Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ЖАЛОБА В ФАС. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ В ФАС

 

Саможалоба Заказчика как способ избежать наказания

 

Есть такое понятие в закупках, как «саможалоба». Это способ устранить нарушение, когда самостоятельно этого сделать уже технически невозможно, и одновременно способ избежать штрафа для Заказчика. Фактически это не жалоба, а обращение о внеплановой проверке «самого себя».

Работают два момента:

1) часть 15 статьи 99 закона № 44-ФЗ говорит о том, что орган контроля в сфере закупок проводит (т.е. обязан провести) внеплановую проверку при «получении информации о признаках нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок». При этом закон не устанавливает лицо, от которого должна поступить эта информация, т.е. этим лицом может быть и заказчик;

 

2) несколько статей и общий подход, практика по КоАП (и не только) – лицо, которое сообщило о совершенном правонарушении и способствовало его пресечению (выявлению) может рассчитывать на более мягкое наказание. В случае с 44-ФЗ это, чаще всего статья 2.9 КоАП РФ – прекращение дела по малозначительности и без штрафа.

«Саможалобу» Заказчики используют довольно часто.

Самый распространённый случай применения – когда допущены нарушения в документации закупки, а срок внесения изменений в неё уже прошёл.

Правда, встречаются и злоупотребления – например, победил «негодяйский поставщик», заказчик пишет на себя обращение в ФАС, контрольный орган «сносит» закупку и её можно провести повторно.

Присутствуют «саможалобы» и у поставщиков, но это не всегда помогает.

 

«Саможалоба» не помогла — компания попала в черный список поставщиков,сообщало Псковское УФАС у себя на сайте.

Важно! Несмотря на сленговое название, это не жалоба. Поэтому в ней категорически нельзя ссылаться на статьи 105,106 Закона, пишет канал Госзакупки.

Текст «саможалобы» может быть примерно таким:

Обращение о внеплановой проверке

Заказчик «Бюджетное учреждение» направляет вам информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, допущенного заказчиком «Бюджетное учреждение».

Устранить нарушение самостоятельно заказчик не имеет возможности, так как…

В связи с чем, на основании п. 2 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ просим провести внеплановую проверку по допущенному нарушению и выдать нам предписание о его устранении…

Нарушение выражается в…

 

Приложения, подпись

 

ПОДГОТОВКА ЖАЛОБЫ В ФАС ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ УЗ

Решение Московского УФАС России от 5 июля 2019 г. № 077/07/00-645/2019 (закупка № 31907626611)

 Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства. При этом предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения процедуры свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора). Отсутствие информации о предлагаемом товаре в открытых источниках (сайтах производителей или разработчиков отдельных программ) не может свидетельствовать о недостоверности представленных сведений. Заказчик мог реализовать свое право на направление запроса производителю об уточнении информации по спорным характеристикам. Вместо этого заказчик предпочел отклонение заявки по надуманному основанию, что привело к ограничению конкуренции.

Решение Омского УФАС России от 25 июля 2019 г. № 055/06/69-630/2019 (закупка № 0152200004719000941)

 

 Комиссией УФАС установлено, что в составе заявки на участие в электронном аукционе заявителем был представлен договор субподряда, который не может являться подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ, установленного постановлением Правительства РФ № 99.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

П. 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ – это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.

Из указанных норм следует, что постановлением Правительства РФ № 99 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой и практикой УФАС.

 

Пример обжалования в УФАС отклонения котировочной заявки за неуказание товарного знака. ЖАЛОБА В ФАС

 Заказчик отклонил котировочную заявку участника вследствие неуказания им товарного знака на масляную краску. Отклонение заявки было обжаловано в ФАС, где его признали обоснованным, пояснив заказчику, что требование предоставления сведений о товарном знаке неправомерно, поскольку не входит в перечень обязательных требований, предъявляемых к котировочной заявке статьей 73 закона 44-ФЗ. Жалоба в ФАС

ОБРАЗЕЦ ЖАЛОБЫ В ФАС

Руководителю Управление

Федеральной антимонопольной

по Санкт-Петербургу

(Санкт-Петербургское УФАС России)

Адрес: 199004,  г.Санкт-Петербург,

4-я линия Васильевского острова, д.13, лит.А,

E-mail: to78@fas.gov.ru

Приемная: (812) 313-04-30

Канцелярия: (812) 313-04-40

Факс: (812) 313-04-15

(время приема корреспонденции

с 11:00 до 12:30 и с 13:30 до 15:00.)

от Общества с ограниченной ответственностью « Жалоба в ФАС »

000000, город Санкт-Петербург, улица 00000, д.000

почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона,

номер факса (при наличии);

 Заказчик:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 27 компенсирующего вида

Московского района Санкт-Петербурга «Надежда»

Адрес: 196191, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 47, к.3, литер. А.

Адрес электронной почты: ds27deaf@mail.ru

Телефон/факс: 8(812) 374-09-42.

Состав комиссии, действия которой обжалуются:

Столярова Н.В. – Председатель,

Зайцева О.С. – член комиссии,

Смирнова А.А. – член комиссии,

Смирнова Г.С.– член комиссии,

Холоденко Г.Ю.– член комиссии.

Жалоба на действия аукционной комиссии заказчика

Подана заявка (Идентификационный номер 104) на участие в электронном аукционе № 037220010391900000 на выполнение работ по установке системы АУПС и СОУЭ в помещениях ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга «Н» в 2019году (ИКЗ: 192781021527978100100100060014321000) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 666 568 руб., которая отклонена комиссией.

Электронная торговая площадка: ЗАО «Сбербанк-АСТ» (//www.sberbank-ast.ru).

Причины отказа:

Ваша заявка на участие в аукционе "Выполнение работ по установке системы АУПС и СОУЭ в помещениях ГБДОУ детский сад №----------------------------------------" (-----------------------), время проведения: 03.06.2019 13:15 - отклонена, номер регистрационной заявки: 104. 
Обоснование отказа: на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ;

(Обоснование решения – В нарушение требований инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, участником закупки в заявке указана информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44–ФЗ от 05.04.2013, которая не соответствует требованиям документации о таком аукционе.

1. Так, в заявке участника по позиции № 1 в части указания: «Покрытие коробки окрашивание». В Требованиях заказчика было установлено: «Покрытие коробки оцинковка или окрашивание». Согласно инструкции по заполнению заявки: «Наличие в требованиях по показателю символа «*» (символ звездочка) либо значение показателя находится в круглых скобках (…) или если требования по показателю относятся к сроку службы, покрытию коробки, сечению двухпроводного кабеля то показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению». Таким образом, участником представлена информация несоответствующая требованиям аукционной документации. 2. Так, в заявке участника по позиции № 10 в части указания: «Тип клеммы скоба\зажим». В Требованиях заказчика было установлено: «Тип клеммы должен быть скоба\зажим».

