В настоящее время, в связи с отмиранием бумажных торгов, процедуры закупок, за отдельными исключениями, совершаются в электронном виде. Поэтому бумажные торги далее в настоящей статье не рассматриваются. Термин «электронные торги» в законодательном порядке не закреплен. Будем подразумевать под ними: конкурс, запрос котировок, запрос предложений, аукцион. Также к процедурам закупок относят закупку у единственного поставщика (по понятным причинам она торгами не является).
Для участия в торгах необходимо:
- Зарегистрировать своё предприятие, например, ИП или ООО.
- Приобрести сертификат электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Здесь надо прикинуть на каких именно электронных торговых площадках вы будете участвовать в торгах. Так, если Вас устроят торги только на федеральных ЭТП, Вам достаточно приобрести стандартный сертификат ЭЦП, а если интересуют еще и коммерческие, например, Фабрикант, b2b и другие, потребуются сертификаты ЭЦП с соответствующими расширениями. Также может потребоваться отдельный сертификат ЭЦП и для участия электронных торгах в коммерческих секциях отдельных федеральных ЭТП (например, ЭТП ГПБ) Для участия в торгах на некоторых площадках, например, РЖД, потребуется отдельный сертификат. Поскольку коммерческих ЭТП свыше двухсот и число их постоянно растет, заказывать сертификаты ЭЦП для всех на свете ЭТП представляется явно нецелесообразным.
- Выделить рабочее место для подачи заявок на ЭТП, оснастить его всеми необходимыми программами. Для настройки рабочего места, вам, возможно, потребуется обратиться к специалисту удостоверяющего центра. Впрочем, как показывает практика, у значительной части пользователей хватает навыков осуществить настройки самостоятельно. В качестве рабочего места может использоваться не только офисный, но и удаленный компьютер. Можно настроить для участия в торгах по одному и тому же сертификату несколько компьютеров, но только если ключ ЭЦП экспортируемый. В противном случае сертификат ЭЦП скопировать не удастся. Также, если вам потребуется участвовать торгах для оборон-заказа АСТ-ГОЗ учтите, что придется приобрести крипто-средство Vipnet, которое стоит в настоящее время порядка 10 тыс. рублей), и что участие в торгах возможно будет только с одного защищенного этим крипто-средством компьютера. В этом случае целесообразно использовать ноутбук, чтобы можно было при необходимости участвовать в торгах из дома.
- Далее, Вам следует пройти аккредитацию на тех ЭТП, на которых вы собираетесь участвовать в торгах. С 01.01.2019 года аккредитация осуществляется через портал госуслуг. С одной стороны, это удобно, поскольку организация сразу аккредитуется на всех 8-ми федеральных ЭТП. С другой стороны, сама процедура аккредитации несколько усложнилась. Сначала вам потребуется зарегистрироваться по портале госуслуг. Многие граждане, зарегистрированные там не сохраняют пароли и потом не могут попасть на портал. В этом случае пароль можно восстановить при помощи мобильного телефона или электронной почты. Если номер мобильного и ящик электронной почты тоже изменились, для восстановления пароля придется обратиться в ближайший МФЦ. После регистрации на портале следует разрешить в его интерфейсе вход с помощью ЭЦП.
Ниже перечислены данные, необходимые для регистрации на портале госуслуг.
- ФИО руководителя юридичесого лица (ИП)
- полное наименование юридического лица (ИП)
- Номер мобильного или адрес электронной почты;
- паспортные данные;
- СНИЛС
- ИНН
- ОГРН
- Устав
- Решение об одобрении крупной сделки
- Решение о назначении руководителя (или доверенность уполномоченного лица)
Зарегистрировав пользователя как физическое лицо, не забудьте присоединить организацию. Ведь если вы попадете на ЭТП в качестве физического лица, то потом не сможете аккредитоваться в качестве лица юридического. Также следует присоединить ЭЦП и разрешить вход с ЭЦП, ведь входить при помощи ЭЦП гораздо быстрее, чем при помощи пароля, который также запросто можно потерять.
