Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В 223 ФЗ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Изменения в законе 223-ФЗ

 

Законодательство в области закупок непрерывно совершенствуется. Ниже приведены наиболее существенные изменения, которые претерпел закон № 223-ФЗ за период с 01.01.2019 по октябрь 2019.

Закон обязал до 01.01.2019 года всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ привести в соответствие свои Положения о закупках (далее Положения) новой редакции 223-ФЗ.

Оставление старого варианта Положения закон приравнял к его отсутствию.

Заказчик потерял право руководствоваться его старым вариантом. Если он продолжит называть в Положении или в тендерной документации, которая не может противоречить ему, по старинке, например, запрос котировок офертой, то его ждут неприятности.

Участник обжалует документацию в ФАСе, и его комиссия подвергнет штрафу нерадивого заказчика.

Но сноса закупки скорее всего не произойдет, как показывает практика, ведь Верховный Арбитражный Суд считает, что некритические неточности в документации заказчика не должны препятствовать заключению контракта, а ФАС к его мнению прислушивается.

Так что заказчик может и умышленно не внести определенные изменения в Положение, чтобы оттолкнуть лишних участников, зная, что его хоть и оштрафуют, но важный для него контракт он заключит с тем, с кем ему нужно. А потом и изменения внесёт в Положение.

- Поскольку заказчик не имеет права в свой тендерной документации отступать от Положения, рассмотрим измененные требования к нему более подробно.

- В Положении заказчик обязан предусмотреть как конкурентные, так и неконкурентные закупки, установить порядок их осуществления.

- Конкурентные закупки для МСП, проводимые, согласно требований ПП-1352, теперь возможны только в электронной форме.

- Для остальных категориям участников они в бумажной форме формально разрешены, если прописаны в Положении. Таким образом, в ЕАИС еще можно будет встретить процедуры, проводимые по 223-ФЗ, в бумажном виде.

 Некоторые участники гоняются за бумажными процедурами, поскольку в них как правило меньше участников. Мало кто из их конкурентов захочет терять время на подготовку бумажных документов и поэтому энтузиасты могут надеяться на небольшое снижение. И действительно, ножницы снижения могут достигать 10-15%.

- К конкурентным закупкам отныне дополнительно отнесены: запрос котировок, запрос предложений.

Таким образом они превратились в полноценные торги, коими раньше не являлись.

- Иные способы закупок, установленные Положением, остаются офертами.

И победа в них вовсе не гарантируют победителю заключения контракта с заказчиком.

- Что касается неконкурентных закупок, то их тоже заказчик обязан перечислить в Положении, если собирается использовать.

- При торгах с НМЦК до 5 миллионов рублей упраздняется обеспечение заявок. Если НМЦК больше – установление обеспечения заявки обязанность заказчика, а потолок – 5 % от НМЦК. Это, конечно, делает закупки по 223-ФЗ более привлекательными для участников, чем по 44-ФЗ, где порогом установления требования об обеспечении заявки является 1 миллион рублей, да и то – порогом условным. Тем более, для участников-новичков, которым банки далеко не всегда выдают банковские гарантии.

- Сроки размещения заказчиком документации в ЕАИС также подверглись изменениям.

Новые сроки размещения заявок на различные процедуры для разных категорий участников (до окончания срока подачи заявок):

- конкурсных или аукционных заявок в ЕАИС для участия без преимуществ – как минимум, за 15 суток до завершения представления заявок, вне зависимости от НМЦК.

- Для льготников (CМП), если НМЦК не доходит до 30 млн. рублей, –как минимум за 7 суток до истечения срока подачи заявок. Если же НМЦК превышает 30 млн. рублей – как минимум за 15 суток.

- Котировочных заявок в ЕАИС для участия без преимуществ – как минимум за 5 рабочих дней, вне зависимости от НМЦК.

- Для льготников (СМП) – как минимум за 4 рабочих дня, если НМЦК превышает семь миллионов рублей.

- Заявок на запрос предложений для участия без преимуществ – как минимум за 8 рабочих дней без какого бы то ни было ограничения по НМЦК.

- Для льготников – как минимум, за 6 рабочих дней. НМЦК её не может превышать 15 млн. рублей.

- Если заказчик указывает в тендерной документации торговую марку, отныне он должен сопровождать её надписью «или эквивалент». Описание объекта закупки должно содержать сведения о свойствах товаров (работ, услуг).

Что касается строительных аукционов в сфере реконструкции, капитального ремонта, то такие сведения размещаются в проектной документации (ПД).

Следовательно, она должна прилагаться к заявке, хотя об этом в явном виде в законе ничего не сказано. Её отсутствие чревато сносом закупки ФАСом или арбитражным судом.

Пример:

Заказчик, проводя аукцион на ремонт объекта капитального строительства не разместил в составе заявки ПД.

Участник обжаловал аукционную документацию в арбитражном суде.

В свое оправдание заказчик пояснил, что 223-ФЗ не требует в явном виде размещения ПД. Суд с его доводами не согласился, приведя следующие аргументы.

Закон 223-ФЗ требует установления заказчиком в описании объекта закупки требований к свойствам и количеству требующегося ему товара, объему работ, услуг. Такие сведения с учетом требований ГК и Градостроительного Кодекса должны наличествовать в ПД. То есть, он обязан был их указать в составе заявки.

В России с 1 января 2019 года в установлена ставка НДС 20 процентов.

В ответе Минфина на многочисленные запросы насчет возможности изменения НМЦД, содержащемся в его информационном письме, министерство разъяснило, что, не обнаружило такого запрета в законе. Соответственно НМЦК менять можно, если это допускается Положением и указано в проекте договора и, конечно, если обе стороны договора, согласны пойти на такое изменение.

В ЕАИС создан реестр заказчиков. Он введен в действие с 01.03.2019 года.

В целом закон изменился в позитивную сторону, особенно избавление льготников от обеспечительных платежей для участия в процедурах с небольшой НМЦК, также можно приветствовать расширение номенклатуры торгов, делая участие в них более благодарной задачей для неаффилированных участников.

Комментарии закрыты