Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК 44 ФЗ

Изменения законодательства в части планировании закупок в декабре 2019 г. – январе 2020 года

 

Суть изменений:

Среди изменений в порядке планирования закупок, произошедших в декабре 2019 года – начале 2020 года следует отметить   отмену на основании пункта  постановления Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279 (далее – Постановление № 1279) с 01 января 2020 года всех подзаконных актов, касающихся  ранее действовавшей двухуровневой системы планирования закупок (плана закупок, плана-графика, обоснования к ним).

 

Как, наверное, уже известно читателю этим Постановлением № 1279 с 19.10.2019 г. утверждено Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в ЕИС, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок (далее – Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков).

 

Этим Положением вместо двух форм документов о планировании (плана закупок, плана-графика закупок и обоснования к ним) с 2020 года вводится одна форма – модернизированный план-график, который формируется и утверждается на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 

При этом Положением устанавливается единый порядок планирования закупок в рамках 44-ФЗ для заказчиков федерального, регионального и муниципального уровней.

 

В связи принятием нового Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков пунктом 2 Постановления № 1279 отменены с 01 января 2020 года все другие ранее действовавшие акты Правительства РФ в части ранее действовавшей двухуровневой системы планирования:

 

1) постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. №  1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг";

 

2) постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №  552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";

 

3) постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";

 

4) постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №  554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг";

 

5) постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования";

 

6) постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. №  1168 "Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В связи с этим органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления также необходимо отменить с 01.01.2020 г. все свои подзаконные акты, принятые в целях реализации этих отменённых актов Правительства РФ.

 

 

5-й блок изменений: изменения в правилах заключения и исполнения контрактов

 

1-е изменение: с 08 января 2020 года внесены терминологические правки в понятие «государственного, муниципального контракта» и введено понятие «контракта».

 

Суть изменений:

Так, в статью 3 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе введён пункт 8.1, раскрывающий содержание термина «контракт», а также скорректирован пункт 8 в части содержания понятия «государственный, муниципальный контракт».

 

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под контрактом понимается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен со следующими лицами:

 

1) бюджетным учреждением (на основании части 1 статьи 15 ФЗ-44);

 

2) государственным или муниципальным унитарным предприятием (на основании части 2.1 статьи 15 ФЗ-44);

 

3) автономным учреждением (в случае, предусмотренном частью 4 статьи 15 ФЗ-44);

 

4) иным юридическим лицом, не являющимся государственным или муниципальным учреждением или государственным или муниципальным унитарным предприятием (при реализации бюджетных инвестиций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 15 ФЗ-44).

 

Из данного определения помимо всего прочего следует, что кроме закупок товаров, работ, услуг предметом контракта является также приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

 

Таким образом, законодателем поставлена точка в многолетнем теоретическом споре о том, распространяются ли положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на приобретение заказчиками недвижимого имущества.  Теперь рассуждения на эту тему не имеют какого-либо практического значения.

 

Аналогичные корреспондирующие поправки в части уточнения предмета государственного, муниципального контракта путём включения в него приобретения недвижимого имущества и аренды имущества внесены законодателем и в пункт 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ.

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

 

2-е изменение: с 08 января 2020 года в законодательстве уточнено понятие «контракт жизненного цикла»

 

Суть изменений:

Подпунктом б) пункта 2 статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в статью 3 Закона № 44-ФЗ введено пункт 8.2, содержащий понятие «контракт жизненного цикла»:

 

8.2) контракт жизненного цикла - контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

 

 Данное понятие фактически аналогично по своему содержанию тому же определению контракта жизненного цикла, которое содержалось ранее в части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

 

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

 

Единственным отличием от старого понятия является выделение в новом определении такого объекта закупки, как объект капитального строительства.

Поэтому данная поправка, вступившая в силу с 08.01.2020 г. носит технический характер.

