Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Выбор ОКПД 2 — типовые ошибки заказчиков при размещении извещений о закупках, описании объекта закупки в соответствии с 44-ФЗ

Аббревиатура ОКПД расшифровывается как "Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности". Каждый товар, который производят или услуга, которую оказывают, соответствуют определенной позиции из ОКПД 2. Система стандартизации продукции в России построена на основе классификации, принятой в странах ЕЭС.

Для организации и участия в закупках Заказчики и Участники торгов должны правильно определять, узнавать, уточнять, применять коды ОКПД 2.

Код ОКПД 2 может быть указан до девяти знаков. Каждые дополнительные цифры уточняют содержание и, в конечном итоге, приводят к конкретной продукции или группе товаров, или услуг.

Заказчиком:

- используется при составлении идентификационного кода закупки (ИКЗ), который состоит из 36 цифр и включает в себя часть кода ОКПД2 (30-33 разряд) из первых четырех цифр.

Например, если ИКЗ 232380817461338080100100730016810412, то по 30-33 разряду можно определить, что закупают 68.10. Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков, в него включат первые четыре цифры ОКПД 2 - 68.10.11.000; для регистрации контракта в ЕИС, извещении о закупке необходим Заказчику полный 9-ти значный код ОКПД 2

- используются номера ОКПД 2 в извещении о закупке, плане-графике, для выбора способа закупки (аукцион, конкурс), для применения национального режима в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, реализации нормы о квотировании, обоснования НМЦК , соотнесения позиции с КТРУ (Каталог товаров работ и услуг)

Участником:

- используется для автоматического поиска в ЕИС потенциально-возможных процедур для участия в торгах, для ведения бухгалтерского учета, электронной приемки, статистики, анализа.

В сервисе доступно три вида поиска информации: по коду ОКПД 2, по названию и по ключевому слову. Введите любой параметр - и сервис моментально найдёт все подходящие под запрос коды, в том числе и те, которые входят в группировку (класс, подкласс, группу и т.д.). Если у найденной категории есть ограничения, запреты, преимущества или другие особенности по закупкам, они будут отмечены в соответствующем столбце таблицы галочкой или цифрой.

 

Риски Заказчиков при неправильном (ошибочном) выборе позиции ОКПД 2. Всегда ли ошибки приведут к отмене закупки, штрафу и иным негативным последствиям?

Обычно такие ошибки допускаются Заказчиками, когда коды товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) из ОКПД 2 взаимоувязаны, похожи, смешанные и ТРУ могут соответствовать двум кодам ОКПД 2 одновременно. Однако при выборе способа закупки очень важно определить максимально точно код, чтобы не нарушить законодательство в части выбора процедуры торгов.

 

Позиция Регулятора

Вопрос: О выборе кода ОКПД 2 для определения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при архитектурно-строительном проектировании.

В соответствии с частью 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.

Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) содержит Перечень кодов ОКПД 2 товаров, работ, услуг, которые необходимо закупать на электронном аукционе.

Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.

Отвечая на конкретный вопрос регулятор установил, что Перечень содержит "Здания и работы по возведению зданий" (код 41.2 ОКПД 2), "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" (код 42 ОКПД 2), "Работы строительные специализированные" (код 43, кроме 43.13). При этом архитектурно-строительное проектирование содержится в нескольких кодах ОКПД 2, в том числе в кодах 42, 71 классов, подкласса 41.1.

По мнению регулятора, учитывая имеющуюся неопределенность в отнесении работ по архитектурно-строительному проектированию к конкретному коду ОКПД 2, считает, что заказчик вправе осуществить такую закупку путем проведения электронного аукциона или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, в том числе открытого конкурса.

При этом Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода, заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

(Письмо Минфина России от 9 июня 2017 г. N 24-03-08/36404 "О рассмотрении обращения")

 

Позиция контролера

Частью 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии со ст. 47 Закона N 44-ФЗ, в случае нарушения положений закона, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

ФАС России обращает внимание, что выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.

При этом, в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень, заказчик в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.

(Письмо ФАС России от 13 марта 2019 г. N ИА/19176/19 "По вопросу о нарушениях при выборе способа определения поставщика в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)

 

Пунктом 13 постановления Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации" также установлено, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Примеры рассмотрения жалоб в ТО ФАС

 

Решение Управления ФАС по Московской области от 6 декабря 2022 г. N 050/06/105-45481/2022

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом выбран код ОКПД2 на оказание услуг - обеспечение питанием и проживанием лиц, проходящих спортивную подготовку.

Согласно извещению о проведении Аукциона, Заказчиком установлен код ОКПД2 93.19.11.000 - "Услуги по содействию в подготовке спортивных и развлекательных мероприятий".

Заказчик пояснил выбор кода для закупаемых услуг - был установлен код ОКПД2 93.19.11.000 "Услуги по содействию в подготовке спортивных и развлекательных мероприятий". Эта группировка включает: - услуги, связанные с деятельностью по содействию и подготовке спортивных мероприятий при наличии или отсутствии спортивных сооружений.

В решении УФАС отмечено, что код ОКПД 2 не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара.

