Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ОКПД-2 или КТРУ

При формировании информации о закупаемом товаре, работе, услуге в извещении о закупке и документации о закупке заказчики используют коды ОКПД-2 или КТРУ.

В данной статье мы рассмотрим основные правила использования ОКПД-2 и КТРУ и способы поиска нужного кода заказчиком.

ОКПД-2 и КТРУ: базовые понятия

Классификатор ОКПД-2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД – 2) входит в состав национальной системы стандартизации РФ и используется для описания объекта закупки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Структура ОКПД2 иерархическая, код состоит из 2 – 9 цифровых знаков:

ХХКласс
ХХ.ХПодкласс
ХХ.ХХГруппа
ХХ.ХХ.ХПодгруппа
ХХ.ХХ.ХХВид
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0Категория
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХПодкатегория

Заказчик самостоятельно выбирает код ОКПД-2 и от выбранного кода зависит, какие нормативно-правовые акты, принятые во исполнение требований Закона №44-ФЗ, будут использоваться в данной закупке. Речь идет о выборе способа закупки, об установлении запретов и ограничений иностранной продукции, предоставлении преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы или организациям инвалидов, применении типовых контрактов и т.д.

Штрафы

КоАП РФ не предусматривает ответственности за неверное указание кодов ОКПД-2, но нарушения и ответственность могут возникнуть в случае, если код выбран с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода (см. письма Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 № Д28и-344, от 18.04.2016 № Д28и-1033, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2015 г. N Ф05-8399/15 по делу N А40-201214/2014).     

КТРУ (каталог товаров, работ, услуг) – это перечень товаров (работ, услуг), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД-2.

Закон №44-ФЗ ссылается на КТРУ в ч.6 ст. 23. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. №145 утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.  ПП N 145.

Как формируются позиции Каталога?

Код КТРУ основывается на коде ОКПД-2 (п.12 Правил).

Первые 9 разрядов кода позиции каталога состоят из кода ОКПД2, последние 5 разрядов кода -порядковый номер позиции каталога, относящейся к одному коду ОКПД2 в формате от 00001 до 99999 в пределах соответствующего кода ОКПД2.

Если дата начала обязательного применения позиции уже наступила, то заказчик при применении кода КТРУ должен использовать следующую информацию по позиции каталога:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицу измерения (при наличии);

в) описание (при наличии).

Код ОКПД-2 составляет первую часть кода позиции КТРУ, а также включается в раздел справочная информация. Но справочная информация не является обязательной к применению, не описывает объект закупки. Следовательно, если позиция КТРУ содержит код ОКПД-2, который отличается от указанного в заявке участника, данный факт не является основанием для отклонения заявки участника. Приведенные разъяснения даны Минфином России в письме от 11.06.2020 № 24-06-05/51015.

Как применять КТРУ?

1).  Информация о товаре из КТРУ используется заказчиками в извещениях об осуществлении закупки, приглашениях к участию в закупке, документации о закупке, контрактах, реестре контрактов (пп. «а» п. 2 Правил использования КТРУ).

2). Заказчики описывают объект закупки в извещении, приглашении, документации о закупке согласно КТРУ (пп. «б» п. 2 Правил использования КТРУ).

3). Информация из КТРУ (наименование товара, единица измерения, описание) обязательна для применения с даты начала ее обязательного применения, указанной в позиции КТРУ (п. 4 Правил использования КТРУ).

4). Если дата обязательного применения еще не наступила, заказчик вправе пользоваться информацией по позиции из КТРУ (п. 3 Правил использования КТРУ).

5). Если позиция, соответствующая объекту закупки, есть в КТРУ и обязательна для применения, то заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции каталога (п.5 Правил использования КТРУ). При этом заказчик обязан включить в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации (п. 6 Правил использования КТРУ). Заказчик не вправе указывать дополнительные характеристики в таких случаях (п.5 Правил использования КТРУ):

– при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, при условии установления ограничения на допуск иностранной радиоэлектронной продукции;

− при закупке отдельных видов объектов, в отношении которых предусмотрены особенности их описания Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (на данный момент такие особенности установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 по лекарственным препаратам для медицинского применения).