 

3-е изменение: с 01 января 2020 г. сведения о стране происхождения товара также стали обязательной частью проекта контракта, направляемого на подпись победителю закупки

 

Суть изменений:

Абзацем 3 подпункта "а" пунта 20 статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в часть 2 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

 

Согласно указанным изменениям, страна происхождения товара, содержащаяся в заявке победителя электронной процедуры закупки, подлежит обязательному включению в проект контракта при его направлении победителю.

 

Новая редакция части 2 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ, возлагающая на заказчиков данную обязанность, действует с 01.01.2020 года.

 

4-е изменение: с 01 января 2020 года меняется порядок включения информации о стране происхождения товара, в том числе товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказываемых услуг, в Реестр контрактов

 

В связи с изменениями положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1400 (далее соответственно – реестр контрактов, Постановление № 1084, Постановление № 1400), меняется порядок включения информации о стране происхождения товара в Реестр контрактов.

 

Включения информации о стране происхождения товара является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ с 01.01.2020 года в случае установления при осуществлении закупки условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

 

При этом, если применяются изъятия из национального режима закупок, предусмотренные статьёй 14 Закона № 44-ФЗ (запреты, ограничения, условия допуска иностранной продукции), то информация о стране происхождения товара вносится заказчиком в Реестре контрактов ДВАЖДЫ:

 

  1. При первоначальной регистрации контракта (см. подпункт «е» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084).

 

  1. При регистрации сведений об исполнении контракта (см. подпункт к) пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084).

 

В этих случаях территориальными органами Федерального казначейства должна осуществляется проверка («глазной контроль») такой информациио стране происхождения товара в отношении заключённых и исполненных контрактовпри ее включении в Реестр контрактов заказчиками, являющимися субъектами контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства (см. подпункты «г» и «д» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084).

 

Аналогичная проверка информации о стране происхождения товара в отношении исполненных контрактов при ее включении в реестр контрактов заказчиками, являющимися субъектами контроля, осуществляемого финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, будет осуществляться с 01.07.2021 г.

 

Более подробно, с  особенностями проверки такой информации можно ознакомиться в письме Федерального казначейства от 10.12.2019 № 07-04-05/14-26674.

 

Если же при осуществлении закупки запреты, ограничения и условия допуска иностранной продукции, предусмотренные статьёй 14 Закона № 44-ФЗ, не применялись, то действует следующий порядок включения информации о стране происхождения товара в Реестр контрактов:

 

  1. При первоначальной регистрации контракта по результатам «обычной» закупки (то есть без установления запретов, ограничений, условий допуска иностранной продукции) заказчик вправе не включать информацию о стране происхождения товара в Реестр контрактов (см. подпункт «е» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084).
  2. При регистрации сведений об исполнении контракта, заключённого по результатам «обычной» закупки (то есть без установления запретов, ограничений, условий допуска иностранной продукции), в Реестре контрактов заказчиком указывается наименование страны происхождения товара илиинформация о производителе товара в отношении исполненного контракта (см. подпункт к) пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084)

 

Проблемы включения информации о наименовании страны происхождения товара в Реестр контрактов

 

По мнению автора, из-за изменений, внесённых федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, возникли следующие противоречия (несоответствия) между текстом новой редакции указанного закона, и Правилами ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084:

 

1-е противоречие:

 

Согласно требованиям части 2 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе наименование страны происхождения товара указывается в любом контракте, заключаемом с победителем конкурентной процедуры закупки.

 

Однако, согласно Правилам ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084, в Реестр контрактов  при первоначальной регистрации контракта и при его исполнении обязательно включение информации о стране происхождения товара только в случае, если при проведении закупки применялись изъятия из национального режима закупок (запреты, ограничения, условия допуска иностранной продукции в рамках 44-ФЗ).

 

В связи с этим с точки зрения логики и здравого смысла возникает вопрос об адекватности разработчиков данных поправок:

 

- зачем заставлять участников контрактной системы делать то, что никому (в том числе и самому государству) не нужно, а именно: с какой целью требуется указание наименования страны происхождения товара при проведении «обычных» закупок (то есть без установления запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции)?

