Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ И РАСТОРЖЕНИЮ КОНТРАК-ТОВ

 

  1. Общие положения

 

  1. Методические рекомендации по исполнению, изменению и расторжению контрактов (далее – Методические рекомендации) разработаны комитетом Ставропольского края по государственным закупкам в рамках реализации на территории Ставропольского края требований Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
  2. Целью настоящих Методических рекомендаций является формирование единого подхода при исполнении, изменении и расторжении контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Ставропольского края, а также подаче заявлений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
  3. Термины и понятия используются в настоящих Методических рекомендациях в соответствии с их значениями, определенными Законом № 44-ФЗ.
  4. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования государственными и муниципальными заказчиками Ставропольского края.

 

  1. Особенности исполнения контракта

 

  1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом № 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

  1. Приёмка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов, предусмотренных контрактом, осуществляется на основании действующего законодательства и согласно условиям контракта.

Заказчику при приёмке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов, предусмотренных контрактом, следует учитывать следующие особенности:

6.1. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации
(далее - сторонние эксперты) (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Правительство РФ вправе определить случаи обязательного проведения экспертизы сторонними экспертами (ч. 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), особенности привлечения сторонних экспертов Законом № 44-ФЗ не установлены.

6.1.1. Привлечение заказчиком сторонних экспертов, для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, проводится на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом
№ 44-ФЗ. Также стоит учитывать, что частью 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы (письмо Минфина России от 27.12.2017 № 24-02-07/87603)

Согласно части 3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ сторонние эксперты обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 41) (письмо Минфина России от 27.12.2017 № 24-02-07/87603).

Также для проведения экспертизы сторонние эксперты имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Заказчик, приемочная комиссия при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения сторонних экспертов.

6.1.2. Если заказчик не привлекает сторонних экспертов для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги) (письмо Минфина России от 20.05.2020 № 24-03-06/41781).

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Приемочная комиссия - это коллегиальный орган заказчика, уполномоченный проводить приёмку поставленных по контракту товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Наличие такой комиссии необязательно (письмо Минэкономразвития от 22.05.2015 № Д28и-1464), но в некоторых случаях желательно.

Необходимо отметить, что приёмка товаров (работ, услуг), не соответствующих условиям контракта, при наличии ряда условий, влечет к привлечению к административной либо уголовной ответственности.

При исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона № 44-ФЗ), извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок с 1 января 2022 года, в случае создания приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке, члены приемочной комиссии подписывают поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке/составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей в ЕИС, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов). После подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ, и размещает их в ЕИС.

В случае, когда в результате приёмки выявлены недостатки товара (работ, услуг) заказчиком оформляется мотивированный отказ. Форма отказа законом не определена, поэтому заказчик разрабатывает ее самостоятельно (если контракт заключен по результатам конкурентной закупки, то отказ формируется заказчиком с использованием ЕИС). Отказ от приемки должен быть мотивирован (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Например, причиной отказа может быть поставка товара в количестве меньшем, чем предусмотрено контрактом (п. 1 ст. 466 ГК РФ).

Если выявленное несоответствие товара (работы, услуги) не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то заказчик вправе не отказываться от нее (ч. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Отказ должен быть составлен и направлен в течение срока, установленного контрактом для приемки (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Если мотивированный отказ не направлен, должностное лицо заказчика будет привлечено к административной ответственности.

6.2. С 01.01.2022 в соответствии со статьей 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ обязательно формирование и подписание документов о приемке в ЕИС в рамках исполнения контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур и закрытых электронных процедур (за исключением закрытых процедур, проводимых в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона
№ 44-ФЗ). Подписание документа о приемке в ЕИС должно осуществляться исключительно лицами, уполномоченными на осуществление таких действий.
Руководителям необходимо назначить соответствующим пользователям полномочие «Уполномоченное лицо» в Личном кабинете ЕИС и установить права на подписание документов о приемке в ЕИС.

