Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Практика проведения внеплановых проверок ФАС

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05.04.2013 N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

(ИЮНЬ 2020 ГОДА)

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 30 июня 2020 года

 

  1. Использование в порядке оценки критериев, дающих преимущество товарам, произведенным на определенной территории, недопустимо.

 

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральной антимонопольной службой, в связи с обнаружением признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении закупок в форме конкурсов с ограниченным участием на поставку продуктов питания, проведена внеплановая проверка.

Как следует из материалов проверки, поводом для проведения проверки послужил вопрос установления в документации о закупке критериев оценки, дающих преимущество товарам, произведенным на определенной территории Российской Федерации, а также, как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, в конкурсных документациях в отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель "Качество товаров", в соответствии с которым оценивается в том числе наличие/отсутствие у участника конкурса на товар, входящий в состав конкурса, действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг", со значимостью - 80/0 баллов.

Исходя из положений частей 1, 2 и 8, 9 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 10 и 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при проведении закупки заказчик в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего нестоимостного критерия оценки, при условии, что такие критерии не влекут ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, по мнению антимонопольного ведомства, наличие сертификата добровольной системы сертификации, выданного в отношении товара, произведенного на определенной территории, не является гарантией того, что качественные, функциональные и экологические характеристики данного товара наилучшим образом соответствуют потребностям заказчика, чем товары, не отмеченные региональным знаком качества, в том числе произведенные в других субъектах Российской Федерации.

Таким образом, действия субъектов контроля при использовании в порядке оценки критериев, дающих преимущество товарам, произведенным на определенной территории, не соответствуют части 9 статьи 32, и нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3, часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием.

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчиков, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.

Сведения о закупках (согласно приложению).

Частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных указанной статьей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цену контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки..."

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

При этом пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

В Конкурсных документациях в отношении критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель "Качество товаров", в соответствии с которым установлен следующий порядок оценки заявок:

При наличии/отсутствии у участника конкурса на товар, входящий в состав конкурса, действующего добровольного "Сертификата соответствия" системы сертификации ГОСТ Р, выданного органом по сертификации продукции и услуг", - 20/0 баллов соответственно.

При наличии/отсутствии у участника конкурса на товар, входящий в состав конкурса, действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг", - 80/0 баллов соответственно.

При этом наличие у товара знака соответствия "Настоящий Вологодский продукт" не является гарантией того, что качественные, функциональные и экологические характеристики данного товара лучше соответствуют потребностям заказчика, чем товары, не отмеченные региональным знаком качества, в том числе произведенные в других субъектах Российской Федерации.

Таким образом, использование в порядке оценки критериев, дающих преимущество товарам, произведенным на определенной территории, может повлечь за собой ограничение количества участников закупки и применяться не в равной степени к участникам закупки.

При этом представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о правомерности установления указанного положения Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 9 статьи 32, пункту 8 части 1 статьи 54.3, нарушают часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
  2. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы от 26.06.2020 по делу N П-68/20 соответствующему должностному лицу *** УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

(Решение ФАС России от 26.06.2020 по делу N П-68/20)

 

  1. Обеспечение контракта представляется по выбору победителя в виде внесения денежных средств либо банковской гарантии.

 

Общество обратилось с заявлением в ФАС России, согласно которому, по мнению последнего, в числе прочего заказчиком, уполномоченным органом в документации об аукционе ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению заявок на участие в аукционе, что, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, явилось основанием для проведения внеплановой проверки.

Как следует из материалов рассмотрения указанного обращения и проведения внеплановой проверки, довод общества своего подтверждения не нашел по следующим обстоятельствам.

Напомним, что, действительно, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 названного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Извещение о проведении закупки, документация об аукционе должны содержать информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (п. 7 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, исследовав положения извещения, документации об аукционе, в том числе проект контракта, пришла к выводу, что обеспечение контракта предоставляется победителем в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком в документации об аукционе счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Учитывая указанные обстоятельства, согласится с заявителем не представляется возможным.

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

  1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению заявок на участие в Аукционе.
  2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер аванса.
  3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.
  4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к гарантийным обязательствам, а именно:

- не установлены условия о порядке и сроке предоставления гарантийных обязательств;

- не определено начало срока действия гарантийных обязательств;

- неправомерно установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств в отношении конструктивных элементов.

  1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены график выполнения строительно-монтажных работ, график финансирования.
  2. В составе документации об Аукционе неправомерно не размещен проект сметы контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.05.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;

4) источник финансирования - средства краевого бюджета; КБК - ***;

5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;

7) дата проведения Аукциона - 18.06.2020;

8) дата рассмотрения вторых частей заявок от участников закупки - 23.06.2020.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению заявок на участие в Аукционе.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается в том числе размер обеспечения заявок на участие в аукционе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5.2 информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе, что обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что документацией об Аукционе предусмотрен порядок внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, а также требования к банковской гарантии, предоставляемой для целей обеспечения заявки на участие в Аукционе. При этом согласно документации об Аукционе банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер аванса.

Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Пунктом 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено в том числе следующее: "Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 30% от цены каждого этапа исполнения контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта, и в соответствии с действующим законодательством".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Приложением N 1 "График финансирования" к проекту государственного контракта документации об Аукционе определены этапы исполнения контракта, а также размер цены каждого этапа. При этом размер аванса установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

  1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пунктом 2.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Оплата промежуточных объемов выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется по системе казначейского исполнения бюджета в сроки и в размерах, которые установлены Графиком оплаты выполненных работ по контракту (Приложение 9) с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 2), на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (Приложение 6), в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (Приложение 5)".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что порядок оплаты выполненных работ установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениями Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к гарантийным обязательствам.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Пунктом 5.3 информационной карты документации об Аукционе предусмотрено требование к обеспечению гарантийных обязательств в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе за 5 дней до подписания Акта о завершении работ подрядчик предоставляет обеспечения гарантийных обязательств в порядке и сроках, установленных разделом 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что разделом 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрены условия о порядке и сроке предоставления гарантийных обязательств.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 8.2.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе определено начало срока действия гарантийных обязательств, а именно началом срока действия гарантийных обязательств считается дата подписания акта приемки в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Также представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 10.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе обеспечение гарантийных обязательств должно быть предоставлено подрядчиком отдельно по каждому конструктивному элементу, указанному в пункте 10.3.1 контракта.

При этом установленные условия проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график выполнения строительно-монтажных работ, график финансирования.

В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что обязательными приложениями к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлены в том числе график финансирования (Приложение N 1) и график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), составленные в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" и позволяющие участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе неправомерно не размещен проект сметы контракта.

В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 приложения N 2 "Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр (далее - Методика) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.

Пунктом 4 Методики установлено, что при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в Порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.

С учетом вышеизложенного в качестве проекта сметы контракта представлены размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы на выполнение работ.

На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена документация о закупке, в том числе сметы на строительство, что не противоречит законодательству о контрактной системе.

Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Пунктом 4.2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения Контракта предоставить Заказчику на согласование виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, по форме, установленной Приложением 8 к Контракту".

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность согласования исполнителем по государственному контракту с заказчиком видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые исполнитель обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы от 23.06.2020 по делу N 20/44/99/177 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

(Решение ФАС России от 23.06.2020 по делу N 20/44/99/177)

 

  1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта.

 

В ФАС России поступило обращение общества, которым утверждалось, что вопреки требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком и единственным участником, подавшим заявку на участие в закупке и признанным соответствующим установленным требованиям, заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ без представления обеспечения такого контракта, обязанность представления которого была установлена документацией об аукционе. Данные утверждения общества базировались на том основании, что согласно данным из реестра банковских гарантий подрядчик получил банковскую гарантию для целей обеспечения указанного контракта только спустя несколько месяцев после его заключения.

Указанные обстоятельства явились основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Действительно, как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, положениями документации об аукционе установлено условие заключение государственного контракта о представлении победителем аукциона обеспечения контракта в установленном размере.

Следовательно, в силу части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный контракт, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт подписывается заказчиком исключительно после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.

Также установлено, что участником закупки, с которым заключается контракт при подписании государственного контракта, представлено обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств в установленном размере на указанный заказчиком счет, что подтверждается соответствующим платежным поручением.

Таким образом, утверждение общества о том, что контракт был заключен при отсутствии представленного обеспечения контракта, не подтвердилось.

Относительно ссылки заявителя о банковской гарантии, выданной банком только спустя несколько месяцев после заключения контракта, необходимо отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 названной статьи.

Следовательно, предоставление заказчику в ходе исполнения контракта взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта нового обеспечения исполнения контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, ООО "***" при заключении государственного контракта не представлено обеспечение исполнения контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчиков, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.02.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;

4) источник финансирования - Бюджет муниципального образования ***;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.02.2020;

6) дата проведения Аукциона - 26.02.2020;

7) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе;

8) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене контракта *** рублей;

9) 23.03.2020 Заказчиком с победителем Аукциона заключен государственный контракт с ООО "***".

По мнению Заявителя, ООО "***" при заключении контракта не представлено обеспечение исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.

Согласно документации об Аукционе, установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере *** рублей.

Регламентированный срок подписания контракта 23.03.2020.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 23.03.2020 Заказчиком с победителем Аукциона заключен государственный контракт с ООО "***".

На заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа даны пояснения, согласно которым ООО "***" при подписании государственного контракта представлено обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств в размере *** рублей на указанный заказчиком счет, что подтверждается платежным поручением от 18.03.2020 N ***.

Таким образом, Заказчиком заключен государственный контракт.

При этом Заявитель на заседании Комиссии явку не обеспечил, в составе обращения не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа при заключении контракта.

С учетом изложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.

(Решение ФАС России от 26.06.2020 по делу N П-67/20)

 

Р.В. Семенов

Заместитель начальника Управления контроля

размещения государственного заказа ФАС России

 

Комментарии закрыты