 

Здесь может быть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

 

Либо ответственные исполнители «регулятора» - Минфина России сами не понимают, что пишут в разрабатываемых ими нормативных правовых актах?

 

Либо разработчиками поправок являются ответственные сотрудники Федерального казначейства, которым необходимо «освоить» несколько сотен миллионов рублей бюджетных средств на «совершенствование» функционала Реестра контрактов?

 

Либо данные поправки разработаны сотрудниками контрольных органов (например, Федерального казначейства или ФАС России), которым необходимо искусственно увеличить статистику данных контрольных органов по выявлению административных правонарушений со стороны заказчиков при ведении Реестра контрактов?

 

Точный ответ на этот вопрос автору неизвестен. В связи с этим выбор правильного варианта ответа оставляем на усмотрение читателей.

 

2-е противоречие:

 

Новая редакция Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает указание наименования страны происхождения товара в заключаемом контракте не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках выполнения (оказания) которых осуществляется поставка товара.

 

Однако, в Правилах ведения реестра контракта, утв. Постановлением № 1084, ничего о таких случаях не сказано.

 

Поэтому, по мнению автора, вопреки «хотелкам» некоторых сотрудников контрольных органов и «регулятора» (см. объявление от службы поддержки ЕИС от 31.12.2019 г. по адресу: //zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=29820 ) заказчики не обязаны указывать наименование страны происхождения товара в отношении товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Для реализации подобных «хотелок» с правовой точки зрения необходимо провести очередную корректировку действующей редакции Правил ведения реестра контрактов, утв.  Постановлением № 1084.

Вышеуказанные изменения в Правила ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084, в части указания в Реестре контрактов наименования страны происхождения товара действуют с 01.01.2020 г.

 

5-е изменение: с 01 января 2020 года при ведении Реестра контрактов Федеральное казначейство осуществляет дополнительную проверку информации и документов, представляемых заказчиками при исполнении, изменении и расторжении контрактов

 

Суть изменений:

С 01.01.2020 года Федеральное казначейство осуществляет при ведении Реестра контрактов следующие дополнительные проверки:

 

1) проверку соответствия информации об исполнении контракта (его этапа), расторжении контракта его условиям (изменениям, внесенным в контракт) (см. подпункт г) пункта 13 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084);

 

2) проверку непротиворечивости информации и документов об исполнении контракта (его этапа), о расторжении контракта друг другу, условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства (см. подпункт д) пункта 13 Правил ведения реестра контрактов, утв. Постановлением № 1084).

 

Такие проверки проводятся при получении информации и документов от субъектов контроля, осуществляемого Федеральным казначейством  и указанных в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 г. № 1367.

 

Аналогичные проверки в отношении субъектов контроля, осуществляемого финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований (далее - финансовые органы), органами управления государственными внебюджетными фондами, будут осуществляться с 01.01.2021 г. (см. пункта 2 постановления Правительства РФ от 05.11.2019 №1400 (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №1084").

 

6-е изменение: с 28 декабря 2019 года санируемым банкам законодательно разрешили выдать банковские гарантии в целях обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов в случае принятия решения Банка России о гарантировании непрерывности их деятельности

 

Суть изменений:

Статьёй 10 федерального закона от 27.12.2019 № 469-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 45 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена дополнить частями 1.3 - 1.6.

Согласно указанным изменениям предусмотрено, что в течение срока реализации утвержденного Советом директоров плана участия Центрального банка РФ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включённого в перечень банков, уполномоченных выдавать банковские гарантии для целей 44-ФЗ, на дату утверждения указанного плана, банковскими гарантиями такого банка могут быть обеспечены заявки и исполнение контрактов вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным законодательством  требованиям. Условием действительности в рамках 44-ФЗ банковских гарантий санируемого банка является принятие решения Советом директоров Центральным банком РФ решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

 

В течение срока реализации плана участия Центрального Банка РФ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка такой санируемый банк не исключается из перечня уполномоченных банков Минфином России, а в случае, если санируемый банк был на дату утверждения такого плана Центрального банка РФ исключён из перечня уполномоченный банков, то он подлежит восстановлению в перечне в течение 5-ти рабочих дней со дня получения информации от Центрального банка РФ о проведении мероприятий его по санации.

