Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 968

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Размышления об участии в тендерах, проводимых по Постановлению Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968

Автор: Александр Таманов

 

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 (далее ПП 968) было введено с целью ограничения допуска на российский рынок импортной радиоэлектронной продукции. Рассмотрим подробнее его редакцию, действующую с 01.09.2018 года. С этого дня, под ПП 968 перестали попадать товары из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и, естественно, России.

Если при проведении конкурентной закупки заказчику предложили два и более продукта разных российских производителей (входящих в ограничительный перечень), то он обязан отклонить предложения иностранных производителей.

Ограничительный перечень

Ограничительный перечень довольно внушителен. Сюда вошли, в том числе, настольные и портативные компьютеры, принтеры, сканеры, внешние жесткие диски, источники бесперебойного питания; оборудование коммуникационное: сотовые телефоны, факсы, модемы и т.д. - за исключением устройств охранной и пожарной сигнализации; вся бытовая электронная техника; все виды светильников; фары для транспортных средств и т. д. Теперь участники соответствующих конкурентных процедур оказались в довольно сложном положении. Если, скажем, предложить заказчику китайский системный блок, а найдется два участника, которые предложат российский, а компьютеры в странах ЕАЭС тоже выпускаются, то заявку неизбежно отклонят. Как же быть? Искать производителя из ЕАЭС? Но это не всегда лучший вариант.

Пример участия в аукционе проводимых по ПП РФ от 26 сентября 2016 г. № 968

ООО собиралось принять участие в аукционе по 44-ФЗ, в извещении и информационной карте которого было указано, что он проводится в соответствии с 44-ФЗ. не стало участвовать в аукционе. Были предприняты поиски российских поставщиков. Найти удалось всего одного. У него были все необходимые документы на товар, но цена оказалась на 20% выше, чем у китайских аналогов. Поскольку маржинальность тендера составляла тоже порядка 20%, было принято решение не подавать заявку, поскольку аукционное снижение непременно увело бы цену в минус.

Другой проблемой при участии в тендерах, проводимых в соответствии с пунктом 7 ПП 968 является подтверждение страны происхождения товара. Участник должен представить в составе заявки или окончательном предложении копию одного из четырех документов:

  • сертификата СТ-1, в котором указано, что страной происхождения предлагаемой продукции является ЕАЭС
  • подтверждение производства товаров в РФ, выданного Минпромторгом;
  • уведомлений о присвоении, подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Перечень оборудования с таким статусом размещается на сайте Минпромторга (//minpromtorg.gov.ru);
  • специального инвестиционного контракта, по которому изготовлена продукция, причём, со дня его заключения должно пройти не более пяти лет, а с даты начала производства - не более трех.

Покупка товара у реселлеров, а также в Интернет-магазине не гарантирует наличия, например, сертификата СТ-1. Зачастую продавцы сразу заявляют победителю тендера, мол, у них цена ниже, но сертификата нет. В этом случае товар приобретать у них победителю опасно. Ведь заказчик не примет товар без этого сертификата, победителю, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) придётся покупать товар уже у дилера или дистрибьютора, а «левый» товар останется ему на память. Так что погоня за большой прибылью может запросто обернуться большими потерями. С другой стороны, в самом ПП 968 не содержится требования об отклонении заявки, если указано, что страна происхождения Российская Федерация (или другая страна ЕАЭС), то заказчик будет рассматривать её как иностранную и ограничит допуск с учетом других пунктов ПП 968.

Пример аукцион, проводимый в соответствии с ПП 968 на который подано 2 заявки

На аукцион, проводимый в соответствии с ПП 968 подано 2 заявки. В одной заявке предлагается российский товар, ко второй части проложен сертификат СТ-1, во второй тоже предлагается товар российского происхождения, но ко второй части сертификат не приложен. Заказчик рассмотрел вторую заявку как предложение импортного товара, не отклонив её, поскольку осталась только одна заявка с предложением российского товара. Участник подавший некомплектную заявку сам себя наказал, поскольку попал под действие Минэкономразвития № 155 от 25.03.2014.