Согласно инструкции по заполнению заявки:

«При установлении значения показателя, содержащего «\» (обратный слеш), данный символ нужно трактовать как необходимость указания одного варианта из перечисленных параметр (за исключением случаев указания марки материала или товара)». Таким образом, участником представлена информация несоответствующая требованиям аукционной документации. 3. Так, в заявке участника по позиции № 26 в части указания: «Огнестойкость кабеля 180 мин». В Требованиях заказчика было установлено: «Огнестойкость кабеля требуется не меньше 180 мин». Согласно инструкции по заполнению заявки: «При отсутствии в настоящей инструкции порядка описания в отношении какого-либо слова, словосочетания, символа, знака, использованного в требованиях к показателю, участник не должен изменять значение такого показателя». Таким образом, участником представлена информация несоответствующая требованиям аукционной документации) ( Жалоба в ФАС )

Считаю, что отказ в допуске на участие в аукционе необоснованным ввиду инструкции по составлению первой части заявки, вводящего в заблуждение участников:

Согласно инструкции первая часть заявки должна содержать конкретные значения показателей, единицы измерений значений показателей, наименования показателей, наименования товаров, сформированных на основании установленных в документации требований к показателям и настоящей инструкции по заполнению первой части заявки. Предлагаемые участником показатели не должны быть указаны в будущем времени и допускать двусмысленное толкование, а должны позволять однозначно определить предлагаемые характеристики товара.

В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: «не < … не > …», «должно (-на, -ен) быть …– ... », «≥… и ≤…», «не менее … , но не более …», «не < … , не >…», «от ... по…», «≥… , ≤…», «≥… , не >…», «≥…и не >…», «не менее … не более …» - участник должен представить не диапазонное конкретное значение, находящееся в рамках диапазона значений (допустимо включать крайние значения требований). Правило в данном абзаце применяется к описанию требований, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений. Если ниже предусмотрен иной порядок предоставления сведений, он является приоритетным. 

В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: «> … и ≤…», «более… , но не более…», «больше … , но до …», «от ... и по…», «более… , не более…»,  «>… , но ≤…», - участник должен представить конкретное не диапазонное значение, находящееся в рамках диапазона значений (недопустимо включать крайнее нижнее значение требований).

Правило в данном абзаце применяется к описанию требований, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений. Если ниже предусмотрен иной порядок предоставления сведений, он является приоритетным. 

В отношении значений, обозначенных с использованием слов, словосочетаний и знаков: «> … и <…», «…~ …», «выше … , но ниже …», «выше … и менее …», «должен (-на, -но) превышать … и быть <…», «от … до …», «более… менее…», «должен (-на, -но) превышать … , но быть не  ≥ …»,  «>…<…», «менее … и превышает…», «…–...» - участник должен представить конкретное диапазонное значение, находящееся в рамках диапазона значений (не включая крайние значения требований). Правило в данном абзаце применяется к описанию требований, если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений.

Если ниже предусмотрен иной порядок предоставления сведений, он является приоритетным. ( Жалоба в ФАС )

Наличие в требованиях по показателю слова «интервал» (или его производные) либо слов, словосочетаний «может», «могут», «может быть» означает, что показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению. Наличие в требованиях по показателю конструкции «св. … до…» либо если требования по показателю относятся к числу жил или модулю крупности или фракции товара, то показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению. Наличие в требованиях по показателю символа «*» (символ звездочка) либо значение показателя находится в круглых скобках (…) или если требования по показателю относятся к сроку службы, покрытию коробки, сечению двухпроводного кабеля  то показатель относится к показателям, значения которых не подлежат изменению.

При отсутствии в настоящей инструкции порядка описания в отношении какого-либо слова, словосочетания, символа, знака, использованного в требованиях к показателю, участник не должен изменять значение такого показателя.

В случае установления в документации диапазона значений показателя вида «±...», «+/-…» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, в котором нижней границей является неположительное число, равное или превышающее нижнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя.

Инструкция составлена таким образом, чтобы минимизировать конкуренцию среди участников как можно больше. После ознакомления с инструкцией у участника невольно появляется ощущение, что заказчику нужен участник, который умеет обходить «ловушки» в первой части заявки, а не добросовестный подрядчик, который выполнит работу за меньшую стоимость.

Например, где-то необходимо представить не диапазонные значения, где-то диапазонные, где-то можно включать, где-то запрещается включать крайние границы диапазонов, где-то необходимо представить один из вариантов, где-то все варианты нужны, не говоря уже о шрифте приложения № 5 к техническому заданию (при распознавании программа путает буквы «д» и «б»). А также многие требования имеют отсылочные формулировки «Если ниже предусмотрен иной порядок предоставления сведений, он является приоритетным». Аббревиатура «АУПС и СОУЭ» в извещении и документации не раскрыта.

Самая главная цель заказчика как можно меньше участников в аукцион допустить. 

Потребительские свойства используемых товаров не изменятся, если использовать окрашенную коммутационную коробку, аккумулятор с клеммами в виде скоб или зажима, кабель с огнестойкостью 180 мин или не меньше 180 мин.

Следовательно, комиссия заказчика отказал в допуске за те характеристики используемых товаров, которые никак не влияют на результат, а по факту ему нужны коммутационная коробка со степенью защиты: IP41 и количеством отверстий для ввода кабеля 6, аккумулятор с емкостью 40 а/ч, кабель специальный, огнестойкий, парной скрутки.

Кроме того:

- в плане-графике заказчика отсутствует описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;

- в аукционной документации содержится информация об описании объекта закупки, которая отсутствует в плане-графике;

- несоответствие документации электронного аукциона и плана-графика в части установления дополнительных требований к участникам закупки (лицензия).

На основании изложенного,

ПРОШУ:

1). Провести внеплановую проверку правомерности отказа в допуске к участию в электронном аукционе;

2). Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

Приложение:

  1. Документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу.

Генеральный директор

ООО « Жалоба в ФАС »,

 дата, печать (при наличии)                                                 Иванов И.И.

 

ПОДГОТОВКА ЖАЛОБЫ В ФАС. Жалоба в ФАС

  1. Наши специалисты готовы подготовить Вам жалобу в ФАС в рамках с действующего законодательства.
  2. Услуга называется «Жалоба в ФАС. Подготовка. Сопровождение
  3. Наши специалисты готовы принять участие в подготовке жалобы, в работе комиссии по рассмотрению вашей жалобы на действия заказчика в УФАС г. Москвы и УФАС Московской области.

Пример обжалования отклонения котировочной заявки. Жалоба в ФАС

 Заявка на запрос котировок на поставку гречневой крупы была отклонена из-за того, что вместе с заявкой была представлена выписка из ЕГРЮЛ, не подписанная ЭЦП. Отклонение было успешно обжаловано в ФАС, поскольку там не увидели проблемы в отсутствии ЭЦП у выписки из ЕГРЮЛ, сочтя её лишним документом, которые закон прилагать к заявкам не запрещает.