Личный кабинет участника закупок в ЕИС
На втором этапе необходимо создать личный кабинет участника закупок в ЕИС и предоставить права доступа к данным организации.
Регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ)
На третьем этапе продолжается регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). На данном этапе автоматически подгружается системой выписка из ЕГРЮЛ.
После осуществления проверки ИНН и проверки вашей организации (до 5 рабочих дней) портал госуслуг автоматически разошлет ваши аккредитационные данные по всем 8-ми федеральным ЭТП, и вы сможете участвовать в торгах.
Не забудьте также открыть спецсчет, на который будете класть обеспечение заявок. Спецсчет вы можете открыть в любом из банков из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р. Спецсчет открывается как правило в течение одного рабочего дня с момента обращения. Если вы не станете открывать спецсчёт, то сможете участвовать только в тех процедурах, документация которых не предусматривает обеспечения заявок.
Выбор вида закупки
Выберите подходящий вид закупки для преимущественного участия. Здесь можно ограничиться только общими рекомендациями.
Аукционы и запросы котировок по 44-ФЗ требуют меньше всего документов для участия, но, если НМЦК превышает 1 млн. руб, заказчик аукциона устанавливает обеспечение заявки и контракта, что является дополнительным финансовым обременением для участников. Кроме того, для аукционов и котировок, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ характерны значительные снижения, что объясняется значительным количеством участников. В среднем количество участников в аукционе, проводимом по 44-ФЗ составляет 3 участника/аукцион.
Аукционы и запросы котировок по 223-ФЗ требуют больше документов для участия, но, если вы субъект малого предпринимательства, а НМЦК не превышает 5 млн. руб вносить обеспечение заявки и контракта не потребуется. Если же НМЦК и превышает 5 мл. руб, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 предельный размер обеспечения заявки ограничен 2% начальной (максимальной) цены договора. Правда требования заказчиков более расплывчатые, участнику надо быть осторожным, чтобы не попасть на скрытые объемы работ. Также надо сказать, что в среднем количество участников в аукционе, проводимом по 223-ФЗ составляет 1,8 участников/аукцион, т.е. почти в два раза меньше, чем в случае с аукционами, проводимыми по 44-ФЗ.
Конкурсы, проводимы как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ требуют тщательной подготовки, ведь при определении победителя учитывается не только ценовое предложение участника, но и опыт, весовая доля которого может достигать 50%, а также другие критерии: количество квалифицированных специалистов, наличие материальных ресурсов для исполнения договора, даже количество филиалов в организации участника. Поэтому начинать участие в торгах лучше с более простых форм закупок – аукционов и запросов котировок.
Что качается запросов предложений, то они идентичны конкурсам, за исключением двух отличий:
- Запрос предложений позволяет участникам улучшить первоначальные предложения путем отправления окончательных предложений для повышения шансов на победу, а конкурс – нет.
- Запрос предложений предусматривает возможность отсрочки или отмены заключенного контракта, если какая-либо сторона получила судебные санкции, произошли обстоятельства непреодолимой силы и т.д., а конкурс – нет.
Поиск закупки
Определившись с преимущественным для видов торгов, вы можете начинать поиск конкретных процедур в единой автоматизированной информационной системе (ЕИАС). Найдя интересную закупку, обратите внимание на следующие данные.
- На какой ЭТП проводится процедура (у вас может не оказаться аккредитации на данной ЭТП или в той или иной секции данной ЭТП, а провести её до окончания срока подачи заявки вы можете не успеть)
- Дата окончания срока подачи заявки (вы можете просто не успеть подготовить заявку, особенно если объем требований к материалам велик).
- Наличие требований к разрешительным документам (например, наличие лицензий, допусков). Так если вас привлекла заявка на капитальный ремонт, то в соответствии с ПП 615 участник должен являться саморегулируемой организацией (СРО).
- Размер обеспечения заявки и контракта или договора (если они требуются). Если обеспечение заявки или контракта вам не по карману, откажитесь от участия в закупке, поскольку банк вряд ли выдаст безотзывную банковскую гарантию недавно созданной фирме, у которой нет еще ни одного выполненного контракта.
