В существующей сейчас сложной внешнеполитической ситуации не только иностранные государства налагают санкции на российские компании. Россия тоже применяет к некоторым иностранным организациям специальные экономические меры: в 2022 г. и вплоть до снятия ограничений с такими лицами, в частности, запрещено заключать госконтракты.
Нормативные документы по ограничениям:
Указ президента № 252 от 03.05.2022
Постановление Правительства № 851 от 11.05.2022
Письмо Минфина № 24-0606/54846 от 09.06.2022
На фоне все обостряющейся внешнеполитической ситуации весной 2022 года издан Указ президента 252 от 03.05.2022, в соответствии с которым российские органы власти всех уровней, юридические и физические лица не вправе: заключать с определенными иностранными компаниями и подконтрольными им лицами сделки; исполнять уже заключенные сделки; совершать финансовые операции. Таким образом, новые требования к участникам закупок в рамках закона № 44-ФЗ с 03.05.2022, в связи с исполнением указа, сводятся к тому, чтобы они не состояли в перечне подсанкционных компаний и не являлись подконтрольными таким компаниям. Список организаций, которые попали под специальные экономические меры, утвержден Постановлением № 851 на основании пункта 5 Указа № 252, в котором президент уполномочил правительство РФ составить такой список.
Но на практике некоторые заказчики либо игнорировали новое ограничение, либо не понимали, как его соблюдать, в связи с чем издано письмо Минфина по Указу президента 252 — от 09.06.2022 № 24-06-06/54846. В этом документе ведомство разъясняет следующие важные аспекты применения правил, установленных президентом: заказчики, работающие по 44-ФЗ, объявляя тендер, обязаны в извещении указывать, что к участию не допускаются подсанкционные компании; если такая организация подает заявку, ее необходимо отклонить; как подтвердить, что к участнику закупки не применялись экономические меры, — с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП или ее нотариальной копии и копий учредительных документов; в закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями, но в законе отсутствует точный порядок проверки отсутствия такого контроля; если заказчик обнаружил, что участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к подсанкционным юрлицам, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения контракта с ним; если заказчик обнаружит причастность к подсанкционным компаниям уже действующего контрагента на этапе исполнения контракта, он обязан заявить об одностороннем расторжении этого контракта и направить сведения о лице в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП.
Перечень компаний под санкциями
В настоящий момент перечень компаний по Постановлению 851 от 11.05.2022 включает 32 организации из более чем десятка различных иностранных государств:
Германия Gazprom Germania GmbH /
Газпром Германия ГмбХ Gazprom NGV Europe GmbH / Газпром Эн Джи
Ви Юроп ГмбХ Astora GmbH / Астора ГмбХ WIBG GmbH / ВИБГ ГмбХ
WIEH GmbH / ВИЕХ ГмбХ WINGAS GmbH / ВИНГАЗ ГмбХ WINGAS Sales
GmbH / ВИНГАЗ Сэйлз ГмбХ WINGAS Holding GmbH / ВИНГАЗ Холдинг
ГмбХ Industriekraftwerk Greifs wald GmbH / Индустрикрафтверк
Грайфсвальд ГмбХ Gazprom Marketing & Trading Ltd. / Газпром
Маркетинг энд Трейдинг Лтд. ERDGASSPEICHER PEISSEN GMBH /
ЭРДГАЗШПАЙХЕР ПАЙССЕН ГМБХ Австрия ZGG –
Zarubezhgazneftehim Trading GmbH / ЗГГ — Зарубежгазнефтехим
Трейдинг ГмбХ Швейцария GAZPROM Schweiz AG / ГазпромШвайцАГ
IMUK AG / ИМУК АГ Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG /
Газпром Маркетинг энд Трейдинг Свитзерланд АГ Венгрия WIEE Hungary Kft. / ВИЕЕ Хунгари Кфт. Болгария WIEE Bulgaria EOOD / ВИЕЕ Булгариа ЕООД Великобритания WINGAS UK Ltd. / Вингаз ЮКэй Лтд. Gazprom Global LNG Ltd. / Газпром Глобал Эл Эн Джи Лтд. Gazprom
Marketing & Trading Retail Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Ритэйл
Лтд. Gazprom Mex (UK) 1 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 1 Лтд. Gazprom Mex
(UK) 2 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 2 Лтд. Словакия VEMEX ENERGO
s.r.o. / ВЕМЕКС ЭНЕРГО с.р.о. Бельгия WINGAS Benelux s.r.l. / ВИНГАЗ Бенилюкс с.р.л. Франция Gazprom Marketing & Trading France SAS / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Франц САС США Gazprom Marketing & Trading USA Inc. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг ЮЭсЭй Инк.
Сингапур Gazprom Marketing & Trading Singapore РТЕ. Ltd. / Газпром
Маркетинг энд Трейдинг Сингапур ПТЕ. Лтд. Италия PremiumGas S.p.A. /
ПремиумГаз С.п.А. Чехия VEMEX s.r.o. / ВЕМЕКС с.р.о. VEMEX
ENERGIE a.s. / ВЕМЕКС ЭНЕРГИ а.с. Румыния WIEE ROMANIA SRL /
ВИЕЕ РОМАНИЯ СРЛ Польша EUROPOL GAZ S.A. / АО “ЕВРОПОЛ ГАЗ”
Кроме того, Постановление № 851 конкретизирует, какие сделки запрещены по Указу № 252, то есть в каких случаях применяется Указ 851: при сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц; соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих подсанкционным лицам в их интересе или по их поручению; при сделках, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу подсанкционных лиц. C 08.11.2022 по постановлению 851 от 11.05.2022 действует еще и перечень юрлиц, которые ведут деятельность в области военнотехнического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры.
