Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

УЧАСТИЕ В ТОРГАХ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

В настоящее время, в связи с отмиранием бумажных торгов, процедуры закупок, за отдельными исключениями, совершаются в электронном виде. Поэтому бумажные торги далее в настоящей статье не рассматриваются. Термин «электронные торги» в законодательном порядке не закреплен. Будем подразумевать под ними: конкурс, запрос котировок, запрос предложений, аукцион. Также к процедурам закупок относят закупку у единственного поставщика (по понятным причинам она торгами не является).

Для участия в торгах необходимо:

  1. Зарегистрировать своё предприятие, например, ИП или ООО.
  1. Приобрести сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Здесь надо прикинуть на каких именно электронных торговых площадках вы будете участвовать в торгах. Так, если Вас устроят торги только на федеральных ЭТП, Вам достаточно приобрести стандартный сертификат ЭЦП, а если интересуют еще и коммерческие, например, Фабрикант, b2b и другие, потребуются сертификаты ЭЦП с соответствующими расширениями. Также может потребоваться отдельный сертификат ЭЦП и для участия электронных торгах в коммерческих секциях отдельных федеральных ЭТП (например, ЭТП ГПБ) Для участия в торгах на некоторых площадках, например, РЖД, потребуется отдельный сертификат. Поскольку коммерческих ЭТП свыше двухсот и число их постоянно растет, заказывать сертификаты ЭЦП для всех на свете ЭТП представляется явно нецелесообразным.

  1. Выделить рабочее место для подачи заявок на ЭТП, оснастить его всеми необходимыми программами. Для настройки рабочего места, вам, возможно, потребуется обратиться к специалисту удостоверяющего центра. Впрочем, как показывает практика, у значительной части пользователей хватает навыков осуществить настройки самостоятельно. В качестве рабочего места может использоваться не только офисный, но и удаленный компьютер. Можно настроить для участия в торгах по одному и тому же сертификату несколько компьютеров, но только если ключ ЭЦП экспортируемый. В противном случае сертификат ЭЦП скопировать не удастся. Также, если вам потребуется участвовать торгах для оборон-заказа АСТ-ГОЗ учтите, что придется приобрести крипто-средство Vipnet, которое стоит в настоящее время порядка 10 тыс. рублей), и что участие в торгах возможно будет только с одного защищенного этим крипто-средством компьютера. В этом случае целесообразно использовать ноутбук, чтобы можно было при необходимости участвовать в торгах из дома.
  1. Далее, Вам следует пройти аккредитацию на тех ЭТП, на которых вы собираетесь участвовать в торгах. С 01.01.2019 года аккредитация осуществляется через портал госуслуг. С одной стороны, это удобно, поскольку организация сразу аккредитуется на всех 8-ми федеральных ЭТП. С другой стороны, сама процедура аккредитации несколько усложнилась. Сначала вам потребуется зарегистрироваться по портале госуслуг. Многие граждане, зарегистрированные там не сохраняют пароли и потом не могут попасть на портал. В этом случае пароль можно восстановить при помощи мобильного телефона или электронной почты. Если номер мобильного и ящик электронной почты тоже изменились, для восстановления пароля придется обратиться в ближайший МФЦ. После регистрации на портале следует разрешить в его интерфейсе вход с помощью ЭЦП.

Ниже перечислены данные, необходимые для регистрации на портале госуслуг.

  • ФИО руководителя юридичесого лица (ИП)
  • полное наименование юридического лица (ИП)
  • Номер мобильного или адрес электронной почты;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС
  • ИНН
  • ОГРН
  • Устав
  • Решение об одобрении крупной сделки
  • Решение о назначении руководителя (или доверенность уполномоченного лица)

Зарегистрировав пользователя как физическое лицо, не забудьте присоединить организацию. Ведь если вы попадете на ЭТП в качестве физического лица, то потом не сможете аккредитоваться в качестве лица юридического. Также следует присоединить ЭЦП и разрешить вход с ЭЦП, ведь входить при помощи ЭЦП гораздо быстрее, чем при помощи пароля, который также запросто можно потерять.

