Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Причины отклонения заявок участников

При участии в закупках участнику следует учитывать, что предусмотрены следующие основные причины отклонения заявок:

  • непредоставление информации, предусмотренной законодательством о закупках;
  • предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации, требованиям документации о закупке.

В прошлом году произошли изменения в сфере участия в закупках. Некоторые нововведения были приняты в экстренном порядке. Новшества отразили реалии процесса участия в закупках с учетом ситуации, связанной с коронавирусом. Изменился порядок предоставления информации поставщиками на стадии подачи заявки на участие, в ряде случаев увеличилось количество отклонений заявок участников, так как новый порядок учитывают не все поставщики. Особенно по этой причине увеличилось количество отклонений заявок, начиная с второй половины 2020 года. Тенденция продолжилась и в 2021 году.

В этой статье мы рассмотрим актуальные причины признания заявок несоответствующими требованиям и расскажем, на что обратить внимание участнику при подготовке к участию в закупке.

Причина отклонения заявки:

Заявка не соответствует требованиям, которые применяются при закупке товаров, работ, услуг с применением требований национального режима

С 1 мая 2020 года вступили в силу два Постановления Правительства РФ, которые изменили порядок участия в закупках с применением национального режима. Это ПП РФ № 616 и ПП РФ № 617.

Первое Постановление устанавливает запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (кроме государств-членов ЕАЭС), второе Постановление устанавливает ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (кроме государств-членов ЕАЭС. В случае, если установлено ограничение с учетом положений ПП РФ № 617, то при соблюдении ряда условий, заявки, содержащие предложение иностранных ТРУ отклоняются, предпочтение отдается отечественным ТРУ, а также тем товарам, работам, услугам, которые произведены на территории ЕАЭС. При несоблюдении условий, может осуществляться закупка иностранных ТРУ).

Сейчас достаточно часто возникают ситуации, когда участника закупок отстраняют от участия из-за непредоставления документов, которые подтверждают соответствие ТРУ требованиям, установленными данными Постановлениями Правительства РФ.

Например, если по закупке установлен запрет иностранных товаров, работ, услуг с учетом требований ПП РФ № 616, то поставщику необходимо в составе заявки предоставить выписку из реестра государственной информационной системы промышленности (ГИСП).

Предварительно по товару, указанному в заявке, должно быть получено заключение Министерства промышленности и торговли о происхождении товара на территории РФ или других стран ЕАЭС, и товар должен быть включен в данный реестр. Зачастую участники закупок ошибочно полагают, что достаточно продекларировать в составе заявки страну происхождения товара, которая указана в ПП РФ № 616 (например, Россию), и заявка будет допущена до участия в процедуре и признана соответствующей требованиям по второй части.

Но продекларировать страну происхождения товара в первой части заявки недостаточно. Заявка будет отстранена от участия при рассмотрении второй части правомерно, ввиду того, что обязательные документы — выписка из реестра промышленной продукции, участником не предоставлена. Более того, даже нахождение товара в реестре ГИСП и непредоставление соответствующего документа (выписки из реестра ГИСП) влечет за собой правомерное отклонение заявки на участие.

Рассмотрим ситуацию, когда комиссия УФАС установила, что победитель закупки не предоставил документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 616, а именно: выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ. Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик неправомерно признал вторую часть заявки победителя аукциона соответствующей требованиям законодательства, поскольку положения и условия документации об электронном аукционе противоречат нормам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 616.

В результате выданного предписания, заявка участника закупки была отстранена 1. В данной ситуации заказчику надлежало отстранить заявку участника на этапе рассмотрения вторых частей.

Поставщику следует учитывать все обязательные требования, которые предъявляются к составу заявки. В случае с примером, описанным выше, даже при наличии товара в реестре государственной информационной промышленности и предоставления участником в составе заявки заключения Минпромторг о происхождении товара, заявка все равно будет отстранена от участия, так как единственным документом, который в данной ситуации подтверждает включение товара в ГИСП является выписка из реестра.