Собрали в таблицу все 74 организации:
Болгария Arsenal JSCo / Арсенал Джей Эс Ко VMZ EAD / ВМЗ ЕАД Beta Corp AD / Бета Корп Эй
Ди Arcus Co / Аркус Ко Dunarit AD / Дунарит Эй Ди Terem EAD / Терем
ЕАД Balkanrous Trading / Балканроус Трейдинг Balkan Hunter / Балкан
Хантер EL kart / ЕЛ карт EIM Trade / ЕИМ Трейд UMT / УМТ Sage
Consultants / Сейдж Консалтантс Hartford international Group LTD /
Хартфорд интернешинел Груп ЛТД Metalika-AB EOOD / Металика-АБ
ЕООД Emco / Емко Германия Atlas Elektronik / Атлас Электроник E.sigma Systems / Е.сигма Системз Glenair/Гленаир In-innovative navigation / Ининновативе навигатион Fritz Werner Industrie-Ausrustungen / Фритц Вернер Индустри-Аусрустунген iMARNavigation / иМАРНавигатион Intecs / Интекс J.P. Sfuer&Sohn / Джей. Пи. Шуер энд Сон Jenoptik / Дженоптик
Europlast-Nycast / Еуропласт-Никаст Motorola Solution Germany /
Моторола Солютион Германи NDGS NoviyDizel Gearbox Servic / НДГС
Новы Дизель Геарбокс Сервис SIGNALIS / СИГНАЛИС Rohde&Schwarz /
Рохде энд Шварц SIM Secure Information Management / СИМСекюре
Информатион Менеджемент SNE Schirin Nobiev Exporthandel / СНЕ
Ширин Нобиев Экспортхендел SPEKON Sachsische Spezialkonfektion /
СПЕКОН Захзише Специалконфектион ForceWare / ФорсеВаре PKI
Electronic Intelligence / Пи Ки Ай Электроник Интеллигенс
Schaefflergruppe / Шаеффлергруппе SET Stange Energietechnik / СЕТ
Стэндж Енергиетекник Канада Newcon International LTD / Ньюкон
Интернешинел ЛТД Alpha Optics System Inc / АлфаОптикСистемИнк
Литва AVIABALTIKA aviation, LTD / АВИАБАЛТИКА авиэйшен, ЛТД
Helisota / Хелисота JSC Defensus / Джей Эс Си Дефенсус ASU Baltija
JCS / АСУ Балтиа Джей Си Эс Defensa UAB / ДефенсаУАБ
Великобритания Strilets / Стрилетс Espace Soft Trading Co.Ltd. / Эспейс
Софт Трейдинг Ко.Лтд Hazel UK Limited / Хазел ЮКей Лимитед Словакия ZTS OTS spol s.r.o. / ЗТС ОТС спол с.р.о. ZTS Special a.s. / ЗТС Спешл а.с. Versor s.r.o. / Версор с.р.о. Robus s.r.o. / Робус с.р.о.
Chemica spol / Хемика спол SMS spol / СМС спол США Desert Tech LLC /
Десерт Тек ЛЛС TCI international / Ти Си Ай интернешинел Черногория
Armada Group / Армада Груп Montenegro Defence Industry / Монтенегро
Дефенсе Индустри Tara Aerospace and Defense Products / Тара
Аэроспейсе энд Дефенсе Продуктс Чехия VOP-026 Sternberk / ВОП-026 Штернберк Mil International spol / Мил Интернешинел спол Excalibur Army spol s.r.o. / Экскалибур Арми спол с.р.о. Explosia a.s. / Эксплосиа а.с. Польша Bumar-Labedy / Бумар-Лабеды Fin Sp. z o.o. / Фин Сп. з о.о. ANKOL Sp. z o.o. / АНКОЛ Сп. з о.о. Cenzin PGZ / Цензин ПГЗ SELW-2 Sp. z o.o. / СЕЛВ-2 Сп. з о.о. Level 11 Sp. z o.o. / Левел 11 Сп. з о.о.
Mesko s. a. / Меско с. а. Wtorplast Group / Вторпласт Груп Wobi-Stal z o.o.
/ Воби-Стал з о.о. BRJ / Би эР Джей Militus – PL / Милитус – ПЛ Nattan C0
/ Наттан Ко Эстония Baltic Armament OU / БалтикАрмаментОУ
Ответственность за нарушение
Несмотря на то, что запрет на участие подсанкционных организаций — это нововведение последних месяцев, в практике УФАС уже появились первые решения по этому вопросу.
Например, Брянское УФАС в решении от 23.05.2022 по делу № 032/06/106-456/2022 выявило нарушение ряда предписаний, касающихся контрактной системы РФ и, в частности, нарушение пп. «а» п. 2 Указа президента РФ № 252 от 03.05.2022, Постановления Правительства РФ № 851 от 11.05.2022.
В итоге контролеры выдали предписание об устранении нарушений и передали материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Комментарии закрыты