Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

КАК ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

КАК ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ, СОСТАВИТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И СМЕТУ

Чтобы описать объект закупки, берите сведения из КТРУ и стандартов, сверяйтесь с ведомственным перечнем. Описание оформите техническим заданием, а при закупке работ на объекте капитального строительства – проектной документацией. Читайте подробнее, какие правила соблюдать при описании объекта закупки и как накажут, если допустить ошибки.

Как описать характеристики объекта закупки

Описывайте характеристики объекта закупки так, чтобы не ограничить конкуренцию. Для этого соблюдайте правила.

Правило 1. Используйте максимальные и минимальные значения показателей, а также неизменяемые показатели, которые не меняются согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Когда показатель возможно измерить, применяйте диапазонные, а не точные значения. Точные значения ограничивают конкуренцию. Например, если закупаете системный блок, укажите в требованиях к процессору: «количество ядер – не менее 4». Если напишете «количество ядер – 4», в закупке не смогут участвовать организации и физические лица, которые готовы поставить процессоры с количеством ядер более четырех. Такой вывод следует из частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «<», «>», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений.

Разъяснения по правилам дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Заказчик описал товар не по инструкции

Заказчик в инструкции к заявке прописал: «Если в описании объекта закупки указан знак ";", то участник указывает один из показателей товара». Например, материал унитаза «фарфор; полуфарфор» означает, что претендент самостоятельно выбирает из двух материалов. Участник закупки обжаловал в ФАС требование к керамической плитке: «Сорт 1; водопоглощение, % – не более 16». Комиссия Чувашского УФАС указала, что заказчик описал товар неверно: для плитки указывают и сорт, и процент водопоглощения (решение Чувашского УФАС от 26.04.2017 № 82-К-2017).

В зависимости от объекта закупки включите в описание:

  • планы, чертежи, эскизы, фотографии;
  • результаты работы или тестирования;
  • требования к испытаниям, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, условным обозначениям и терминологии;
  • требование подтвердить, что процессы и методы производства отвечают требованиям технических регламентов, стандартов, техусловий.

Эту информацию включайте на свое усмотрение. Если указали требование, чтобы товар отвечал изображению, включите изображение в документацию. Например, при закупке детской игровой площадки приложите изображения элементов площадки. Когда товар должен отвечать образцу или макету, дайте возможность участникам осмотреть образец или макет. Для этого пропишите в документации место, где организуете осмотр, дату начала и окончания, график, порядок осмотра. Правила закреплены в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Характеристики и показатели для описания объекта закупки выбирайте в четыре шага:

  1. Скопируйте характеристики из КТРУ.
  2. Возьмите сведения из стандартов.
  3. Выберите дополнительные характеристики.
  4. Сверьтесь с ведомственным перечнем.

Первоочередной источник информации для описания объекта закупки – каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Как действовать, если в каталоге нет сведений о продукции или их недостаточно подскажет онлайн-помощник. Просто нажмите на кнопку ниже и подтвердите обращение кликнув на "Спасибо, понятно".

Шаг 1. Скопируйте характеристики из КТРУ

Откройте каталог товаров, работ и услуг с главной страницы сайта ЕИС одним из двух вариантов.

Вариант 1 – через верхнюю панель.

Вариант 2 – через раздел «Информация для пользователя».

В строке поиска введите название объекта закупки или код позиции КТРУ. Для одного товара в КТРУ подходит одна или несколько позиций.

Чтобы изучить характеристики продукции, кликните на код позиции и далее выберите раздел с описанием.

Возьмите из каталога сведения:

  • наименование продукции;
  • единицу измерения;
  • описание товара, работы, услуги.

С 1 июля 2019 года обязанность указывать название продукции по каталогу исключили из Закона № 44-ФЗ. Однако такое требование по-прежнему есть в Правилах использования каталога, которые Правительство утвердило на основании части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ. Поэтому название продукции указывайте согласно позиции каталога (п. 4 Правил, утв. постановлением № 145).

Для описания продукции выбирайте обязательные характеристики из каталога. Необязательные характеристики включите в описание на свое усмотрение.

