Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Методы расчета начальной максимальной цены договора

Особенности обоснования и методы расчета начальной максимальной цены договора в соответствии с законом № 223-ФЗ

Елена Панова

В Федеральном законе от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) упоминание начальной максимальной цены договора встречается в п. 5 ч. 9 статьи 4. В нем указано, что извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (далее — НМЦД) (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Кроме извещения о закупке необходимость указания заказчиками НМЦД при осуществлении закупок законодательством установлена в следующих нормах:

  • Документация о закупке должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 10 ст. 4 закона № 223-ФЗ), а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин налогов и других обязательных платежей (п. 7 ч. 10 ст. 4 закона N 223-ФЗ);
  • План закупки товаров (работ, услуг) содержит сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пп. 8 п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»).

Действительно НМЦД при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц выступает ключевым компонентом документации о закупке. При подготовке документации о закупке заказчик выбирает один из методов обоснования цены договора и рассчитывает НМЦД. Основным документом, регламентирующим методику расчета НМЦД в ходе закупочной деятельности, является Положение о закупке заказчика.

Министерство финансов РФ в письме № 24-01-09/37717 от 16.06.2017 года рекомендует заказчикам, осуществляющим закупочную деятельность по нормам закона № 223-ФЗ, при разработке методики обоснования НМЦД в Положении о закупках, руководствоваться методами и порядком, установленным в Приказе Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

Также антимонопольный орган в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц от 21.07.2015 г. указывает на целесообразность отражения в Положении о закупке заказчиками методики обоснования НМЦД, в том числе в зависимости от предмета договора.

Алгоритм действий заказчика перед обоснованием НМЦД может выглядеть так:

  1. Определение потребности в конкретном товаре (работе, услуге).
  2. Составление описания объекта закупки с учетом требований Положения о закупке, в том числе установление перечня требований к товарам (работам, услугам) и условий их поставки (выполнения, оказания).
  3. Проведение исследования рынка путем изучения общедоступных источников информации для выявления имеющихся на рынке товаров (работ, услуг), в которых возникла потребность.
  4. Определение метода обоснования НМЦД или нескольких методов.
  5. Осуществление расчета с учетом выбранного метода или нескольких методов.

Рассмотрим основные методы расчета НМЦД, применяемые заказчиком при подготовке документации о закупке по закону № 223-ФЗ.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является самым распространенным и доступным для заказчиков, осуществляющих обоснование НМЦД. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В целях определения НМЦД данным методом заказчику необходимо использовать определенное количество предложений о цене товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Указанное количество ценовых предложений должно быть отражено заказчиком в Положении о закупке. По общему правило их обычно не менее трех.

Рассмотрим, чем отличаются идентичные товары от однородных. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

При применении метода сопоставимых рыночных цен для определения НМЦД заказчиком может использоваться следующая информация:

  1. общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) в том числе информация о ценах, содержащаяся в реестре договоров;
  2. информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных товаров (работ, услуг);
  3. информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров (работ, услуг);
  4. обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен товаров (работ, услуг) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем).

После получения информации о ценах товаров (работ, услуг) заказчик должен их скорректировать и проверить на однородность. Для корректировки цен заказчику необходимо привести полученные цены в соответствие с коммерческими и финансовыми условиями поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сопоставимыми с условиями планируемой закупки, с помощью коэффициентов или индексов для перерасчета цен товаров (работ, услуг). Перечень и значимость коэффициентов определяются, на основании результатов анализа, а также в обязательном порядке должны быть установлены в Положении о закупке заказчика.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) признаются сопоставимыми, если различия между этими условиями не оказывают существенного влияния на результаты или могут быть учтены с применением соответствующих корректировок.

Если заказчиком для определения цены направлялся запрос ценовой информации, корректировка условий не производится, кроме случаев, когда ценовая информация получена менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦД (п. 3.22 Методических рекомендаций Приказа № 567).

Цены, полученные из анализа реестра договоров, в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка, необходимо откорректировать:

  • при проведении конкурса корректировка цены товаров (работ, услуг) осуществляется путем увеличения цены не более чем на 10%;
  • при проведении аукциона корректировка цены товаров (работ, услуг) осуществляется путем увеличения цены не более чем на 13%;
  • при проведении запроса котировок и запроса предложений корректировка цены товаров (работ, услуг) осуществляется путем увеличения цены не более чем на 17%;
  • при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) цена не корректируется.