ЖАЛОБЫ В ФАС ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ УЗ


Причины, по которым заявителю откажут в приеме жалобы к рассмотрению:

-В жалобе нет фамилии обратившегося лица или обратного адресе.

-В жалобе присутствуют оскорбления и угрозы в адрес должностных лиц ФАС.

-Ответ на жалобу невозможно оформить без разглашения информации, являющейся государственной тайной.

-На жалобу уже давались ответы в письменной форме.

-Текст жалобы написан заглавными буквами, или нечитаем, или не разделён на отдельные предложения.

В процессе рассмотрения жалобы ведомство должно:

-объективно и в означенные сроки изучить обстоятельства и объём нарушений прав гражданина.

-запросить в других государственных органах материалы, необходимые для детального и полного рассмотрения жалобы.

-принять необходимые, законные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод жалующегося лица.

-направить лицу, подавшему жалобу письменный ответ с решением по жалобе.

Обжаловать решения или бездействие Федеральной антимонопольной службы можно как в судебном, так и в досудебном порядке. В арбитражный суд, заявление можно подать в течении 3-х месяцев, с даты получения ответа ФАС. В досудебном порядке можно подать жалобу в центральный аппарат ФАС, на незаконные действия или бездействие территориального подразделения ФАС.

Пример обжалования отклонения за непредоставления Протокола об одобрении крупной сделки ЖАЛОБА В ФАС

Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.

К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является. 

Дополнительные требования в котировочной документации и практика их обжалования ЖАЛОБА В ФАС

Заказчик может установить в котировочной документации и дополнительные требования, например, к последовательности пунктов и нумерации страниц заявки, простановке подписей и печатей. Но ему не следует забывать о том, что пословица «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» неприменима к сфере государственных закупок, в том числе, способом запроса котировок, где объем предоставляемой информации строго ограничивается частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. И попытки расширить его обрекаются на провал ФАСом или арбитражным судом.

В котировочной заявке на поставку надувной лодки участник пронумеровал документы дискретно, в то время как заказчику требовалась сквозная нумерация. Заказчик заявку отклонил. Участник обжаловал отклонение в ФАС и добился победы. Заказчик, в свою очередь, обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. Однако суд принял точку зрения ФАС, пояснив, что котировочная заявка в полном объёме содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Заказчик сделал безуспешную попытку оспорить решение суда в вышестоящей инстанции, но апелляционный суд оставил данное решение без изменения.

О СТРУКТУРЕ РЕШЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ФАС

После рассмотрения жалобы или проведения внеплановой проверки контрольный орган изготавливает решение, которое состоит из:

-вводной части;

-описательной части;

-мотивировочной части;

Резолютивной части.

При этом в вводной части решения должно присутствовать:

-наименование органа принявшее данное решение;

-состав комиссии, принявшей решение;

-номер решения;

-дата принятия решения;

-место принятия решения;

-наименования сторон, заинтересованных в разбирательстве и привлечённых лиц;

-ФИО, присутствующих на заседании комиссии представителей сторон;

- информация о закупке, за исключением ситуаций, связанных с обжалований действий или бездействий оператора электронной торговой площадки, и связанных с нарушениями при аккредитации участников закупки на электронной площадке.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( жалоба в ФАС )

В описательной части решения должно присутствовать краткое содержание доводов жалобы, заявлений, объяснений, возражений, пояснений, ходатайств и доказательств лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Мотивировочная часть должна содержать ( Жалоба в ФАС ):

-обстоятельства дела, установленные в процессе рассмотрения жалобы или проведении внеплановой проверки заказчика, на которых основываются выводы комиссии контролирующего органа.

-оценка доводов, имеющихся в решениях, принятых ранее органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления городского округа или муниципального района, уполномоченными на  

осуществление контроля в сфере закупок, результатах плановых и внеплановых проверок в отношении проверяемого по жалобе лица.

- указываются нормы законодательства Российской Федерации, на основании которых принято решение комиссии.

-информация о выявленных в результате рассмотрения жалобы или проверки нарушениях требований законодательства РФ, или иных законодательных актов о контрактной системе в сфере закупок услуг, работ, товаров.

-указываются выявленные нарушения законодательства РФ и иных правовых и нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок услуг, работ, товаров.

-указываются признаки состава административных правонарушений, и иных нормативно правовых актов.

-иные сведения, имеющие отношение к существу рассматриваемого дела.

В результативной части решения должны присутствовать ( Жалоба в ФАС ):

-выводы комиссии о признании жалобы необоснованной или обоснованной, или обоснованной частично.

-выводы комиссии о нарушениях, которые были установлены в действиях или бездействии заказчика, уполномоченного учреждения или органа, комиссии по осуществлению закупки, членов комиссии, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, со ссылками на нормы законодательства и выясненные в результате рассмотрения жалобы или проведения проверки

-выводы комиссии о целесообразности передачи материалов рассмотрения жалобы и рассмотрении вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, и административном правонарушении.

-сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных правовых и нормативных актов о контрактной системе в сфере закупки услуг, работ, товаров.

-иные меры по устранению нарушений, включая обращение с иском в суд или передачи материалов рассмотрения в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и так далее.

При признании жалобы частично обоснованной, в резолютивной части решения, должна содержаться информация о том, какие доводы жалобы признаны обоснованными.

В ситуации, когда один из доводов жалобы, это обжалования положений аукционной документации о закупке после срока окончания подачи заявок, то рассмотрение такого довода не проводится, и в резолютивной части решения, указывается, то что рассмотрение данного довода не проведено в соответствии с ч. три и пять статьи сто пять закона о контрактной системе.

В ситуации когда доводами жалобы в ФАС являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки согласно пунктов три и четыре части первой статьи тридцать второй закона о контрактной системе, резолютивная часть должна содержать выводы комиссии , о том что жалоба не рассматривается в отношении результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критериям оценки заявок, перечисленных в пунктах три и четыре части один статьи тридцать два закона о контрактной системе и обжалование таких результатов оценки производится в судебном порядке.

