Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Инструкция не должна усложнять процесс проведения закупки

О надлежащей инструкции по заполнению заявки

УФАС по Ростовской области напоминает государственным и муниципальным заказчикам о недопустимости использования усложненных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках.
Актуальным примером подобного нарушения являются действия Южного таможенного управления, выступившего заказчиком при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы бесперебойного гарантированного электроснабжения.
Дело в том, что инструкция по заполнению заявки и объемное техническое задание, использованные Южным таможенным управлением при проведении аукциона, содержали избыточные требования к товарам, а также обширный ряд показателей, не позволяющих точно определить необходимые качества и эксплуатационные характеристики предмета закупки.
Таким образом, заказчик фактически использовал инструкцию, призванную упрощать процесс проведения аукциона, для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку они были вынуждены самостоятельно разгадывать его потребность в том или ином значении показателей.
Например, при описании одной из характеристик в техническом задании Южное таможенное управление одновременно использовало курсивный шрифт, предполагающий, что участник должен указать в заявке требуемые значения показателя в неизменном виде, и некурсивный шрифт, предполагающий, что потенциальный поставщик должен выбрать одно из предложенных заказчиком значений.
  • В результате сложилась ситуация, при которой участники не смогли распознать наличие некурсивного шрифта из-за его маленького размера и указали в заявках значения показателей из технического задания в неизменном виде, в то время как Южное таможенное управление требовало выбрать только одно из них, что послужило формальным основанием для отклонения заявок всех десяти участников и, соответственно, признания аукциона несостоявшимся.
Отметим, что Комиссия Ростовского УФАС России ранее неоднократно выявляла аналогичные нарушения закона «О контрактной системе…» в действиях данного заказчика. На этот раз ему вновь выдано предписание об аннулировании закупки.
УФАС по Ростовской области обращает внимание на то, что инструкция должна упрощать процесс проведения закупки, а не усложнять его, запутывая участников.
Данная позиция поддержана судами различных инстанций (постановления Арбитражного суда Северо­Кавказского округа по делу № А53-19097/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам № А32-47801/2018, № А53-24106/2018, № А53-40566/2019).
Так, в одном из своих постановлений Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал: «…при разработке инструкции заказчики должны осознавать, что включение её в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью более чёткого и ясного понимания участниками потребностей заказчиков в работах, услугах, товарах.
Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения её при разработке требований к предмету закупки создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок».
Однако, несмотря на однозначную правовую позицию Ростовского УФАС России, подтверждённую обширной судебной практикой, привлечение ответственных должностных лиц за утверждение подобных инструкций к административной ответственности, а также неоднократные разъяснения со стороны антимонопольного органа, заказчики продолжают допускать подобные нарушения.

Комментарии закрыты