Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Особенности участия в заказных тендерах (44-ФЗ и 223-ФЗ)

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Особенности участия в заказных тендерах (44-ФЗ и 223-ФЗ)

заказной аукцион

Хотя понятие заказных тендеров и отсутствует в законодательстве РФ, тем не менее они известны всем-мало знакомым с контрактной системой участникам. И уж тем более известны заказчикам. Как же определить в ЕАИС какой из тендеров является заказным?

Отличий как правило несколько.

Перечислим наиболее типичные отличия заказной процедуры, проводимой в соответствии с законом 44-ФЗ от «нормального» тендера.

  1. Допуск к процедурам размещаемых конкретным заказчиком, одного и того же участника (участников) при отклонении всех остальных заявок.
  2. Непременный выигрыш процедур, размещаемых конкретным заказчиком, одним и тем же участником (участниками).
  3. Высокая маржинальность (оценочная прибыльность (до снижения) может превышать 100%).
  4. Запутанные (зашифрованные) требования к количественным и качественным характеристикам закупаемых товаров (форма 2).
  5. Многостраничная, сложная для понимания инструкция.
  6. Многостраничная форма 2 часто в сочетании с запутанной инструкцией.
  7. Растворение требований технического задания по документации.
  8. Наличие изображений, располагаемых в отдельных документах в составе документации.
  9. Предъявление требований к несуществующим товарам.
  10. Упорное нежелание заказчика признать нарушение законодательства на комиссии ФАС.
  11. Неисполнение надлежащим образом предписания ФАС об устранении нарушений законодательства РФ, допущенных заказчиком при подготовке им тендерной документации.

Каждый пункт в отдельности еще не является абсолютным признаком того, что процедура заказная. Например, аукцион может быть достаточно вкусным и не заказным.

Заказчик закладывает большую прибыль для привлечения интереса к процедуре.

Он может быть уверен, что участников будут много и в итоге товар ему достанется за бесценок из-за большого снижения. Также заказчик может наделать ошибок при составлении формы 2 и Инструкции не в силу злого умысла, а в силу недостаточной компетентности.

Рассмотрим вышеперечисленные отличия заказного тендера поподробнее

Допуск к заказному аукциону получить рядовым участникам как правило, сложно. Заказчик отклоняет заявки и обоснованно, и необоснованно, стараясь любой ценой отпихнуть лишних участников, чтобы аффилированный мог одержать сухую победу. А если еще при анализе завершенных торгов выясняется, что в процедурах, размещенных одним и тем же заказчиком постоянно выигрывает один и тот же участник (или чередуется 2-3 одних и тех же участника), то можно смело считать, что данный заказчик специализируется на заказных аукционах.

Высокая маржинальность процедуры в сочетании с п.1 и 2 – еще одно убедительное доказательство того что аукцион заказной. Ведь заказчику необходимо предусмотреть для «своего» победителя достаточно вкусный кусок пирога, чтобы было чем поделиться с ним.

Запутанные требования тоже признак недобросовестности заказчика. Причем следует отличать мастерски зашифрованные формы 2 от форм 2, подготовленных некомпетентными или невнимательными специалистами и содержащими массу неточностей. И то и другое затрудняет участникам заполнение формы 2, но во втором случае, когда ошибки допущены неумышленно, заказчик как правило не отклоняет формы 2, заполненные неправильно из-за этих ошибок. Если же аукцион заказной, формы 2 будут шифроваться по определенной системе. А заказчик будет неизменно отклонять заявки участников, угодивших в ловушки.

Многостраничная сложная инструкция является важным признаком того, что данный аукцион –заказной. Порядочному заказчику просто незачем вводить участников в заблуждение и терять время на усложнение Инструкции. Ему ведь все равно, кто победит в данном тендере, лишь бы снизились на аукционе посильнее, да контракт победитель успешно исполнил.

Многостраничная форма 2 сама по себе еще не признак злоумышленности заказчика. Ведь если НМЦК у тендера большая и товаров заказчик закупает много, то вполне естественно, что форма 2 получится много страничной. Но если вместо обычного файла в формате Word ТЗ (форма 2) публикуется в формате pdf, да еще в сканированном виде – дело явно нечисто. У опытных участников имеются программы конвертации pdf в Word, но в случае со сканированием они могут не помочь. Тогда придется нанимать машинистку, которой придется платить, а, главное, может допустить ошибку при перепечатке формы 2, что снижает шансы на допуск. Также типичны для заказных тендеров игры с размерностью единиц измерения, как бы неумышленные числовые ошибки, насыщение документации ГОСТами, иными нормативными документами, часть из которых вообще не применяется в отношении товаров закупаемого перечня. Подробнее останавливаться на уловках заказчиков при подготовке ТЗ в данной статье не будем.

