Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Требования к товарным знакам

Требования к товарным знакам, которые могут стать проблемой для добросовестного поставщика

Не всегда зарегистрированный товарный знак — победа в закупке. Даже с зарегистрированным товарным знаком могут возникнуть трудности. Мы определили, какие проблемы чаще всего возникают на практике, и дали рекомендации, как их избежать.

Проблема 1. 

Заказчик неправомерно указал в описании объекта закупки товарный знак и отклонил заявку.

Заказчик по Закону № 44-ФЗ может указать товарный знак при описании объекта закупки в одной из трех ситуаций: вместе с товарным знаком заказчик указывает фразу «или эквивалент»; заказчик закупает запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые он уже использует; товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую заказчик уже применяет. Для закупок по Закону № 223-ФЗ правила те же. Но есть еще вариант, когда можно не указывать фразу «или эквивалент»: если заказчик закупает товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ, или товары, работы или услуги по международным договорам или договорам по Закону № 223-ФЗ, в которых указывают конкретные товарные знаки. Если ни один из этих вариантов не соблюдается, но заказчик требует товар под конкретным товарным знаком или отклонил вашу заявку, вы можете подать на него жалобу.

Пример 1. Как заказчик неправомерно отклонил заявку при закупке мебели. Заказчик проводил закупку стульев, в документации указал товарный знак Hoff и прописал фразу «или эквивалент». Заявку подал поставщик, у которого самостоятельное небольшое производство. В первой части заявки поставщик прописал характеристики товара, но не указал товарный знак. Потому что его просто нет. Заказчик неправомерно отклонил заявку, так как в составе первой части заявки по Закону № 44-ФЗ поставщик указывает товарный знак только при его наличии. Если стулья данного поставщика по техническим характеристикам соответствуют тем, которые указывает заказчик в документации, заказчик должен признать его товар эквивалентным и допустить заявку без товарного знака.

Проблема 2. 

Заказчик неверно указал параметры эквивалентности или вообще их не указал.

Когда заказчик указывает товарный знак с фразой «или эквивалент», он должен установить параметры эквивалентности. То есть максимальные и минимальные значения, показатели, которые менять нельзя, и с которыми поставщик должен сравнить свой собственный товар. Заказчик будет проверять, какие конкретные показатели товара указывает поставщик, отвечают ли они значениям эквивалентности из документации. Но заказчик может их не указать или указать неточно. Поэтому проверяйте внимательно документацию о закупке и подавайте запросы на разъяснение.

Пример 2. Как заказчик установил требования в ТЗ, которые ограничили конкуренцию. Заказчик закупал компьютеры для удаленной работы сотрудников. В техническом задании прописал: «Моноблок Lenovo IDEACentre AIO A340-24 или эквивалент». Однако в документации заказчик не указал параметры эквивалентности моноблоков. Поэтому, несмотря на наличие слов «или эквивалент», заказчик нарушил требования Закона № 44-ФЗ, потому что у поставщика просто нет возможности доказать соответствие своих товаров требованиям. Поставщик подал жалобу из-за ограничения конкуренции в ФАС.

Проблема 3. 

Поставщик не указал товарный знак в заявке, но по товарной накладной поставил товар под конкретным товарным знаком.

В Законе № 44-ФЗ нет указания на то, что при приемке заказчик проверяет именно товарный знак. Он проверяет, в частности, технические характеристики товара поставщика, его комплектность. Но в некоторых технических регламентах есть указание на товарный знак. В частности, на то, что маркировка товара должна содержать товарный знак. Например, эти правила затрагивают производителей автомобильных шин или канализационных люков.

В случае с шинами действует Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Из него следует, что автомобильные шины должны быть промаркированы товарным знаком. Это означает следующее: товарный знак обязательно нужно указать в первой части заявки. Если поставщик не указывает товарный знак в первой части заявки, он рискует создать проблему при приемке. Как правило, заказчики не видят смысла отказать в приемке по этому основанию.Но проблемы могут возникнуть при проверке контракта.

Пример 3. Как заказчик отказался принимать товар без допсоглашения. При поставке автомобильных шин выяснилось, что в заявке товарный знак поставщик не указал, но фактически поставляет товар с конкретным товарным знаком уже по товарной накладной. Заказчик отказался принимать товар и попросил заключить допсоглашение на товар с улучшенными характеристиками, чтобы обезопасить себя от дальнейших разбирательств с контролерами.

Проблема 4. 

Вместо страны происхождения товара поставщик указал страну регистрации товарного знака.

Государство, в котором регистрируют товарный знак, иногда не совпадает со страной производства товара под этим товарным знаком.

Пример 4. Как заказчик правомерно отклонил заявку из-за ошибки поставщика. Вы производите свой товар на территории страны ЕАЭС — Армении, а товарный знак регистрируете в России. В заявке указали вместо страны происхождения товара страну регистрации товарного знака — заявку отклонили. Причину заказчик обозначил так: заявка не отвечает требованиям документации.

И наоборот: вы производите товар в России, но товарный знак на него регистрируете в США. Если перепутаете и укажете в качестве страны производства США, вашу заявку отклонят или отдадут преимущество заявке отечественного производителя.

 

Комментарии закрыты