Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ЗАПРОС КОТИРОВОК ПО 44 ФЗ

 

ЗАПРОС КОТИРОВОК В СООТВЕТСТВИИ С 44-ФЗ: 2019 ГОД.

Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)

В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2019 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
  2. Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.

Пример неуказания адреса местонахождения

В котировочной заявке на поставку елочных игрушек участник (ООО) не указал адрес своего местонахождения. Заявка была отклонена заказчиком. Попытка обжалования в ФАС ни к чему не привела, поскольку там согласились с доводами заказчика – адрес местонахождения юридического лица обязательно должен указываться в котировочной заявке.

Пример неуказания корсчета

В котировочной заявке на поставку фанеры участник не указал корреспондентский счет, за что заявка была отклонена. Обжаловать отклонение в ФАСе участнику не удалось, поскольку ФАС приняла сторону заказчика, сославшись на пункт 15 Приложения 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», указан корреспондентский счет как один из обязательных банковских реквизитов.

  1. Если участник по ошибке укажет в предложении цену выше НМЦК запроса котировок (хоть на одну копейку) его заявка будет неизбежно отклонена заказчиком. В таком случае участнику не стоит даже пытаться обжаловать ее в ФАС. Также необходимо расписывать цены по позициям, если позиций закупки несколько. Сумма цен по позициям при проверке должна получиться равной цене котировочного предложения.

Пример ошибки начальной максимальной цены договора

В котировочной заявке на поставку мягкой обуви участник, торопясь подать заявку до истечения срока подачи, в спешке округлил НМЦД в большую сторону. В извещении заказчик указал НМЦД запроса котировок 199249,9 рублей. Участник указал в предложении: 199250 руб. Заявка была отклонена. Обжалование отклонения не производилось ввиду бесперспективности.

  1. Отклонение котировочных заявок заказчиками довольно часто имеет место, если участник не представил выписку из ЕГРЮЛ, либо представил устаревшую выписку из ЕГРЮЛ, либо представил выписку из ЕГРЮЛ, не подписанную ЭЦП, однако оно является неправомерным. Ведь согласно п. 11 ст. 78 44-ФЗ, выписку из ЕГРЮЛ нужно представлять лишь победителю запроса котировок, чтобы он мог заключить с заказчиком контракт и не был признан уклонившимся от его заключения. Тем не менее, сам автор всегда прилагает к котировочным заявкам электронную версию выписки из ЕГРЮЛ с ЭЦП, чтобы избежать возможных походов в ФАС. Всегда идет он навстречу и незаконным требованиям многих заказчиков к предоставлению свежей выписки из ЕГРЮЛ (в пределах месячной давности), поступая по пословице «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
  2. Неуказание в заявке ИНН учредителя, единоличного исполнительного органа или ИП является весьма серьезным нарушением, обоснованно карающимся заказчиком отклонением заявки. Вышеупомянутые индивидуальные номера налогоплательщиков должны быть указаны именно в самой заявке. Если же участник их там не укажет, но при этом приложит к заявке выписку из ЕГРЮЛ, и заказчик допустит такую заявку, то возможны непредсказуемые последствия в случае проверки котировочной документации судебными инстанциями уже после заключения контракта.

Пример неуказания ИНН 

В заявке на запрос котировок на поставку мебели участник (ООО) не указал ИНН единоличного исполнительного органа. Заказчик не придал этому значения и допустил заявку, поскольку ИНН генерального директора был указан в приложенной выписке из ЕГРЮЛ. Впоследствии при проверке документации прокуратор прокурор обвинил председателя котировочной комиссии в административном преступлении – необоснованном допуске заявки, мотивируя это тем, что, во-первых, согласно закону, ИНН должен быть указан именно в заявке, во-вторых выписка из ЕГРЮЛ заявку не заменяет, а является лишь приложением к ней, а в-третьих отсутствует сквозная нумерация документов заявки, что не позволяет считать выписку даже приложением. Тяжба продолжается и по сей день.

  1. В случае непредоставления участником выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (реестра субъектов МСП) вместе с заявкой на запрос котировок для субъектов малого предпринимательства отклонение котировочной заявки неизбежно. Если участник еще не внесен в данный реестр, он может представить декларацию об отнесении организации к субъектам малого и среднего предпринимательства, которая имеет такую же юридическую силу, что и выписка из вышеуказанного реестра. Сказанное выше в равной степени касается как юридических лиц, так и Индивидуальных Предпринимателей.