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА МОЖНО ОБЖАЛОВАТЬ в ФАС

НАРУШЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ и РАЗМЕЩЕНИЯ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ЗАКУПКУ

  1. Заказчик в документации установил завышенную или необоснованную цену.
  2. Заказчик разместил закупку, на ненужные заказчику товары, услуги, работы и предметы роскоши.
  3. Техническое задание, созданное под товар единственного, конкретного производителя.
  4. Произвольное изменение название предмета закупки для противозаконного изменения типа и вида торгов.
  5. Затруднение поиска закупки, искусственными методами.
  6. Безальтернативная закупка, принципиальное отсутствие поставки аналогичных товаров.
  7. Разноплановые работы, услуги объединены в один лот.
  8. Поставка не существующие в природе услуг, работ, товаров.
  9. Явная преференция закупки под «свою» компанию.
  10. Нереальные сроки выполнения работ.
  11. Некорректное описание требований к услугам, работам, товарам, многочисленные ошибки и опечатки
  12. Отсутствие проектно-сметной документации в закупках где она должна быть.
  13. Имеются незаконные требования о предоставлении документов, не требующихся по закону.
  14. Игнорирование запросов на разъяснение.
  15. Техническое задание с манипуляции понятием эквивалентности.

Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе подачи заявок -жалоба в УФАС на размещённую аукционную документацию.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК ЖАЛОБЫ НА АУКЦИОННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ФАС НЕ РАССМАТРИВАЕТ, ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ЗАКАЗЧИКА.

ЖАЛОБЫ В ФАС НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ.

  1. Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
  2. Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
  3. Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
  4. Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
  5. Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
  6. Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.

Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.

ЖАЛОБУ В ФАС НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА МОЖНО ПОДАТЬ.

При наличии признаков картельного сговора в процессе проведения закупки.

Заказчика подписывает контракт, не с участником, предложившим наименьшую цену.

У заказчика постоянно побеждает одна и та же компания либо пул связанных между собой компаний по очереди.

Заказчик ограничивает количество участников закупки, незаконными методами.

Все вышеперечисленные события могут являться основаниям для подачи жалобы в ФАС.

В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИАЛЬНЫХ НУЖД.

  1. Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
  2. Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
  3. Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
  4. Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
  5. Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
  6. Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
  7. Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
  8. Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
  9. Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.

В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.

Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.

У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.

Для защиты своих интересов необходимо обратится в соответствующие органы. При обращении с жалобой в ФАС, необходимо соблюсти требования к жалобе, грамотно обосновать свои претензии к заказчику, и подкрепить свои требования нормативно-правовыми актами. Мы можем подготовить Вам жалобу в ФАС в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и при необходимости принять участие в заседании комиссии УФАС г. Москвы, и УФАС Московской области. Мы имеем огромный опыт по успешной защите интересов как участников закупок, так и заказчиков. Так как обращение в ФАС строго регламентировано, во избежание отказа в приеме жалобы, рекомендуем для защиты своих интересов обратиться к специалистам, имеющим опыт работы с органами ФАС.

 

Некоторые соображения об обжаловании отклонений заявок в ФАС (44-ФЗ и 223-ФЗ) ( Жалоба в ФАС )

Обжалование отклонений заявок в Федеральной Антимонопольной Службе (ФАСе) – задача непростая. Дело в том, что с одной стороны ФАС в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, а с другой – решение принимается в соответствии со своими убеждениями. Поэтому человеческий фактор (например, элементарная невнимательность, неопытность) часто имеет место. Ниже приведены некоторые рекомендации по подготовке жалобы в ФАС и поведению во время её рассмотрения.

  1. Бесполезно предъявлять претензии к документации при обжаловании отклонения. Комиссия ответит, что жаловаться на документацию надо было до истечения срока подачи заявок, а не после рассмотрения заявки.

Пример отклонения жалобы в ФАС

Заявка участника была отклонена из-за двух несоответствий ГОСТу значений показателей, представленных в разделе «предложение» в форме 2. Участник обжаловал отклонение, надеясь на переторжку, указав, что форма 2 составлена заказчиком небрежно, с техническими ошибками. В частности, неправильно указаны требования к размерности («метры в квадрате» и «метры в кубе»). Комиссия ФАС рассмотрев жалобу, отклонила её, возразив что претензии заказчика обоснованы, а на несоответствие указанной в форме 2 размерности метрических величин требованиям Постановления Правительства от 31.1-.2009 г. № 879 жаловаться надо было до истечения срока подачи заявок. 

  1. Жалоба должна быть обоснованной. Заказчик в своем протоколе всегда указывает все причины отклонения. Если хоть одна причина не «отбивается», жалобу подавать совершенно бесполезно. Разве заявителя утешит тот факт, что из трех претензий заказчика ФАС сочтет обоснованными одну? Всё равно жалоба будет отклонена, и он пропустит аукцион.

Пример обжалования в ФАС отклонения заявки 

Заявка участника была отклонена по трём основаниям. Причём две претензии заказчика нельзя было рассматривать всерьез, а третья – неуказание размерности показателя «длина плинтуса» вызывала сомнение в целесообразности обжалования. При этом заказчик сам не указал размерность в соответствующем пункте, но в Инструкции просил проставлять размерность показателей, если она есть в нормативных документах, даже если она не указана в форме 2. Всё же было решено жалобу подавать. В ФАСе участник легко «отбил» две претензии, а третью не сумел. Комиссия ФАС признала жалобу обоснованной, пояснив заявителю, что он нарушил Инструкцию заказчика, ведь должен был указать, что длина плинтуса, согласно ГОСТ измеряется в метрах.

  1. Если Вы пожалуетесь на документацию и одновременно подадите заявку, то можете успеть отозвать жалобу. В ФАС Москвы такая уловка может не пройти, ФАС может провести проверку даже после отзыва жалобы, процесс Вы уже не остановите. А ФАС Московской области, например, не станет проводить проверку, если Вы успеете отозвать заявку.

Пример подачи жалобы в ФАС

Заполнив сложную форму 2 к аукционной заявке на поставку стройматериалов в Московскую область, участник, не будучи уверенным в допуске, решил подстраховаться и подал вместе с заявкой жалобу на документацию. Вопреки его опасениям, заявка была допущена. Тогда он немедленно отозвал жалобу на документацию, ставшую не только ненужной, но даже вредной. Ведь в случае подтверждения неточностей в документации комиссия ФАС могла обязать заказчика провести повторное размещение процедуры, а тот, озлившись, мог бы принять меры к дополнительной «защите» от лишних участников, разместив, например, форму 2 в сканированном pdf-формате.

  1. Если заказчик нарушил нормативный документ, а участник, не подав запрос разъяснений, пошёл у него на поводу, указав в предложении несуществующий параметр, хотя и соответствующий требованиям формы 2 и инструкции возможны 2 варианта развития событий. Комиссия ФАС обяжет заказчика провести повторное размещение процедуры с исправленной документацией, либо признает отклонение обоснованным (это особенно вероятно, если участник из ложного стыда не исправит те технические ошибки заказчика, которые приводят к искажению значений конкретных показателей). Ведь, в конце концов, для таких случаев и предусмотрено законами 44-ФЗ и 223-ФЗ право участника подачу трех запросов разъяснений.

