дневный срок в этом случае отсчитывается от даты, когда письмо было вручено заказчику. Если заказчик не явился за письмом на почту, оно считается доставленным с момента, когда оно было готово к выдаче.

В последнем случае важно, чтобы претензия была направлена по правильному адресу.

По какому адресу отправлять претензию?

Безошибочный вариант – направлять претензию по юридическому адресу заказчика. В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ, если письмо доставлено по юридическому адресу, оно считается полученным, даже если заказчик по какой-либо причине его не прочитал.

Юридический адрес можно взять из контракта. Еще лучше заказать свежую выписку из ЕГРЮЛ, на случай если официальное местонахождение юрлица изменилось. Претензия считается направленной по верному адресу, если он совпадает с тем, что указан в выписке ЕГРЮЛ на дату отправления документа.

Гражданско-правовые споры в процессе исполнения госконтрактов возникают довольно часто. Если вы столкнулись с подобной проблемой, претензия – эффективный, но далеко не единственный способ урегулирования спорных ситуаций.