Когда для объекта закупки подходят несколько позиций, сравните значения характеристик в позициях, чтобы выбрать нужную. К примеру, планируете купить компьютер с оперативной памятью не менее 64 гигабайт и сравниваете позиции каталога 26.20.15.000-00000026 с минимальным значением оперативной памяти 32 гигабайта и 26.20.15.000-00000025 – с минимальным значением 32 гигабайта. Выбирайте позицию 26.20.15.000-00000025, так как она отвечает потребностям по оперативной памяти. Скопируйте характеристики из каталога в описание объекта закупки.

Если используете характеристики, которых нет в каталоге, то включите в описание объекта закупки обоснование, почему применяете дополнительные характеристики. Смотрите пример обоснования, а также рекомендацию о том, как работать в каталоге.

Шаг 2. Возьмите сведения из стандартов

Описывайте объект закупки с учетом технических регламентов и стандартов – ГОСТов. Чтобы правильно применить ГОСТы, воспользуйтесь советами. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Совет 1. Укажите не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участник будет самостоятельно выбирать характеристики и показатели, при этом обязанность описывать объект закупки лежит на заказчике. Например, заказчик включил в аукционную документацию требование, что материалы для ремонта дорог должны отвечать ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не указал. Контролеры посчитали, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суд поддержал позицию контролеров, так как из-за многообразия характеристик материалов участники закупки не могли понять, какой именно товар необходим (определение Верховного суда от 01.02.2016 № 301-КГ15-18555, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу № А38-6610/2014).

Совет 2. Проверьте, действует ли ГОСТ. Если используете недействующий стандарт, неверно опишете объект закупки, и участники подадут жалобу в ФАС. К примеру, заказчик объявил аукцион на ремонт спортзала. Подрядчик должен использовать плитку согласно ГОСТ 6787-90, однако этот стандарт Госстрой заменил на ГОСТ 6787-2001. Комиссия УФАС посчитала, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Тамбовского УФАС от 15.05.2017 № РЗ-137/17).

Совет 3. Проверьте, чтобы ГОСТ и показатели товара в описании объекта закупки отвечали друг другу. Такую рекомендацию дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16. Противоречия в ГОСТе и в описании продукции, которое включили в документацию, контролеры считают нарушением. Например, заказчик при закупке ремонтных работ указал, что необходимы шурупы с диаметром резьбы 3,5 мм и высотой головки не более 2,2 мм. Требования к шурупам прописаны в ГОСТ 1145-80. По стандарту высота головки – не больше 1,93 мм. Специалисты антимонопольной службы решили, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Краснодарского УФАС от 20.01.2017 № ЭА-63/2017).

Совет 4. Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки. Для этого откройте стандарт и посмотрите, когда применяют ГОСТ. К примеру, заказчик закупал спецодежду для медицинского персонала. Решил использовать ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий». Однако применять этот стандарт нельзя, так как в описании ГОСТа указано:

Совет 5. Укажите конкретный ГОСТ для конкретного товара. Если напишете «товар должен отвечать ГОСТ» или перечислите ГОСТы без привязки к товарам, ФАС признает это нарушением. Описывайте товар так, чтобы участник понял, какой ГОСТ применять: «Асфальтобетонная смесь, ГОСТ 9128-2013», «Керамическая плитка, ГОСТ 6787-2001». Такой вывод следует из пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик указал в техзадании материал для ремонта – битум. В сведениях о товарах сотрудник контрактной службы написал, что битум должен отвечать ГОСТу, а какому именно – не указал (решение Краснодарского УФАС от 10.04.2017 № ЭА-466/2017).

Совет 6. Обоснуйте нестандартные показатели. Применять нестандартные показатели заказчик вправе, если описать объект закупки по стандартам нельзя. В этом случае обоснуйте, почему используете нестандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Пример: как обосновать нестандартный показатель

Заказчик покупал средства самозащиты. В эксплуатационных характеристиках написал, что в состав товара должен входить комбинированный фильтр в цельнометаллическом корпусе. Необходимость такой характеристики обосновал так:

Один из участников посчитал, что показатель нестандартный, и обжаловал закупку в ФАС. Специалисты антимонопольной службы согласились, что показатель нестандартный, однако заказчик обосновал его корректно (решение Крымского УФАС от 26.06.2017 № 08/2057-17).

