Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг

Смотрите в этом материале:

Общие положения

Запреты на допуск к закупкам

Ограничения и условия допуска к закупкам

Применение к закупкам у единственного контрагента НПА о запретах и ограничениях допуска к закупкам

Распространение запретов и ограничений на допуск к закупкам на товары, работы, услуги из ЕАЭС

Распространение ограничений на допуск к закупкам на товары из ДНР, ЛНР

Общие положения

Внимание

В силу ч. 7 ст. 14 Закона N 44-ФЗ положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ не применяются при закупках:

- органами внешней разведки РФ в целях обеспечения безопасности государства (п. 1 ч. 7 ст. 14 Закона N 44-ФЗ);

- органами федеральной службы безопасности в целях обеспечения безопасности государства (п. 2 ч. 7 ст. 14 Закона N 44-ФЗ);

- органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны (п. 3 ч. 7 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Если указанными актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики при наличии таких обстоятельств размещают в единой информационной системе (далее - ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки указанного обоснования, а также требования к его содержанию.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Особенности закупок для целей достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров рассмотрены в отдельном материале.

При установлении запретов и ограничений заказчикам следует учитывать позицию СК по экономическим спорам ВС РФ, изложенную в определении от 13.03.2019 N 309-КГ18-16754.

ВС РФ рассмотрел ситуацию, когда заказчик в рамках одной закупки приобретал услуги, в отношении которых запреты и ограничения допуска не установлены, а также товары, входящие в Перечень медизделий, в отношении которых ограничение допуска установлено постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.

Заказчик не установил в отношении приобретаемых товаров ограничение допуска, предусмотренное указанным Постановлением, поскольку полагал, что ограничение применяется только к контрактам на поставку исключительно товаров.

Однако ВС РФ посчитал, что заказчик обязан был установить это ограничение, несмотря на то, что контракт по итогам закупки является смешанным договором, содержащим элементы договора купли-продажи товара и договора возмездного оказания услуг.

По нашему мнению, позиция ВС РФ должна учитываться заказчиками при закупке любых товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, одновременно с услугами, в отношении которых запретов и ограничений не установлено.

В настоящее время на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приняты перечисленные ниже нормативные правовые акты, устанавливающие запреты на допуск к закупкам, а также ограничения и условия допуска к закупкам*(1).

Запреты на допуск к закупкам

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236), которым установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, за исключением государств - членов ЕАЭС, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Случаи, когда запрет на допуск не применяется, указаны в п. 2 Постановления N 1236.

Случаи, на которые запрет не распространяется, перечислены в пп. 3 и 4 Постановления N 1236.

В п. 2.1 Постановления N 1236 установлено, что понимается под программным обеспечением для целей его применения.

В письмах Минцифры России изложена позиция ведомства о применении Постановления N 1236 при закупке техники со встроенным программным обеспечением (письмо от 28.04.2023 N П11-01-04-200-32064), камер видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением (письмо от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501).

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616), которым установлены:

- запрет на допуск к закупкам промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), по перечню согласно Приложению к Постановлению 616 (далее - Перечень) (п. 1 Постановления N 616);

- запрет на допуск к закупкам для нужд обороны страны и безопасности государства (см. п. 14 Постановления N 616) промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов ЕАЭС) (п. 2 Постановления N 616).

Как указано в п. 4 Постановления N 616, запреты распространяются в том числе на товары:

- поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;

- являющиеся предметом лизинга.

Запреты не применяются в случаях, перечисленных в п. 3 Постановления N 616.

О применении абзаца второго подп. "а" п. 3 и п. 11 Постановления N 616 (закупка иностранного товара из Перечня с разрешения Минпромторга России) см. письмо Минпромторга России и ФАС России от 12.08.2022 NN УА-77839/12, ПИ/76184/22.

Ограничения и условия допуска к закупкам

Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).

Позиция ВС РФ, изложенная в определении от 13.03.2019 N 309-КГ18-16754, об одновременной закупке товаров, включенных в названный Перечень, и услуг, в отношении которых запретов и ограничений допуска к закупкам не установлено, приведена выше.

О закупках по кодам ОКПД2 32.50.30.110, 20.20.14.000, 28.25.14.110 смотрите в письме Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389.

Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102).
Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832).
Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878)).

О применении Постановления N 878 см. также п. I письма ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20, разъяснения Минпромторга России от 10.09.2021, письмо Минфина России от 15.07.2022 N 24-06-06/68443, письмо ФАС России от 31.10.2022 N ДФ/99397/22.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, которым установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Перечень ЖНВЛП утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.

Подробно ограничения, предусмотренные названным Постановлением, рассмотрены в отдельном материале.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, которым утвержден Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в отношении которых установлены ограничения допуска к закупкам (далее - Перечень, Постановление N 617).

Ограничения допуска распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (п. 4 Постановления N 617).

В случаях, указанных в пп. 11 и 12 Постановления N 617, ограничения не применяются.

О закупках по кодам ОКПД2 32.50.30.110, 20.20.14.000, 28.25.14.110 смотрите в письме Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389.

Применение к закупкам у единственного контрагента нормативных правовых актов о запретах и ограничениях допуска к закупкам

Из содержания перечисленных выше нормативных правовых актов, устанавливающих запреты и ограничения на допуск к закупкам, следует, что:

- нормативные акты, устанавливающие запреты на допуск, распространяются и на случаи осуществления закупок у единственного контрагента (в том числе и на закупки, осуществляемые на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В частности, о закупке на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ товаров, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением N 616, см. письмо Минфина России от 01.12.2022 N 24-06-06/117806;

- нормативные акты, устанавливающие ограничения и условия допуска, к закупкам у единственного контрагента не применяются.

Распространение запретов и ограничений на допуск к закупкам на товары, работы, услуги из ЕАЭС

По смыслу ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запреты и ограничения на допуск иностранных товаров, работ, услуг, установленные на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, не распространяются на товары, работы, услуги, в отношении которых применяется национальный режим при осуществлении закупок в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.

К таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок - приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Распространение ограничений на допуск к закупкам на товары из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики

В настоящее время отдельно установлено, что не применяются установленные Правительством РФ ограничения и условия допуска к закупкам товаров из ДНР, ЛНР только в:

- постановлении Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289;

- постановлении Правительства РФ от 22.08.2016 N 832.

______________________________

*(1) Нормативные правовые акты, принятые на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства РФ, и в течение 3 рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в ЕИС (ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

 

 

Комментарии закрыты