Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ЗАКУПКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

5 правил в закупке продуктов питания — а вы знаете их все?

С 28 июня 2020 года, нужно будет применять типовой госконтракт на поставку продуктов питания.

Типовой контракт был размещен в ЕИС 28 мая.

Его необходимо будет использовать, если предмет закупки относится, в частности, к следующим кодам ОКПД2:

- 01.12 (кроме 01.12.10.120)

- рис нешелушеный;

- 01.41.2  - молоко сырое крупного рогатого скота;

- 03.11.2  - рыба морская свежая или охлажденная, которая не является продукцией рыбоводства.

С полным списком кодов можно ознакомиться в информационной карте типового контракта. Ограничения по размеру НМЦК не установлены.

Документы: Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140

Продукты питания

В поставке продуктов питания есть пять сложностей, на которые нужно обратить особенное внимание. Это национальный режим, дополнительные требования к квалификации участников, более строгий контроль приема товаров, обоснование цены контракта при демпинге и слишком детальные описания закупки. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Национальный режим

Правительство ограничило закупку ряда товаров из иностранных государств. Муниципальные и государственные учреждения обязаны отдавать предпочтение товарам отечественного производства. В “санкционный” перечень, установленный в постановлении правительства № 832, входят:

молочная продукция,

мясная продукция (говядина, свинина, птица),

морепродукты,

соль,

сахар,

рыба,

рис.

Заказчик обязан отклонить от участия поставщиков импортного товара, если подано как минимум две заявки, в которых:

предлагается товар, произведенный в Евразийском экономическом союзе (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия),

в заявках, с предложением товара из ЕАЭС, указаны товары разных производителей,

заявки членов ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке.

На этапе подачи заявки нужно лишь обозначить страну происхождения товара. А вот на этапе поставки уже нужны документы для подтверждения того, что продукция произведена на территории ЕАЭС. Без них заказчик имеет право расторгнуть контракт.

Также важно в любом виде закупки указать наименования производителя. Иначе, заказчик имеет полное право отклонить заявку.

Если иностранных поставщиков не отклонили, то дальше закупка проходит по правилам из приказа № 126н от 04.06.2018, согласно которым поставщики из ЕАЭС получают преференции в отношении цены контракта:

В аукционах или запросе котировок, если победит участник с товаром иностранного происхождения, от предложенной им цены отнимут 15%. Цена победителя из ЕАЭС не меняется.

В конкурсе и запросе предложений другая схема. От цены участников ЕАЭС “в уме” вычитают 15%, и его предложение становится теоретически выгоднее. После подведения итогов, если победил участник из ЕАЭС, то с ним заключают контракт по предложенной им цене.

Дополнительные требования к квалификации

К участнику закупки предъявляются дополнительные требования, если:

Закупка проводится в виде конкурса с ограниченным участием и дороже 500 тыс. рублей.

Продукты питания закупают в медицинские, образовательные, социальные учреждения или места оздоровления и отдыха детей.

Опыт работы в сфере госзакупок должен составлять не меньше 3-х лет. Общая стоимость выполненных заказов не менее 20% от НМЦ закупки.

Например: НМЦК в конкурсе с ограниченным участием составляет 800 тыс. рублей. Для участия в закупке участник должен предоставить документы, которые подтверждают, что он выполнил заявок не менее чем на 160 тыс. рублей и работает в сфере госзакупок не меньше 3 лет.

В качестве документов участник может приложить копии исполненных контрактов, данные о которых есть в реестрах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Можно предоставить документы, подтверждающие поставку любых продуктов питания.

Например: Проводится закупка продуктов детского питания. Участник может предоставить свидетельства, подтверждающие опыт поставки не только детского питания, а любых других продуктов, которые поставлял ранее, например, морепродукты, мясо, молоко.

Для подтверждения опыта можно приложить копии актов-приемки продукции (п. 6 Приложения 2 ПП № 99 от 04.02.2015).

В других видах конкурентных процедур дополнительных квалификаций не требуется (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ).

Четкое соответствие ГОСТам и строгий контроль приема товаров

Прием продуктов питания осуществляется строго по правилам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Заказчик может самостоятельно проводить экспертизу либо привлекать внешних экспертов.

 

Контролю при закупке продуктов подлежит:

Сохранность упаковки

Количество и качество продуктов

Сроки годности

Условия перевозки

Работники, контактирующие с товаром

Если какой-то из пунктов не удовлетворил заказчика, то он имеет право не принимать товар, написав мотивированный отказ.

Обоснование цены контракта при демпинге

Если вы снизили стоимость вашего товара на 25% и ниже от НМЦ, вам придется обосновать свое предложение (п. 9 ст. 37 44-ФЗ). В качестве обоснования вы можете предоставить:

Гарантийное письмо от производителя с ценой и количеством товара.

Бумаги, гарантирующие наличие продукции у вас на руках.

Иные документы, доказывающие, что вы можете поставить нужный товар в нужном объеме.

Наличие дополнительных требований в описании закупки продуктов.

Требования к продукту питания могут быть очень специфическими. Так, например, в практике Центра сопровождения торгов СКБ Контура встречались такие случаи:

Цвет мякиша хлеба может варьироваться от светло-желтого до темно-коричневого, а количество мака в булочке измеряться в процентах.

Диаметр мандарина должен быть не менее 38 мм. Цвет — от светло-оранжевого до оранжевого.

Огурцы-корнишоны должны иметь длину не больше 9 см согласно ГОСТ 33932-2016.

Конкретизируя параметры сарделек, выяснилось, что согласно ГОСТ 33673-2015 сарделька должна быть не толще 44 мм.

Обратите внимание, что Минсельхоз разрабатывает типовой проект контракта на поставку продуктов. Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 20 марта, а общественное обсуждение — 28 марта.

