Когда необходимо предоставить приоритет российской продукции по 223-ФЗ
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны поддерживать российских производителей и российских лиц, которые выполняют работы и оказывают услуги. Читайте, на какую продукцию предоставить приоритет, какие особенности и противоречия учесть и как применять национальный режим.
Когда предоставляют приоритет
Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, которые выполняют, оказывают российские лица, установите, когда проводите конкурс, аукцион либо закупку другим способом из положения о закупке. Законодатель также уточнил, что приоритет предоставляют с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, далее – ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16.12.2011). Об этом сказано в пунктах 1 и 8 постановления Правительства от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925).
Арбитражный суд города Москвы, Центральный аппарат ФАС, Минэкономразвития и Минфин считают, что заказчик должен предоставить приоритет не только отечественным производителям, но и странам-участникам ВТО и ЕАЭС. Позицию ведомства основывают на двух выводах.
- В ГАТТ 1994входит ГАТТ 1947. В ГАТТ 1947 прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима товарам странам-участникам ВТО (п. 4, 8 «а» ст. III ч. II ГАТТ 1947).
- Постановление № 925устанавливает приоритет с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в который входят Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Следовательно, товарам из государств-членов ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляют приоритет аналогично российской продукции (п. 8 постановления № 925).
Позицию ведомства изложили в документах:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2018 № А40-224387/17-121-1968;
решение ФАС от 27.04.2017 № 223ФЗ-369/17;
письмо Минфина от 05.10.2017 № 24-04-07/65145;
письма Минэкономразвития от 12.2016 № Д28и-3197, 24.04.2017 № Д28и-1656.
В то же время территориальные органы ФАС считают, что приоритет по постановлению № 925 установлен исключительно в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым можно предоставить приоритет, ограничен юрисдикцией РФ без каких-либо условий и оговорок, которые относятся к странам-участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).
Специалисты УФАС поясняют, что Правительство приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование документа приведет к тому, что приоритет предоставят странам-участникам ВТО и ЕАЭС. Тогда постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект. Позиция изложена в решениях Новосибирского УФАС от 15.05.2017 б/н, Московского УФАС от 02.05.2017 № 1-00-985/77-17, Санкт-Петербургского УФАС от 05.04.2017 № 78/9244/17, Новосибирского УФАС от 06.03.2017 № б/н.
Пока нет официальных разъяснений по применению пункта 8 постановления № 925, есть риск, что на заказчика поступит жалоба в контрольные органы.
Ситуация: должен ли заказчик по 223-ФЗ в документации установить приоритет российским производителям, если закупает иностранный товар конкретной торговой марки
Когда приоритет не предоставляют
Приоритет не предоставляйте, если:
- закупку признали несостоявшейся и договор заключаете с единственным участником;
- в заявке нет предложений о поставке российских товаров и выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
- в заявке нет предложений о поставке иностранных товаров и выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
- стоимость российских объектов закупки из заявки меньше 50 процентов и победителя определяете на основе критериев оценки;
- стоимость российских объектов закупки из заявки больше 50 процентов и победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договорана «шаг» из документации;
- разместили в ЕИС извещения о закупках или направили приглашения на участие до вступления в силу постановления № 925;
- товары, работы, услуги закупаете у единственного поставщика.
Об этом сказано в пункте 6 постановления № 925.
Также контролеры и судьи пояснили, что заказчик вправе не устанавливать приоритет, когда:
- предмет закупки не указан в статье XXГАТТ 1947 (письма от 04.2017 № Д28и-1656, 20.03.2017 № Д28и-1393, решения ФАС от 18.04.2017 № 223ФЗ-333/17, 21.04.2017 № 17/28014/17);
- закупка исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2017 № А65-22351/2017);
- закупает продукцию российских производителей (решение Санкт-Петербургского УФАС от 27.04.2017 № 78/12355/17).
Чтобы установить соотношение цены объекта закупки российского и иностранного происхождения, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил. Используйте формулу:
Цена единицы товара, работы или услуги | = | Цена единицы товара, работы или услуги из документации | × | Коэффициент изменения НМЦ договора по результатам закупки |
Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой:
Коэффициент изменения НМЦ договора по результатам закупки | = | Цена, по который заключаете договор | : | Начальная максимальная цена |
Пример: расчет цены единицы каждого товара
Как предоставить приоритет
Приоритет получит участник, который в заявке предлагает российский товар, работы или услуги российских лиц. Приоритет работает по схеме:
Допустим, проводите конкурс или закупку, где победителя определяют на основе критериев оценки и сопоставления заявок. Оценивайте заявки по цене по принципу: участник предложил объект закупки российского происхождения – предложенную цену снизьте на 15 процентов. Договор заключите по цене, которую предложил победитель.
Пример: как предоставить приоритет в конкурсе
Допустим, проводите аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену. Договор с победителем, который предложил иностранный товар, заключите по цене, сниженной на 15 процентов. Если проводите торги на право заключить договор, то цену победителя увеличьте на 15 процентов.
Пример: как предоставить приоритет в аукционе
При закупке радиоэлектроники предоставьте приоритет участникам с российскими товарами из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Как установить приоритет, зависит от способа закупки.
Первый вариант – проводите конкурс или закупку, где победителя определяют на основе критериев оценки и сопоставления заявок. Оценивайте заявки по цене по принципу: если участник предложил товар из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, то предложенную цену снизьте на 30 процентов. Договор заключите по цене, которую предложил победитель. Об этом сказано в пункте 2.1 постановления № 925.