Показатели, которые противоречат ГОСТу, также обоснуйте. В качестве обоснования, например, приведите требования нормативно-правового акта, который использовали при подготовке описания объекта закупки. Например, заказчик указал, что требования к размеру погрузчиков установлены в приказе Минтруда от 24.05.2013 № 214н и индивидуальной программе реабилитации (решения Чувашского УФАС от 08.08.2016 по делу № 177-К-2016, УФАС по Республике Коми от 08.08.2016 № 04-02/7209).

Используйте такой вариант обоснования: техническое задание содержит иные показатели, так как технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством России о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (решение Краснодарского УФАС от 02.08.2016 № ЭА-1062/2016).

Пример: заказчик не обосновал нестандартные показатели

В описании противогазов контрактный управляющий указал нестандартные показатели. По ГОСТ 22.9.20-2014 масса противогаза составляет 1,1 кг, а по описанию в документации – не более 0,76 кг. Заказчик не объяснил, почему использовал нестандартные показатели. Комиссия Крымского УФАС решила, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Крымского УФАС от 06.12.2016 № 08/3054-16).

Совет 7. Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию производителя, если для продукции нет национальных стандартов. Обоснуйте, почему не применяете стандарты и технические регламенты. Вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.

Совет 8. Применяйте несколько стандартов, если характеристики продукции описаны в двух и более ГОСТах. Установите показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу. Например, при закупке пшеничного хлеба напишите: «Хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012». Однако не включайте в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, так как этот показатель указан только в ГОСТ 27842-88 и будет противоречить ГОСТ 31805-2012.

Совет 9. Не указывайте в описании конкретный стандарт организации. Заказчик вправе описывать продукцию по стандарту организации, если такое описание не противоречит ГОСТам, но указывать в документации конкретный СТО нельзя. Стандарт организации – это документ по стандартизации, который утверждают разработчики или производители продукции. Закон не запрещает указывать в описании объекта закупки реквизиты СТО. Однако если напишете конкретный СТО, то укажете на производителя, тем самым ограничите конкуренцию и нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. За нарушение сотрудник заказчика заплатит штраф. Выводы основаны на пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ, части 4.1 статьи 7.30 КоАП. Аналогичную позицию высказали специалисты Челябинского УФАС в решении от 24.01.2017 № 26-ж/2017 и Минэкономразвития в письме от 19.08.2016 № Д28и-2274.

Шаг 3. Выберите дополнительные характеристики

Включите в описание объекта закупки требования к продукции, которые утвердили органы исполнительной власти. К примеру, для части товаров Правительство, Минэкономразвития и Минстрой установили требования энергетической эффективности. Если не пропишете такие требования в документации, заплатите штраф. Читайте подробнее о том, как применять требования энергетической эффективности при закупках.

Пропишите дополнительные характеристики, которые не указаны в КТРУ или стандартах. Право закреплено в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, максимально полное описание объекта закупки отвечает принципу эффективности, который прописан в статье 12 Закона № 44-Фз. Когда описываете дополнительные характеристики продукции, учитывайте рекомендации ФАС.

Пример: о дополнительных характеристиках

Заказчик закупает компьютеры. В КТРУ для системного блока прописаны только значения характеристик:

  • объем HDD;
  • объем SSD;
  • объем SSHD;
  • объем оперативной памяти;
  • тип накопителя.

В КТРУ не описаны характеристики материнской платы и процессора. Нет технических регламентов и ГОСТов, при помощи которых возможно описать характеристики товара. Контрактный управляющий совместно с программистом самостоятельно выбрал дополнительные характеристики и показатели.

Если для продукции есть ГОСТ, но вы решили использовать нестандартные характеристики и показатели, включите в документацию обоснование. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример: о нестандартной характеристике товара

Заказчик закупал батарейки и установил характеристику, которая не указана в ГОСТе. Участник подал жалобу в антимонопольную службу.

На заседании комиссии УФАС заказчик пояснил, что ранее закупал товар только по ГОСТу, однако товар быстро приходил в негодность. Поэтому, руководствуясь принципом эффективности закупки из статьи 12 Закона № 44-ФЗ, установил требование к товару с учетом потребности.

