Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ТЕНДЕРЫ НА ОЦЕНКУ

Тендеры на оценку по 44-ФЗ и 223-ФЗ

 

Объектом закупки тендеров на оценку могут быть любые объекты гражданских прав, участие в гражданском обороте которых допускается законодательством РФ.

Сюда относятся, например, как тендеры на оценку собственно недвижимости, имущественных комплексов, арестованного имущества, акций, всевозможного оборудования (компьютерного, полиграфического, станочного); транспортных средств и ценных бумаг; оценке качества того или иного сырья, а также тендеры на оценку всевозможных рисков, например, уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; оценке природопользования и др.

 

Конкуренция на рынке тендеров на оценку

Конкуренция на рынке тендеров на оценку относительно небольшая, поскольку не все участники могут предоставить полный набор документов. Рассмотрим сначала обязательные требования заказчиков по 44-ФЗ.

 

Итак, участник любой конкурентной процедуры (торгов) на оценку, согласно закону 135-ФЗ должен:

- Быть членом саморегулируемой организации (СРО) оценщиков

- Иметь в штате не менее двух оценщиков

- У каждого оценщика (физлица) должен быть квалификационный аттестат на оценку бизнеса. Чтобы получить его он должен успешно сдать квалификационный экзамен. Стаж у такого оценщика должен быть не менее трех лет.

- Деятельность каждого оценщика должен быть застрахован на случай причинения заказчику возможного вреда своими действиями (некорректной оценкой) или бездействием.

- Фирма-оценщик должна быть застрахована.

- Наконец, она должен отвечать единым требованиям, установленным статьей 31 закона 44-ФЗ

 

Для участия в конкурентных процедурах оценки имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, проводимых по закону 159-ФЗ, участник должен отвечать тем же требованиям, которые перечислены выше

Торги по оценке арестованного и изъятого имущества по объёму требований не отличаются от процедур по оценке имущества, на которого не наложен арест.

Рассмотрим торги по оценке незавершенных объектов строительства.

Заказчики в ТЗ часто задают (подготовку полного пакета документов для регистрации объектов незавершенного строительства). И здесь возможны коллизии.

Ведь кадастровый инженер, составляющий технические паспорта должен иметь аккредитацию.

Но заказчики зачастую забывают (или делают вид, что забывают), что с 1 января 2013 г законодательством не предусмотрено составление технических паспортов и проведение технической инвентаризации.

А технический план, куда необходимые сведения вносятся декларативно, может составить и кадастровый инженер, не имеющий аккредитации. Рекомендуется подавать в таких случаях запросы разъяснений.

Если заказчик согласится с доводами участника – можно участвовать (документом, подтверждающим выполнение услуги по оценке незавершенных объектов недвижимости, станет выписка из ЕГРН с указанными там объектами).

А если нет – целесообразно обжаловать документацию в ФАСе.

 

Конкурентные процедуры по оценке ценных бумаг, например, акций, тоже не требуют наличия никаких дополнительных разрешительных документов, помимо указанных выше. Если в техническом задании указывается, например, что акций, подлежащих оценке несколько миллионов шт. – это не беда. Ведь не требуется оценивать каждую акцию в отдельности; достаточно оценить одну, а затем умножить её стоимость на количество акций.

Что касается конкурентных процедур на проведение экспертизы (оценки состояния) транспортных средств после ДТП, то они фактически не отличаются от требований, предъявляемых к оценке состояния той же недвижимости.

Касательно торгов по оценке технологической и технической документации тоже никаких специальных требований, помимо установленных законом 135-ФЗ, нет.

Что касается торгов по оценке ущерба, нанесенного промышленному оборудованию (если пострадавшее от аварии или стихийного бедствия предприятие не является объектом повышенной сложности и опасности) специальные требования, помимо установленных законом 135-ФЗ, также отсутствуют.

В то же время, для участия в тендерах по 44-ФЗ, объектом закупки которых является оценка состояния некоторых промышленных объектов, требования заказчика будут совершенно иными.

Так, для участия в процедуре оценки состояния мостовых сооружений участник должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства и архитектуры.

У СРО, членом которой является участник должен быть компенсационный фонд, причем суммарный размер обязательств по договору, заключаемому в рамках тендера, на который подается заявка, должен быть не меньше размера компенсационного взноса, вносимого участником в данный фонд.

Документом, подтверждающий членство потенциального участника закупки в СРО – выписка из реестра членов СРО по форме утверждённой соответствующим Приказом Ростехнадзора.

