Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Профессиональные жалобщики, демпинг и заточка

Ответы на вопросы о профессиональных жалобщиках, демпинге и заточке

Профессиональные жалобщики

Как отличить профессиональных жалобщиков от обычных заявителей?

— Профессиональные жалобщики ищут простые ошибки в действиях и документации заказчика. Заявители тоже довольно часто указывают заказчикам на элементарные ошибки. Но такие ошибки легко выявить самостоятельно. Также профессиональные жалобщики часто ищут в документации избыточные требования. То есть случаи, когда заказчики необоснованно сужают круг участников закупки.

Не проще ли договориться с жалобщиками, чтобы не сорвать контракты?

— Если заказчик хоть как-то реагирует, пробуя договориться с профжалобщиками, обычно ни к чему хорошему это не приводит. Его закупки будут срывать постоянно. В борьбе с профессиональными жалобщиками заказчик должен придерживаться двух простых правил. Во-первых, проверять товар в актуальном аукционном перечне, чтобы избежать ошибок в выборе способа закупки. Во-вторых, загружать всю документацию о закупке. Например, если закупаете аукционом, не забывать прикреплять проектно-сметную документацию.

Демпинг в закупках

Если цены на торгах сильно падают, означает ли это, что поставка окажется некачественной?

— Не бойтесь демпинга. Он не всегда означает сговор, мошенничество, некачественные поставки или вообще неисполнение контракта. Например, на почту закупали компьютеры аукционом. Количество компьютеров было огромное, их закупали несколько раз разными аукционами. На каждом из них цена падала в два раза. При этом заказчик прописал очень качественное оборудование и ему это качественное оборудование поставили. Казалось бы, поставщик работал в убыток. На самом деле, как выяснилось, мотивацией у поставщика была смена модельного ряда и запуск продукции с обновлением.

Не бойтесь демпинга. Он не всегда означает сговор

Как заказчикам подстраховаться в закупках с демпингом?

— Минфин проводил исследование взаимосвязи между качеством и ценой контракта. Выявили контракты, в которых сильно упали цены, но их исполнили должным образом. И наоборот, контракты, в которых цены не упали, не исполнили. То есть взаимосвязи нет. Если заказчик правильно выставит обеспечение, товар поставят независимо от того, на сколько упала цена.

Заточка требований

Как прописывать характеристики товаров, чтобы контролеры не признали подробные требования заточкой?

— При описании объекта закупки важно четко следовать нормам Закона № 44-ФЗ. Если устанавливаете доптребования, подготовьте обоснование. Например, при внеплановой проверке контролеры обнаружили у заказчика избыточные требования к оборудованию для автобусов. Такому требованию соответствовал только один участник. Причем все остальные характеристики у этого участника были ровно такими, какие прописал заказчик. В предложениях других участников были некоторые различия и вариации показателей. Однако у заказчика всегда есть шанс доказать отсутствие заточки в документации. В этой ситуации он мог предоставить данные хотя бы еще об одном исполнителе, который соответствует потенциально избыточному требованию. Тогда контролеры рассмотрели бы дело уже в пользу заказчика.

Как поступать заказчикам, если специфические требования все-таки нужны?

— Иногда действительно требования заказчика специфичные, но речь в таких случаях идет не о заточке. Заказчики иногда бывают невнимательными, а иногда действительно считают, что, к примеру, контракт непременно должен исполнить участник с каким-то невероятным опытом работы. Так произошло с закупкой услуг по техподдержке ФГИС. Заказчик ограничил участников тем, что опыт должен быть исключительно в области кадрового учета в федеральных органах исполнительной власти. Хотя такую работу успешно может выполнить региональный специалист с более обширной квалификацией. Отсюда совет заказчикам: адекватно соотносите свои потребности и требования, которые прописываете в документации.

Проектную документацию размещайте только в ЕИС, а не в облаке

Размещение проектной документации

Можно ли размещать проектную документацию в облачном хранилище?

— Всю проектную документацию нужно размещать только в ЕИС. Причем в полном объеме. ФАС уже рассматривала дела по жалобам поставщиков на размещение проектно-сметной документации в облаке. При этом в ЕИС указывали только ссылку на облачное хранилище. Заказчик в данном случае не прав. Облако — частный ресурс со своими внутренними правилами работы. Любой частный сервер имеет право установить свои условия функционирования. Например, доступ в этот ресурс можно получить только с определенного сервера или могут быть установлены конкретные часы его работы. Также может просто произойти технический сбой, не откроется ссылка у поставщика. И на территории стороннего сервера, не ЕИС, независимый регистратор никого не спасет.

Могут ли на размещение документации на сторонних ресурсах пожаловаться участники?

— Да, могут. Участники, в том числе профжалобщики, легко обнаруживают, что в документации недостаточно сведений. Из-за того, что на том же самом облачном хранилище может закончиться свободное место для размещения файлов, повышаются шансы, что документация заказчика загрузится не в полном объеме. Например, из 27 томов проектной документации тома 7 и 25 отсутствуют. Всего двух томов нет, но это уже причина пожаловаться в ФАС на заказчика. Поэтому включайте проектную документацию в полном объеме, проверяйте, все ли загрузилось, и размещайте информацию только в пределах ЕИС, где независимый регистратор докажет любое ваше действие.

 

Комментарии закрыты