Пример нарушения Заказчиком нормативных документов ( Жалоба в ФАС )

Заказчик, составляя форму 2 нарушил нормативный документ, указав несуществующее требование к длине гвоздей с плоской головкой (не менее 60 мм), тогда как, согласно ГОСТ длина гвоздей не может превышать 50 мм. Участник, не имея возможности подать запрос разъяснений, пошёл на поводу у заказчика и указал в предложении длину гвоздя с плоской головкой; 60 мм. Заказчик, который, судя по всему, ошибся умышленно, заявку отклонил из-за несоответствия параметра длина гвоздя ГОСТу. Участник обжаловал отклонение, указав в жалобе, что заказчик ошибся сам, а он лишь строго выполнил его требования, не нарушил Инструкцию, а запрос разъяснений подавать не обязан. Комиссия ФАС, отметив, что заказчик ошибся сам, но в то же время гвозди с плоской головкой длиной 60 мм не выпускаются промышленностью обязала заказчика провести повторное размещение процедуры с устранением данной неточности.  

  1. Если заказчик нарушил нормативный документ, а участник, не подав запрос разъяснений, не пошёл у него на поводу, и указал в предложении значение параметра, или характеристики, соответствующий нормативному документу, но противоречащее Инструкции или требованиям формы 2, ситуация меняется. Во-первых, мало кто из заказчиков в здравом уме решится отклонить заявку, если обнаружит свою техническую ошибку или «взлом» ловушки. Если он все же и решится на это, то ФАС вряд ли примет его сторону. В лучшем случае ему светит «переторжка», в худшем – признание жалобы обоснованной.

 

Пример жалобы в ФАС

В Приложении № 4 к Техническому заданию, «Перечень требований к запасным частям, деталям, узлам, расходным материалам, используемым Исполнителем в ходе оказания Услуг», Заказчиком установлены неоднозначные требования к товарам, что лишает участников закупки возможности корректно подготовить Заявку. Данное нарушение 33 ст. 44 ФЗ присутствует на протяжении всего приложения № 4 к техническому Заданию.

Примеры ( Жалоба в ФАС ):

1)  П. 5 Комплект роликов подачи.   Ресурс для черно-белой печати: не менее 273000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы и не более 336000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы.

Согласно требований инструкции Заказчика «В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», символа «/», «\» - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.»

Вместе с тем, у одного комплекта роликов подачи не может быть двух различных ресурсов (отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы). 

2)  П. 5 Комплект роликов подачи.   Ресурс для цветной печати: не менее 282000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы и не более 318000 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы.

у одного комплекта роликов подачи не может быть двух различных ресурсов (отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы).

3) п. 17 Ремкомплект узла термозакрепления. Ресурс для черно-белой печати: не менее 81900 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы и не более 106200 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы.

Согласно инструкции заказчика, если требуемые значение указаны через союз «и», участник закупки должен предоставить все значения.

Вместе с тем у одного Ремкомплекта не может быть двух разных ресурсов работы.

               

                4) Аналогичная ситуация по п. 25 Чернильный картридж голубой повышенной емкости, п. 31 Принт-картридж пурпурный повышенной емкости, п 35 Комплект роликов подачи бумаги, п 37 Картридж с голубыми чернилами, п 42 Картридж с чёрными чернилами PG-510, п 46 Фьюзер, и сотням других пунктов.

                5) п. 8354 Тонер-картридж пурпурный (совместим.).  Требование Заказчика «Ресурс для цветной печати: не менее 700 не более 1не менее 700 не более 2100 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы». Размещение требования к материалу подобным образом лишает участников Закупки в принципе подать предложение по данной характеристике, так как ресурс картриджа для цветной печати в принципе не может одновременно удовлетворять требованиям Заказчика «не менее 700» и при этом «не более 1» и при этом «не менее 700» и не более «2100».

                6) п. 8621 Тонер-картридж черный (совместим.). Требование Заказчика «Ресурс для черно-белой печати: не менее 5800 не более 1не менее 5800 не более 18200 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы».

Требования заказчика не менее 58000 и не более 1 противоречат друг другу, а совместно с другим требованием лишают возможности участника закупки корректно заполнить заявку.

                7) п. 8631 Тонер-картридж пурпурный (совместим.) Требование Заказчика «Ресурс для цветной печати: не менее 500 не более 1не менее 500 не более 1800 отпечатков формата А4 при 5% заполнении страницы» вводит участников закупки в заблуждение.

8)  Ответ на запрос от 20.05.2019 г. № 1048-1-3-1 нарушает п. 5 Статьи 65 44-ФЗ «Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть»".

            Согласно приложения № 4 к Техническому заданию по п. 4263 Тонер-картридж черный. Требование заказчика «Совместимость: Brother», то есть требуется совместимый тонер-картридж.

            При этом в ответе на вопрос 1, Заказчик требует «Оригинальный» тонер-картридж. "Таким образом: позиция 4263 Приложения №4 к Техническому заданию «тонер-картридж черный должен быть новым (не бывшим в употреблении, не прошедший ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) оригинальным (рекомендованным производителем обслуживаемого Оборудования)»".

            Подобное разъяснение полностью меняет суть товара, более того становится не понятным по какому принципу указывать характеристики по всем остальным 8642-м товарам, какие из них должны быть «оригинальными», а какие «совместимыми».

9) Если исходить из ответа на запрос от 20.05.2019 г. № 1048-1-3-1, то все товары, не имеющие в наименовании товара слова (совместим.), в количестве 8206 должны быть оригинальными и соответственно имеют товарный знак, указанный Заказчиком в описании товара, то включение в приложения № 4 к Техническому заданию, требований к товарам, однозначно идентифицируемым товарным знаком, а тем более в виде диапазонов в пределах которых участник должен указать конкретные значение, носят признаки незаконного ограничения конкуренции.

Указание наименования товара и товарного знака полностью идентифицируют 8206 товаров из требуемых Заказчиком. Требования указать дополнительные характеристики, помимо агрегирующих «Наименование и товарный знак», не даёт никакой новой информации Заказчику, но принуждает заполнить участника закупки 636 страниц, что обязательно приводит к техническим ошибкам, опечаткам и отклонению заявок по основаниям, не относящимся к предмету закупки и поставки товаров.  Такие требования заказчика искусственно сужают количество участников закупки, нарушают из права и законные интересы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЖАЛОБЫ В ФАС

В случае, если Вы считаете необходимым самостоятельно защитить свои интересы, и подготовить жалобу самостоятельно, рекомендуем на первом этапе определиться с «предметом» жалобы, целесообразностью подачи жалобы в УФАС, определиться с регламентированными сроками приёма жалобы.