Для участия в конкурентных процедурах по выполнению комплекса работ по подготовке разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, с проведением государственной историко-культурной экспертизы требуются:

- Лицензия на деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

- членство в СРО (в области архитектурно-строительного проектирования), имеющей компенсационный фонд (к нему предъявляются точно такие же требования, что и в тендерах на оценку состояния мостовых сооружений).

- Наконец, в ходе работ участник должен провести историко-культурную экспертизу.

Заказчик, в свою очередь, тоже может провести экспертизу и не факт, что результаты, предоставленные исполнителем, будут одобрены, по крайней мере, с первого раза. А повторная экспертиза будет проводиться уже за счет участника. И если и её результаты тоже не удовлетворят заказчика, исполнителю, возможно, придется судиться с ним, чтобы не оказаться в РНП.

Для участия в конкурентной процедуре оценки состояния оборудования повышенной опасности, например, котлов, на предприятиях неядерной отрасли участнику потребуется укомплектовать вторую часть заявки следующими документами:

- Лицензией Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями ФЗ-116, а также ПБ 10-574-03, СО 153-34.17.469-2003;

- Свидетельством об аттестации лаборатории неразрушающего контроля на виды (методы) контроля и диагностики, которые прописаны в ТЗ в документации заказчика.

Получается, что участник должен либо иметь такую лабораторию в качестве структурного подразделения, либо привлечь её в качестве субподрядчика.

Если же оценку состояния оборудования требуется осуществить на ядерном объекте, то требования заказчика расширяются, дополнительно ограничивая круг участников на совершенно законном основании.

Потребуются:

- членство в СРО для допуска к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в т.ч. особо опасных и технически сложных объектов), а также на объекты использования атомной энергии при выполнении работ по инженерным изысканиям.

- лицензию, предоставляющую право на работы, связанные с использованием сведений, составляющих гостайну.

- некоторые заказчики требуют лицензию, предоставляющую право на осуществление работ по технической защите конфиденциальной информации (ТЗКИ).

Необходимость лицензии на ТЗКИ у автора статьи вызывает сомнения. Ведь в иерархии степеней секретности гостайна располагается выше конфиденциальной информации. С другой стороны, обработка информации должна вестись на аттестованном компьютере.

В первом случае и компьютер, и помещение, в котором он установлен, должны быть аттестованы по гостайне, а во втором – по защите ТЗКИ. Работать на ПК, аттестованном по гостайне, может только лицо, имеющее допуск по степени I, II или III.

Для обработки же конфиденциальной информации такой допуск не нужен.

Получается, что если сотрудник, аттестованный по гостайне будет заниматься обработкой и материалов, содержащих гостайну, и материалов, содержащих конфиденциальную информацию на одном и том же ПК в помещении, аттестованном по гостайне, то лицензия по ТЗКИ не нужна. По этому поводу целесообразно подать заказчику запрос разъяснений, а если он будет упорствовать – обратиться в ФАС. Но без лицензии на гостайну точно не обойтись, а поскольку аттестация помещений и даже одного компьютера по гостайне дело дорогое, возможно, участнику будет целесообразнее пойти путем аутсорсинга.

Если предметом закупки является не только оценка состояния оборудования на ядерном объекте, но и оценка радиационного или/и химического загрязнения в зоне округ него, помимо документов, перечисленных выше потребуется:

- лицензия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, предоставляющую право на осуществление геодезических и картографических работ в части составления тематических карт;

- лицензию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, предоставляющую право на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в части определения уровня загрязнений (в т. ч. радиоактивное).

Торги по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры имеет одну особенность.

Участнику необходимо будет укомплектовать вторую часть заявки следующим документом:

- копией свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (4 свидетельства для разных видов транспорта). Соответственно, прикладывается то или иное свидетельство, в зависимости от того, оценку уязвимости объектов какого вида требуется провести заказчику. Данные свидетельства выдаются на основании ПП-289 от 31.03.2009 г., притом только специализированным организациям. Так что рядовым участникам доступ к таким процедурам закрыт.

Сказанное выше касается и конкурентных процедур по оценке состояния гидротехнических сооружений (ГТС).

Для участия требуется лицензия на обследование ГТС, которую может получить только специализированная организация. Рядовым участникам, соответственно, здесь участие уже не светит.

Конкурентные процедуры по изучению (поискам, оценке) месторождений (подземных вод, угля, нефти и др. ископаемых) тоже недоступны рядовым участникам. Ведь для исполнения контракта по таким процедурам необходима лицензия на геологическое изучение недр.

Участие в торгах по проведению оценки (экспертизы) промышленной безопасности требует наличия у участника соответствующей лицензии на экспертизу промышленной безопасности в соответствии с ПП-682; рядовым участникам оно недоступно.