Растворение требований технического задания в тендерной документации скорее всего признак заказного аукциона. Ведь участники прежде всего рассматривают ТЗ, форму 2, Требования к техническим характеристикам, то есть требования к товарам, как бы они не назывались в тендерной документации. И если обнаружат такой документ, то уже не ищут требования к товарам других файлах документации. Соответственно, заказчику незачем растворять требования к товарам в документации, если только он не хочет, чтобы часть требований осталась «за кадром».

Наличие изображений, располагаемых в разных документах в составе тендерной документации тоже как правило свидетельствует о злом умысле заказчика. Ведь ему ничего не стоит поместить картинки (если имеются) в тот же документ, где расположены требования к товарам. Зачем же прятать их в других документах. Не иначе, как от лишних участников. Может так случится, что из одной фотографии, ему удастся избавиться от всех лишних участников. И не надо тратить время на шифровку самой формы 2 или обращаться в тендерное агентство.

Предъявление требований к несуществующим товарам – тоже явный признак нечестности заказчика. Например, если заказчик закупает всего 20 товаров, а требования предъявляет к 30 – злой умысел на лицо. Предъявление требований к фантомным товарам характерно для строительных тендеров, когда одновременно может закупаться множество материалов, выполняющих сходные функции. Если же, например, заказчик закупает телевизоры, то вряд ли он решиться внести в форму 2 требование к габаритным размерам холодильника. Ведь ФАС по жалобе или жалобам участников непременно заставит заказчика исправить документацию и повторить размещение процедуры.

Поведение заказчика при рассмотрении комиссией ФАС жалобы на его документацию или на необоснованное отклонение тоже может свидетельствовать о многом. Заказчик отклонивший участника необоснованно по недоразумению как правило признает свою вину, соглашается с доводами жалобщика. Если же обжалуется заказная процедура, заказчик сражается до конца. Также он может оставить в запасе одну или несколько претензий, не указав их в протоколе рассмотрения заявок, а предъявить на комиссии, застав жалобщика врасплох. Правда ФАС может не рассматривать претензии, выходящие за рамки протокола рассмотрения заявок. Но это не беда для заказчика. Припрятанные претензии не пропадут: он предъявит их при повторном рассмотрении и на этом основании снова отклонит заявку лишнего участника. Гораздо реже повторное отклонение наблюдается по другой причине: заказчик сразу заметил не все ошибки в форме 2. Тогда его злоумышленным считать нельзя.

Что же касается последнего признака: неисполнения предписания комиссии ФАС, то здесь не все однозначно. С одной стороны, неисполнение предписания ФАС грозит заказчику штрафом в размере 500 тыс. руб, а также отменой процедуры. Но открыто игнорировать предписание ФАС мало кто из злоумышленных заказчиков решается. Гораздо чаще они исполняют предписание, но не надлежащим образом. То есть протоколы рассмотрения заявок и проведения аукциона отменят, но исправления в документацию внесут не все. Или допустят еще одного участника, что ФАС не предписывал. Это может им сойти с рук, но, если кто-нибудь из участников снова пожалуется, ФАС несомненно повторно заставит их выполнить предыдущее предписание. А может и оштрафовать. Исходы могут быть разными, но главное одно порядочный заказчик импровизировать не станет, а просто исполнит предписание ФАС в полном объеме.

Все сказанное выше в полной мере относится и к процедурам, проводимым, в соответствии с законом 223-ФЗ. Кроме того, здесь у заказчика расширяются возможности в плане предъявления дополнительных требований к участникам, чего он не может делать в рамках закона 44-ФЗ. Заказчик может отклонить всех лишних придравшись к любым мелочам, если только эти мелочи оговорены в документации, а также в Положении о Закупке.

А стоит ли участвовать в заказных процедурах? Этот вопрос каждый участник решает сам для себя. По мнению автора, все-таки стоит, но в разумных пределах. Рассмотрению этого вопроса будет посвящена следующая статья.

Комментарии закрыты