Личный кабинет участника закупок в ЕИС

На втором этапе необходимо создать личный кабинет участника закупок в ЕИС и предоставить права доступа к данным организации.

Регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ)

На третьем этапе продолжается регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). На данном этапе автоматически подгружается системой выписка из ЕГРЮЛ.

После осуществления проверки ИНН и проверки вашей организации (до 5 рабочих дней) портал госуслуг автоматически разошлет ваши аккредитационные данные по всем 8-ми федеральным ЭТП, и вы сможете участвовать в торгах.

Не забудьте также открыть спецсчет, на который будете класть обеспечение заявок. Спецсчет вы можете открыть в любом из банков из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р. Спецсчет открывается как правило в течение одного рабочего дня с момента обращения. Если вы не станете открывать спецсчёт, то сможете участвовать только в тех процедурах, документация которых не предусматривает обеспечения заявок.

Выбор вида закупки

Выберите подходящий вид закупки для преимущественного участия. Здесь можно ограничиться только общими рекомендациями.

Аукционы и запросы котировок по 44-ФЗ требуют меньше всего документов для участия, но, если НМЦК превышает 1 млн. руб, заказчик аукциона устанавливает обеспечение заявки и контракта, что является дополнительным финансовым обременением для участников. Кроме того, для аукционов и котировок, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ характерны значительные снижения, что объясняется значительным количеством участников. В среднем количество участников в аукционе, проводимом по 44-ФЗ составляет 3 участника/аукцион.

Аукционы и запросы котировок по 223-ФЗ требуют больше документов для участия, но, если вы субъект малого предпринимательства, а НМЦК не превышает 5 млн. руб вносить обеспечение заявки и контракта не потребуется. Если же НМЦК и превышает 5 мл. руб, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 предельный размер обеспечения заявки ограничен 2% начальной (максимальной) цены договора. Правда требования заказчиков более расплывчатые, участнику надо быть осторожным, чтобы не попасть на скрытые объемы работ. Также надо сказать, что в среднем количество участников в аукционе, проводимом по 223-ФЗ составляет 1,8 участников/аукцион, т.е. почти в два раза меньше, чем в случае с аукционами, проводимыми по 44-ФЗ.

Конкурсы, проводимы как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ требуют тщательной подготовки, ведь при определении победителя учитывается не только ценовое предложение участника, но и опыт, весовая доля которого может достигать 50%, а также другие критерии: количество квалифицированных специалистов, наличие материальных ресурсов для исполнения договора, даже количество филиалов в организации участника. Поэтому начинать участие в торгах лучше с более простых форм закупок – аукционов и запросов котировок.

Что качается запросов предложений, то они идентичны конкурсам, за исключением двух отличий:

  • Запрос предложений позволяет участникам улучшить первоначальные предложения путем отправления окончательных предложений для повышения шансов на победу, а конкурс – нет.
  • Запрос предложений предусматривает возможность отсрочки или отмены заключенного контракта, если какая-либо сторона получила судебные санкции, произошли обстоятельства непреодолимой силы и т.д., а конкурс – нет.

Поиск закупки

Определившись с преимущественным для видов торгов, вы можете начинать поиск конкретных процедур в единой автоматизированной информационной системе (ЕИАС). Найдя интересную закупку, обратите внимание на следующие данные.

