Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

КАРТЕЛЬ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

ЗАЯВКА НА СЛОЖНУЮ (чужую) ЗАКУПКУ

Наверное, все поставщики, участвующие в государственных закупках, раньше или позже задаются вопросом: «А как-же другие, проникают на неконкурентные закупки». На электронных торговых площадках периодически, попадаются закупки, с одним участником, или нулевым снижением. ФАС, периодически грозит пальцем, обещает вычислить участников картелей, использовать всю мощь вычислительной техники и объединить все имеющие в природе базы данных.

Управляемых закупок, заточенной документации меньше не становится. Придумывают всё новые и новые способы нарушения закона о закупках. Наверное, самые креативные умельцы, пользуясь формальным отношением к подобным нарушениям местного УФАС, находятся в Санкт-Петербурге. Многочисленные арбитражные суды, подходят более взвешенно, к подобным нарушениям и разрушают подобные схемы.

ФАС России, обещает вычислять картели программным способом.

ПРИЧИНЫ

Практика же показывает, что крупные картели, завязаны на государственные корпорации, а с мелкими ФАС не связывается, так как работы много, а ущерб слишком мал.

Способ определения НМЦК, основываясь, на статистике предыдущих контрактов, также вызывает вопросы. Если исходить из мысли, что предыдущие контракты, заключались в результате конкурентных торгов, то маржинальность там уже не высока, то есть цена контрактов уже близка к себестоимости. Взяв эти цены, как основу для новых контрактов и запустив опять конкурентную процедуру, мы опять со снижением. И так несколько раз. Получается, что на государственных закупках, уже вся прибыльная составляющая давно выхолощена. С учётом простоты доступа к государственным закупкам, и большого количества, желающих отхватить от государственного пирога, особо не заморачиваясь расчетом, выгодности, и рентабельности, а также присущего коммерсантам азарта, некоторые закупки проходят вообще ниже рентабельности. Это приводит к невозможности исполнить контракт, расторжению контракта и РНП. Для УФАС, включение в РНП, стало заурядной текучкой.

И что, касается поставщиков, тут всё понятно «безбашенных», нужно учить.

Но при этом страдают заказчики, организации, школы, больницы оказываются в ситуации, когда в подобные ситуации, напрямую влияет на их деятельность, на возможность выполнять возложенные на них функции. И желание заказчика оградиться от нерадивых поставщиков тоже можно понять.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Поэтому, когда поставщик видит неконкурентную процедуру, ему для начала, важно понять сам принцип, и правильно рассчитать свои возможности и риски.

В неконкурентных процедурах, с высокой маржинальностью, обычно в технической документации, в перечне закупаемых товаров и описании их характеристик, прописывается товар «закрывашка», то есть товар, который невозможно приобрести, участникам, не участвующим в схеме. Наличие такого товара, делает невозможным исполнение контракта, требующего к поставке в числе товаров пресловутую «закрывашку» Даже если её стоимость, составляет 1%, от всей стоимости контракта. При этом если вы поучаствуете в данном аукционе и выиграете его, будьте уверены, эту позицию попросят в первую очередь, после подписания контракта.

В закупках, со снижением до 5%, опытный участник закупочных процедур, знакомый с товарным рынком, видит не вооруженным глазом, без каких либо, исследований признаки заточки документации.

КАК ПОСТУПАЮТ ЗАКАЗЧИКИ

И в ответ на ваш запрос они ответят в таком стиле: «Одной из целей Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.»

Или так «Указанные заказчиком в аукционной документации требования не ограничивают конкуренцию, а реализуют право устанавливать характеристики закупаемых материалов, а также формировать техническое задание исходя из своих нужд и потребностей в соответствии со спецификой уставной деятельности. Техническая документация заказчика разработана в полном соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Техническое задание, размещённое в составе документации об аукционе, сформировано в соответствии с потребностями учреждения в данных товарах, на основании анализа рынка, товаров, которые удовлетворяют законные требования заказчика.»