- Применение национального режима (согласно статье 14 закона 44-ФЗ)
- Срок исполнения договора (контракта).
- Объем минимальной партии товара (возить товар поштучно в другой город будет убыточно).
- Требования к дате изготовления товара (если требуется товар последнего года выпуска у вас могут возникнуть трудности с его приобретением в случае победы в тендере).
- Возможность представления более дешевого эквивалента (или аналога) товара.
- Объем требований к материалам (рекомендованной формы 2). Чем он больше, тем вероятность ее безошибочного заполнения и допуска к тендеру меньше.
Расчет маржинальности
Если по всем перечисленным выше пунктам заявка «проходит», приступайте к расчету маржинальности тендера. Если вы сами не являетесь производителем товара, а реселлером, отыщите не менее 3-х предложений по каждой товарной позиции тендера. Закажите КП, уточните сроки и комплектность поставки, наличие всех сопроводительных документов. Такая страховка необходима на случай, если вы выиграете тендер, а поставщик не сможет отгрузить вам товар по какой-либо причине. Вероятность же того что все три потенциальных поставщика сорвут поставку ничтожно мала. Также рассчитайте логистику, обратившись в транспортную компанию, а еще лучше в 2-3 транспортные компании, чтобы узнать среднюю стоимость доставки товара. Сложив расходы на закупку товара и его доставку заказчику, получите маржинальность товара до снижения.
Далее оцените среднее снижение на торгах. Для этого выберите 3-5 процедур того же вида, проведенных этим же заказчиком в течение предшествующего года и вычислите среднее арифметическое снижения.
Остаточная прогнозируемая маржинальность (прибыль за вычетом расходов на закупку товара, их доставку и с учетом среднего снижения на торгах) должна составлять как минимум 10-12%. Иначе участвовать в данной процедуре становится нецелесообразно.
Подготовка заявки
Если же расчеты покажут, что участвовать в процедуре заявке выгодно, приступайте к подготовке заявки, руководствуясь требованиями извещения и информационной карты документации заказчика. Тщательно заполните форму 2 (если возникнут трудности, обращайтесь к специалистам). При комплектовании второй части заявки автор, в частности, всегда прикладывает следующие документы:
- Устав;
- выписку из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанную ЭЦП (не позднее месячной давности в случае подачи заявок на запрос котировок);
- одобрение крупной сделки;
- декларацию об отнесении вашей организации к субъектам малого и среднего бизнеса или выписку из реестра субъектов субъектам малого и среднего бизнеса, подписанную ЭЦП;
- решение о назначении генерального директора.
- разрешительные документы (если они требуются тендерной документацией);
- иные документы (исполненные договора на выполнение аналогичных работ, договор аренды и пр.), если они требуются тендерной документацией.
Подача заявки
Подайте заявку, подписав все документы ЭЦП. При этом статус заявки на ЭТП изменится. Поданную заявку вы сможете изменить/отозвать. Также в личный кабинет на ЭТП придет уведомление о подаче заявки с таким-то номером извещения. Соответствующее уведомление придет и на адрес электронной почты, указанный вами при аккредитации.
Участие в торгах
Наконец, помните, что, участвуя в торгах, не следует переоценивать свои возможности. Если Вы окажетесь победителем, а договор (контракт) заключить не сможете (например, у Вас не хватит денег для внесения обеспечения договора или контракта), ваша организация будет, скорее всего, включена в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), при этом вы не сможете два года участвовать в торгах по 44-ФЗ или 223-ФЗ, соответственно. Более того, в РНП вносятся сведения не только об организации, но и о директоре и учредителе учредителях. Значит, вам придется открывать новую организацию, а также нанимать другого (других) учредителей и генерального директора. Пропадут и разрешительные документы (лицензии, допуски) если они у Вашей организации были, если только они не бессрочные или не выданы на срок более двух лет.
Комментарии закрыты