Второй вариант – проводите аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену. Договор с победителем, который предложил товар, не включенный в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заключите по цене, сниженной на 30 процентов. Если проводите торги на право заключить договор, то цену, предложенную победителем, с товаром, не включенным в реестр, увеличьте на 30 процентов. Об этом сказано в пунктах 3.1, 4.1 постановления № 925.
Пример: как предоставить приоритет в конкурсе при закупке радиоэлектроники
Как установить приоритет
Информацию о том, что предоставляете приоритет, включите в положение о закупке и документацию. В документы включите:
- требование декларировать в заявке или ее части наименование страны происхождения товаров;
- положение об ответственности участников, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
- сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
- условие о том, что заявку, в которой нет страны происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
- условие о том, как определить соотношение ценыобъектов закупки российского и иностранного происхождения;
- условие об отнесении участника закупки к российским или иностранным лицам. Основание – документы о месте регистрации организации и ИП, документы, удостоверяющие личность физлица;
- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
- положение о заключении договора с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя, который уклонился от заключения договора;
- условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара – качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают тем, что стороны прописали в договоре.
Требования установлены в пункте 5 постановления № 925.
Внимание: чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке отразите в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно. Такую позицию высказал Оренбургский УФАС в решениях от 17.02.2017 № 07-16-31/2017, 09.02.2017 № 07-16-26/2017.
Позиции контрольных органов по вопросу, обязан ли заказчик в положении и документации о закупке устанавливать преференции, разошлись.
Позиция антимонопольных органов
- В положении о закупке преференции установили, установите и в документации
В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные положением о закупке. Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925. Вывод следует из частей 8–10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Позиция изложена решениях
Забайкальского УФАС от 29.03.2017 № 04-20-04 2017,
Иркутского УФАС от 23.03.2017 № 175,
Оренбургского УФАС от 09.02.2017 № 07-16-27/2017,
- В положении о закупке преференции не установили – внесите изменения
Условия предоставления приоритета должны быть установлены в положении о закупке. Если в положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.
Позиция изложена в решениях
Тюменского УФАС от 17.04.2017 № Т17/34-223,
Кемеровского УФАС от 21.02.2017 № 21/03-18.1-2017,
Оренбургского УФАС от 17.02.2017 № 07-16-31/2017, от 08.02.2017 № 07-16-28/2017.
- В положении о закупке преференции не установили, не устанавливайте и в документации.
Положение о закупке – документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедуры, порядок заключения и исполнения договора, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Заказчик вправе не устанавливать преференции в документации, если информация о приоритетах не указана в положении о закупке. Вывод следует из части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.
Позиция изложена в решениях
Иркутского УФАС от 15.03.2017 № 136,
Санкт-Петербургского УФАС от 07.03.2017 № 78/6107/17,
Оренбургского УФАС от 08.02.2017 № 07-16-28/2017.
Однако в практике УФАС был случай, когда комиссия выдала заказчику предписание рассмотреть заявки с учетом постановления № 925. При этом в положении и документации о закупке приоритет российской продукции не был установлен (решение Московского УФАС от 27.04.2017 № 1-00-793/77-17).
Позиция судов
Специалисты Арбитражного суда Республики Татарстан пояснили, что Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика предоставлять приоритет отечественным товарам, работам, услугам. Перечень сведений, которые содержит документация, исчерпывающий и закрытый. Постановление № 925 также не устанавливает обязанности включать в документацию условие о приоритете (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2017 № А65-22351/2017).
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд придерживается позиции, что положение о закупке и документация о закупке должны содержать требования постановления № 925. Как пояснили специалисты суда, обязанность указания приоритета в документации о закупке установлена императивно. Отсутствие указанных сведений нарушает пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 № А65-16000/2017).
Чтобы избежать санкций со стороны контрольных органов, предусмотрите порядок предоставления приоритета в положении о закупке.
Ситуация: какая ответственность установлена для участника, который предоставил недостоверные сведения о стране происхождения товара
Ответственность для участника, который предоставил недостоверные сведения о стране происхождения товара, заказчик устанавливает самостоятельно. Ни в Законе № 223-ФЗ, ни в постановлении № 925такая ответственность не прописана. В качестве своей защиты в положении и документации о закупке укажите, например, так:
Ситуация: можно ли при исполнении договора заменить один иностранный товар на другой иностранный товар
Нет, нельзя. Если победитель получил приоритет по постановлению № 925, то при исполнении договора он вправе заменить иностранный товар только на отечественный, качество, технические, функциональные характеристики, потребительские свойства которого не уступают указанным в договоре. Порядок принятия решения о замене товара, документы, которыми контрагент подтвердит качество вновь предлагаемого товара, заказчик определяет самостоятельно. Об этом сказано в подпункте «и» пункта 5 постановления № 925.
Ситуация: должно ли бюджетное учреждение устанавливать приоритет
Да, должно. Постановление № 925 применяют все заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Исключений в отношении бюджетных учреждений постановление не содержит.
Ситуация: обязан ли участник подтверждать страну происхождения товара
Участник обязан подтверждать страну происхождения товара, только если заказчик установил такое требование в положении о закупке и документации.
В документации о закупке можно установить требования к товару, по которым определите, отвечает ли объект закупки потребностям заказчика. Условие – требования заказчик предусмотрел в положении о закупке. Поэтому, когда рассматриваете и оцениваете заявки, проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки, например, копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.
Если допустите к закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.
Вывод следует из пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Позицию подтвердили
Бурятское УФАС в решении от 27.02.2017 № 11,
Якутское УФАС в решении от 10.02.2017 № 02-31/18.1-17.
«Когда предоставить приоритет российской продукции по 223-ФЗ». Р.С. Бонгин, Тарасова Е.
Материал из Справочной системы «Госзаказ». Текст предоставлен для ознакомления.
Комментарии закрыты