Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПРАКТИКА ФАС

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров

Просьба ответить на следующие вопросы с подтверждением практики УФАС по г. Москве, Центрального аппарата ФАС и судебной практики.

  1. Обязан ли Заказчик принять в подтверждение опыта согласно ч. 2 ст. 31 44-ФЗ следующее:

- опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

- опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

- опыт по договору субподряда на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

  1. Является правомерным подтверждение наличия опыта по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ предоставление

следующих документов: - копия договора субподряда между ООО «» и ООО «» на капитальный ремонт объекта капитального строительства с приложением актов выполненных работ по форме КС-2.

  1. Является ли правомерным допустить заявку в случае, если в состав второй части заявки не включены паспортные данные руководителя?

  1. Является ли правомерным допустить заявку в случае, если паспортные данные не включены в состав второй части заявки отдельным документов (информацией), а присутствуют в Решении о назначении генерального директора?
  1. Будет ли правомерным допуск заявки, в случае если в составе второй части заявки предоставлено решение о крупной сделке без указания конкретной сделки (предмета и НМЦ контракта, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения контракта), а указано одобрение о заключение контрактов по результатам электронных аукционов до определенной суммы?
  1. Будет ли правомерным допуск заявки, в случае если в составе второй части заявки не предоставлено решение о крупной сделке, а предоставлена справка о том, что сделка не является крупной с указанием предмета и НМЦ контракта, суммы обеспечения исполнения контракта, но без указания суммы обеспечения заявки?

Ответ.

По вопросу 1. Обязан ли Заказчик принять в подтверждение опыта согласно ч. 2 ст. 31

44-ФЗ следующее:

- опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

- опыт по договору субподряда на строительство объекта капитального строительства;

- опыт по договору субподряда на капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации может

быть установлено к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых

осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов,

закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов,

дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Частью 3 статьи 31 установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи

31, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления таких требований заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Такая информация указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1

настоящей статьи.

Таким образом, Комиссия Заказчика по осуществлению закупок (единая комиссия, конкурсная и аукционная комиссия) обязывает участников закупок подтверждать соответствие дополнительным требованиям, установленных в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ,

установленные в извещении и документации о закупке (конкурсной или аукционной).

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием,

двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об

установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ,

услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их

технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или

специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики

(подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов,

подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в

соответствии с приложением № 1.

В соответствии с указанным приложением, указаны наименование товаров, работ, услуг,

дополнительные требования к участникам закупки и документы, подтверждающие

соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Так, п. 2 указанного приложения установлено Выполнение работ строительных, включенных в

коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам

экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена

контракта (цена лота) превышает 10 млн.рублей. Так, дополнительным требованием в данном виде

работ установлено наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта

(договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты

подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора)

составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота),

на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку:

*Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же

группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом

используются следующие группы работ строительных:

 работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального

строительства;

 работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся

объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные

постройки).

Приведем отрывок решения Решение ФАС России от 12.12.2017 № ВП-612/17 "О результатах

внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

в сфере закупок".

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской

Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов

капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без

привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 № 570 "Об установлении видов и

объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые

подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих

обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения

заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных

контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком

(подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее

- Постановление № 570) установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального

строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства № 570,

которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению

своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат

включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом

"а" пункта 2 Постановления № 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в

государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ,

предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны

составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со

дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком

обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта

капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения

других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному

контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

...

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не

установлено требование в соответствии с Постановлением № 570 об установлении видов и

объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые

подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих

обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту.

В документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования

в соответствии с Постановлением № 99.

Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному

требованию, предусмотренному пунктом 5 Приложения № 2 Постановления Правительства № 99,

в составе заявки участника закупки должен быть представлен контракт (договор) стоимостью не

менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить

который проводится закупка в отношении одного объекта, при этом такой контракт должен

быть исполнен участником закупки в полном объеме.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили

заявки участников закупки, в том числе заявку участника с порядковым номером "6" ООО "Т",

занявшую третье место по результатам проведения Аукциона, согласно которой ООО "Т" в

качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлен

договор субподряда № 146/12-с-4 от 22.08.2012 года.

