Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. № 44-ФЗ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

В письме Минэкономразвития содержатся ответы на наиболее животрепещущие вопросы, полученные министерством от заинтересованных лиц, как Заказчиков, так и участников закупки. Департаментом развития изложена официальная позиция этого органа. В частности рассмотрены вопросы лицензирования, видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 сентября 2016 г. № Д28и-2635 “О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ”

21 октября 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

Таким образом, в случае, если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, то заказчик обязан установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке копию лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

При этом, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (часть 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одновременно отмечаем, что, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Таким образом, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков), у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.

В случае отсутствия допуска к работам по генподряду, у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России.

В случае если проектом контракта предусмотрены работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то обязательно наличие лицензии ФСБ России.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии со статьей 64 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить в документации о закупке в том числе требование к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

Учитывая изложенное, участник электронного аукциона должен подготовить первую часть заявки в соответствии с требованиями, указанными в частях 3-6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, и инструкцией по ее заполнению.

Таким образом, в первой части заявки должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке. То есть, в случае если документация о закупке содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей, устанавливающих требования к закупаемым товарам (работам, услугам), то в первой части заявки участник закупки может указать либо конкретный показатель в пределах установленного диапазона либо указать диапазон параметра в случае, если конкретный показатель указать невозможно.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона № 44-ФЗ проектно-сметный метод применяется в определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, проектно-сметный метод может применяться для определения начальной (максимальной) цены контракта исключительно при наличии проектной документации.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации, может привести к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Учитывая изложенное, требования к строительным работам определяются в проектной документации, которую подрядчик обязан соблюдать, соответственно такая документация должна быть включена в документацию о закупке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе о кратком изложении условий контракта, содержащая наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Объединение в один лот выполнение работ, оказание услуг по адресам (объектам) заказчика, расположенных в пределах границ, указанных в обращении, Законом № 44-ФЗ не запрещено.

Вместе с тем указание в документации о закупке нескольких адресов в одном лоте на выполнение работ, оказание услуг может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установления конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.

Законом № 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 положения «О Федеральной антимонопольной службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, по вопросам, связанным с нарушением законодательства о контрактной системе и применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует обращаться в ФАС России.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента

развития контрактной системы            М.В. Чемерисов

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы применения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Так, если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию, то к участнику закупки устанавливается требование о представлении в своей заявке копии лицензии на соответствующую деятельность.

При этом, если подрядчик привлекает к исполнению обязательств субподрядчиков, у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду. При отсутствии такого допуска у него должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России. Если работы связаны с гостайной, необходима лицензия ФСБ России.

Также разъяснено, что в первой части заявки на участие в аукционе должны быть указаны показатели, по которым определяется, соответствует ли товар, работа, услуга требованиям, установленным заказчиком в документации о закупке. Таким образом, если документация о закупке содержит максимальные и/или минимальные показатели, устанавливающие требования к закупаемым товарам (работам, услугам), то в первой части заявки участник закупки может указать либо конкретный показатель в пределах установленного диапазона либо указать диапазон параметра, если конкретный показатель указать невозможно.

Кроме того, разъяснен вопрос о применении проектно-сметного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта. Он может применяться исключительно при наличии проектной документации.

Также приводятся ответы на вопросы о требованиях к содержанию извещения о закупке и техзаданию.

Напоминается, что по вопросам, связанным с нарушением законодательства о контрактной системе и применения положений КоАП РФ, надо обращаться в ФАС России.

Добавить комментарий