Комиссия УФАС признала действия заказчика правомерными. Однако установила нарушение – заказчик не обосновал в документации, почему указал характеристики не из стандарта. Так как данное нарушение не повлияло на итоги закупки, предписание не выдали (решение Челябинского УФАС от 07.03.2018 № 68-ж/2018).

Шаг 4. Сверьтесь с ведомственным перечнем

Учтите требования к продукции, которые ГРБС включил в ведомственный перечень. Актуальную версию перечня ГРБС обязан разместить в ЕИС. Поэтому, даже если получили от ГРБС перечень, сверьтесь со сведениями в ЕИС – возможно главный распорядитель скорректировал документ (ч. 2, 5 и 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы найти ведомственный перечень в ЕИС, откройте раздел с правилами нормирования.

Далее выберите настройки в расширенном поиске.

Выберите правила нормирования и в разделе «Документы» изучите ведомственный перечень. Проверьте сведения:

  1. Показатели в описании объекта закупки не выходят за пределы диапазонных значений в ведомственном перечне.
  2. Неизменные показатели в описании объекта закупки совпадают с показателями ведомственного перечня.

Читайте подробнее о работе с ведомственными перечнями.

Какие сведения нельзя включать в описание объекта закупки

Не включайте в описание объекта закупки требования к товарам, работам или услугам, которые ограничат конкуренцию. Запрет установлен пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Чтобы не ограничить конкуренцию, соблюдайте правила.

Правило 1. Не используйте характеристики товара одного производителя. Если укажете характеристики конкретного товара, ограничите конкуренцию, так как участники не смогут предложить аналогичную продукцию. Контролеры посчитают, что вы нарушили пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, и оштрафуют. Опишите объект закупки так, чтобы под характеристики подходили хотя бы два товара.

Правило 2. Не применяйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые противоречат техническим регламентам или государственным стандартам. Если установите противоречивые требования, участник неверно сформируют заявку, а комиссия заказчика необоснованно ее отклонит (решения Краснодарского УФАС от 13.06.2017 № ЭА-1221/2017, от 27.03.2017 по делу № ЭА-368/2017, Новосибирского УФАС от 23.09.2015 № 08-01-373, письмо ФАС от 01.07.2016 № ИА/44536/16).

Если используете нестандартные показатели, то обоснуйте, почему нельзя применять ГОСТы. Не обоснуете – контролеры оштрафуют на 3000 руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП. 

Правило 3. Не объединяйте в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, работы и услуги. Если объедините несвязанные объекты закупки, нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Контролеры не только оштрафуют, но и отменят закупку.

Пример: Заказчик закупал строительные работы и шприцы

Заказчик закупал работы по реконструкции помещения. В описание объекта закупки включил строительно-монтажные работы и товары: камеры видеонаблюдения, устройства цифровой регистрации, медицинские шкаф и кушетку, одноразовые шприцы.

Специалисты ФАС по жалобе участника проверили закупку и указали: товары не связаны со строительно-монтажными работами, поэтому заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание отменить протоколы закупки, внести изменения в аукционную документацию и назначить новую дату для подачи заявок (решение Крымского УФАС от 18.07.2017 № 06/2171-17).

Если продукция технологически и функционально связана, заказчик вправе купить ее одним лотом. Например, покупайте совместно компьютеры и программное обеспечение (п. 3 Обзора Президиума Верховного суда от 28.06.2017).

Правило 4. Не устанавливайте требования к характеристикам объекта закупки, которые на момент подачи заявки участнику неизвестны. Описать в заявке состав, технологию производства товара участник сможет только после испытаний. Чтобы испытать товар, он должен товар произвести или купить. Однако претендент не обязан иметь товар на складе – такого требования в Законе № 44-ФЗ нет. ФАС рекомендует в описании объекта закупки не указывать:

  • химический состав;

  • компоненты;

  • технологию производства, испытания;

  • показатели, значения которых можно узнать испытаниями.

Позицию антимонопольной службы поддержал Верховный суд (п. 3 письма ФАС от 01.07.2016 № ИА/44536/16 и решение Верховного суда от 09.02.2017 № АКПИ16-1287).