Вместе с тем, все указанные в Постановлении № 99 документы должны быть выданы в

отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов

об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления № 99.

Вместе с тем, в составе заявки ООО "Т" не приложены документы, подтверждающие

соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением

№ 99.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки ООО "Т", соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, если Постановлением № 570 установлены виды, объемы работ, которые

подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих

обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и процент привлечения

субподряда к выполнению таких работ, то Заказчик при формировании извещения и в документации

(конкурс, аукцион) должен это указать. Если привлечение субподряда было предусмотрено

извещением и документацией, то в этом случае участник может подтвердить свой опыт согласно

Постановлению № 99 договорами субподряда согласно нормам п. 2 Постановления № 99.

Существует и такое мнение Министерства экономического развития РФ: контракт, договор,

который подтверждает опыт участника закупки в соответствии с дополнительным требованием,

установленным в пункте 2 приложения № 1 к постановлению № 99, должен быть исполнен самим

участником закупки (подрядчиком), а не инвестором строительства или субподрядчиком (Письмо

Минэкономразвития России от 09.01.2017 № ОГ-Д28-194 О разъяснениях, связанных с применением

постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99.

По вопросу 2. Является правомерным подтверждение наличия опыта по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ

предоставление следующих документов:

- копия договора субподряда между ООО «» и ООО «» на капитальный ремонт объекта

капитального строительства с приложением актов выполненных работ по форме КС-2.

Ответ на этот вопрос аналогичен вышеописанному по поводу субподряда. Практика

аналогичная вышеописанной.

Таким образом, если субподряд разрешен в извещении и документации, то форма КС-2 может

являться документом, подтверждающим, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты,

установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего

(подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если

застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы)

должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на

участие в закупке.

  1. Является ли правомерным допустить заявку в случае, если в состав второй части заявки не

включены паспортные данные руководителя?

По вопросу 3. Является ли правомерным допустить заявку в случае, если в состав второй части

заявки не включены паспортные данные руководителя?

Как оказалось, сложилась различная практика территориальных управлений ФАС Росси в

зависимости от региона. Это при том, что Центральный аппарат ФАС России занял конкретную

позицию, что отклонять участника закупки в связи с отсутствием указанных сведений в заявке

нельзя.

Теперь по этому поводу высказалось Министерство финансов России, направив операторам

электронных площадок письмо от 23.08.2018г. №24-06-08/60176 «О позиции Минфина России по

направлению заказчику информации и документов участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке».

Минфин России аналогично ЦА ФАС России указал на то, что информационное

взаимодействие электронных площадок с единой информационной системой, иными

государственными информационными системами с использованием инфраструктуры федеральной

государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в

инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие

информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных

услуг в электронной форме» и единой системой межведомственного электронного взаимодействия,

предусмотренное пунктом 10 единых требований, утвержденных в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656, вступает в силу с 1 января 2019 года.

В связи с чем операторы электронных площадок, в отношении участников закупок,

аккредитованных до 1 января 2019 года на электронных площадках, должны направлять заказчикам

информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62

Закона о контрактной системе. Напомним, что в указанном реестре паспортных данных лиц,

имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, не содержится. В свою

очередь комиссия заказчика по осуществлению закупок в случаях, установленных Законом о

контрактной системе для рассмотрения информации и документов, предусмотренных частью 11

статьи 24.1 Закона о контрактной системе, рассматривает направленные оператором электронной

площадки информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный

статьей 62 Закона о контрактной системе.

Таким образом, отклонять за не предоставление паспортных данных лиц, имеющих право

действовать от имени юридического лица без доверенности, у комиссии заказчика оснований

нет (Письмо Минфина России от 23.08.2018 № 24-06-08/60176).

