Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 616

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.04.2020 Г. №616

Постановление Правительства Российской Федерации № 616, вышедшее в свет 30.04.2020 стало логичным звеном в цепи подзаконных актов, направленных на поддержку российских производителей.

Приводить ПП-616 в статье полностью нет никакой необходимости, оно широко растиражировано в СМИ. Ограничимся только ссылкой и приведением отдельных пунктов, которые автор счел нужным сопроводить комментариями.

http://static.government.ru/media/files/H8O4Ig3uSKhLHLY7ABl3b3jEDHGDhaDE.pdf

 

Пунктом 5 ПП-616 допускаются к поставке промышленные товары (промтовары), ОКПД2 которых перечислены в п. 1 - 7, 124 и 125 перечня Приложения к данному Постановлению, при производстве которых использовались только материалы (полуфабрикаты), изготовленные в РФ или ЕАЭС. Сказанное выше касается и промтоваров, используемых и при выполнении работ, оказании услуг, если они передаются заказчику в процессе исполнения контракта.

 

Пункт 10 ПП-616 гласит: если ОКПД2 товара наличествует лишь в перечне Приложения к ПП 616, то участнику закупки (УЗ) достаточно представить (во второй части заявки) только выписку из реестра российской промышленной продукции (назовем его для краткости РРПП) или реестра евразийской промышленной продукции (РЕПП) и номера записей в соответствующих реестрах, если же ОКПД2 товара есть и в перечне Приложения к ПП 616, и в перечне Приложения к ПП 719, помимо вышеуказанной выписки – еще и данные о сумме баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. А если ОКПД2 поставляемого товара есть только в Приложения к ПП 719, то УЗ предоставляет только вышеуказанные данные о сумме баллов.

 

Рассмотрим возможности применения ПП-616 относительно промтоваров, коды ОКПД2 которых отсутствуют в Приложении к ПП-719, то есть случай более простой в плане подготовки заявки.

 

В пункте 15 ПП-616 содержится поручение Минпромторгу, в том числе, утвердить в течение месяца порядок:

- выдачи Минпромторгом РФ разрешения на закупку иностранных промтоваров;

- формирования и ведения РРПП и РЕПП; предоставления выписки из них и её форму;

 

Согласно п. 18 ПП-616 оно вступает в силу с 30 апреля, за исключением пунктов, касающихся автозапчастей. Видимо, формируется очередной реестр (российских автозапчастей и автозапчастей, производимых в странах – членах ЕАЭС) и правительство дает Минпромторгу срок на их ввод в работу. Но это только предположение автора, так что на пунктах ПП-616 с отсроченном вводом в действие далее останавливаться не будем.

 

И тут начинается самое интересное.

 

Минпромторг обязан выпустить приказ, утверждающий порядок формирования реестров и предоставления выписок из них в течение месяца, то есть не позднее 30 мая сего года. В то же время требование о предоставлении таких выписок УЗ вступило в силу с 30 апреля сего года. И заказчики, размещая после праздников тендерную документацию в ЕАИС, включили соответствующие требования в свои извещения. И как же УЗ подавать заявки? Ведь их теперь должны отклонить за непредставление выписок из реестров. А выписки они представить при всем желании не могут, ведь ни самих реестров еще нет, как нет и регламента выдачи выписок (приказ Минпромторга существует в виде проекта).

 

На форумах развернулись бурные обсуждения коллизии в ПП-616. Юристы посоветовали написать обоснования и прикладывать их ко вторым частям вместо выписок из реестров. Делать нечего. Пришлось и автору этих строк готовить обоснование. Тезисы его следующие (ниже приведен пример для одного из промтоваров, ОКПД2 которого есть в перечне Приложения к ПП-616, но отсутствует в перечне Приложения к ПП-719)

 

Так как объект закупки: головные уборы защитные соответствует п. 125 (ОКПД2: 32.199.11.90) перечня Приложения к ПП-616, то должно выполняться дополнительное требование (использования при его изготовлении материалов или полуфабрикатов производства РФ или страны – члена ЕАЭС).

 

Поскольку в перечень промтоваров, установленный ПП РФ от 17 июля 2015 г. N 719 объект закупки 13.92.15.110 не входит, то УЗ обязан прикладывать во второй части заявки только выписку из реестра российской/евразийской промышленной продукции.

В то время как само ПП-616 действует с 30.04.2020 г., в нем содержится поручение Минпромторгу РФ: утвердить в течение 1-го месяца, в т. ч.: регламент ведения РРПП и РЕПП, а также предоставления выписок из них и их формы.

По состоянию на сегодняшний день Минпромторгом РФ выпущен лишь проект приказа о реализации ПП-616 (месячный срок не истек).

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=57565&dst=100148#04154000248708949

На основании изложенного выше, по состоянию на момент подачи заявки УЗ не имеет возможности представить выписку ни из одного из вышеуказанных реестров.

 

В случае допуска и победы в аукционе УЗ предоставит заказчику на этапе исполнения контракта сертификат СТ-1, в котором будет указано, что товары произведены в РФ.