 

Это позволяет санируемому банку, вне зависимости от его соответствия (несоответствия) установленным законодательством требованиям, осуществлять банковские операции по выдаче банковских гарантий в рамках 44-ФЗ  для  поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

7-е изменение: с 30 декабря 2019 года внесены изменения в правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в части наделения госкорпорации «Роскосмос» полномочиями на разработку типовых контрактов и типовых условий контрактов

 

Суть изменений:

Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 г. № 606, части наделения госкорпорации «Роскосмос» полномочием на разработку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

 

Данное изменение вступило в силу с 30.12.2019 года и направлено на приведение указанных Правил разработки типовых контрактов в соответствие с положениями части 11 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

 

8-е изменение: с 06 января 2020 года для заказчиков обязательно применение типовых условий контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения

 

Приказом Минсельхоза России от 26 августа 2019 г. № 501 утверждены типовые условия контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения, а также информационная карта указанных типовых условий, в которой указаны наименования товаров, коды ОКПД2, ОКВЭД2 и КТРУ, при которых они подлежат применению.

 

Данные типовые условия контрактов определяют обязанности поставщика и условия контракта, которые должны быть включены заказчиком в контракт на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения.

 

Приказ Минсельхоза России от 26 августа 2019 г. № 501 вступил в силу с 06 декабря 2019 года. При этом типовые условия контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения были размещены в ЕИС 06.12.2019г. и стали обязательными с 06.01.2020 г., т.е. через 30 календарных дней после размещения в ЕИС.

 

9-е изменение: с 28 января 2020 года для заказчиков станет обязательным для применения типовой контракт на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления

 

Приказом Минтруда России от 11 марта 2019 г. № 144н утвержден типовой контракт на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также информационного карта данного типового контракта.

 

В информационной карте перечислены наименование товаров, коды предмета контракта по ОКПД2 и ОКВЭД2, а также по КТРУ, при осуществлении закупок которых должен применяться типовой контракт.

 

Приказ Минтруда России от 11 марта 2019 г. № 144н вступил в силу с 19 октября 2019 г. Типовой контракт, утверждённый этим приказом, был опубликован в ЕИС 28.12.2019 г. и станет обязательным через 30 календарных дней после размещения в ЕИС, то есть с 28.01.2020 г.

 

10-е изменение: в декабре 2019 года в ЕИС запущен функционал электронного актирования для приёмки товаров, работ, услуг

 

Информация об этом содержится в совместном письме Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы России от 18.12.2019 № 14-00-06/27476, №АС-4-15/26126@.

 

Для осуществления электронного документооборота в ЕИС при формировании и подписании документа о приемке товаров (работ, услуг) в процессе исполнения контракта Федеральное казначейство рекомендует заказчикам предусматривать в проекте контракта следующие условия:

 

-  возможность оформления и обмена документами о приемке товаров (работ, услуг) в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС;

 

- представление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров (передачу результатов выполненных работ, оказанных услуг), универсального передаточного документа (счета-фактуры), в том числе корректировочных документов к ним.

 

Правовым основанием для оформления электронных документов о приёмке является часть 5 статьи 9 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

 

Обучающие материалы для работы с документами о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме размещены в ЕИС по адресу: //zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html?searchString§ionId=1410&fbclid=IwAR2kcQvkey4qpNIZ9BrpkhlDn5Gr-YV48-RT0lUHE5ZCfxOta9GWVL8gsd8

 

Обращаем внимание читателей, что оформление документов о приёмке товаров, работ, услуг в электронной форме в настоящее время является правом, а не обязанностью заказчика.

 

То есть в начале 2020 года участие в этом эксперименте для заказчиков является добровольным (не обязательно).

Информационный портал www.zakupki-portal.ru

Комментарии закрыты