Пример не предоставления декларации СМП

В составе котировочной заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку гвоздей участник (ИП) не представил ни декларации об отнесении его организации к субъектам малого предпринимательства, ни выписки из реестра МСП. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе участник успеха не добился – комиссия ФАС подтвердила необходимость предоставления такой декларации, в которой ИП должен был подтвердить выполнение условий его отнесения к субъектам СМП, согласно статье 4 закона от 27.07.2007 г. № 209 ФЗ г.

  1. Анализируя котировочное извещение участнику всегда следует обращать внимание на наличие запретов на поставку товаров из иностранных государств, а также приоритета на поставку товаров российского происхождения. В случае установления таких запретов участнику может потребоваться предоставление дополнительных документов, например, декларации о российском происхождении товаров, сертификатов соответствия и т.д. В противном случае заявка будет отклонена. Но это ещё полбеды. В определенной ситуации опасней выглядит неуказание страны происхождения товара при подаче заявки с установленным приоритетом российских товаров над зарубежными. Заявка не будет отклонена, но комиссия заказчика будет считать, что участник предлагает зарубежные товары со всеми вытекающими отсюда последствиями: при заключении контракта в случае победы победитель потеряет 15% от НМЦК и может «уйти в ноль», а то и «в минус».

Пример с непредоставлением декларации Страны происхождения товара.

 При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку текстильной продукции в извещении к которой было установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 11.08.2014 г. № 791 участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация, но подтверждающих это документов к заявке не приложил. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе жалоба была признана необоснованной. Комиссия ФАС отметила, что подтверждением происхождения товара из стран Евразийского Союза является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. А участник не предоставил ни декларации, ни сертификата.

Отклонений за непредоставление сведений о соответствии участника (единым) требованиям п. 1 статьи 31 44-ФЗ в настоящее время почти не наблюдается, поскольку всех федеральных ЭТП декларация соответствия этим требованиям генерируется автоматически в процессе подачи заявки. Тем не менее участнику и здесь надо быть внимательным, поскольку, во-первых, закон 44-ФЗ непрерывно меняется, а конкретная ЭТП может не успеть изменить шаблон декларации к моменту вступления изменений в законе 44-ФЗ в силу, а, во-вторых, в котировочной документации может быть указано в виде отдельного требования соответствие п. 1.1 статьи 31, а в шаблоне, генерируемом интерфейсом ЭТП, он может отсутствовать. Автор всегда проверяет состав шаблона перед отправкой заявки и обнаружив отсутствие требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) добавляет соответствующую декларацию в виде отдельного файла.

Пример установления неполной декларации соответствия

При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку лимонной кислоты участник не обратил внимания, что в шаблоне декларации соответствия единым требованиям отсутствуют раздел, посвященный соответствию п 1.1 статьи 31 закона 44-ФЗ. В результате заказчик не получил информации о соответствии участника требования об отсутствии в РНП. Поскольку участник также не приложил ее в виде отдельного файла, заявка была отклонена. Обжалование отклонения не осуществлялось ввиду бесперспективности. 

ЧТО ДОЛЖЕН УКАЗАТЬ ЗАКАЗЧИК В ДОКУМЕНТАЦИИ НА ЗАПРОС КОТИРОВОК

В 2019 г. заказчики имеют возможность провести запрос котировок на электронных площадках, в электронной форме в соответствии с новациями в 44 ФЗ.

Участник закупки помимо прочей информации обязан указать:

- Почтовый адрес. Ранее это касалось только юридических лиц.

- Необходимо будет указать цену каждого товара, имеющегося в техническом задании, ранее можно было указать только общую сумму контракта.

- Неприложение документов, на соответствие требований статьи 44 ФЗ о нацрежиме, грозит признанием товаров иностранными.

- Необходимо приложение декларацию, с подтверждением соответствия участника закупки требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 44 ФЗ.

В протокол, составляемый в результате рассмотрения заявок участников закупки теперь необходимо вносить информацию о наименовании и характеристиках предложенных участниками товаров. В параграфе 3.1 44 ФЗ описывается порядок проведения запроса котировок по новым правилам. Процесс проведения по новым правилам прописан в параграфе 3.1 очень подробно.

Среди специалистов запрос котировок считается быстрой и простой закупочной процедурой. Запрос котировок считается неконкурентной процедурой, проходящей без организации торгов. Закон позволяет закупать услуги, работы, товары, с помощью запроса котировок при НМЦК контракта менее пятисот тысяч рублей. В параграфе 3 44 ФЗ описан порядок проведения запроса котировок.

ОТЛИЧИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК ОТ ДРУГИХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В соответствии с порядком, установленным 72 статьей 44 ФЗ, объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать десять процентов от совокупного объёма закупок за год. Сумма всех контрактов, заключенных с помощью запроса котировок не может превышать сто миллионов рублей.

Особенности процедуры запроса котировок:

Основной критерия определения победителя – предложенная цена контракта. Эта цена указывается участником закупки в заявке и не подлежит изменению, то есть торги не проводятся.

С участников закупки запрещено взимать плату за участие в закупке.

Решение об отмене процедуры или внесение корректировок в извещение заказчик имеет право не позднее, чем за 2-а дня до окончания срока подачи заявок.

Предложения от участников закупки должны приниматься до момента вскрытия конвертов.  (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

Часть 2-я статьи 78 44 ФЗ запрещает заказчику препятствовать присутствию на процедуре вскрытия конвертов, участников закупки, а при вскрытии конвертов заказчик обязан вести аудио и видеосъёмку в соответствии с частью 5 той же статьи.  (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

КОТИРОВОЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для проведения запроса котировок заказчик обязан подготовить и разместить следующую документацию:

-Извещение о проведении запроса котировок.

-Описание закупаемого товара, работы, услуги.

- Обоснование начальной максимальной цены контракта.

-Форма котировочной заявки.

-Проект контракта.

Извещение о проведении запроса котировок составляется в соответствии с требованиями 73 статьи 44 ФЗ.

В извещении должна присутствовать следующая информация:

- Информация о заказчике.

-Информация о контрактной службе.

-Информация о контрактном управляющем.

- Идентификационный код закупки.

-Требования к участнику закупочной процедуры.

-Список документов, которые участник закупки должен предоставить в составе заявки

-Информацию о оплате обеспечения контракта, в случае наличия требования о обеспечении контракта в документации заказчика.

-Сведения о времени и месте вскрытия конвертов с заявками (Актуально до конца 2018 г.)

-Информация о возможности одностороннего расторжения контракта.

-Информация о преимуществах поставщиков, определяемых статьями 28-30 44 ФЗ, или их отсутствии.

-Информация о способе подачи предложений.

В электронном виде только через ЕИС, через электронную почту подача заявки запрещена. До конца 2018 года, в бумажном конверте.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ СРОКИ

Процесс определения поставщика с помощью запроса котировок делится на несколько, законодательно регламентированных процедур

Сроки размещения извещения в ЕИС

-При НМЦК менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, извещение размещается не менее, чем за четыре дня до момента завершения срока подачи заявок.

-При НМЦК превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, извещение размещается на менее, чем за семь рабочих дней до момента завершения срока подачи заявок.

Часть 1-я статьи 74 44-ФЗ

- Внесение изменений в документации о запросе котировок или решение о отмене процедуры запроса котировок разрешается не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ

-Опубликовать новую версию документации можно, в течении 1-го рабочего дня с момента принятия решения о внесении изменений.

Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ

После внесения изменений в документацию, срок окончания подачи предложении должен быть продлён на четыре или семь дней в зависимости от НМЦК закупки.

Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ

ПРОЦЕДУРА ВСКРЫТИЯ КОНВЕРТОВ

Комиссия по проведению закупки вскрывает конверты с предложениями участников закупки или открывает доступ к электронным заявкам на участие в запросе котировок, в том месте и в то время, которые были установлены заказчиком в извещении.

Все поступившие конверты и открытие доступа ко всем поданным в электронной форме заявкам, производится в один день. Оценка заявок производится в этот же день.

При вскрытии конвертов и открытии доступа к заявкам, поданным в электронной форме объявляются сведения о месте, дате, времени открытия доступа к электронным заявкам и вскрытии бумажных конвертов, название юридических лиц участников запроса котировок, фамилии имена отчества, для физических лиц, почтовых адресах всех участников запроса котировок и предложение о цене контракта указанное в каждой заявке.

Организатор процедуры запроса котировок должен предоставить возможность присутствия при вскрытии конвертов и открытии доступа к электронным заявкам всем участникам закупки.

Перед процедурой вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам организатор процедуры обязательно объявляет присутствующим о возможности подачи заявок до момента вскрытия и открытия доступа к электронным заявкам.