Если условиями закупки заказчиком установлены требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом № 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

6.2.1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приемке, требования к ее содержанию установлены пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Также к документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью.

6.2.2. В срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет в ЕИС одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью документ о приемке;

б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

В случае создания приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в ЕИС.

6.2.3. В случае получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
мотивированного отказа в приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, установленном частью 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

6.2.4. Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.

  1. Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, производится в сроки, указанные в контракте либо предусмотренные графиком оплаты выполненных по контракту работ (оформляется в виде приложения к контракту).

Также необходимо учесть сокращение сроков оплаты по контрактам
(если извещения об осуществлении закупки размещены в ЕИС либо
приглашения принять участие в закупке по которому направлены
с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 января 2023 года - не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (в случае установления преимущества СМП/СОНО данный срок устанавливается не более чем десять рабочих дней), а с 1 января 2023 года не более чем семь рабочих дней
).

В случае оформления документа о приемке без использования ЕИС срок оплаты должен составлять не более тридцати дней с даты подписания такого документа (ч. 13.1. ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

  1. По результатам проведенной приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта заказчик обязан разместить данную информацию в реестре контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если по результатам исполнения контракта он был исполнен ненадлежащим образом и(или) с нарушением сроков его исполнения, то данная информация также отражается в реестре контрактов (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона
№ 44-ФЗ).

Информация о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также информация об исполнении контракта (в том числе информация о начисленной неустойке) направляется в течение пяти рабочих дней (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
При этом, если документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием ЕИС, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их подписания, направляется с использованием ЕИС. Порядок ведения реестра контрактов установлен постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084.

 

III. Изменение условий контракта

 

  1. 9. Изменение существенных условий контракта в случаях, которые не предусмотрены Законом № 44-ФЗ, считаются нарушением, и влекут наложение административного штрафа (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Также при намерении изменить существенные условия (в частности цену контракта) контракта заказчику необходимо учитывать, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ), таким образом данные изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

  1. При исполнении контракта в соответствии с частями 1-7 ст. 95
    Закона № 44-ФЗ заказчик вправе изменить следующие существенные условия контракта:

10.1. цену контракта (п. 1.1, 5, 7, 11, 13 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

10.2. срок исполнения контракта можно изменить только в следующих случаях:

- казенному учреждению уменьшили доведенные лимиты (также возможно изменить цену и (или) количество товара, объем работы или услуги, предусмотренных контрактом в рамках п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) (письмо Минфина России от 03.03.2020 № 24-03-07/15585), в данном случае заказчикам необходимо руководствоваться методикой сокращения количества товаров, объемов
работ или услуг при уменьшении цены контракта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1090;

10.3. существенных условий контракта, при этом данные изменения
могут быть приняты при совокупности ряда условий:

- срок исполнения контракта должен составлять:

- не менее 3 лет для обеспечения федеральных нужд или нужд Ставропольского края;

- не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд;

- цены заключенного контракта:

- 10 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд;

- 1 млрд. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

- 500 млн. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;

- 40 млн. рублей - для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;

- 100 млн. рублей - для контракта жизненного цикла.

Данные требования установлены в пунктах 2 – 4 части 1 статьи 95
Закона № 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 (далее –Постановление № 1186)

  • в контрактах, заключенных с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
    В указанных случаях заказчик вправе по согласованию сторон изменять любые существенные условия контракта, в том числе цену и срок исполнения контракта (письмо Минфина России от 28.07.2020 № 24-03-08/65798);
  • Сроки исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта, при исполнении которых изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках общего срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п. 12 ч.1 ст.95).

