Аналитика ниши в госзакупках: создание сайтов
Давайте проведем такую аналитику по услуге создания интернет-сайтов.
- Сколько всего было закупок за полный календарный год в стране/интересующих регионах?
По данным официального сайта госзакупок в 2019 было опубликовано порядка 300 закупок конкретно на создание сайта (это тендеры по 44-фз и 223-фз; данные по коммерческим тендерам и закупкам малого объема тут не учитываются).
Из этих 300 чуть больше 35% - закупки по 44-фз.
Вывод: то есть основные заказчики - все-таки госкомпании, работающие по 223-фз.
300 - много это или мало? В целом, немного. С другой стороны, если исполнитель выиграет хотя бы 1% от указанных тендеров, то он получит заказы на 2-3 сайта в месяц. И это без учета коммерческих тендеров, где таких заказов значительно больше.
- Насколько гибкий спрос – большой ли разброс в НМЦК?
Разброс по начальной (максимальной) цене контракта очень большой. От 30 тыс.руб. до десятков миллионов. Но основная масса тендеров имеет начальную цену в пределах 300 тыс. - 2 млн. руб.
Это еще не цена контрактов, это начальная цена. О падении - см. ниже.
- Есть ли сезонность в заказах или закупки распределяются равномерно?
В целом все распределено равномерно. В месяце от 15 до 20 заказов. Традиционно больше всего заказов в конце года (декабрь - 33).
- Сколько в среднем участников на закупке? Повторяются ли участники в одном и том же регионе/группе регионах?
Обычно в одном тендере от 5 до 10 участников (но есть и закупки, на которые выходят 2-3 участника или больше 15). Состав участников очень разнообразный, какие-то закономерности проследить сложно.
Вывод: рынок не захвачен несколькими крупными "монополистами", есть возможность зайти в него. Однако и конкуренция весьма высокая.
- Сколько в среднем снижение (разница между НМЦК и реальной ценой контракта)? Есть ли возможность работать с ценами, отраженных в реальных контрактах?
Снижения достаточно большие:
- НМЦК 4 млн. руб, контракт 500 тыс. руб.
- НМЦК 2 млн. руб, контракт 600 тыс. руб.
- НМЦК 200 тыс.руб, контракт 70 тыс. руб.
- НМЦК 62 тыс.руб, контракт 26 тыс.руб.
Если и тендеры без большого снижения:
- НМЦК 1870 тыс., контракт 1380 тыс.руб.
- НМЦК 300 тыс., контракт 220 тыс.руб.
Вывод: прослеживается тенденция, характерная для закупки услуг на гостендерах - большой демпинг за счет низкой цены рабочего времени и небольшой расходной составляющей при исполнении заказа.
Можно ли работать с такими ценами?
В такой услуге, как создание сайта, все очень зависит от техзадания заказчика, трудоемкости работы. Калькуляция всегда индивидуальна.
- Есть ли неадекватный демпинг?
Очевидно да. При анализе первых 30 тендеров выяснилось, что контракты по 4 из них были не заключены (победитель уклонился) либо расторгнуты по инициативе заказчика (низкое качество).
- Есть ли закономерность среди заказчиков?
Какой-то явной закономерности я не выявила. Заказчики очень разные. Госкомпании, учреждения здравоохранения и культуры, госорганы - разброс большой.
- Какие смежные товары/работы/услуги с этой нишей?
На самом деле создание сайтов - не самая востребованная диджитал-услуга. Через систему тендеров покупается много чего смежного/близкого:
- Доработка имеющихся сайтов,
- Смм-услуги (ведение соцсетей, пабликов, групп "под ключ" или отдельные элементы, включая дизайн, контент и пр.),
- Услуги по производству и размещению разного вида контента на сайтах и в соцсетях,
- Рекламные услуги в интернете (контекстная реклама, таргетированная реклама и пр.),
- Сео-оптимизация,
- Пиар-кампании и проч.
- Какие виды тендеров обычно – аукционы/котировки или конкурсы? Если конкурсы – какие критерии оценки заявок встречаются чаще всего?
В нише представлены все виды тендеров. И запросы котировок/аукционы - там, где значение имеет только цена. И конкурсы/запросы предложений - где оцениваются не только ценовые критерии.
Среди критериев оценки чаще всего фигурирует
- Оценка детальности проработки проекта сайта (техническое предложение)
- Опыт реализованных проектов
- Квалификация персонала
- Наличие отзывов клиентов.
Общие выводы:
- Если компания без существенного опыта, то есть смысл заходить на госзакупки, понимая, что придется демпинговать и работать ради работы. С другой стороны, такая стратегия может помочь нарастить опыт, создать приличное портфолио, тем самым повысив свою цену на рынке (в т.ч. с частными заказчиками).
- Если компания уже обладает внушительным опытом и списком реализованных проектов, то имеет смысл участвовать адресно только в интересных тендерах, где оценивается не только цена, но и квалификация участников (традиционно там и снижение по итогам торга меньше, чем на аукционах).
- Есть ли "договорные" тендеры, когда потенциальный исполнитель уже имеется? Да конечно, есть. Все ли тендеры договорные - конечно, нет. Шансы есть.
https://zen.yandex.ru/media/business_tender/analitika-nishi-v-goszakupkah-sozdanie-saitov-5ed519ca1c0953656663e932
Комментарии закрыты