Особое внимание закупки с применением национального режима заслужили в конце 2020 года, так как были приняты НПА2 , которые повлияли на развитие закупок отечественных ТРУ и товаров, работ услуг, страной происхождения которых является страны ЕАЭС.

Заявка отклонена, так как не предоставлены сведения о конкретных показателях ТРУ

Указание конкретных показателей в заявке — условие, которое, согласно описанию объекта закупки, устанавливается (или не устанавливается) заказчиками повсеместно в составе заявок участников закупок (требования к первой части заявки, если заявка на участие состоит из двух частей). Это требование не является новым или редким для поставщиков, но в последнее время данное условие получило новое воплощение, так как отдельные ТРУ необходимо закупать в целях нераспространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV. Но это не означает, что товары, работы, услуги закупаются по упрощенным правилам и с минимальным пакетом документов.

Так, например, поставщику следует учитывать, что медицинские изделия закупаются по всем правилам и никаких «послаблений» в части указания конкретных показателей в заявке нет. Рассмотрим конкретный пример. В июне 2020 года поставщик принимал участие в закупке медицинских изделий (масок хирургических). К поставке участник в составе заявки предлагал китайские маски. Заявка участника была отстранена от участия по второй части, ввиду того, что поставщик не предоставил российский номер регистрационного удостоверения на медицинские изделия. Поставщик с таким отклонением не согласился и обратился в УФАС. Участник полагал, что решение аукционной комиссии заказчика об отказе в допуске его заявке являлось неправомерным, поскольку, согласно п. 10 особенностей обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 430, допускается реализация в РФ медицинских изделий согласно перечню, являющемуся приложением № 1 к указанному документу, без регистрационного удостоверения, если такое медицинское изделие зарегистрировано в стране производителе. Заявитель указывал на то, что его товар, происходящий из КНР, зарегистрирован в стране производства в качестве медицинского изделия. Компания в качестве довода уточняла, что на территории Российской Федерации допускается реализация медицинских изделий без получения государственной регистрации на ввозимый товар, при условии, что данный товар зарегистрирован в стране его производства в качестве медицинского изделия, и закупка проводится для нераспространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV на территории Российской Федерации. Это действительно так. Абзац 2 п. 10 особенностей обращения медицинских изделий содержит исключение: в соответствии с ним допускается реализация на территории Российской Федерации медицинских изделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, если указанные изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе. Но поставщик не учел важное требование при подаче заявки: необходимо подтвердить в составе заявки государственную регистрацию товара на территории иного государства. Этого поставщик не сделал. Таким образом его заявка была отклонена правомерно.3

Участникам закупок необходимо основательно подходить к подготовке заявок на участие, так как требование о конкретных показателях ТРУ может быть установлено как в части описания предмета закупки в первой части, так и в случае предоставления обязательных документов во второй части заявки.

Участник закупки не подтвердил наличие опыта по актуальным правилам

В 2020 году особое распространение получило отклонение заявок участников из-за несоблюдения порядка подтверждения опыта. В случае, если деятельность поставщика подпадает под Постановление Правительства РФ № 99 от 4.02.2015 (виды ТРУ перечислены в Приложении № 1), участнику закупок необходимо подтвердить соответствие требованиям на электронной площадке. На ту ЭП, где проводится закупка, участник направляет документы, подтверждающие его опыт (это необходимо сделать заранее, так как документы утверждаются в течение пяти рабочих дней). После утверждения документов возможно подать заявку на участие в закупке, по которой установлены дополнительные требования к участникам. На первый взгляд все достаточно просто, но есть свои нюансы.