10.6. «Строительные контракты» предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контрактов, предметом которого одновременно является выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства возможно изменение следующих существенных условий:

10.6.1. увеличение срока исполнения контракта и (или) цены контракта не более чем на тридцать процентов, при наступление независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию
(п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), данные изменения осуществляются при совокупности ряда условий:

- срок исполнения контракта должен составлять не менее 1 года для обеспечения муниципальных нужд – посмотреть Закон (было переходное положение, что и до 1 года). Также в связи с изменениями в Закон № 44-ФЗ (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2021 № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») данные положения могут применяться и к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в случаях и порядке, установленных постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- цены заключенного контракта, которая должна составлять 100 млн. рублей, за исключением контрактов, заключенных до 1 января 2022 г., в отношении которых такой предельный размер составляет 1 млн. рублей (п. 1(1) Постановления № 1186).

Данные изменения производятся на основании:

- письменного обоснования необходимости принятия решения об изменении условий контракта

- решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупки для соответствующего органа власти;

- с учетом того, что вносимые изменения не приведут к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.

10.6.2. однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), данные изменения осуществляются в случае возникновения обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок. Необходимо учесть, что изменить существенные условия контракта (срока исполнения контракта) заказчик может при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и предоставленного обеспечения исполнения контракта на новый срок.

10.6.3. цены контракта не более чем на десять процентов при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (п. 1.3. ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

10.7. количество товаров объем работы или услуги. По инициативе
заказчика можно увеличить или уменьшить количество товара в пределах 10%
(п. 1.2. ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В данной ситуации при изменении существенных условий контракта заказчик должен исходить из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

10.8. замена поставщика или заказчика. Можно заменить поставщика (подрядчика, исполнителя) на его правопреемника, если прошла его реорганизация (преобразование, слияние или присоединение).

В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

10.9. изменение характеристики товара (работы, услуги). По согласованию с заказчиком поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе заменить товар (работу, услугу) по контракту на товар (работу, услугу) с лучшими характеристиками. При этом предмет контракта менять нельзя (ч. 7 ст. 95 Закона
№ 44-ФЗ). В данной ситуации заказчик должен учитывать, что
Законом № 44-ФЗ не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение о соответствии критерию улучшенности товара, работы, услуги, предлагаемых вместо предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг (письмо Минфина России от 05.11.2020
№ 24-03-07/96264).

При этом частью 6 статьи 14 Закона № 44-ФЗ установлено, что нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 указанной статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе
допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается возможность без изменения цены, установленной в контракте, поставки товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте. При этом при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, замена товара или страны происхождения товара не допускается.

  1. Все изменения и дополнения в заключенный контракт оформляются дополнительным соглашением, в котором указываются наименования и реквизиты сторон, основания для внесения изменений, сами изменения и положение о том, что остальные положения контракта не изменны.
  2. После заключения контракта, предмет государственного и муниципального контракта изменять согласно ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.
    Суд может признать дополнительное соглашение с изменением предмета контракта недействительным.
  3. Изменение существенных условий контракта, указанного в ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (предмет контракта – одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства), при его исполнении допускается по основаниям, предусмотренным ч. 62 ст. 112 Закона № 44-ФЗ:
  4. Изменение существенных условий контракта по соглашению сторон:

а) если при исполнении контракта сметная стоимость строительства,
реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения
Правительства Ставропольского края, местной администрации при осуществлении закупки для нужд Ставропольского края, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;

б) при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях изменения цены контракта в случаях, предусмотренных подпунктом 1.3. п. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 95
Закона № 44-ФЗ, в части изменения предусмотренной контрактом стоимости работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом изменение цены контракта в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях увеличения сроков исполнения контракта в случаях, предусмотренных п. 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в части увеличения предусмотренных контрактом сроков строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объекта капитального строительства. При этом указанное увеличение сроков осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 8 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В случае, если при исполнении контракта цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

  1. В случае, если в соответствии Законом № 44-ФЗ были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений.

 

  1. Действия подрядчика и заказчика при необходимости

внесения изменений в проектно-сметную документацию.