 

Автор статьи предварительно отправляет запрос заказчику, уточняя не будет ли тот отклонять заявку по второй части из-за неполного соответствия требованиям ПП-616, а если времени на подачу запроса уже нет, прикладывает данное обоснование ко вторым частям заявок на все те тендеры, которые проводятся с мая сего года, в соответствии с ПП-616.

Получая официальные, ответы он убеждается в том, что заказчик не будет отклонять заявку за невыполнение требований ПП-616 в той части, в которой их невозможно исполнить.

 

Надо отметить, что юридически подкованные заказчики тоже отметили коллизию. сроков вступления в силу ПП-616 и планируемого выхода приказа Минпромторга и стали в извещениях формулировать запрет по-другому. Можно сказать, что продвинутые заказчики демонстрируют реалистичный подход к исполнению требований ПП-616.

 

Пример 1

 

В извещении к аукциону на поставку штор, опубликованному в ЕАИС указан запрет, в соответствии с ПП-616. При этом требовалось и представление выписок из РРПП или РЕПП в составе заявок и включение cведений из них в контракт.

 

УЗ подал запрос разъяснений, в нем аргументировал невозможность предоставления выписки из несуществующих реестров, сославшись на отсутствие соответствующего приказа Минпромторга. Заказчик внес изменения извещение. Теперь он требовал предоставить сведения из РРПП или РЕПП только на этапе исполнения контракта, прикинув, что приказ Минпромторга выйдет не позднее 30 мая, а контракт будет исполняться победителем в июне. УЗ эти изменения устроили, и он спокойно подал заявку, не опасаясь отклонения по 2-ой части.

 

Дальше загадывать трудно. Если повторится история с реестром радиоэлектронных изделий, то процесс наполнения реестров затянется надолго. Что в этом случае делать заказчикам применительно к данной ситуации? Формально, если в реестре промтоваров (российских или ЕАЭС) той или иной ткани, например, нет, то заказчик может отклонить заявку по второй части. А УЗ докажет в ФАСе или арбитражном суде, что предлагал шляпы из материала российского происхождения или, скажем, белорусского. И вероятность выигрыша дела в таких случаях у истца очень высока, ведь он, не нарушив законодательство о торгах, нарвался на отклонение.

 

И еще одна проблема. Порядок выдачи Минпромторгом разрешений на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара тоже не утвержден, поскольку сам же Минпромторг пока не выпустил вышеупомянутый приказ. Что же делать заказчику, которому необходимо опубликовать процедуру, в которой перечисляются товары, при производстве которых использовались импортные материалы. Если бы вступил в силу приказ Минпромторга, он бы просто указал в извещении, что допускается предложение импортных промтоваров. А без такого разрешения он не имеет права указывать это в закупочной документации, хотя знает, что те или иные материалы в РФ официально не производятся. Все УЗ, в свою очередь, тоже это знают и будут бояться предлагать товары из импортных материалов, хотя они полностью отвечают требованиям технического задания заказчика.

 

Пример 2

В извещении к электронному аукциону на поставку гардинно-тюлевой продукции, опубликованному в ЕАИС указан запрет, в соответствии с ПП-616. В состав перечня, попадающего под запрет, входят как материалы российского, так и итальянского происхождения. При этом все гардины шьются на российском предприятии, российскими лицами. Срок подачи аукциона истекает 1 июня.

 

УЗ подал запрос разъяснений насчет возможности участия, упомянув об отсутствии приказа Минпромторга, регламентирующего выдачу заказчикам разрешений на закупку промтоваров из иностранных материалов.

 

Заказчик ответил, что в курсе об отсутствии вышеуказанного приказа Минпромторга на момент подачи заявки, отклонять её по второй части не будет. УЗ приложил во второй части обоснование невозможности предложения промтоваров, изготовленных только из российских материалов и теперь может не боятся отклонения по вышеуказанному основанию

 

Итак, УЗ остается только подавать запросы разъяснений. А ответы на них могут быть разными, в зависимости от компетентности заказчика. Ведь попадаются заказчики настолько неотесанные в терминологии, что путают даже понятия товара и материала. И, боясь получить подделку, отклоняют заявки по второй части при малейшем сомнении в том, что им поставят импортные промтовары (при этом товар из ЕАЭС их тоже не устраивает). Вряд ли они окажутся способны внимательно проанализировать применяемость такого внушительного по объему Постановление ПП-616. Хотя, конечно, ФАС в курсе проблемы и несомненно встанет на сторону УЗ. А если даже допустить, что отдельные комиссии ФАС не углубятся в проблему, то уж арбитражный суд разберется наверняка, хотя обращаться туда мало радости, ведь процесс может продолжаться многие месяцы. А за это время победитель давно поставит товар, и победа в суде потеряет смысл. Поскольку все УЗ оказываются в одинаковом положении, то если заказчик-перестраховщик отклонит все заявки по вторым частям, то закупка не состоится. Тогда все УЗ будут обжаловать необоснованное отклонение, ссылаясь на коллизию сроков. Но такие явления будут носить единичный характер, к приостановке закупочного процесса в стране это не приведет. Наконец заказчик может обойти ПП-616, указав в перечне хотя бы одну товарную единицу, ОКПД2 которой не входит в перечень Приложения к данному ПП. Способ этот выглядит вполне законным.