А могут и прямо обвинить вас в нарушении закона «поступивший запрос, как следует из его содержания, является попыткой со стороны участника начать переговоры с заказчиком относительно возможности подать заявку и предмета закупки, с предложением товаров (работ, услуг), иных по своим характеристикам, свойствам и условиям поставки (оказания, исполнения) товаров (услуг, работ), нежели те, потребность в которых испытывает заказчик. На такие действия имеется прямой запрет в статье 46 Закона о контрактной системе.»

Товары «закрывашки», можно разделить на виды:

1) Товар в принципе невозможно приобрести, можно только подделать или украсть.

2) Товар можно завести из заграницы, только «серым» способом.

3) Товар можно найти по цене, в разы, превышающие его цену, согласно начальной максимальной цены, прописанной в контракте.

Первый вариант мы не будем рассматривать. За это могут и привлечь к уголовной ответственности.

Во втором варианте потребуется некоторая сноровка и предварительная подготовка.

 Если товар изготавливается в Китае, то можно попытаться договориться с китайцами. Они, обычно, продают всем и всё.

Документов конечно не будет, поскольку обычно товар приходит как есть, в коробках с расписанных непонятными иероглифами и единственным документом на товар является квитанция от той транспортной компании, экспедитор которой доставил вам эти коробки.

 При большом желании, решается и вопрос с документами.

В принципе вам ничто не мешает купить товар напрямую, проведя его через таможню, но это уже не относится к преодолению «закрытых» позиций, которые иногда вообще не завозятся, в том числе официальными дилерами.

 Европейский рынок конечно более формализован, но купить можно и там, что конечно сложнее.

 Пример с турбинами Siemens, поставленных в Крым говорит о том, что даже крупные государственные корпорации приобретают что-либо «серым» образом.

Конечно заказчик может потребовать ГТД у участника закупки, указав такое требование в извещении, но, так как, это требование избыточное с точки зрения 44-ФЗ, оно может быть оспорено посредством жалобы в УФАС.

 УФАС может усмотреть в этом ограничение для участников закупки, поскольку такое требование обязывает их быть участниками ВЭД.

Бывают «закрывашки» существующие лишь на бумаге.

 Другими словами, этого товара просто нет, или в природе или в официальных документах.

Возможно такой товар даже есть, но он с изначально имеет непроходные нарушения, известные только официальному представителю производителя.

При этом вы должны понимать, что заказчик имеет весь объём информации о товаре «закрывашке», так как это его заточка и что даже если вы нашли способ раздобыть этот товар, например, по «серой» схеме, то при приёмке заказчик откажется его принимать, так как он якобы обнаружил то, что поставленный товар не прошел таможенную регистрацию, на него нет разрешительной документации, не соответствует техническим регламентам, или что-то в этом роде.

Естественно у своего поставщика, он этого проверять не будет и без лишних вопросов примет то, что поставить «свой» поставщик.

При третьем варианте товара «закрывашки», проблема возникает если доля такого товара в общем объёме закупки достаточно велика, и контракт становиться нерентабельным. В иных случаях нужно считать, возможно товар «закрывашку» есть смысл купить по цене выше «цены» контракта, и общая прибыль по контракту покроет эти дополнительные издержки.

Опять же в специфике отечественного рынка, есть вероятность найти тех, кто продает этот товар дешевле «официального дилера».

При этом нужно помнить, что, не смотря на то что серьёзные компании работают через своих официальных представителей в регионе, можно попробовать приобрести товар в соседних странах, Беларусь, Армений, Казахстан.

Ну и напоследок: помните, если вы приняли участие в этой борьбе, что это гарантирует повышенные риски при завершении контракта, и не даёт гарантии на получение дохода.

Причем эти риски приходятся на момент, когда вы уже вложили собственные средства.

 

Добавить комментарий