Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Закупка права на использование программного обеспечения

Заказчиком объявлен электронный аукцион на приобретение на условиях простой неисключительной лицензии права на использование программного обеспечения (закупка в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Может ли заказчик в составе заявки требовать от участника представить документ, подтверждающий наличие у него прав на программное обеспечение, приобретаемое в рамках данного аукциона (лицензионное соглашение, свидетельство о регистрации программного продукта)? Если в составе заявки такой документ требовать нельзя, то может ли заказчик требовать от победителя аукциона при заключении с ним контракта представить указанный документ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Положения Закона N 44-ФЗ не позволяют устанавливать ни в документации о закупке, ни при заключении контракта указанные в вопросе требования.

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) аукционная документация должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2, 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Одним из них является соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Требования к участникам закупки, не указанные в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик устанавливать не вправе (ч. 6 этой статьи).

К требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов, таких как, например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п. (смотрите, в частности, письмо Министерства экономического развития РФ от 28.05.2015 N Д28и-1542, письмо Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 N Д28И-1440, п.п. 5 и 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, п. 82 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2877, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14), которые в соответствии с законодательством требуются для осуществления определенных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")*(1).

Для возникновения, осуществления и защиты исключительного права в отношении программы для ЭВМ не требуется регистрация такой программы или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных подобная регистрация возможна, но она осуществляется лишь по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ и не является обязательной (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому требовать от участников закупки документов о регистрации программного продукта заказчик не вправе. Возможность же использования результатов интеллектуальной деятельности (включая программы для ЭВМ) лицами, не являющимися обладателями исключительных прав в отношении таких результатов, поставлена законодательством в зависимость не от наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности, а от согласия на подобное использование со стороны правообладателя. По общему правилу такое согласие выражается путем заключения лицензионного договора о предоставлении исключительной либо неисключительной лицензии*(2). Наличие либо отсутствие у участника закупки такого согласия на момент проведения процедуры определения контрагента не свидетельствует о его несоответствии требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем требование о его наличии не может предъявляться к участникам закупки*(3).

Положения Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможности устанавливать в аукционной документации требование о наличии у участника закупки заключенного лицензионного договора с правообладателем программы для ЭВМ при описанных в вопросе обстоятельствах. Сказанное подтверждает позиция Минэкономразвития России (письмо от 21.12.2015 N Д28и-3745, письмо от 17.02.2016 N Д28и-481). При определенных обстоятельствах к участникам закупки может предъявляться требование о наличии у них исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (смотрите п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также соответствующий раздел Энциклопедии решений), однако к рассматриваемой ситуации это не относится.

К сведению:

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения осуществлять действия, предусмотренные ст. 1280 ГК РФ. Гражданское законодательство не содержит запрета на осуществление указанным лицом таких действий с привлечением для этих целей других лиц (исполнителей) на основании гражданско-правовых договоров.

Для использования же заказчиком программы для ЭВМ способами, не предусмотренными ни ст. 1280 ГК РФ, ни лицензионным договором между заказчиком (владельцем экземпляра программы) и правообладателем, необходимо получить согласие правообладателя. Причем такое согласие должно быть получено не участником закупки, а самим заказчиком как лицом, правомерно владеющим экземпляром программы, который планируется использовать.

При определенных обстоятельствах (например, если предметом контракта является обновление установленной у заказчика программы для ЭВМ) лицо, с которым заключен контракт, сможет надлежащим образом исполнить его только будучи правообладателем либо при наличии лицензионного договора с правообладателем. Однако это обстоятельство не означает, что требование о наличии такого договора может предъявляться к участникам закупки на стадии определения контрагента и заключения контракта.

 

 

Комментарии закрыты