 

Пример 3

 

Заказчик разместил извещение об аукционе на поставку занавеса, не указав в нем запрет, предусмотренный ПП-616. УЗ обжаловал в ФАСе документацию. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу пришла к выводу о правоте заказчика: в состав перечня входят как элементы занавеса, ОКПД2 которых попадают под запрет ПП-616, так как находятся в перечне Приложения к данному ПП, так и карнизы, ОКПД2 которых в запретный перечень ни данного Постановления, ни ПП-719 не входят. Поэтому заказчик имел право не применять ПП-616, и, соответственно, и не упомянул его в извещении.

 

Следствием коллизии сроков в ПП-616 может стать временное снижению количества УЗ на процедурах, проводимых в соответствии с данным ПП. Некоторые осторожные УЗ предпочитают участвовать только в тендерах, сроки подачи которых были передвинуты в рамках мероприятий по борьбе с пандемией коронавируса Covid-19. На эти процедуры действие ПП-616 не распространяется, поскольку извещения о них были размещены в ЕАИС до 30.04.2020 г. Но таких процедур уже почти не осталось в ЕАИС, так что рано или поздно даже самым осторожным придется участвовать в текущих процедурах или совсем прекратить участие в торгах. Кто-то будет ждать выхода протоколов рассмотрения заявок других УЗ, чтобы убедиться в том, что заказчик не отклоняет заявки по второй части из-за непредставления выписок из (пока еще несуществующих) реестров или предложения импортного товара. Ведь легко попасть на штраф и потерять обеспечение третьей заявки при повторном отклонении заявки по второй части (в нашем случае по одному и тому же основанию) на одной и той же ЭТП в течение 3-х месяцев (речь идет о процедурах проводимых в соответствии с 44-ФЗ).

 

Что же касается требований частичного исполнения ПП-616, которые приводят в своих извещениях более продвинутые заказчики, тут тоже не все так просто. С одной стороны, можно не сомневаться в том, что приказ Минпромторга выйдет не позднее 30 мая, не станет министерство нарушать ПП-616. Но как быть УЗ? Раньше многие из них покупали, например, шляпную ткань в Китае, потом подсовывали липовый сертификат CТ-1, в котором было указано, что она изготовлена в России, а заказчик не мог доказать, что он липовый. Теперь же возможны только два варианта. Если материал в РФ (или ЕАЭС) производится, то он должен быть в соответствующем реестре промтоваров, а если нет, то в закупочной документации должно быть разрешение на предложение импортных товаров. Третьего не дано. Поскольку производители материала совсем не обязательно являются и производителями изделий из него, формируется цепочка: изготовитель материала – производитель товара – заказчик. В идеале все промтовары российских производителей и производителей из ЕАЭС будут внесены в соответствующие реестры. И производителям продукции придется приобретать именно реестровые материалы. А это позволит кучке зарегистрированных в реестре производителей договориться между собой и взвинтить цены. А если тот или иной материал производит только одно предприятие в РФ или в одной из стран ЕАЭС, то есть является монополистом? Теперь доходы таких предприятий возрастут, ведь поддельный товар заказчик не примет, а проверить, куплен ли он у данного монополиста ему будет очень легко, послав запрос. Кроме того, первым потенциальным УЗ, обратившимся за материалом, как правило, предоставляется скидка, а остальным материал уже предлагается по обычной цене. Теперь после публикации извещений о проведении вкусных процедур они наперегонки будут бросаться заказывать партии материалов, чтобы только получить скидку. Тут уж кто раньше успеет. Но если тот или иной материал изготовляют десятки производителей, проблем с его закупкой под исполнение контракта у УЗ не будет. Кроме того, теперь станет невыгодно содержать подпольные цеха, где гастарбайтеры за нищенскую зарплату или даже только за пропитание или проживание выпускают продукцию, себестоимость которой настолько низка, что организаторам подпольных цехов нипочем даже самые большие снижения. Сказанное выше особенно касается тендеров на поставку швейной продукции. Ведь раньше достаточно было теневикам поставить в гараже или подвале несколько швейных машин, посадить за них гастарбайтеров и наладить едва ли не круглосуточное производство занавесов и штор, например, из контрабандного китайского материала. Теперь же полученную таким способом продукцию использовать для исполнения контрактов они уже не смогут. С этой точки зрения выход ПП-616 можно только приветствовать. Удар по теневой экономике наносится серьезный.

 

Что же касается коллизии сроков в ПП-616, она пока не привела к существенным проблемам. Однако, если реестры российских и евразийских промтоваров (когда начнется их ведение) не будут оперативно пополняться, недоразумений не избежать, а, следовательно, и всплеска обращений в ФАС и даже в арбитражные суды. И лишь со временем ситуация нормализуется.

 

Комментарии закрыты