С возможностью участия в торгах по оценке пожарного риска дела обстоят попроще: её работники должны быть аттестованы в соответствии с Правилами, утвержденными ПП-602.

У них должно быть образование по специальности "Пожарная безопасность" и стаж работы по ней не менее 5 лет.

Согласно Приказа МЧС России от 18 января 2019 г. N 23 такие лица, прошедшие квалификационный экзамен, вносятся в специальный Реестр.

Торги по санитарно-ветеринарной экспертизе (по оценке качества мяса и мясных изделий, продуктов, образующихся после убоя скота, молочных продуктов, молока, кормов и пр.) проводятся с привлечением экспертов. Ими могут быть как сотрудники Россельхознадзора, Минобороны или таможенных органов, так и физические лица, имеющие специальное образование. Лицензии для участия в таких процедурах не требуется.

В торгах по оценке рисков наводнений (паводков), может участвовать только организация, имеющая лицензию Росгидрогеологии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, в соответствии с ПП-1216.

Участие в торгах, объектом закупки которых является специальная оценка условий труда (СОУТ) доступно только тем участникам, из числа организаций, занимающихся оценкой, которые отвечают перечисленным ниже требованиям закона 426-ФЗ, а именно:

- в их уставных документах СОУТ указана в качестве вида деятельности;

- в организацию трудоустроены, как минимум, пять экспертов, имеющих сертификаты на право выполнения работ по СОУТ, в т. ч. как минимум один с высшим образованием по профессии: общая гигиена, гигиена труда, или санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

- у организации имеется аккредитованная лаборатория (центр), занимающаяся испытаниями вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса (как указано в законе 426-ФЗ).

- неотъемлемое условие участия организации в тендерах по СОУТ – внесение её в соответствующий реестр Минтрудсоцзащиты.

Торги по оценке, проводимые по закону 223-ФЗ, обременяются дополнительными требованиями заказчика. Так, вместо двух оценщиков, заказчик конкурса может потребовать целых десять. Конечно, потенциальный участник, может принять на работу еще 8 оценщиков, а потом лишних уволить, но их нужно еще найти, договориться о зарплате. Времени может просто не хватить.

Дело в том, что в организациях, занимающихся оценкой, не практикуется задержка зарплаты – у нерадивой фирмы, задерживающей зарплату, просто отберут лицензию на оценочную деятельность.

Поэтому безработных оценщиков в Москве немного и отыскать за короткое время восемь человек (требующихся в нашем примере) не так-то легко. Менее критичным выглядит завышение заказчиком размеров страховки оценочной деятельности участника.

Так если деятельность организации-участника застрахована на 500 млн. руб., а по условиям запроса предложений, проводимого по 223-ФЗ она должна быть застрахована на 750 млн. руб., участник может успеть в течение буквально трех дней увеличить размер страховки до требуемого порога и принять участие в процедуре, тем более, если она – маржинальная.

В итоге получается, что из множества конкурентных процедур рядовым участникам (без привлечения средств и потерь времени на получение разрешительных документов и принятия на работу новых сотрудников хотя бы на временной основе) доступны только процедуры, предполагающие проведение следующих видов оценки: имущества (движимого и недвижимого, частного, государственного и муниципального), всевозможных ценных бумаг, технической и технологической документации, а также состояния транспортных средств после ДТП.

Определенного внимания заслуживают и конкурентные процедуры по санитарно-ветеринарной экспертизе, а также оценке рисков пожара. По крайней мере, ограничившись приемом на работу 2-х экспертов, можно получить доступ к большой группе тендеров, публикуемых в ЕАИС.

Что касается тендеров по оценке мостовых сооружений, сохранности памятников и прочих, вряд ли начинающим участникам стоит стремиться к участию в них – тема эта довольно опасная.

В заключение скажем, что к тендерам, требующим для участия комплектования заявок разрешительными документами начинающим следует относиться осторожно (особенно если этих документов требуется несколько).

Хорошо ещё, если заказчик обнаружит недостачу и отклонит заявку по второй части.

А если заказчик в силу некомпетентности или из боязни остаться без участников сам не указал в извещении какой-нибудь разрешительный документ, который нужен по требованию законодательства? Этот факт рано или поздно всплывет.

И если это произойдёт после того как участник выполнит контракт (или договор), то заказчик не сможет оплатить его. Конечно, арбитражный суд встанет на сторону победителя тендера, но тому, скорее всего придётся обращаться в фирму, у которой этот документ есть, по поводу субподряда и делиться прибылью. Так что, участники, будьте внимательны!

Комментарии закрыты