Пример: заказчик описал химический состав товара

Заказчик закупал работы по ремонту дорог. В числе товаров для ремонта – стальные заготовки. Заказчик описал состав заготовок: содержание углерода, кремния, марганца, хрома. Определить химический состав можно, только если испытать товар (решение Краснодарского УФАС от 15.05.2017 № ЭА-740/2017).

Правило 5. Не устанавливайте требования к ресурсам и квалификации участника. Нельзя требовать, чтобы участник обладал производственными мощностями, технологическим оборудованием, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства товара, выполнения работы или оказания услуги, которые являются объектом закупки. Кроме того, не устанавливайте в описании объекта закупки требования к квалификации, опыту и деловой репутации участника закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 6. Не устанавливайте требования к производителю товара. Запрет закреплен в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. В том числе нельзя указывать название организации и страну, в которой производитель находится. Если пропишете требования к производителю, контролеры оштрафуют.

Пример: Заказчик указал требования к стране производителя товара

Например, заказчик закупал оригинальные картриджи для принтера. В техническое задание включил условие к стране производителя продукции – Германия. При этом контракт заказчик заключил с участником, который предложил товар с необходимыми характеристиками, но итальянского производителя. Антимонопольная служба признала, что заказчик утвердил документацию аукциона с нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Наказание – штраф 3000 руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП (решение ФАС от 01.03.2017 № П-15/17).

Правило 7. Не включайте в описание объекта отличительные признаки:

  • товарные знаки (кроме исключений);

  • знаки обслуживания;

  • фирменные наименования;

  • патенты;

  • полезные модели;

  • промышленные образцы;

  • название страны происхождения товара.

Запрет установлен пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, нельзя писать так:

AMD – это производитель, а в описании объекта закупки указывать производителя нельзя. Windows – товарный знак, указывать марку можно только с фразой «или эквивалент».

Если в описании объекта закупки незаконно укажете, например, товарный знак или фирменное наименование, то ФАС отменит закупку и оштрафует контрактного управляющего или работника контрактной службы (решения Челябинского УФАС от 29.01.2015 № 21-ж/2015, Новосибирского УФАС от 19.08.2015 № 08-01-317, постановление Коми УФАС от 26.01.2015 № ЗШ 04-01/15).

Ситуация: вправе ли заказчик указать в техническом задании цвет товара

Да, вправе. Однако учтите, что участник закупки может обжаловать в ФАС описание объекта закупки с цветом товара.

Для некоторых товаров цвет – принципиальная характеристика, так как отражает качественные и функциональные свойства продукции. В этом случае указывайте цвет, чтобы провести закупку максимально эффективно согласно статье 12 Закона № 44-ФЗ. Например, закупаете краску или цвет товара указан в ГОСТ. Еще пример: заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из участников подал в контрольный орган жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной. Синий цвет – наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции (решение Новосибирского УФАС от 12.05.2015 № 08-01-171).

Если цвет не влияет на свойства товара, контролеры занимают разные позиции. Например, заказчик установил требование к цвету моющего средства – насыщенный синий. ФАС признала такое требование необоснованным. В другом случае заказчик закупал кресла-коляски с цветом рамы «серебристый металлик». Один из участников подал жалобу в ФАС. Однако специалисты антимонопольной службы не нашли нарушений. Судьи также решили, что требования к цвету не ограничивают конкуренцию. Судья пояснил, что заказчик вправе самостоятельно определить параметры и характеристики товара, которые отвечают его потребностям (решение, предписание Новосибирского УФАС от 30.05.2017 № 08-01-160, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2015 № Ф04-18610/2015, А70-9217/2014).

Ситуация: можно ли в техническом задании указывать наименование издательства и подписной индекс

Нет, нельзя. Подписной индекс изданию присваивает конкретный распространитель или издатель подписных каталогов, например «Почта России» или «Роспечать». Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.11.2001 № 759. Если укажете в техническом задании наименование издательства и подписной индекс, то создадите преимущества конкретным участникам и ограничите конкуренцию. Это нарушение статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтвердил Арбитражный суд Республики Марий Эл в решении от 28.10.2014 № А38-4158/2014. Читайте подробнее о закупке печатных изданий.