Согласно подп. 19 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

Таким образом, выбор ОКПД2 93.19.11.000 связан с отраслевой спецификой деятельности Заказчика, не приводит к нарушению законодательства о закупках, прав и законных интересов Заявителя.

Контролерами проанализирован, предложенный Заявителем КОД ОКПД2 55.10.10 "Услуги по предоставлению временного жилья для посетителей с обеспечением ежедневной уборки номера", однако он не может быть использован в связи с тем, что эта группировка:

- включает услуги по предоставлению временного жилья, состоящие в предоставлении номеров или мест для проживания с обеспечением ежедневной уборки номера и прочих услуг для лиц, находящихся вдали от своего места проживания, оказываемые, например, гостиницами, курортными гостиницами, мотелями, оздоровительными центрами или гостиницами с конференц-залами и аналогичными учреждениями, обычно на дневной или недельной основе;

- не включает услуги по питанию".

Следовательно, не соответствует потребности Заказчика.

Жалоба признана необоснованной.

 

Решение Управления ФПС по Санкт-Петербургу от 20 января 2023 г. N 44-226/23

Заказчиком указан код согласно ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".

По мнению подателя жалобы, данным товарным позициям соответствует иной код ОКПД 2.

Заказчик пояснил, что при формировании объекта закупки он не руководствовался регистрационными удостоверениями конкретных медицинских изделий, а учитывал исключительно наименования и характеристики медицинских изделий, соответствующих его потребностям, при этом указанные коды ОКПД2 в наибольшей степени соответствует закупаемому товару.

В данной спорной ситуации контролерами и подателем жалобы не установлены факты намеренного уклонения установления иного кода ОКПД 2 закупки, с целью избежать проведения иных конкурентных процедур, ограничить количество участников.

Жалоба признана необоснованной в части выбора ОКПД 2.

 

Обзор судебной практики

 

Постановление АС Московского округа от 07.11.2019 N Ф05-19605/2019

Предмет спора: Заказчик при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре выбрал необоснованный способа определения исполнителя путем проведения открытого конкурса, из-за неверного установления кода ОКПД2.

Суды указали, что при определении способа определения поставщика определяющим фактором является предмет государственного контракта, то есть предусмотренный в техническом задании (описании объекта закупки) перечень оказываемых услуг, но не желание Заказчика провести закупку в конкретной форме и присвоение ей того или иного наименования, а равным образом, наличие созданных уполномоченным органом шаблонов и проектов документов - не на основании иных, формальных атрибутов закупки.

Способ определения поставщика, в свою очередь, соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. От верного избрания такого атрибута закупки, как код ОКПД, зависит способ проведения закупки, а потому и конкурентоспособность предложений участников

Предмет контракта - заключение контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре

Заказчиком был избран код по ОКПД 80.20.10.000, т.е. "Услуги систем обеспечения безопасности". При этом, услуги по названному коду имеют специфический характер в силу особенностей и социальной значимости их оказания, поскольку из расшифровки услуг по упомянутому коду следует, что речь идет об охранных и противопожарных услугах. "Услуги систем обеспечения безопасности" включает в себя услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб; услуги дистанционного мониторинга. Судами верно указано, что в группировку услуг по виду 80.20.10 могут быть включены услуги, связанные с наладкой функционирования сигнальной охранной и противопожарной аппаратуры, ремонтом указанной аппаратуры, а также обеспечением прохождения соответствующих сигналов в правоохранительные и противопожарные службы.

Проанализировав, техническое задание Заказчика, локальные сметы судами указано, что иные работы, связанные с функционированием и ремонтом оборудования (как механического, так и электронного), должны относиться к классу 33 "Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования", включающего в себя соответствующие услуги в отношении ремонта оборудования абсолютно любого назначения. То есть, поименованные заказчиком услуги по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре прямо отнесены к группировке 33.12 "Услуги по ремонту оборудования", включающая в себя услуги по ремонту оборудования любого предназначения, закупки подлежат осуществлению в форме электронного аукциона, а не конкурса.

Следовательно, закупка проведена с нарушениями.

 

Постановление Седьмого ААС от 21 декабря 2021 г. N 07АП-6096/21

Предмет контракта - совместный открытый конкурс в электронной форме "Оказание услуг по комплексному обслуживанию здания и прилегающих к зданию дворовых территорий"

В Перечень N 471-р входит код 81.22.11 "Услуги по мытью окон", 81.29.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации".

Материалам дела подтверждается, что заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме был определен код ОКПД2 - 81.29.19.000 "Оказание услуг по комплексному обслуживанию здания и прилегающих к зданию дворовых территорий".

Между тем, согласно извещению, в описании объекта закупки отражены работы по мойке окон, дезинфекция помещений туалетных комнат, которые включены в Перечень N 471-р. А в случае если в предмете закупки содержатся услуги (товары, работы), включенные и не включенные в Перечень N 471-р, заказчик в соответствии с осуществляет закупку путем проведения электронного аукциона.

Следовательно, закупка проведена с нарушениями.

 

 

Комментарии закрыты