В типовом контракте будет шесть приложений:

cпецификация,

техническое задание,

форма заявки,

этапы поставки,

перечень адресов поставки,

шаблон акта сдачи-приемки товара.

Перед тем как подать заявку на поставку продуктов питания, еще раз убедитесь в двух основных пунктах:

Если учреждение муниципальное и вы поставляете продукты из перечня в постановлении правительства № 832, то вы должны отвечать условиям национального режима.

Если вы участвуете в конкурсе с ограниченным участием и/или поставляете продукты в медицинское, социальное, образовательное учреждение, или место оздоровления и отдыха детей - у вас должны быть документы, которые предоставляются при дополнительных требованиях.

Общая информация о закупке продуктов питания

Под государственной закупкой продуктов питания 44-Ф3 подразумевается определенный ряд мероприятий, выполняемые заказчиком, которому требуется покрыть нужды в пищевой продукции. Закупка необходимых товаров осуществляется в формате торгов. Данный процесс подразумевает ряд нюансов и требований, которые обязательны к соблюдению.

Способы проведения закупок по 44-Ф3

В соответствии с законом 44-ФЗ, закупка продуктовых товаров может быть произведена любым из доступных способов. Такое разрешение и становится причиной, по которой многие заказчики производят закупку путем дробления. Данный способ чреват многочисленными одинаковыми договорами и уменьшением конкуренции. Поэтому предпочтительным вариантом считается закупка продуктов питания суммой более 500 тыс. рублей путем конкурсного тендера. В данном случае число недобросовестных поставщиков, реализующих некачественную продукцию, сведено к минимуму, т.к. они обязаны предоставлять доказательство своего опыта (как минимум один контракт об оказании подобных услуг, закрытый в течение прошедших 3 лет). Данные правила касаются медицинских, образовательных, оздоровительных учреждений, а также объектов социального обслуживания.

Особенности закупаемой продукции: что можно закупать, а что под запретом?

В 2016 году в правилах по закупке продуктов питания произошло несколько изменений. С этого момента в постановление РФ от 22.08.2016 г №832 были внесены ограничения, касающиеся допуска отдельной продукции для закупок. Запрет распространяется только на продукты иностранного происхождения из следующих категорий:

  • Мясо птицы;

  • Говядина;

  • Свинина;

  • Молочная продукция;

  • Подверженная переработке рыбная продукция (рыбы в консервах, охлажденные, и т.д.);

  • Соль и сахар;

  • Бакалея (закупки макаронных изделий);

  • Рис.

Запрет не распространяется на товары, произведенные в станах Евразийского экономического союза. С 2019 года запрещена не только закупка мяса, молочных товаров и рыбы, но и вин (касается всех видов: плодовые, ликерные, игристые).

Требования к заявкам и условия их одобрения/отказа

В связи с требованиями постановления (указано выше), заказчик в обязательном порядке должен потребовать от поставщика указание страны производства приобретаемых им товаров.

Указываются эти данные в составе непосредственной заявки. При этом если заказываемые продукты представлены в списке запрещенных, до в составляемой документации следует указать о предоставлении привилегий тем заявкам, составители которых реализуют аналогичную продукцию, произведенную ЕАЭС.

Отказ от заявок импортных производителей производится заказчиком в обязательном порядке в том случае, если к закупке было предъявлено как минимум две заявки, которые:

  • Предлагают продукцию производителей ЕАЭС и полностью соответствуют документационным требованиям;
  • Содержат товары ЕАЭС различных производителей.

Если при составлении заявки поставщик должен лишь указать страну, в которой был произведен конкретный товар, то при поставке он обязан предоставить подтверждающие это (страну происхождения) документы. Их отсутствие может стать вполне обоснованной и законной причиной расторжения контракта со стороны заказчика.

Составление технического задания

На каждую отдельную партию товаров производится заполнение заявки на закупку продуктов, включающей в себя подробное техническое задание, в котором указаны основные требования заказчика к приобретаемым им товарам. Данное описание в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:

  • Наименование продуктов;

  • Характеристики товаров в соответствии с ГОСТом;

  • Перечень документов, которые регламентирую качества, характеристики, особенности закупаемых товаров;

  • Необходимый к закупке объем;

  • Сроки поставки;

  • Полное наименование учреждения, куда производится поставка;

  • Иные важные данные, характерные для конкретного случая.

Описывать продукцию следует в соответствии с информацией, опубликованной в каталоге товаров, работ и услуг. Здесь указаны общие сведения о продуктах питания, их подробное описание (характеристики товаров, функциональные данные) и иные важные сведения. Полный каталог опубликован на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

При этом не следует забывать об ограничениях, касающихся места производства продукции. Это касается только тех списков, в перечне которых имеются запрещенные к закупке иностранные товары.

Заключение контракта и прием продуктов

Осуществляется госзакупка продуктов питания 44 фЗ на основе составленного контракта с поставщиком, выбранным в ходе тендера, предложение которого в полной мере отвечает установленным в заявке требованиям. Контракт представляет собой типовый документ (требования к его оформлению указаны в постановлении № 606 от 02.07.2014).

Приемка продукции производится в строго указанные в составленном контракте сроки. Принимать товары может как сам заказчик, его представитель или приемочная комиссия (в составе от 5 человек). При приеме обязательно проведение экспертизы, под которой подразумевается проверка:

  • Объема поставленных товаров;

  • Соблюдений условий транспортировки;

  • Указанных и требуемых сроков годности;

  • Качества тары (ее сохранности).

В случае соответствия всех характеристик требуемым показателям, представитель заказчика или он сам подписывает акт приемки. В противном случае составляется отказ в приеме поставки.

 

 

Добавить комментарий