Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96
Вопрос: Как рассчитать НМЦК при текущем ремонте. Мы получили смету и заключение экспертизы на выполнение работ по текущему/косметическому ремонту в III квартале 2020 года, в ценах на III квартал 2020 года. Имеем ли мы право разместить закупку по той же цене в I квартале 2021 года?
Да, заказчик вправе применить при расчете НМЦК проектно-сметный метод и разместить закупку на текущий ремонт по ценам III квартала 2020 года, потому что период определения НМЦК работ и используемых товаров до закупки не превышает 6 месяцев.
Позиция сформирована исходя из анализа части 9.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, пунктов 1.9, 3.14 Методических рекомендаций по определению НМЦК из приказа Минэкономразвития № 567, письма Минфина от 30.06.2020 № 24-01-06/56310.
В данном случае приказ Минстроя № 841/пр не регулирует расчет НМЦК на текущий ремонт.
ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НМЦК ПО 44-ФЗ
Об ОСНОВНЫХ СПОСОБАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ НМЦК.
Согласно пункта 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в области Госзакупок, а также Методических рекомендаций по определению НМЦК, цены контракта, заключаемого с исполнителем, подрядчиком, поставщиком, утверждённым приказом №567 Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 года, необходимо применять следующие методы определения начальной максимальной цены контракта:
- Метод анализа рынка (сопоставимые рыночные цены), который основывается в определении НМЦК, с использованием данных о рыночных ценах на однородные или идентичные работы (услуги, товары). Для этого производится сбор ценовой информации, и последующий расчет НМЦК в соответствии с формулой, закреплённой в пункте 3.21 методических рекомендаций Минэкономразвития РФ. Этот способ является приоритетным, согласно пункта 3.2 Методических рекомендаций при определении НМЦК.
- Нормативный метод. Этот метод состоит из использования предельных цен.
- Тарифный метод. Этот метод применяется, в том случае, когда закупаемые работы (услуги, товары), регулируются государством.
- Проектно-сметный метод, состоит в применении при расчете НМЦК сметных норм. Этот метод мы будем рассматривать далее, более подробно.
- Затратный метод. Этот метод использует при расчете НМЦК, и представляет собой калькуляцию необходимых трат и заложения в расчет обычно получаемой прибыли.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК ПРОЕКТНО-СМЕТНЫМ МЕТОДОМ
Проектно-сметный метод расчета НМЦК используют наиболее часто применяют для расчета НМЦК при закупках в строительной сфере. Закон 44-ФЗ, предусматривает проектно-сметный метод определения НМЦК в частях 9 и 9.1 статьи 22. Не на все виды строительных материалов, работ, услуг разрешается рассчитывать НМЦК этим методом.
Контрактная служба, занимающаяся закупкой строительных работ, должна разбираться, в каких случаях необходимо применять проектно-сметный метод, а в каких необходимо выбрать другой способ определения НМЦК.
Проектно-сметный метод стоит использовать:
При строительстве зданий, сооружений, других объектов капстроительства.
При реконструкции и капитальном ремонте зданий, сооружений.
При выполнении работ по сохранению памятников истории, культуры, объектов культурного наследия.
При текущем ремонте помещений, зданий, сооружений.
На услуги по техническому надзору, авторскому надзору, научно-методическому руководству, проектно-сметный метод согласно 44-ФЗ не применяется.
Это положение установлено в ч. 9. Ст.22 Закона о контрактной системе.
Проектно-сметный метод применяется при определении НМЦК, при закупке работ по текущему ремонту строений, зданий, помещений и сооружений, в том числе дорог.
При этом рассчитывать НМЦК для самих проектно-сметных работ, инженерных изысканий с использованием этого метода нельзя, согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Рассчитывать начальную максимальную цену контракта следует в соответствии с VI разделом Методических рекомендация Минэкономразвития за № 567, от 02. 10. 2013 года.
Согласно этим рекомендациям, при использовании любого метода определения НМЦК, требуется обоснование.