Далее имеет смысл изучить соответствующую нормативную базу, регулирующую сферу деятельности ФАС. Подготовить доказательства и аргументы, подтверждающие вашу правоту. Жалоба должна быть подана в регламентированные сроки, в письменном виде, с помощью электронной почты или на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФАС. Жалоба в электронном виде должна быть подписана электронной подписью, при подаче жалобы на бумажном носителе, живой подписью и печатью. При подготовке жалобу требуется соблюсти форму, в соответствии с нормативами и требованиям законодательства и рекомендациями аппарата ФАС. К жалобе необходимо приложить копии документов о правомочности лица, подписавшего жалобу и доказательной базы, то есть документов подтверждающих нарушение прав заявителя.

УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ УФАС

Полезно участвовать в заседании комиссии при рассмотрении жалобы в УФАС. Участвуя в комиссии, вы имеете возможность, давать пояснения по указанным в жалобе аргументам, предъявлять дополнительную информацию подтверждающие вашу правоту, отстаивать вашу точку зрения.  На заседании комиссии, представители противоположной стороны, могут попытаться исказить существо вопроса, в соответствии со своим видением, или с целью принятия удобного для них решений. Мы рекомендуем, по возможности участвовать в рассмотрении жалобы. Желательно чтобы ваш представитель был юридически подкован, знал законодательство в сфере закупок, имел опыт в административном делопроизводстве, владел спецификой вопроса жалобы и умел убедительно и аргументировано доказывать свою правоту.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ В РАМКАХ 44-ФЗ

Порядок обжалования установлен в шестой главе 44-ФЗ. Жалоба в ФАС

В ситуациях, когда, заказчик не исполняет нормы 44-ФЗ, участник закупки и общественные объединения, осуществляющие общественный контроль, объединения юридически лиц, имеют право обжаловать действия и бездействие заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки в контрольный орган в сфере закупок.

Обжалование незаконных действий заказчика, не является препятствием для обжалования этих действий в судебном порядке.

Жалобы на незаконные действия подаются и рассматриваются в соответствии со статьёй 105 Закона № 44-ФЗ и административным регламентом антимонопольной службы №727/14 от 19. 11. 2014 г.

Общие требования к срокам подачи и содержанию жалобы устанавливаются Законодательством РФ в области государственных закупок.

Основные требования по составлению и передаче жалобы в ФАС.

Сроки направления жалобы в ФАС:

-жалоба на аукционную или конкурсную документацию подаётся до окончания срока подачи заявки на участие в закупке.

-жалоба на неправомерное отклонение заявки подаётся не позднее десяти дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки.

-если обжалуются действия, совершенны заказчиком при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта, то жалоба может быть подана до момента заключения контракта.

-жалоба на действия оператора торговой площадки подается в течении тридцати календарных дней с момента совершения обжалуемых действий.

Формально жалобы в ФАС можно разделить на несколько видов.

Первый вид жалоб, это жалобы на незаконные положения аукционной документации. Например, требования к форме заявки, непредусмотренные законом требования к участнику закупки, требование к предоставлению документов, не предусмотренных законодательством, включение в контракт или аукционную документацию неточных сроков, противоречия в различных частях аукционной документации вводящие участников закупки в заблуждение.

Второй вид жалоб, это жалобы на незаконные действия при вскрытии конвертов с котировочными заявками, заявками на участие в конкурсах, ошибочное определение результатов торгов, признание победителем лиц, заявки которых не соответствуют документации о закупках.

Третий вид жалоб, это жалобы на неправомерное отклонение, недопуск к участию в закупке, признание заявки, не соответствующей аукционной или технической документации.

Четвёртый вид жалоб, это жалобы не не рассмотрение заказчиком протокола разногласий, отказ заказчика от заключения контракта, по непредусмотренным законом основаниям.

Пятый вид жалоб, это жалобы на отказ в регистрации на электронной торговой площадке, или требование документов, не установленных законом.

В жалобе необходимо указать:

-номер извещения о закупке с официального сайта.

-информацию о заявителе и государственном заказчике.

(Наименование. ФИО. Юридический Адрес. Почтовый Адрес. Какие действия обжалуются. Список прилагаемых документов.).

Прилагаемые документы это: документы подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу, и документы обосновывающие положения жалобы. Обычно к жалобе прилагают документы о закупке, заявки на участие в закупки, паспорта производителей товаров, материалов, ГОСТы, скриншоты с торговых площадок, судебную практику, практику ФАС.

Общие рекомендации порядка составления жалобы в ФАС:

-доводы жалобы имеет смысл разбить на пункты, которые стоит пронумеровать.

-указать в тексте жалобы практику ФАС и судебных органов по схожим ситуациям и спорам.

Если ФАС сочтет что жалоба не соответствует требованиям части восемь статьи сто пять антимонопольного органа, то она возвращается в течении двух рабочих дней заявителю.

Причин, по которым жалоба может признана не соответствующей требованиям может быть множество, например, отсутствие подписи, подпись лицом не уполномоченным на данные действия, нарушения сроков подачи жалобы, не указание формальной информации о заказчике, заявителе, об обжалуемой закупке, и так далее.

Сроки рассмотрения жалоб в ФАС в соответствии с регламентом.

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу в течении пяти рабочих дней с даты получения, за исключением ситуаций, когда для рассмотрения и принятия решение, комиссии необходимо запросить дополнительные документы.

ФАС подаёт информацию о поступившей жалобе оператору электронной торговой площадки, но не всегда приостанавливает процедуру торгов. ФАС имеет право приостановить процедуру торгов, но это не является обязанностью контрольного органа.

Рекомендуем, в просительной части, указывать требование о приостановке торгов.

Заявитель может отозвать жалобу на любом этапе рассмотрения её по существу, до момента принятия решения органом ФАС.

Заказчик, вправе направить в ФАС возражение на жалобу и участвовать в её рассмотрении лично, либо через своих доверенных представителей.

ФАС, в результате рассмотрения жалобы может принять одно из решений.

-признание жалобы необоснованной

-признание жалобы обоснованной, в том числе и частично обоснованной, и при необходимости выдать предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений.

Решения могут быть такого плана:

-внести изменения в аукционную документации и запустить аукцион заново.

-повторное рассмотрение первых частей заявок.

По результатам рассмотрения жалобы, в случае выявленных нарушений на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с положениями Административного кодекса.

Обжалование решений ФАС.

Любой участник процесса рассмотрения жалобы вправе обжаловать решение УФАС, в судебном порядке в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Заявление о оспаривании решения Федеральной Антимонопольной службы может быть подано в течении трёх месяцев с момента принятия оспариваемого решения.

Заявление о обжаловании решения Федеральной Антимонопольной службы, должно содержать информацию, обязательную при составлении искового заявления, должно быть указано: название территориального УФАС, название, номер, и дата решения по жалобе, ссылка на права и законные интересы, нарушаемые оспариваемым актом, законы и подзаконные акты, которым противоречит решение, требование о признании решения недействительным.

