Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Включение в РНП единственных поставщиков

Остается спорным вопрос о том, следует ли включать в реестр недобросовестных поставщиков компании, которые не исполнили надлежащим образом контракт, заключенный без проведения конкурентной процедуры.

 

 Единого нормативно закрепленного мнения по этому вопросу нет, что ведет к противоречивой практике УФАС.

 

Правовая неопределенность

Как известно, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующий вопросы организации государственных закупок в России, устанавливает как конкурентные способы закупок, такие как конкурс, аукцион или запрос предложений, так и неконкурентные — закупка у единственного поставщика.

При этом возможность выбора неконкурентной процедуры у заказчиков ограничена — имеется закрытый перечень случаев, когда заказчик вправе заключить контракт без проведения конкурентного тендера.

Также 44-ФЗ регулирует порядок действий заказчика в случае, если его контрагент не исполняет обязательств по контракту.

Один из обязательных шагов — подача информации в УФАС для рассмотрения вопроса о включении такого контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом если контракт заключен в результате конкурентного тендера, и подрядчик его не исполнил, он включается в реестр — в этой части противоречий нет.

В отличие от него, вопрос о том, включается ли в него информация о единственном поставщике, в законе напрямую не урегулирован.

Минэкономразвития и Минфин разъясняли этот вопрос в письмах, но и у них нет единства мнений.

Позиция Минэкономразвития России Минэкономразвития России в 2015 году дважды в письмах разъясняло позицию по поводу включения в РНП единственных поставщиков:

- в письме от 20.11.2015 № Д28и-3503 ведомство настаивало на том, что в реестр не включаются сведения о единственных поставщиках, не исполнивших контракты.

Исключение составляли те из них, кто стал единственным в связи с тем, что не состоялись конкурентные процедуры;

- спустя всего месяц, 21.12.2015, ведомство издает письмо № Д28и-3829, где излагает прямо противоположное мнение — информация о любых контрагентах, не исполнивших контракты, включается в РНП.

 

Позиция Минфина России

Позиция Минфина более однозначна: письмом от 25.09.2019 № 24-03-07/73775 ведомство однозначно заявило, что в реестр включается информация о любых контрагентах, не исполнивших контракты.

 

Практика УФАС

Нормативная неопределенность по этому вопросу привела к противоречивой практике УФАС — разные управления склонны принимать прямо противоположные решения по таким заявлениям.

Например, Омское УФАС не рассматривает заявления о включении в РНП единственных поставщиков.

 В то же время Московское УФАС рассматривает такие дела по существу, то есть допускает включение таких компаний в РНП.

 

Возможное решение проблемы правовой неопределенности

Чтобы понять, следует ли УФАС включать в РНП единственных поставщиков, важно разобраться в сути института реестра недобросовестных поставщиков и его назначении. РНП существует, чтобы:

- мотивировать контрагентов госзаказчиков исполнять надлежащим образом обязательства по контракту — попадание в РНП временно препятствует работе на госзаказе и, соответственно, наносит ущерб экономической деятельности компании;

- ограждать заказчиков от недобросовестных компаний — организация в РНП не участвует в тендерах, а значит, не становится контрагентом других заказчиков и не проваливает исполнение их контрактов.

РНП — это способ очистить рынок от недобросовестных компаний и создать условия для эффективной работы заказчиков и выгодного расходования бюджетных средств. Размышляя таким образом, логично включать в реестр всех не исполняющих обязанности контрагентов, в том числе тех, с кем контракт заключен без конкурентного тендера.

С другой стороны, конкурентная процедура — это длинный трудоемкий процесс, предъявляющий массу требований к участникам. В ходе проведения закупки участник многократно проверяется, и выбирается в итоге лучший.

При этом закупка у единственного поставщика не требует, как правило, никакой процедуры и не предполагает объемную проверку будущего контрагента.

Логично, что к победителям конкурентных процедур предъявляются более серьезные требования, а за ненадлежащее исполнение обязательств следует более серьезная ответственность.

С этой точки зрения, очевидно, более соответствует логике закона подход, при котором в РНП включаются только компании, которые не исполнили контракт, заключенный по результатам конкурентного тендера.

 

 

Комментарии закрыты