6). Если необходимой позиции для товара в КТРУ нет, то заказчик описывает объект закупки по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования КТРУ). В этом случае в качестве кода указывается код ОКПД-2 (см. письма Минфина России от 11.01.2019 N 02-06-10/556 и от 12.02.2020 N 24-06-05/9326).

7). Если подходящая для товара (работы, услуги) позиция в КТРУ есть, но в ней нет характеристик, то заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии со ст.33 Закона №44-ФЗ, используя наименование товара и единицу измерения, содержащиеся в позиции КТРУ.

8). До наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик вправе использовать описание товара согласно ст. 33 Закона № 44-ФЗ. КТРУ в этом случае не применяется (п. 9 Правил использования КТРУ).

9) В одну закупку можно включать товары, которые есть в КТРУ и которые в КТРУ нет, но для тех позиций, по которым КТРУ есть, необходимо применять информацию (наименование товара, единица измерения, описание), содержащуюся в каталоге (п.8 Правил использования КТРУ).

10). Заказчик обязан использовать КТРУ и при закупках у единственного поставщика.(пп. «а» п.2 Правил). Учитывая то, то в п.5 Правил закупка у единственного поставщика не упомянута, следовательно, при закупке у единственного поставщика заказчик может использовать описание и характеристики только из Каталога ТРУ в ЕИС, а дополнительные характеристики использовать нельзя.  

Как заказчику выбрать ОКПД-2 или КТРУ?

Как мы отмечали ранее, если необходимой позиции для товара в КТРУ нет, то заказчик описывает объект закупки по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования КТРУ) и указывает коды ОКПД2. Но если в КТРУ позиция есть и у нее наступила дата обязательного применения, то необходимо использовать позицию из Каталога.

Полный классификатор ОКПД-2 содержится в приказе Росстандарта от 31.01.2014г. №14-ст и подобрать подходящую позицию можно непосредственно в этом приказе.      Каталог ТРУ размещен в ЕИС на вкладке «Каталог» по адресу https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/start/startPage.html. Он разделен по категориям. Система позволяет произвести поиск по наименованию товара или коду ОКПД-2. Сложности в использовании возникают, если заказчик не знает кода ОКПД-2 или точного наименования объекта закупки. Например при поиске подходящей позиции КТРУ для обычной батарейки АА по запросу «элемент питания» система находит 60 наименований, включающих указанные слова, многие из которых совершенно не соответствуют объекту закупки.

Сэкономить время и выбрать правильный код КТРУ или ОКПД-2 позволяет программа Эконом-Эксперт. Удобный справочник ОКПД-2/КТРУ подберет по названию сразу несколько подходящих кодов для объекта закупки, а также сразу проверит их на действующие запреты, ограничения, преференции и типовые контракты. А если есть вопросы по применению поставлений, то-программа выдаст рекомендации.

Административная практика

Наиболее распространенные нарушения, связанные с использованием ОКПД-2 и КТРУ приведены в таблице:

НарушенияПримеры
Не использование информации из КТРУ после наступления даты начала обязательного примененияРешение Смоленского УФАС от 09.04.2018 № 40/18-ГЗ/Ж;

Решение Ульяновского УФАС России от 27.04.2018 № 14 863/03-2018;

Решение УФАС по Чувашской Республике №06-06/2113 (13-ВП-2019) от 26.03.2019;

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26 мая 2021 г. N 032/06/33-536/2021;

Включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик без соответствующего обоснования  Решение УФАС России по Краснодарскому краю от 10.04.2018 по делу № ЭА -491/2018;

Решение УФАС по Республике Карелия по делу № 010/06105-128/2019 от 22.03.2019;

Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 ноября 2019 г. N 19/44/105/3029;

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 марта 2021 г. N ТО002/06/105-378/2021

Включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара при закупке радиоэлектронной продукции, входящей в перечень по ПП №878, в отношении которой установлены ограничения допуска иностранной продукции Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 мая 2021 г. N 024/06/105-1088/2021
Указание в извещении о закупке и документации о закупке противоречивой информации относительно наименования объекта закупки в соответствии с кодом ОКПД-2Постановление по делу об административном правонарушении № А60-7.30/18 от 03.05.2018 9 (УФАС по Республике Тыва)
Выбор несоответствующей позиции КТРУ заказчиком, что привело к неправильному применению национального режима в закупкеРешение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 мая 2021 г. N 054/06/23-898/2021

 

Комментарии закрыты