Изменения в порядке рассмотрения контрольным органом жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля в соответствии с положениями 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, ФЗ № 44-ФЗ)


С 01 января 2022 года вступили в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ № 360-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, её упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

Относительно вопроса обжалования закупок в контрольный орган следует отметить следующие существенные изменения:

-          с 01 января 2022 года жалобы на электронные закупки подаются исключительно через функционал ЕИС;

-          на одну и ту же редакцию извещения или описания объекта закупки можно подать только одну жалобу;

-          если при проведении закупки была предусмотрена универсальная предквалификация, обжаловать действия субъекта контроля могут только те участники, кто ей соответствует.

При проведении конкурентных способов, а также при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в ЕИС жалобы, контрольный орган в сфере закупок – ФАС России либо ее территориальный орган размещает посредством ЕИС информацию (часть 8 статьи 105 ФЗ № 44-ФЗ):

1) о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи;

2) об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если:

а) жалоба подана с нарушением требований статьи 105 ФЗ № 44-ФЗ;

б) по жалобе на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Согласно части 9 статьи 105 ФЗ № 44-ФЗ не позднее трех часов с момента размещения в реестре жалоба ЕИС вышеуказанной информации, участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту (субъектам) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, с использованием единой информационной системы направляются:

1) уведомление о размещении в таком реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 ФЗ № 44-ФЗ. В случае обжалования действий (бездействия) контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок, членов этой комиссии такое уведомление направляется заказчику, уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, наделенным полномочиями в соответствии со статьей 26 ФЗ № 44-ФЗ. Уведомление, предусмотренное настоящим пунктом, считается надлежащим уведомлением участника закупки, подавшего жалобу, субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу;

2) уведомление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению.

Таким образом, с 01.01.2022 антимонопольный орган не направляет уведомление о принятии жалобы к рассмотрению в адрес субъектов контроля на адрес электронной почты, а формирует информацию исключительно посредством функционала ЕИС, которая в последующем отображается в закрытой части пользователя ЕИС (заказчика, уполномоченного органа).

Также следует обратить внимание на то, что лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, а также от имени заказчика - субъекта контроля, действия (бездействие) которого обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи (далее - ВКС) при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи (часть 2 статьи 106 ФЗ № 44-ФЗ).

Вместе с тем согласно пункту 3.26 приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» полномочия представителя субъекта контроля либо участника закупки при рассмотрении жалобы по существу должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом. На заседание Комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Просим учитывать настоящие рекомендации при реализации органами местного самоуправления своих полномочий и настоятельно рекомендует заблаговременно сообщать в адрес антимонопольного органа сведения о действующих на основании доверенности должностных лицах субъектов контроля, которые выражают намерение участвовать в заседании комиссии антимонопольного органа посредством ВКС, а также указывает на необходимость предъявления в заседании комиссии данными должностными лицами документов, удостоверяющих личность (паспорта, служебного удостоверения и т.п.).