 

  1. В случае выявления подрядчиком при выполнении строительно-монтажных работ необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию (далее – ПСД), он вправе направить заказчику соответствующее письменное уведомление (указанное положение необходимо закрепить в контракте).
  2. При получении от подрядчика письменного уведомления заказчик в течение трех рабочих дней принимает решение о внесении изменений в ПСД либо отказе внесения изменений. Заказчик в течение одного рабочего дня со дня принятия решения письменно информирует подрядчика об отказе внесения изменений в ПСД либо о внесении изменений в ПСД. При этом заказчику необходимо обратить внимание подрядчика на необходимость выполнения других видов работ, которые не требуют изменений в ПСД, чтобы обеспечить своевременное завершение работ.
  3. Указанные выше обязательства сторон необходимо включать в проект контракта (обязанности и права подрядчика и заказчика).
  4. Невыполнение заказчиком обязательств по своевременному реагированию на письменные уведомления подрядчика об обстоятельствах, препятствующих выполнению строительно-монтажных работ, может повлечь утрату юридической возможности включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и, как следствие, невозможность заключения контракта с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер.

 

  1. V. Порядок расторжения контракта

 

  1. Расторжение контракта согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (статьи 401, 450.1, 463, 464, 468, 475, 480, 490, 495, 503, 523, 709, 715, 717, 723, 737, 782, 783, 1289 ГК РФ).

20.1.В период с 01.01.2022 до 01.07.2022 предусмотрен временный порядок одностороннего расторжения контракта, согласно которому, в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. До 1 июля 2022 г. заказчик, принявший такое решение в отношении контракта, заключенного по результатам электронных закупок
(в том числе закрытых и электронных закупок у единственного поставщика), должен также не позднее дня направления решения разместить такое решение в ЕИС не позднее дня его вручения (направления) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 г. Выполнение заказчиком таких требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой надлежащего уведомления считается дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку) либо дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения решения в единой информационной системе в сфере закупок. (ч. 12.2, 20.2 ст. 95
Закона № 44-ФЗ, п. п. 3, 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021
№ 360-ФЗ).

20.2. С 01.07.2022 в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:

1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его и размещает такое решение в ЕИС;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) считается надлежащим
уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

20.3. В проект контракта рекомендуется включать пункты, предусматривающие право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае, если:

- подрядчиком допущены отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков;

- подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ (сроки выполнения отдельного этапа работ), предусмотренные контрактом, вследствие чего результат работ утратил интерес для заказчика;

- подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки (за исключением требования об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и (или) поставляемому товару либо если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара установленным требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч.15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

  1. В целях активизации исполнения контракта подрядчиком и возможного впоследствии расторжения контракта в одностороннем порядке рекомендуется проведение следующей претензионной работы:

- с момента начала исполнения контракта, если подрядчик не приступил к работам, можно через 5-10 дней направить в адрес контрагента уведомление о необходимости своевременно исполнять условия контракта;

- в случае нарушения подрядчиком сроков и условий выполнения этапов выполнения работ заказчиком в адрес контрагента направляется письменное уведомление, содержащее сведения о нарушении пункта контракта (срока выполнения обязательства, предусмотренного приложением к контракту и являющегося его неотъемлемой частью) с установлением конкретного срока (рекомендуется не более 10-15 дней) для устранения нарушения и предоставления ответа;

- при окончании срока устранения нарушения, предусмотренного уведомлением, в случае неисполнения подрядчиком обязательств составляется комиссионный акт, в котором отражается фактическое неисполнение обязательств контрагентом и принимается решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о котором уведомляется контрагент (смотреть пункт 14 рекомендаций).

  1. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для его принятия, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 13-14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

  1. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в Ставропольское УФАС России (г. Ставрополь, ул. Ленина 384) обращение с информацией, предусмотренной ч. 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ. Порядок, требования к составу, содержанию, форме обращения утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.
  2. Если сведения не направлены в УФАС или направлены несвоевременно, а также, если переданная информация недостоверна, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Комментарии закрыты