К заявлению необходимо приложить документы, которые обязательны для общего искового порядка и копию решения УФАС.

В заявлении имеет смысл установить просьбу о приостановлении оспариваемого акта, с обоснованием необходимости приостановления.

ОБРАЩЕНИЕ В ФАС ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ЗАЯВКИ ЗА НЕУКАЗАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА.

Частым случаем является отклонение заявки за неуказание товарного знака. В некоторых ситуациях при подобном отклонении имеет смысл обратиться в ФАС. Даже в случае если в ГОСТ на материал или товар, имеется указание на то что маркировка товара должна иметь «Товарный знак» или нечто подобное.
Обращение с жалобой в ФАС имеет смысл, так как:
1. Согласно Закона РФ от 23.09.1992-1 от 11.12.2002, с изм. От 24.12.2002 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в редакции Федерального закона от 11.12.2002 года № 166-ФЗ), имеет статус «Документ утратил силу или отменён», а ГОСТ принимался, во время действия Закона РФ №3520-1 («О товарных знаках…».). Данный закон гласит: правовой защите подлежат те товарные знаки, которые были зарегистрированы в установленном порядке. В законе допускается хождение или существование незарегистрированных товарных знаков, отличие которых от зарегистрированных было в отсутствии правовой охраны. Таким образом, указание на некоторую аббревиатуру, признавалось как указание на товарный знак, даже в случае, если такой знак не был зарегистрирован.
После принятия четвёртой части Гражданского кодекса РФ, товарным знаком признаётся только зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.
Таким образом, ГОСТ, на который ссылаются Заказчики, не подразумевал под собой указание на товарный знак, в том смысле, который определён Гражданским кодексом и имеет иную правовую природу. Обращение в ФАС, с такой позицией может быть принято комиссией ФАС, как обоснованное.
В обращении в ФАС можно привести письмо Заместителя руководителя руководителя ФАС России А. В. Доценко, от 08.04.2015 г. «О рассмотрении обращения по вопросу о правомерности отклонения заказчиком заявок участников закупки при несоответствии заявки положениям документации о закупки в части отсутствия указания на товарный знак» АД/17174/15 на запрос Руководителя Санкт-Петербургского УФАС В. В. Владимирова, в котором сказано «В настоящее время положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не установлена для юридического лица или индивидуального предпринимателя обязанность регистрации товарного знака. Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик не вправе устанавливать технические характеристики объекта закупки таким, образом, что возможна поставка товара, исключительно имеющего товарный знак, поскольку такие требования ограничивают количество участников закупки.» Эта позиция, высказанная должностным лицом Центрального Аппарата ФАС, также может являться основанием для обращения в ФАС.
Таким образом своевременное обращение в УФАС с большой долей вероятности, сможет защитить ваши интересы.

 

Суды перечислили признаки, по которым формирование лотов могут признать незаконным. Жалоба в ФАС

Суды перечислили признаки, по которым формирование лотов могут признать незаконным ( Жалоба в ФАС)

Заявитель пожаловался на незаконное объединение в один лот работ по содержанию объектов улично-дорожной сети, расположенных в разных районах города. В объект закупки входило содержание автомобильных дорог, мостовых сооружений, газонов, барьерных ограждений, парковочных мест, остановок общественного транспорта, тротуаров.

ФАС признала жалобу обоснованной, так как заказчик не доказал, что все объекты имеют общие границы и неразрывно связаны между собой. Не подтвердилось и то, что работы можно выполнить исключительно в рамках единого технологического процесса. Контрольный орган потребовал отменить закупку.

Однако суды не поддержали эту позицию. По их мнению, заказчик должен не столько обеспечить максимально широкий круг участников, сколько заключить контракт так, чтобы бюджетные средства использовались наиболее эффективно.

Суды также пояснили: нет свидетельств того, что лоты объединены незаконно. Не было доказано следующее:

- объединение работ в один лот повлекло за собой неэффективное использование источников финансирования, нерациональное расходование бюджетных средств;

- улично-дорожная сеть города должна быть поделена на участки в целях проведения аукциона на предмет ее содержания;

- участки улично-дорожной сети расположены в значительной удаленности друг от друга, что может создать для участников аукциона дополнительные затраты технических и финансовых ресурсов;

- объединение работ в один лот ограничило количество участников аукциона;

- условие об объединении работ в один лот было включено в аукционную документацию в интересах конкретного участника.

Полагаем, если бы некоторые из перечисленных факторов подтвердились, объединение работ в один лот, вероятно, признали бы незаконным.

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2019 по делу N А40-215975/2017 ( Жалоба в ФАС )

Какие ситуации могут стать поводом для подачи жалобы в ФАС.

Подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу может быть спровоцирована нарушением со стороны заказчика или конкурентов, а также государственных служб. Наиболее распространенными причинами являются ситуации, в которых:

  • заказчик игнорирует или грубо нарушает установленный порядок опубликования протоколов и документов, игнорирует обязательства по подписанию государственного контракта или пытается уклониться от них;
  • неправомерные действия или нарушение установленных процедур государственными органами, центрами экспертизы и сертификации;
  • несоответствие аукционной документации текущим государственным стандартам без объяснения причин заказчиком (ограничение здоровой конкуренции, ошибки в оформлении документации с точки зрения формата 44-ФЗ, отсутствие полноценного описания объемов поставок, состава работ и т.д.);
  • неправомерное отклонение заявки на участие в тендере заказчиков без указания причины или же с причиной, которая может квалифицироваться как незаконная и необоснованная (жалоба поставщика должна быть подана не позднее, чем через 10 рабочих дней после официального отказа);
  • нарушения со стороны других участников тендера, подрыв здоровой конкуренции.

Если рассматривать более конкретные ситуации, то причиной для жалобы в ФАС может стать искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика, нарушение государственных стандартов рекламной кампании, давление на участников торгов с целью выполнения дополнительных условий, выходящих за рамки заявленного контракта.

 

ФАС разработала порядок проверок заказчиков по 44-ФЗ 

Ведомство предложило порядок плановых и внеплановых проверок заказчиков. Специалисты ФАС разработали категории риска, по которым будут распределять заказчиков. Категории будут учитывать при планировании проверок.

Порядок проверок утвердят постановлением Правительства.

Документ обязаны будут использовать ФАС, региональные и муниципальные органы контроля. УФАС

Порядок регламентирует проверки: заказчиков; контрактных служб; контрактных управляющих; комиссий по закупкам и их членов; уполномоченных органов; уполномоченных учреждений; специализированных организаций; операторов электронных площадок; операторов специализированных электронных площадок. Чтобы провести проверку, контрольный орган создает комиссию из трех и более должностных лиц. Для внеплановой проверки могут создать постоянно действующую комиссию. Внеплановая проверка Чтобы провести внеплановую проверку, ФАС размещает информацию о дате, времени и месте проверки в ЕИС в течение двух рабочих дней с даты, когда в ведомство поступила информация о нарушении. Контрольный орган вправе не проводить внеплановую проверку по основаниям Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ или если по нарушению уже есть решение суда или ФАС.

