Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Требования к независимой гарантии по 223-ФЗ

Новые требования к независимой гарантии при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

  1. С какого числа действуют новые требования к обеспечению заявки и исполнения договора при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства?

С 01.10.2022 действуют новые требования к обеспечению заявки и обеспечению исполнения договора при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП и ССП) (в том числе среди самозанятых (далее – СЗ) в соответствии с нормами:

– ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ– Закона № 109-ФЗ– ПП РФ № 1397

  1. Каков субъектный состав лиц независимой гарантии?

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 368 ГК РФ, п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ:

 гарант – это банк или иная организация, которая выдает независимую гарантию;

– принципал – это участник, который предоставляет обеспечение заявки, или поставщик (исполнитель, подрядчик), который предоставляет обеспечение исполнения договора;

– бенефициар –  это заказчик.

  1. Каким требованиям должна соответствовать независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01.10.2022?

Независимая гарантия (далее – НГ), предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием СМП и ССП (с том числе среди СЗ), должна соответствовать следующим требованиям (ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

– НГ должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ не может быть отозвана выдавшим ее гарантом (п. 3 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ должна содержать (п. 4 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

  1. Каким требованиям должна соответствовать НГ, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01.10.2022?

4.1. К НГ, которая предоставляется участником закупки, в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе с участием СЗ), применяются положения указанных выше пунктов 1 – 3, подпунктов «а» и «б» п. 4 ч. 14.1, а также ч. 14.2 и ч. 14.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. При этом такая НГ (ч. 31 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ):

1) должна содержать указание на срок ее действиякоторый не может составлять менее одного месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе среди СЗ), документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства;

2) не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актовподтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых НГ.

  1. Что должны учитывать заказчики при установлении требований к обеспечению именно в отношении НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01.04.2023?

5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:

– информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора. 

  1. Установлен ли в настоящее время регламент по рассмотрению НГ, предоставленной либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения исполнения договора?

6.1. В нормах Закона № 223-ФЗ, ПП РФ № 1352, ПП РФ № 1397 не содержится требований или порядка рассмотрения заказчиком НГ, предоставленной либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения исполнения договора.

6.2. В данном случае в соответствии с нормами ч. 2 ст. 2, ч. 25 ст. 3.2, ч. 14.1-14.3, пп. «б» п.8 ч. 19.1 и ч. 31 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, п. 23 и п. 25 Положения о закупках среди СМП и ССП, утв. ПП РФ №1352 от 11.12.2014:

– заказчик вправе самостоятельно предусмотреть срок для рассмотрения предоставленной НГ в своем положении о закупке.

– заказчики зачастую в своих положениях о закупке цитируют нормы частей 5-7 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и это является правом, НО не обязанностью заказчика.

  1. Какие основания отказа в принятии заказчиком НГ?

7.1. В соответствии с нормами ч. 14.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ:

– несоответствие НГ, предоставленной участником закупки с участием СМП и ССП (в том числе среди СЗ), требованиям, предусмотренным ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

7.2. ВАЖНО! Независимая гарантия не должна содержать условия (п. 7 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397предусматривающие или влекущие представление заказчиком (бенефициаром) гаранту, в том числе одновременно с требованием об уплате денежной суммы по НГ, документов, не предусмотренных перечнями, указанными в п. 8 и п. 9 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397;

б) о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по НГ в случае непредставления заказчиком (бенефициаром) гаранту уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора или о расторжении договора;

в) допускающие или влекущие взимание гарантом с заказчика (бенефициара) платы за представление заказчиком (бенефициаром) гаранту требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленного в форме электронного документа, или влекущие необходимость использования заказчиком (бенефициаром) информационных систем, предусматривающих взимание с него платы при представлении такого требования в форме электронного документа.

  1. Какой размер может установить заказчик обеспечения заявки при проведении закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ)?

8.1. В соответствии с нормами ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ:

– заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если Н(М)ЦД не превышает 5 млн. руб.

– в случае, если Н(М)ЦД превышает 5 млн. руб., то заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 % Н(М)ЦД.

8.2. ВАЖНО! Для СМП и ССП (в том числе для СЗ) законодатель устанавливает иной размер обеспечения заявки.

8.3. В соответствии с нормами ч. 14.1 пп. «б» п.8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ ст. 3.2, п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

– если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, то в данном случае размер такого обеспечения не может превышать 2 % Н(М)ЦД;

– при этом данное обеспечение заявки может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средствили путем предоставления независимой гарантии.

8.4. В данном случае при определении права заказчика на установления требования о предоставлении обеспечения заявки участником закупки, применяются общие положения ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, но с учетом норм п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352.

  1. Какой размер может установить заказчик обеспечения исполнения договора при проведении закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ)?

9.1. В соответствии с нормами ч. 31 ст. 3.4, п. 25-26 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

9.1.1. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договораразмер данного обеспечения:

– не может превышать 5%Н(М)ЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;

– устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

9.1.2. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, данное обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления независимой гарантии.

  1. Какие организации вправе выдавать независимые гарантии участникам закупок, которые проводятся среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), с 01.10.2022?

10.1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ):

1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ2) государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»;

3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.7 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (при осуществлении закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ);

4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

  1. Какими документами, утвержденными ПП РФ № 1397, обязан руководствоваться заказчик?

Нормами ПП РФ № 1397 во исполнение норм ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ утверждены:

– дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (п. 5 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора (п. 6 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– типовая форма НГпредоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 1 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– требование об уплате денежной суммы по НГпредоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (gриложение № 2 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– типовая форма НГпредоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 3 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– требование об уплате денежной суммы по НГпредоставленной в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 4 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ для целей Закона № 223-ФЗ (п.10 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.04.2023);

– перечень документов, представляемых заказчиком (бенефициаром) гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по НГ (п. 8-9 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022).

  1. В какой форме может быть выдана гарантом НГ?

12.1. В соответствии с нормами п. 3-4 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397:

– независимая гарантия выдается участнику закупки в письменной форме на бумажном носителе ИЛИ в форме электронного документаподписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта;

– в случае выдачи независимой гарантии в письменной форме на бумажном носителе такая гарантия ДОЛЖНА БЫТЬ подписана  лицомимеющим право действовать от имени гарантаа все листы такой гарантии должны быть прошиты и пронумерованы.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).

Федеральный закон от 16.04.2022 №109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №109-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 №1397 «О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ №1397).

ПП РФ № 1397 доступно для скачивания на Официальном интернет-портале правовой информации  

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 №Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства») (далее – ПП РФ №1352 и Положение о закупках среди СМП и ССП, соответственно).

 ПП РФ № 1397 утвердило Положение о независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки (далее – Положение о НГ, утв. ПП РФ №1397).

Во исполнение ст. 45 Закона №44-ФЗ было принято: Постановление Правительства РФ от 20.12.2021№ 2369 «О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 

Комментарии закрыты