Возможность отклонения заявки за не предоставление паспортных данных отмечена в

решении УФАС по Архангельской области по делу № 263оз-18 от 13 августа 2018 года, поскольку

заявка Заявителя (участника закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным частью 11

статьи 24.1 ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь Центральный аппарат ФАС России в решении от 26 июля 2018 года №

18/44/105/944 занял иную позицию, указав, что в силу требований частей 3 и 5 статьи 66 Закона о

контрактной системе при проведении электронного аукциона также не установлено, что в составе

информации и документов в рамках первой и второй части заявки на участие в Аукционе Заявитель

(участник закупки) обязан представлять паспортные данные лица, имеющего право без доверенности

действовать от имени юридического лица.

Таким образом, участникам электронных процедур следует, во избежание отклонения их

заявок, направить через личные кабинеты операторам электронных площадок следующую

информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без

доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или

данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством

Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

По вопросу 4. Является ли правомерным допустить заявку в случае, если паспортные данные

не включены в состав второй части заявки отдельным документов (информацией), а

присутствуют в Решении о назначении генерального директора?

См. ответ по вопросу 3.

По вопросу 5. Будет ли правомерным допуск заявки, в случае если в составе второй части

заявки предоставлено решение о крупной сделке без указания конкретной сделки (предмета и

НМЦ контракта, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения контракта), а

указано одобрение о заключение контрактов по результатам электронных аукционов до

определенной суммы?

Согласно п. 4 части 11 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ оператор электронной площадки, в том

числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, следующих документов и информации: решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

Также согласно п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ для получения аккредитации участник

электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки решение об одобрении или

о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки -

юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае,

если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки

установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами

юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия

решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение

принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника

закупки - юридического лица.

В свою очередь, в соответствии с ч. 1, 3 ст. 46 ФЗ № 14-ФЗ от 8.02.1998 г. « Об обществах с

ограниченной ответственностью», Крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок , связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок , если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки . Крупными сделками не признаются сделки , совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки , совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в

зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне

зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько

взаимосвязанных.

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает

10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку

можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое

требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это

правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных

унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО)

крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО. Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не

считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за

этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона №

208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием

акционеров. Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием

участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Пунктом 6 Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 "О некоторых вопросах,

связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью" установлено

следующее.

Не требуется соблюдения предусмотренного законом порядка одобрения крупных сделок в

случаях, когда сделка совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности общества (пункт 1 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и пункт 1 статьи 78 Закона

об акционерных обществах).

Бремя доказывания совершения оспариваемой сделки в процессе такой деятельности лежит

на ответчике.

Под обычной хозяйственной деятельностью следует понимать любые операции, которые

приняты в текущей деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих

субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности, сходных по размеру активов и объему оборота, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее.

К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут

относиться сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для

осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции,

получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий

товаров для последующей реализации их путем розничной продажи).

При этом не является основанием для квалификации сделки как совершенной в процессе

обычной хозяйственной деятельности один только факт ее совершения в рамках вида

деятельности, упомянутого в едином государственном реестре юридических лиц или уставе

общества как основного для данного юридического лица, либо то, что общество имеет лицензию на право осуществления такого вида деятельности.

На основании вышеизложенного и на основании позиции минэкономразвития можно сделать

вывод, что решение б одобрении крупной сделки будет предоставлено участником закупки только в случае, если участник закупки примет такое решение.

По вопросу 6. Будет ли правомерным допуск заявки, в случае если в составе второй части

заявки не предоставлено решение о крупной сделке, а предоставлена справка о том, что сделка

не является крупной с указанием предмета и НМЦ контракта, суммы обеспечения исполнения

контракта, но без указания суммы обеспечения заявки?

Ответ на этот вопрос см. выше.

Что касается вопроса по поводу суммы обеспечения заявки не совсем понятно какая связь с

решением о крупной сделке

Комментарии закрыты