Срок внеплановой проверки – 15 календарных дней с момента, когда в ФАС поступила информация о нарушении законодательства. Антимонопольная служба вправе продлить срок до 30 календарных дней, о чем обязана уведомить заявителя, который сообщил о нарушениях. На заседании комиссии по внеплановой проверке будут вести аудиозапись, которую обяжут хранить не меньше трех лет. Любое лицо, которое присутствует на заседании, также вправе вести аудио- и видеозапись заседания. Предварительно необходимо уведомить об этом комиссию.

Решение комиссии – окончательное. Предписание можно обжаловать в суде. Срок – три месяца с даты, когда контрольный орган примет решение. Полный текст решения члены комиссии изготавливают за три рабочих дня с момента оглашения резолютивной части решения. ФАС размещает текст в ЕИС не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения.

Плановая проверка УФАС

Срок плановой проверки – 30 календарных дней. Срок могут продлить один раз по приказу руководителя контрольного органа. Общий срок проверки – не более двух месяцев. Срок проверки продлят до шести месяцев, если субъект контроля: не представил в контрольный орган закупочные документы; не устранил нарушения в сроки, которые установил контрольный орган; не пустил контролеров на территорию субъекта контроля при выездной проверке; не выполнил другие обязанности согласно законодательству. ФАС проверит все закупки за последние три года.

Перед проверкой контролеры подготовят документы: 
приказ; уведомление о проверке. Комиссия проводит проверку в два этапа: рассматривает закупки на стадии выбора поставщика и закупки с заключенными контрактами. Этапы могут проводить одновременно. Результаты оформляют актом проверки. Копию акта размещают в ЕИС не позднее трех рабочих дней с момента подписания.

Документ направят заказчику. Если проект примут, порядок проверок вступит в силу 1 июля 2019 года.

Пример жалобы в ФАС. ( Жалоба в ФАС )

Техническое задание, установленное в составе аукционной документации, лишает возможности участников закупки сформировать ЦЕНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ для участия в закупке, и как следствия самой возможности участия в закупке.

По нашему мнению, это является не законным ограничением количества участников закупки п.2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ «При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе» Нарушает наши законные права и интересы, как участников закупки.

Обоснование жалобы: (Жалоба в ФАС)

  1. в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на оказание услуг по уборке территорий на объектах ГБУЗ ДГП ----------- часть 5 «Общие требования к работам, услугам, товарам, требования по объему гарантий качества, требования по сроку гарантий качества на результаты осуществления закупок», Заказчик устанавливает требование: «Выкашивание газонов партерных и обыкновенных моторной косилкой не менее 2-х раз в период с мая по сентябрь.» что дословно читается как выкашивание в количестве два раза за весь период.

Вместе с тем, в другом месте технического задания он устанавливает требование, противоречащее первому: «Покос травы не реже 2-х раз в месяц с мая по сентябрь», то есть покос травы не 2-а раза, а, 10 раз (5 месяцев* 2 покоса) = 10 раз минимум, так как установлено требование «не реже».

  1. Так как контракт по результатам аукциона будет заключен в середине июня, физически невозможно, выполнение требования технического задания о покосе травы в мае, что является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке, за невыполнение условий контракта, с включением участника закупки в РНП.
  2. в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на оказание услуг по уборке территорий на объектах ГБУЗ ДГП -------- часть 5 «Общие требования к работам, услугам, товарам, требования по объему гарантий качества, требования по сроку гарантий качества на результаты осуществления закупок», Заказчик устанавливает требование: «Промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод», не указывая при этом объем, количество мест «где это требуется», что полностью лишает участника закупки понять себестоимость этих работ и сформировать предложение ЦЕНЫ контракта. (Этот вид работ отсутствует в прикрепленных в ТЗ, сметах и соответственно при определении НМЦК).
  3. в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на оказание услуг по уборке территорий на объектах ГБУЗ ДГП -------------- часть 5 «Общие требования к работам, услугам, товарам, требования по объему гарантий качества, требования по сроку гарантий качества на результаты осуществления закупок», Заказчик устанавливает требование: «Систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети». Из данного требования не понятен объем количество, периодичность выполнения данной работы, что также лишает возможности участника закупки сформировать предложение цены при участии в аукционе. Данный вид работ отсутствует при Заказчиком НМЦК, и соответственно не будет оплачен заказчиком.
  4. в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на оказание услуг по уборке территорий на объектах ГБУЗ ДГП -------- часть 6 «Товары должны быть новыми и соответствовать сроку годности на момент их использования, быть безвредными для человека, животных и окружающей среды.». Участник закупки не имеет возможности идентифицировать товары, о которых идет речь в техническом задании, так как закупка на услуги, работы, и товаров в закупке нет. Нам также не понятен термин «безвредность». Заказчик не установил соответствия с НПА и ГОСТ, для подобного требования.

В Приложении № 4 к техническому заданию, Заказчик установил Ежемесячную форму отчета и пример заполнения данной формы.  При этом колонка (столбец) «Период выполнения работы/услуги***» в форме с тремя звездочками, а в примере заполнения формы «Период выполнения работы/услуги**», эта колонка уже с двумя звездочками. Согласно сноски к формам отчета, разное количество звёздочек имеет различное значение: «** Столбец выполняется в отношении работы или услуги, имеющих одномоментный характер (вне зависимости от частоты повторения). *** Столбец заполняется в отношении работы или услуги выполнение которой носит длительный характер (более суток).»

  1. Пример заполнения «Форма отчета за июль месяц 2019 года», вводит участников закупки в заблуждение, так как в колонке «столбце» указано «Период выполнения работы/услуги**», «Нет», и вместе с тем «Количество» равное «1». Если количество «1», то работа исполнена и соответственно она имеет период, то есть не может быть указано значение «нет.»

На основании вышеизложенного просим:

  1. Приостановить проведение закупки.
  2. Обязать Заказчика привести аукционную документацию в соответствие с положениями 44-ФЗ.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19

ПО ВОПРОСАМ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О ВКЛЮЧЕНИИ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКАХ

ЗАКУПОК В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

(ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) на основании пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет в связи с поступающими запросами территориальным органам ФАС России для использования в работе разъяснение по вопросу рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

При рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих обязательств по контракту.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Также необходимо отметить, что при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в указанных случаях материалы дела направляются в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления проверки действий заказчика по исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Дополнительно ФАС России направляет схему типовых ситуаций при рассмотрении обращений о включении сведений об участниках закупок в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта для использования в работе территориальными органами ФАС России

Статья: Жалоба в ФАС

 

Комментарии закрыты