Ситуация: можно ли объединять в одной закупке реконструкцию дорог в разных муниципальных образованиях

Заказчик не вправе объединять в одной закупке работы по реконструкции дорог, которые расположены в разных муниципальных образованиях и не связаны между собой. Если объедините в одной закупке такие работы, ограничите конкуренцию. Следовательно, нарушите статью 8 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Такую позицию высказали ФАС и суд.

Антимонопольная служба признала, что заказчик неправомерно объединил в один лот работы по ремонту различных дорог, которые функционально и технологически между собой не связаны. Специалисты УФАС пояснили, что, согласно карте географической местности, участки автомобильных дорог не связаны и не пересекаются друг с другом, находятся в различных территориальных образованиях Челябинской области. Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, каждая из указанных автомобильных дорог представляет собой отдельный дорожный объект в рамках дорожной сети региона. На этом основании УФАС Челябинской области признало действия заказчика неправомерными. Суд поддержал позицию антимонопольного органа (решение Челябинского УФАС от 26.04.2017 № 184, 185, 186-ж/2017, 109-ВП/2017, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 № А76-11197/2017).

В каких случаях заказчик вправе указать товарный знак

В Законе № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик вправе указать товарный знак при описании объекта закупки. Пропишите товарный знак в одной из трех ситуаций:

  1. Вместе с товарным знаком указали фразу «или эквивалент».
  2. Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.
  3. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже применяете.

Во втором и третьем случаях писать фразу «или эквивалент» не нужно, а перечислять характеристики объекта закупки не обязательно, так как закупаете продукцию с конкретным товарным знаком. Правило следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, разъяснений специалистов Минэкономразвития в письмах от 21.08.2015 № Д28и-2516 и от 17.03.2015 № Д28и-730.

Слова «или эквивалент» добавляйте только к товарному знаку. Нельзя, к примеру, указать полезную модель или промышленный образец и приписать фразу «или эквивалент». Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик закупал на электронном аукционе расходные медицинские материалы. Среди товара – пеленки из материала «СММС или эквивалент». СММС – это не товарный знак, а технология производства материалов, которая доступна на рынке. Специалисты антимонопольной службы указали, что заказчик не должен использовать оборот «или эквивалент», так как эту фразу добавляют к товарному знаку (решение Новосибирского УФАС от 13.01.2017 № 08-01-12).

Когда указываете товарный знак с фразой «или эквивалент», установите параметры эквивалентности – максимальные и минимальные значения, показатели, которые менять нельзя. Если участник предлагает эквивалентный товар, проверьте, какие конкретные показатели товара указаны, отвечают ли они значениям эквивалентности из документации (ч. 2 ст. 33, подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Пример: описание объекта закупки со словами «или эквивалент»

Заказчик закупает бумагу для офисной техники. Контрактный управляющий описал товар в техническом задании в виде таблицы.

При описании объекта закупки учитывайте, что товарный знак и торговая марка – разные понятия. Товарный знак – это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в государственном реестре товарных знаков, выдают свидетельство. Торговая марка – это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара. Следовательно, два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак, организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).

Ситуация: можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей

Да, если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете. Закон № 44-ФЗ разрешает указывать в описании объекта закупки товарный знак картриджей без слов «или эквивалент», если необходимость или целесообразность использования оригинальных картриджей предусмотрена технической документацией на оборудование. Если такой необходимости нет, то указывайте товарный знак с фразой «или эквивалент». Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Например, заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». Антимонопольная служба признала такие действия нарушением. Доводы контролеров: заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек. Однако судья пояснил, что статья 33 Закона № 44-ФЗ не обязывает заказчика прописывать в документации такую информацию. Подобное дело рассмотрел и Верховный суд. Судья посчитал, что заказчик правомерно указал производителя картриджей в документации, поскольку закупал расходные материалы к оборудованию, которым пользуется (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 05АП-6479/2015 и определение Верховного суда от 25.05.2015 № 306-КГ15-5401, А65-14066/2014).

Как оформить описание объекта закупки

Опишите объект закупки так, чтобы участник смог точно определить, что закупаете, а также на каких условиях проводите закупку. Для этого оформите техническое задание, а при закупке работ на объекте капитального строительства – сформируйте проектную документацию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ

Комментарии закрыты