Иная ситуация складывается если заявок подано больше трёх и среди них есть хотя бы две заявки с предложением товара от разных российских производителей, так и заявки с предложением зарубежных товаров.

 

Пример другой закупки проведенной в соответствии с ПП 968

Первый участник предлагает товар из РФ и в составе заявки предложен сертификат СТ-1. Второй участник предлагает товар из РФ, и в составе заявки также предложен сертификат СТ-1. При этом производители продукции разные. Третий участник предложил товар из РФ без подтверждающих документов. Четвертый участник заявляет товар иностранного происхождения. Комиссия заказчика приняла решение об отклонении заявок третьего и четвертого участников из-за ограничений допуска на том основании, что было подано не менее двух заявок, одновременно отвечающих следующим условиям:

- в заявках перечислены российские товары, их производство в РФ подтверждено одним из 4-х, перечисленных в ПП 968 документов;

- участники предложили продукцию от разных производителей.

Обжалование отклонения третьим и четвертым участниками не производилось, ввиду бесперспективности.

При подготовке заявок на участие в тендерах, проводимых в соответствии с пунктом 7 ПП 968 обязательно следует указывать страны происхождения товаров. Если заказчик требует предоставить сертификат во второй части заявки, то здесь проблем нет. Участник запрашивает у поставщика товара копию сертификата СТ-1 и, если получает её, может спокойно указывать, что страной происхождения является Россия. А если он предлагает импортный товар, в надежде, что не будет 2-х предложений поставить товар российского происхождения? Риск – благородное дело, но в этом случае он должен правильно указать страну происхождения. Ведь заказчик будет проверять достоверность предоставленной информации. А если определить страну происхождения к моменту истечения срока подачи заявок не удастся? Тогда остаётся надеяться на недостаточную внимательность заказчика. А дальше, на этапе поставки уже ничего плохого случиться не должно. Ведь законодательство запрещает заменять при поставке российские товары импортными, но не запрещает заменять товары, происходящие из одной зарубежной страны, товарами, происходящими из страны другой, тоже зарубежной. К тому же прекращение выпуска товара одной страной не исключает наличия остатков товаров на российских складах, чего заказчик проверить может, а потому заявку с предложением снятой с производства продукции он, находясь в здравом уме отклонять не станет. Вот если товар вообще никогда не производился в той зарубежной стране, которую указал участник, тогда отклонение еще возможно. Теоретически заказчик может представить в ФАС подтверждение того, что товар не поставлялся в Россию из этой страны ранее. Но участник также теоретически может заказать его в этой стране для исполнения контракта. И если во время рассмотрения жалобы не действуют санкции на поставку этого товара из данной страны в Россию, то крыть заказчику будет нечем. 

Пример с неуказанием страны происхождения в заявке

ООО собиралось подать заявку на подачу струйных плоттеров. Один из потенциальных поставщиков заявил, что страна происхождения товара – ФРГ, другой что, мол, в ФРГ сейчас не выпускаются, а только в КНР. Вместо того, чтобы указать в качестве страны происхождения ФРГ или КНР. участник решил не указывать страну происхождения вообще, боясь отклонения заявки за недостоверность информации. Заявка была отклонена за неуказание страны происхождения товара. Поняв свою ошибку, участник обжаловать отклонение в ФАСе не стал.

Не оговорён в явном виде в ПП 968 случай, когда участник предлагает импортные и российские товары, например, компьютер предлагает импортный, а клавиатуру – российскую. Тут уж заказчику остаётся применить пункт 5 ПП 968: в котором указано, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него. По логике вещей он должен отклонять такие заявки, поскольку данный пункт всё рано не позволит ему заключить с победителем контракт в случае победы последнего. Так что участникам тендеров, проводимых в соответствии с ПП 968, следует предлагать только полностью импортные или полностью российские товары. И никакие уловки им здесь не помогут.

Добавить комментарий