При выявлении факта подачи участником закупки, нескольких заявок, при условии, что поданные ранее предложения не отозваны, заявки участника не рассматриваются.

Не только организатор, но и любой участник закупки имеет право вести аудио и видео съёмку, процесса вскрытия или открытия доступа к электронным заявкам, причем для заказчика это прямая обязанность.

Победителем закупки комиссия признаёт участника закупки, подавшего заявку, соответствующую всем требованиям извещения, технического задания и в которой указана наиболее низкая цена услуги, работы или товара.

Если поступили несколько заявок с одинаковой наиболее низкой ценой, победителем считается участник, заявка которого поступила, ранее других заявок, в которых имеется та-же цена.

Комиссия заказчика отклоняет заявки в случае их несоответствия требованиям извещения о запросе котировок либо в случае превышения цены заявки, той цены которая установлена в извещении о запросе котировок либо в случае отсутствия в составе заявки сведений, предусмотренных 3-ей частью статьи 74 44-ФЗ. Отклонение заявок по другим основаниям противозаконно.

ПРОТОКОЛ

По результату рассмотрения и оценки заявок составляется протокол с информацией о заказчике, основных условиях контракта. В протоколе указывается информация о всех участниках, которые подали заявки, информация о отклонённых заявках, с указанием причин отклонения, со ссылками на положения 44-ФЗ, или другие федеральные законы и иные нормативно правовые акты, послужившие причиной отклонения заявок.

Информация о предложении с наиболее низкой ценой услуги, работы или товара и указание победителя закупочной процедуры.

Информация о участнике запроса котировок, который предложил цену контракта, равную цене победителя запроса котировок или о участнике предложение которого содержит лучшие после предложенным условиях по цене контракта.

Протокол должен быть подписан всеми присутствующими членами закупочной комиссии, присутствующими на заседании, и размещен в единой информационной системе в день его подписания.

Протокол должен быть составлен в 2-х экземплярах, первый остаётся у заказчика, а второй в течении 2-х рабочих дней, с даты подписания передаётся победитель с проектом контракта, в который включаются сведения о исполнении контракта, предусмотренные извещением и цены контракта, предложенной победителем.

При отклонении всех заявок котировочной комиссией или допуске только одной заявки запрос котировок признаётся несостоявшимся.

Участник процедуры закупки, подавший заявку, после протокола рассмотрения и оценки предложений имеет право направить заказчику запрос на разъяснение результатов рассмотрения и оценки заявок. Запрос можно направить в бумажном виде или в виде электронного документа.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

Заказчик обязан в течении двух рабочих дней предоставить разъяснения обратившемуся участнику в письменной или электронной форме.

УКЛОНЕНИЕ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА

Если победитель не представил в срок, указанный в извещении, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения извещения о закупке, или нотариально заверенную копию выписки, (для юридических лиц) и подписанный контракт, он признаётся уклонившимся от заключения контракта.

В ситуации признания победителя уклонистом, заказчик может обратиться в арбитражный суд с иском к победителю и возместить свои убытки, полученные в результате уклонения победителем от заключения контракта.

В ситуации уклонения победителя от заключения контракта заказчик может заключить контракт, с участником, занявшим второе место по наименьшей цене, в случае если такая цена не выше начальной (максимальной) цены контракта.

Заключение контракта участником, занявшим в запросе котировок второе место, также является обязательно, как и для победителя.

В ситуации уклонения участника, занявшего второе место, заказчик также может обратиться в суд и взыскать причинённый ущерб.

В случае уклонения двух первых участников, заказчик может повторно провести процедуру запроса котировок.

Контракт с победителем по закупке путём запроса котировок, заключается не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок в единой информационной системе.

Контракт должен быть заключен на условиях, установленных в извещении о проведении закупки и по цене, которую предложил победитель в своей заявке, или по цене заявки участника с которым заключается контракт, в случае отказа победителя от заключения контракта.

В случае возникновения обстоятельств, объективно препятствующих заключению контракта, сторона их обнаружившая, должна уведомить другую сторону о наличии таких обстоятельств в течении одного дня.

При этом течение сроков, установленных 78 статьёй 44 ФЗ приостанавливается на срок действия этих обстоятельств, но не более тридцати дней. При отмене или изменении вышеуказанных обстоятельств, сторона соответствующая сторона должна известить другую сторону, об этом не позднее одного дня с момента изменения обстоятельств.

 

 

Комментарии закрыты