Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ОТКЛОНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАЯВОК

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Отклонение тендерных заявок из-за несоответствия цен за единицу продукции в предложении участника начальным максимальным ценам за единицу продукции в тендерной документации заказчика ( 223 ФЗ )

 

Стоит только измениться законодательству, неважно, в лучшую или худшую сторону, как начинаются массовые отклонения заявок по новым, невиданным доселе основаниям. Поскольку указание цен за единицу продукции заказчиком в тендерной документации законом 44-ФЗ в действующей редакции пока не предусмотрено, а начнет применяться только с 1-го июля сего года, остановимся именно на требованиях по указанию цен за единицу продукции в конкурентных закупках (запросах котировок), проводимых в соответствии с 223-ФЗ.

Цена единицы продукции ( 223 ФЗ )

Эти требования уже действуют. Итак, подпункт 5 части 5 статьи 4 обязывает заказчика (не участника) требует вносить в документацию сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора. С критерием наиболее выгодной (наименьшей в случае запроса котировок) предлагаемой цены договора всё ясно. Заказчик ведь должен соблюдать подпункт 3 пункта 1 статьи 3 статьи 223-ФЗ, согласно которому при закупках необходимо целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Да и здравый смысл подсказывает заказчику заключать договор с участником, предложившим наименьшую цену договора при соблюдении всех прочих требований тендерной документации. А вот с критерием цены за единицу продукции всё совсем не так просто. Рассмотрим три возможных варианта запросов котировок на поставку товаров. Поясним сказанное выше на примерах.

Пример закупки дорогостоящей продукции ( одна единица продукции 223 ФЗ )

 Заказчик закупает одну дорогостоящую единицу продукции, например, один генератор (НМЦД составляет 120 000 рублей). Ясно, что в данном случае цена за единицу продукции совпадает с ценой договора, предлагаемой участником. Ошибочного отклонения заявки по вышеуказанному критерию здесь в принципе быть не может. Ведь цена договора, предлагаемая заказчиком, не может быть большей начальной максимальной цены договора, предлагаемой участником. А поскольку цена генератора в нашем примере равна цене договора, то какой бы критерий заказчик не выбрал при сопоставлении, всё равно, ошибочное отклонение заявки по двойному критерию исключено.

Пример закупки нескольких однородных единиц товара ( 223 ФЗ )

Заказчик закупает несколько однородных единиц продукции, например, 100 вольтметров. Стоимость каждого – 3000 руб. В данном случае победитель тоже определяется однозначно. В данном случае НМЦД составляет 300 000 рублей. Ни один из участников превысить НМЦД не может. Соответственно цена одного вольтметра не может превысить 3000 руб. ошибочное отклонение заявки по двойному критерию также исключено.

Пример закупки нескольких разнородных единиц товара ( 223 ФЗ )

Заказчик закупает несколько разнородных единиц продукции, например, 20 вентиляторов (начальная максимальная цена за единицу продукции: 2000 рублей), и 10 холодильников (начальная максимальная цена за единицу продукции: 20000 рублей), НМЦД составляет 240000 рублей.

- Участник «А» предложил 20 вентиляторов по цене 1900 рублей, каждый, и 10 холодильников по цене 19000 рублей, каждый. Цена договора, соответственно, составляет 228 000 рублей.

- Участник «Б» предложил 20 вентиляторов по цене 2000 рублей, каждый, и 10 холодильников по цене 200000 рублей, каждый. Цена договора, соответственно, составляет 240 000 рублей (Цена предложения в данном случае равна НМЦД).

- Участник «В» предложил 20 вентиляторов по цене 2100 рублей, каждый, и 10 холодильников по цене 18000 рублей, каждый. Цена договора, соответственно, составляет 222 000 рублей.

Варианты развития ситуации ( 223 ФЗ )

Напрашивается вывод, что заказчик должен присудить победу заказчику «В», так как у него наиболее выгодная цена договора – на 18 000 руб меньше НМЦД. Тем более, что заказчик может по своему усмотрению выбрать критерий: цена договора или цена за единицу продукции. Может, но вовсе не факт, что он так и поступит. Участник «В» и может стать жертвой критерия «цена за каждую единицу продукции в предложении участника должна быть не больше начальной максимальной цены каждой единицы продукции, указанной в закупочной документации». Если заказчик недостаточно компетентен, либо стремится заключить договор со «своим» участником он может поступить вопреки логике и присудить победу участнику «Б». Как же так? Ведь у него цена договора выше, чем у участника «В». А очень просто. Участника «В» заказчик может отклонить из-за того, что у него цена за вентилятор выше на сто рублей, чем начальная максимальная цена за единицу продукции, прописанная в документации. Бред, да и только. Зачем же закон 223-ФЗ в новой редакции предусмотрел такой бессмысленный критерий? Проблема не в самом законе, а неправильной его трактовке. Дело в том, что Все закупки на территории РФ проводятся в соответствии с Постановлением Правительства № 925. Так вот именно для целей установления приоритета российских товаров в пункте 5(д) этого ПП дается понятие цены за единицу продукции. Для вычисления цены за единицу продукции необходимо разделить цену договора, предлагаемую участником на НМЦД и полученный коэффициент изменения цены (он всегда будет меньше или равен единице) умножить на цену каждую единицу продукции, прописанную в документации заказчика. Подчеркнем – в документации заказчика, а не в предложении участника. Получившиеся в результате расчета цены вносятся в договор на поставку.

Противоречивость критерия сравнения цен за каждую единицу товара ( 223 ФЗ )

Из сказанного выше следует, что критерий сопоставления заявок посредством сравнения цен за каждую единицу продукции, предложенных участниками с ценами котировочной документации, используемый некоторыми нерадивыми или нечестными заказчиками для сопоставления заявок является фиктивным по одной простой причине. При заключении контракта в него вносятся только цены за каждую единицу продукции, полученные заказчиком, посредством расчета по методике, соответствующей п 5(д) ПП 925, а не цены за единицу продукции, предложенные участником, которые вообще нигде не используются. Получается, что на этапе сопоставления заявок заказчик не может использовать цены за каждую единицу продукции из заявки участника, так как он должен их рассчитать на базе своих максимальных начальных цен за единицу продукции. И они у всех участников будут меньше или равны максимальных начальных закупочных цен за каждую единицу продукции в документации заказчика. Такой критерий не выдерживает никакой критики. Законодательство РФ вообще-то требует, чтобы цены за единицу продукции указывал именно заказчик, а не участник. Также оно не предусматривает отклонения заявок, если этот невостребованный показатель превысит начальную максимальную цену за единицу продукции, указанную в документации заказчика. Кроме того, понятие цены за каждую единицу продукции имеется в пункте 5(д) действующего ПП 925, имеющим большую юридическую силу над локальными актами заказчиков, а именно, Положением о закупке и тендерной документации, а потому им не дано подменять понятия и путать участников. К сожалению, иногда даже ФАС при обжаловании необоснованных отклонений относится к жалобам формально и этой подмены понятий не замечает. Что ж можно посоветовать участникам в таких случаях обращаться в арбитражный суд. А чтобы не тратить время на беготню по ФАСам и арбитражным судам, проще подгонять цены за каждую единицу продукции, перераспределяя их в пределах цены договора, чтобы только заказчик утешился и не мог из-за липового критерия, описанного выше, отклонять заявки с наименьшей ценой договора.

 

Статья об случаях отклонения тендерных заявок из-за несоответствия цен за единицу продукции в предложении участника начальным максимальным ценам за единицу продукции в тендерной документации заказчика

Комментарии закрыты