Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПРАКТИКА УФАС: ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК У МСП

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

ПРАКТИКА УФАС: ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК У МСП

 

При проведении закупок у субъектов МСП заказчики должны руководствоваться не только общими правовыми нормами в сфере закупок, но и отдельными специальными НПА, регулирующими закупочные процедуры у субъектов малого и среднего бизнеса.

О том, какие ситуации могут возникнуть у участников закупочного процесса при проведении таких процедур, рассмотрим на примерах из практики.

Наименование закупочной процедуры для МСП на ЭТП и в извещении

В УФАС обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по продлению лицензии антивирусного программного обеспечения.

По мнению инициатора обращения, организатор закупки при размещении извещения обязан был в соответствии с требования ЭТП указать приоритет субъектам малого и среднего предпринимательства (в общих сведениях следовало указать способ закупки — «запрос котировок для СМП»).

Антимонопольный орган при рассмотрении дела установил, что Положением заказчика не предусмотрено отдельное указание в наименовании способа закупки (в т.ч. на ЭТП) того, что в процедуре принимают участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом в тексте извещения о проведении рассматриваемого запроса котировок указано, что участие могут принимать только вышеназванная категория контрагентов.

На основании этого, комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и в его действиях не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов. (Решение УФАС по Новосибирской области б/н от 27 декабря 2018 г.)

Сфера действия Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352

В УФАС поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно доводам жалобы, заказчиком размещено извещение о закупке, в котором установлено требование о возможности участия в процедуре только организаций, отнесенных к субъектам МСП, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям законодательства. Комиссия УФАС установила, что согласно п.2 Положения о СМСП, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, установлены организации, в отношении которых применяется данное Постановление.

Положением о СМСП определено, что для проведения закупок, заказчики обязаны утвердить перечень и разместить его в ЕИС.

Антимонопольный орган при изучении материалов дела пришел к выводу, что заказчик не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года № 1352, следовательно, у организатора процедуры отсутствует обязанность осуществлять закупку товаров, работ, услуг, у субъектов малого и среднего предпринимательства. В своем решении комиссия УФАС указала, что заказчиком неправомерно установлено требование об участии в запросе котировок лишь субъектов малого и среднего предпринимательства. (Решение УФАС по Самарской области б/н от 07.03.2018)

*Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2015 № Д28и-2082, от 09.07.2015 года № Д28и-2074 учреждение, не попадающее под действие Постановления № 1352, не вправе проводить закупку с указанием в документации о такой закупке требования о том, что участником может быть только субъект МСП, а также требовать от участников закупки представления деклараций, подтверждающих статус СМСП.

Участник закупки — субъект МСП р. Беларусь

В антимонопольный орган обратился поставщик с жалобой на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку счетчиков жидкого топлива.

По мнению заявителя комиссия организатора закупки неправомерно отклонила его заявку от участия в процедуре по причине несоответствия требованиям закупочной документации- заявитель не является субъектом МСП.

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что инициатор обращения является субъектом МСП согласно законодательству р.Беларусь.

В соответствии с условиями проводимой закупки преференции для малого и среднего бизнеса в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, введенные Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014, распространяются только на лиц, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Комиссия УФАС пришла к выводу, что иностранные организации и ИП не могут быть отнесены к категории субъектов МСП в контексте ФЗ № 223 и вышеназванного Постановления Правительства РФ, поэтому представленная инициатором обращения декларация о его принадлежности к субъектам МСП р.Беларусь подтверждает его несоответствие условием проводимой закупки. (Решение УФАС по Республике Саха (Якутия) по жалобе № 02-45/18.1-18 от 05.04.2018).

Таблица из единого реестра СМСП как подтверждение о нахождении в нем участника

В антимонопольный орган поступила жалоба участника при проведении конкурса в электронной форме по оказанию услуг в области фото- и видеосъемки.

По мнению инициатора обращения, его заявку незаконно отклонили от участия в процедуре. При рассмотрении дела комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно условиям закупки участники должны предоставить сведения из единого реестра субъектов МСП.

Согласно нормам действующего законодательства установлено обязательное требование о предоставлении участниками закупок, проводимых среди малого и среднего предпринимательства в рамках ФЗ № 223, сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в случае отсутствия таких сведений.

В целях подтверждения заявленного требования участник представил таблицу из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , не соответствующую форме закупочной документации.

Однако, антимонопольный орган посчитал, что инициатор обращения подтвердил таким образом наличие общества в указанном реестре, несмотря на то, что декларацию в составе заявки он не предоставил. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-357/77-19 от 21.02.2019).

Оплата работ в течение 30 дней для субъектов МСП

В антимонопольный орган обратился подрядчик с жалобой на положения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту лестничных маршей и площадок в учебном корпусе. В своем обращении подрядчик указал, что в документации заказчик не устанавливает срок оплаты выполненных работ для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а именно : не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

При рассмотрении дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что согласно представленному заказчиком отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2019 г. объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) составил менее 500 млн. рублей, в связи с чем он не подпадает под действие положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352.

Также антимонопольный орган в своем решении отметил, что в закупочной документации не установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты МСП, соответственно, обязанность установления порядка оплаты договора с ограничением в 30—дневный срок у заказчика также отсутствует. (Решение Ульяновского УФАС по делу № 073/07/223-15670/03-2019 от 13.05.2019).

Участник закупки не является субъектом МСП

В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и установке оконных конструкций из ПВХ профиля в административном и производственном корпусах.

По мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны организатора процедуры выразилось в отклонении его заявки по причине непредставления документов, подтверждающих принадлежность к субъектам МСП. Антимонопольный орган установил, что участником проводимой закупки может быть любое лицо, в том числе субъект МСП.

Комиссия отмечает, что обязанность по предоставлению документа, включающего в себя сведения из единого реестра СМП или декларации по форме, установленной в закупочной документации, возникает только у юридических лиц, являющихся МСП.

Антимонопольная служба в своем решении указала, что инициатор обращения не является субъектом МСП, так как не соответствует требованиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона о субъектах СМП и, соответственно, не включен в единый реестр таких контрагентов, что подтверждается информацией с сайта ФНС. На основании этого заявитель не имеет возможности предоставить документ, включающий в себя сведения из вышеназванного реестра субъектов МСП или декларацию по форме, установленной заказчиком, так как такая обязанность возникает у юридических лиц, являющихся субъектами МСП и включенных в единый реестр таких лиц. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-977/77-18 от 28.05.2018).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что закупки у субъектов МСП представляют собой отдельный вид закупочных процедур, при размещении которых и участникам, и заказчикам следует проявить должную осведомленность и соблюсти все необходимые требования действующего законодательства.

 

Комментарии закрыты