Чтобы привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦД) к текущему уровню цен путем применения коэффициента, необходимо воспользоваться формулой, указанной в п. 3.18 Методических рекомендаций Приказа 567:

 

где:

knn- коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;

 — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t — месяц проведения расчетов НМЦД;

ИПЦt — индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.

Для определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦД, заказчику еще необходимо учесть коэффициент вариации, установленный п. 3.20 Методических рекомендаций Приказа № 567. Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность значений, используемых в расчете, считается неоднородной. В этом случае целесообразно провести дополнительные исследования рынка в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

Коэффициент вариации рассчитывается по следующей формуле:

 

где:

V — коэффициент вариации;

 

 

— среднее квадратичное отклонение;

цi- цена единицы товара (работы, услуги), указанная в источнике с номером i;

<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара (работы, услуги);

n — количество значений, используемых в расчете.

Нормативный метод

Нормативный метод заключается в расчете НМЦД на основе требований к закупаемым товарам (работам, услугам), если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров (работ, услуг). Указанный метод может применяться для определения НМЦД совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная НМЦД не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

Для расчета используется следующая формула:

НМЦДнорм = vцпред

где:

НМЦДнорм — НМЦД, определяемая нормативным методом;

V — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

Цпред — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная нормированием (нормативами).

Тарифный метод

Тарифный метод используется для обоснования заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров (работ, услуг) подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Тарифному регулированию подлежат цены на следующие товары (работы, услуги):

  1. электрическую и тепловую энергию;
  2. услуги по передаче электрической энергии по сетям;
  3. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению;
  4. иные оказываемые на рынках электрической энергии (мощности) услуги, тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой РФ;
  5. перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  6. перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  7. услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой;
  8. отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

НМЦД тарифным методом определяется по формуле:

НМЦДтариф = VЦтариф

где:

НМЦДтариф — НМЦД, определяемая тарифным методом;

V — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

Цтариф — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ.

Проектно-сметный метод

Проектно-сметный метод используется при определении НМЦД при:

  1. строительстве, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  2. проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;
  3. текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Этот метод используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами. Определение НМЦД производится, исходя из требований заказчика к видам, объему работ, их качеству, установленных в технических заданиях, спецификациях, проектной документации на основе сметной стоимости, удельных показателей либо стоимости объектов-аналогов. Результаты произведенных расчетов должны быть откорректированы с учетом поправок.

Затратный метод

Затратный метод применяется заказчиком в случае невозможности применения вышеуказанных методов или в дополнение к ним. Данный метод заключается в определении НМЦД как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Метод расчета стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы

На примере Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ заказчик в документации о закупке может устанавливать в качестве критерия оценки заявок стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта рекомендуется производить с применением базовых или иных методов определения и обоснования НМЦД, порядок применения которых определяется заказчиком в Положении о закупке.

В целях расчета стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта заказчику рекомендуется:

  1. при анализе созданного в результате работ товара или иного объекта на основании экспертной оценки определить стадии жизненного цикла объекта закупки. Такими стадиями могут быть в том числе проектирование, создание (производство), ввод в эксплуатацию, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, модернизация, а также утилизация;
  2. определить объем затрат, возникающих в рамках каждой стадии жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта;
  3. с использованием методов определения и обоснования НМЦД определить цену каждой стадии жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта в ценах текущего года;
  4. произвести индексацию полученных цен с учетом прогнозируемой экспертным способом инфляции и иных факторов, которые могут влиять на изменение цен товаров, работ, услуг, либо привести к существующим на дату обоснования НМЦД финансовым и коммерческим условиям закупки указанных работ, услуг на каждой стадии жизненного цикла товара;
  5. определить стоимость жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы, как сумму проиндексированных цен;
  6. сформировать обоснование стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы.

Обоснование НМЦД при закупке работ или услуг, как правило, охватывает оценку большого количества параметров объекта закупки, поскольку объект, создаваемый в результате выполнения работ, должен по всем заявленным заказчиком функциональным и качественным характеристикам отвечать его потребностям.

Рассмотренные в статье методы, рекомендованные к применению при обосновании НМЦД заказчикам, не являются исчерпывающими и диспозитивность норм закона № 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно, исходя из их основных потребностей, устанавливать и иные методы расчета и обоснования НМЦД.

Перечень используемой литературы и источников:

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком»;
  4. Письмо Министерства финансов РФ № 24-01-09/37717 от 16.06.2017 г.;
  5. «Начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ», размещенная на сайте

 

Комментарии закрыты