При расчете НМЦК проектно-сметным методом, контрактная служба должна обратится к сметным нормативам, к смете, составленной с помощью норм с
Указанием названий использованных сметных нормативов, и методик, перечисленных в федеральном реестре, или методик и нормативных актов региональных органов исполнительной власти.
Сметная стоимость определяется в соответствии с методикой МДС 81-35.3004 года, которая утверждена постановлением Госстроя РФ, 05.03. 2004 года, за №15/1.
Можно пользоваться нормами строительных работ, реставрационных работ, и правилами региональных и федеральных государственных органов.
В случае оплаты строительства, технического перевооружения или реконструкции из федерального бюджета, следует провести Государственную экспертизу проектно-сметной документации и удостоверится в правильности определения стоимости.
При этом необходимо воспользоваться нормами пункта 6.2 МН постановления правительства РФ от 18.05. 2009 за № 427. «о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы российской федерации, средств юридических лиц, созданных российской федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
Согласно п. 6.1 МР при определении начальной максимальной цены контракта, основанием определения НМЦК, в строительстве является проектная документация, содержащая в своём составе сметную стоимость работ и цены материалов, используемых при выполнении этих работ.
В РФ, создан и ведется федеральный реестр сметных нормативов, который и используется для определения начальной максимальной цены контракта, при строительстве зданий, при капитальном и текущем ремонте.
Этот реестр состоит из следующих разделов:
Государственные сметные нормативы (сметные нормы), в составе которых находятся справочники базовых цен на виды строительных работ, отраслевые сметные нормы, в которые входят нормативы применяемые в отраслях экономики, территориальные сметные нормы, в состав которых в свою очередь входят территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы регионов Российской Федерации, прочие разъяснительные и информационные документы.
Так как основные базовые сметные нормы были составлены в разные годы, для их применения используются индексы изменения сметной стоимости, устанавливаемые Минстроем РФ.
Результат расчета НМЦК оформляется должным образом и отражается в план-графике закупок, извещении о проведении закупки, в составе аукционной или конкурсной документации.
В КАКОЙ ФОРМЕ СЛЕДУЕТ ОФОРМЛЯТЬ РАСЧЕТ НМЦК (НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА) ПО 44-ФЗ?
44-ФЗ, не регламентирует форму расчета НМЦК, но мы рекомендуем применять форму, рекомендованную Приложением к Методическим рекомендациям, во избежание споров с контролирующими органами.
ИНФОРМАЦИЯ, УКАЗЫВАЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОБОСНОВАНИЯ НМЦК.
- Указывается наименование объекта закупки и его общие характеристики.
- Указывается метод обоснования начальной максимальной цены контракта
- Указываются документы, а также их реквизиты, которые были использованы при расчете НМЦК.
- Непосредственный расчет начальной максимальной цены контракта.
- Дата составления обоснования НМЦК.
КТО ПРОИЗВОДИТ РАСЧЕТ НМЦК.
Расчет НМЦК производит контрактная служба заказчика.
СРОКИ ДЛЯ РАСЧЕТА НМЦК.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг такой срок не устанавливает.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 24-01-09/82766
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) МЕТОД СОПОСТАВИМЫХ РЫНОЧНЫХ ЦЕН (АНАЛИЗА РЫНКА);
2) НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД;
3) ТАРИФНЫЙ МЕТОД;
4) ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД;
5) ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается исключительно в случаях, предусмотренных частями 7 — 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
При этом Законом о контрактной системе не установлен запрет на использование такой информации, полученной от аффилированных лиц.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Рекомендации).
Согласно пунктам 3.7.1 и 3.7.3 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется в том числе осуществить следующие процедуры:
— направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети Интернет);
— осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к Рекомендациям.
Таким образом, для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, указанных в части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе.
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ Т.П.ДЕМИДОВА 12.12.2017
Комментарии закрыты