Участник закупки не сможет направить свою заявку без наличия подтверждённых оператором электронной площадки документов. Сведения оператором утверждаются в автоматическом режиме. Проверяет документы комиссия заказчика на этапе рассмотрения вторых частей заявок. При этом заказчик проверяет только те документы (в части подтверждения соответствия требованиям ПП РФ № 99), которые предварительно были утверждены оператором. Даже если участник предоставит нужный комплект документов и информации, но в составе заявки, такие документы рассмотрению не подлежат, и заявка от участия отстраняется.

Неуказание страны происхождения товара и конкретных показателей в заявке, поставка которого необходима при выполнении работ

Поставщикам необходимо учитывать, что при участии в закупке работ или услуг, по которым предусмотрена поставка товара, в составе заявки (в первой части) необходимо указать все сведения о товаре точно так же, как и в случае с осуществлением закупки на поставку товаров.

В 2020 году соответствующее разъяснение предоставил Минфин России. Специалисты министерства в своем письме4>, в частности, отметили, что при осуществлении закупок, предполагающих выполнение работ, оказание услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, помимо согласия участника, должна содержать наименование страны происхождения, конкретные показатели и указание на товарный знак (при наличии) товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

При этом в отношении товаров, поставка которых при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг не осуществляется, наименование страны происхождения, конкретные показатели и товарный знак в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указываются. В качестве примера приведем Решение Новгородского УФАС5. Участника открытого конкурса в ЭФ на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности на объекте: «Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги «Великий Новгород-Хутынь» до автомобильной дороги «Великий Новгород-Луга» с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон) отклонили за неуказание страны в первой части. Парадокс заключался в том, что из технического задания не ясно, какой именно товар поставлялся при оказании услуг, так как были указаны только работы.

В составе работ подразумевалась замена ламп (при необходимости), но не были указаны требования к лампам. То есть лампы не предполагались к постановке на бухгалтерский учет. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 4 статьи 54.4 44-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать наименование страны происхождения товара. Данное требование к содержанию заявок на участие в конкурсе введено Федеральным законом № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и вступило оно в силу 08.01.2020 г. Таким образом, с 08.01.2020 г. указание наименование страны происхождения товара в первой части заявки, подаваемой для участия в открытом конкурсе в электронной форме, является обязательным. Заявки, которые данному требованию не соответствуют, подлежат отклонению.

Заявка отклонена из-за указания поставщиком нескольких стран происхождения товара

В текущей ситуации, связанной с коронавирусом, многим участникам стало достаточно проблематично указывать страну происхождения товара, предлагаемого к поставке, так как к моменту поставки товара поставщик, возможно, не сможет привезти изначально заявленный в заявке товар.

В связи с этим на практике сейчас часто встречаются случаи, когда участник в составе заявки указывает несколько стран происхождения товара, предполагаемого к поставке. Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ не содержит специального запрета на указание в составе заявки нескольких стран происхождения товара. Соответствующее разъяснение найдем в письме Минфин России от 17 февраля 2020 г. N 24-03-07/10753 «О рассмотрении обращения».

И в случае, если закупка не содержит ограничений по национальному режиму, участник может поступить таким образом. Однако, участники данное обстоятельство часто не учитывают и указывают несколько стран происхождения товаров по закупкам с применением норм статьи 14 № 44-ФЗ. При участии в закупках с применением норм национального режима поставщику необходимо указывать сведения только о том товаре, который точно получится поставить в случае заключения контракта.

1Решение Рязанского УФАС России по делу № 062/06/69-521/2020 г. от 06.08.2020 г.

2Постановление Правительства РФ 2013 от 3.12.2020 г. и Постановление Правительства РФ от 3.12.2020 г. «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»

3Решение Новосибирского УФАС России № 054/06/67-1069/2020 от 18.06.2020 г. по закупке № 0351100002920000623

4Письмо Минфина России № 24-05-07/10764 от 17 февраля 2020 г.

5Решение Новгородского УФАС № 053/06/54.3-227/2020 от 16.04.2020 г. по закупке 0150200003920000081

 

Комментарии закрыты