Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ДОПУСК СРО В ЗАКУПКАХ

ОТМЕНА ДОПУСКОВ СРО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

С 1 ИЮЛЯ 2017 ГОДА: ЧТО ДЕЛАТЬ ЗАКАЗЧИКУ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 24.04.2018.

  1. Что нужно знать о реформе СРО в сфере строительства.
  2. Как с 1 июля провести конкурентную закупку работ по инженерным изысканиям или проектированию.
  3. Как с 1 июля провести аукцион на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК более 3 млн руб.

3.1. На что обратить внимание в извещении, документации, проекте контракта.

3.2. На что обратить внимание при проверке вторых частей заявок.

  1. Как с 1 июля провести аукцион на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК 3 млн руб. и менее.

С 1 июля вступают в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. Данные изменения должны учесть и заказчики по Закону N 44-ФЗ.

1. Что нужно знать о реформе СРО в сфере строительства  

Шесть главных изменений, о которых нужно знать заказчику, таковы:

- допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, с 1 июля не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня;

- участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;

- участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Есть два исключения.

Первое - такое же, как для проектно-изыскательских работ (касается только унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием).

Второе предусмотрено для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.;

- субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);

- член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;

- СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

2. Как с 1 июля провести конкурентную закупку работ по инженерным изысканиям или проектированию 

При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации укажите следующие требования:

1) участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;

2) участник закупки - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выбрать подходящие):

а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);

б) особо опасных, технических сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) объектов использования атомной энергии;

3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

4) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;

5) в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта позиция встречается и в практике контрольных органов (Решение Вологодского УФАС России от 13.12.2017 N 04-11/330-17, 5270).

В проекте контракта рекомендуем указать условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3.1 На что обратить внимание в извещении, документации, проекте контракта 

При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства в извещении и документации укажите следующие требования (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):

1) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

2) участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выбрать подходящие):

а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);

б) особо опасных, технических сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) объектов использования атомной энергии;

3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

4) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;

5) во второй части заявки участник аукциона должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Такая же позиция встречается в практике контрольных органов (Решение ФАС России от 19.01.2018 N 223ФЗ-25/18, Решение ФАС России от 05.12.2017 N КГОЗ-427/17, Решение Краснодарского УФАС России от 08.08.2017 по делу N ЭА-1851/2017, Решение Алтайского краевого УФАС России от 08.08.2017 по делу N 544/17, Решение Бурятского УФАС России от 28.06.2017 N 04-50/187-2017).

Кроме того, нужно сделать оговорку, что все перечисленные выше требования не распространяются:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52ГрК РФ;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

В проект контракта рекомендуем включить условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

3.2. На что обратить внимание при проверке вторых частей заявок 

Если во второй части заявки не окажется выписки из реестра членов СРО, не спешите отклонять заявку. Возможно, участник не обязан состоять в СРО.

Например, НМЦК аукциона 3,15 млн руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,87 млн руб. В заявке участника, сделавшего такое предложение, нет выписки из реестра СРО. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять выписку.

(Решение Пермского УФАС России от 08.08.2017 по жалобе N 012159)

При проверке выписки из реестра членов СРО обратите внимание на поле "дата": выполнил ли участник требование о давности выписки? Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Например, если подача заявок заканчивается 17 июля, а выписка выдана 5 июня, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

В графе 3 не должно быть сведений о том, что участник аукциона исключен из СРО.

В графе 4 нужно проверить, имеет ли право участник аукциона выполнять закупаемые работы.

В графе 6 обратите внимание на информацию о том, соответствует ли указанный в ней уровень ответственности цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн руб. Заявку этого участника нужно отклонить, так как предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб.

4. Как с 1 июля провести аукцион на строительство, реконструкцию, капремонт с НМЦК 3 млн руб. и менее 

С 1 июля для того, чтобы исполнять контракты на сумму 3 млн руб. и менее, организации или ИП не обязаны состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта. Проверьте, чтобы в извещении, документации, проекте контракта не было требований о членстве в СРО или наличии допусков СРО.

Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".

 Определения понятий "объект капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогич ные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

Техническое обслуживание зданий

В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8). Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (пункт 10). В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения. Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. В приложениях N 7 и 8 к данным правилам и нормам приведены рекомендуемые перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и пример- ный перечень работ, производимых при капиталь- ном ремонте жилищного фонда. Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование. При изложенных обстоятельствах абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 Письма, которым установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту, не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений. Вопреки доводам Минэкономразвития России и ФАС России оспариваемое положение, предписывающее предъявление к участникам закупки работ по текущему ремонту дополнительных требований, указанных в позиции 2 приложения N 1 к Постановлению от 4 февраля 2015 г. N 99, содержит правовую норму (правило поведения), обязательную для неопределенного круга лиц, рассчитанную на неоднократное применение, направленную на урегулирование отношений в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это следует также из ответа Минэкономразвития России от 29 декабря 2015 г. N 38392-ОФ/Д28и, данного Минюсту России, согласно которому Письмо подготовлено в целях обучения и методического сопровождения деятельности сотрудников ФАС России и органов по регулированию контрактной системы субъектов Российской Федерации.

 

Комментарии закрыты