  1. На какой ЭТП проводится процедура (у вас может не оказаться аккредитации на данной ЭТП или в той или иной секции данной ЭТП, а провести её до окончания срока подачи заявки вы можете не успеть)
  2. Дата окончания срока подачи заявки (вы можете просто не успеть подготовить заявку, особенно если объем требований к материалам велик).
  3. Наличие требований к разрешительным документам (например, наличие лицензий, допусков). Так если вас привлекла заявка на капитальный ремонт, то в соответствии с ПП 615 участник должен являться саморегулируемой организацией (СРО).
  4. Размер обеспечения заявки и контракта или договора (если они требуются). Если обеспечение заявки или контракта вам не по карману, откажитесь от участия в закупке, поскольку банк вряд ли выдаст безотзывную банковскую гарантию недавно созданной фирме, у которой нет еще ни одного выполненного контракта.
  5. Применение национального режима (согласно статье 14 закона 44-ФЗ)
  6. Срок исполнения договора (контракта).
  7. Объем минимальной партии товара (возить товар поштучно в другой город будет убыточно).
  8. Требования к дате изготовления товара (если требуется товар последнего года выпуска у вас могут возникнуть трудности с его приобретением в случае победы в тендере).
  9. Возможность представления более дешевого эквивалента (или аналога) товара.
  10. Объем требований к материалам (рекомендованной формы 2). Чем он больше, тем вероятность ее безошибочного заполнения и допуска к тендеру меньше.

Расчет маржинальности

Если по всем перечисленным выше пунктам заявка «проходит», приступайте к расчету маржинальности тендера. Если вы сами не являетесь производителем товара, а реселлером, отыщите не менее 3-х предложений по каждой товарной позиции тендера. Закажите КП, уточните сроки и комплектность поставки, наличие всех сопроводительных документов. Такая страховка необходима на случай, если вы выиграете тендер, а поставщик не сможет отгрузить вам товар по какой-либо причине. Вероятность же того что все три потенциальных поставщика сорвут поставку ничтожно мала. Также рассчитайте логистику, обратившись в транспортную компанию, а еще лучше в 2-3 транспортные компании, чтобы узнать среднюю стоимость доставки товара. Сложив расходы на закупку товара и его доставку заказчику, получите маржинальность товара до снижения.

Далее оцените среднее снижение на торгах. Для этого выберите 3-5 процедур того же вида, проведенных этим же заказчиком в течение предшествующего года и вычислите среднее арифметическое снижения.

Остаточная прогнозируемая маржинальность (прибыль за вычетом расходов на закупку товара, их доставку и с учетом среднего снижения на торгах) должна составлять как минимум 10-12%. Иначе участвовать в данной процедуре становится нецелесообразно.

Подготовка заявки

Если же расчеты покажут, что участвовать в процедуре заявке выгодно, приступайте к подготовке заявки, руководствуясь требованиями извещения и информационной карты документации заказчика. Тщательно заполните форму 2 (если возникнут трудности, обращайтесь к специалистам). При комплектовании второй части заявки автор, в частности, всегда прикладывает следующие документы:

  • Устав;
  • выписку из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанную ЭЦП (не позднее месячной давности в случае подачи заявок на запрос котировок);
  • одобрение крупной сделки;
  • декларацию об отнесении вашей организации к субъектам малого и среднего бизнеса или выписку из реестра субъектов субъектам малого и среднего бизнеса, подписанную ЭЦП;
  • решение о назначении генерального директора.
  • разрешительные документы (если они требуются тендерной документацией);
  • иные документы (исполненные договора на выполнение аналогичных работ, договор аренды и пр.), если они требуются тендерной документацией.

Подача заявки

Подайте заявку, подписав все документы ЭЦП. При этом статус заявки на ЭТП изменится. Поданную заявку вы сможете изменить/отозвать. Также в личный кабинет на ЭТП придет уведомление о подаче заявки с таким-то номером извещения. Соответствующее уведомление придет и на адрес электронной почты, указанный вами при аккредитации.

Участие в торгах

Наконец, помните, что, участвуя в торгах, не следует переоценивать свои возможности. Если Вы окажетесь победителем, а договор (контракт) заключить не сможете (например, у Вас не хватит денег для внесения обеспечения договора или контракта), ваша организация будет, скорее всего, включена в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), при этом вы не сможете два года участвовать в торгах по 44-ФЗ или 223-ФЗ, соответственно. Более того, в РНП вносятся сведения не только об организации, но и о директоре и учредителе учредителях. Значит, вам придется открывать новую организацию, а также нанимать другого (других) учредителей и генерального директора. Пропадут и разрешительные документы (лицензии, допуски) если они у Вашей организации были, если только они не бессрочные или не выданы на срок более двух лет.

Комментарии закрыты