Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Запрет на включение в описание объекта закупки по Закону N 44-ФЗ требований к участникам закупки

Описание объекта закупки заказчик включает в:

- извещение об осуществлении закупки при открытых конкурентных закупках (электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок) (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);

- документацию о закупке при закрытых конкурентных закупках (закрытый конкурс, в том числе электронный, закрытый аукцион, в том числе электронный) (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для исполнения контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ.

Для правильного понимания данной нормы необходимо, на наш взгляд, учитывать следующее.

С одной стороны, требования к участникам закупки, как обязательные, так и те, которые заказчик вправе установить по своему усмотрению, перечислены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, причем исчерпывающим образом - заказчик не вправе устанавливать иных требований (ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Несоответствие этим требованиям является основанием для отстранения участника закупки в конкретной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказа от заключения с ним контракта (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в частности, допускает установление Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок в виде требований к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

С другой стороны, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ является одним из критериев оценки заявки. Заметим, что в данном определении понятие "квалификация участника закупки" включает в себя и его деловую репутацию, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых (специалистов той или иной квалификации), финансовых и других ресурсов

Таким образом, на наш взгляд, очевидно, что в речь идет о запрете установления под видом требований к товарам требований к участникам закупки, перечисленных в ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, если подтверждение соответствия им выступает в качестве условия допуска к участию в той или иной процедуре закупки, либо в качестве условия заключения контракта по итогам такой процедуры. В то же время при проведении конкурсов квалификация участников закупки выступает в качестве одного из критериев оценки заявки участника, когда соответствие участника закупки установленным требованиям может сделать его победителем.

Отдельно выскажемся по поводу "требований к производителю". Закон N 44-ФЗ в любом случае не позволяет ограничить число участников производителями товаров, и сама ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не говорит о таком ограничении. Поэтому в данном случае, по нашему мнению, в ней фактически также говорится о требованиях к участнику, частично дублируя запрет на установление требования к наличию производственных мощностей. То есть запрещается требовать, чтобы участник или производил товар сам и его производственные мощности соответствовали тем или иным требованиям, либо чтобы он заключил договор с иным лицом, располагающим такими производственными мощностями.

 

 

Комментарии закрыты