Особенности участия в торгах, организованных с применением национального режима (44-ФЗ и 223-ФЗ)
Национальный режим представляет собой ряд ограничительных мер и ценовых преференций, не позволяющий заказчикам тендерных процедур приобретать иностранные товары при условии наличия российских эквивалентов.
Он направленн на поддержку российских производителей товаров (исполнителей работ, поставщиков услуг). Репрессии против импортных товаров двух видов: запрет и приоритет российским эквивалентам. Как же заказчику узнать, может ли он приобретать по тендерной схеме импортный товар?
С этой целью правительство обязало Минпромторг выдавать заключение об отсутствии производства тех или иных товаров на территории РФ. Минпромторгом разработаны, в частности, реестры российской радиоэлектронной продукции, российской промышленной продукции, чтобы заказчик мог выбрать из них требуемые ему товары. А если их там не окажется, он обратится в Минпромторг за вышеупомянутым заключением и разместит соответствующую информацию в извещении.
Таким образом, заказчик получает право на приобретение, например, импортного сетевого коммутатора только в случае отсутствия его российского эквивалента того же класса, обладающего не худшими характеристиками.
Рассмотрим поподробнее действия участника в торгах, организуемых в соответствии с Постановлением Правительства 878 от 10.07.2019 г. (ПП-878).
Итак, заказчик размешает в ЕАИС процедуру: аукцион на поставку жестких дисков, например. Поскольку жесткие диски в России не производятся, Закачик размещает в извещение обоснование невозможности применения ПП-878. И все участники предлагают в заявках китайские либо малайзийские жесткие диски с требуемыми ему параметрами.
Если же заказчик умышленно или вследствие недостаточной компетентности своей контрактной службы не разместит в извещении вышеуказанное обоснование, что тогда делать участникам. Некоторые просто не станут участвовать, особенно если тендер не очень вкусный. Другие пожалуются в ФАС, после чего заказчик будет наказан в административном порядке. А третьи (наиболее опытные) все же примут участие, но в составе второй части заявки приложат документ, который они могут назвать, например, «обоснованием невозможности исполнения требований ПП-878». Заказчик уже не решится отклонить заявку, зная, что его ждет повторное размещение процедуры и штраф, если участник решит обратиться в ФАС.
ПП-878 взаимно увязано с ПП-925. Смысл увязки заключается в поддержке радиоэлектронной продукции, выпускаемой в России посредством предоставления преференции в размере 30$ от цены контракта тем участникам закупки, которые предложат товар российского происхождения. И хотя аналогичная китайская (малайзийская) продукция стоит в среднем на 20% российской, участникам будет выгодней поставлять российский товар.
Что касается ПП-617, то оно запрещает участникам поставлять импортную продукцию для государственных и муниципальных учреждений, включенную в перечень, размещенный в приложении к нему. ПП-617 увязано с ПП-616 и ПП-719. Если товар входит в перечень, предусмотренный данным постановлением, то участнику требуется предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции Минпромторга. На продукцию же, не входящую в данный перечень, ПП-617 не распространяется. Прежде чем отказываться от участия в тендере, проводимом в соответствии с ПП-617, участнику целесообразно убедиться, правомерно ли его применил Заказчик. Ведь оно применяется только в том случае, если все закупаемые в рамках лота товары (а не их часть), входят в перечень, предусмотренный данным постановлением.
Пример 1
Заказчик разместил в ЕАИС документацию на аукцион, проводимый в соответствии с законом 44-ФЗ. Объектом закупки был гончарный круг. В извещении Заказчик умышленно или по невнимательности применил ПП-617. Автор приложил ко во второй части заявки обоснование о неприменимости данного ПП, поскольку ОКПД2, которое соответствует оборудованию для производства гончарных изделий отсутствует в перечне, предусмотренном ПП-617. Неизвестно, добавили ли подобные обоснования ко вторым частям заявок другие заказчики, но ни одна заявка не была отклонена. Заказчик признал таким образом свою вину.
ПП-616 является, пожалуй, самым проблемным для участия в тендерных процедурах, проводимых в соответствии с 44-ФЗ. Правда, его действие распространяется только на государственных и муниципальных заказчиков, так что вы не найдете упоминания об этом ПП в извещениях к процедурам, проводимым в соответствии с законом 223-ФЗ. Но уж если процедура проводится в соответствии с 44-ФЗ и перечень закупаемых товаров полностью входит в перечень, предусмотренный данным постановлением, оно обязательно будет указано в извещении к процедуре. В некоторых случаях Заказчики, не желая сужать круг участников, специально добавляют в перечень закупаемых товаров, товар, отсутствующий в перечне данного постановления, делая его неприменимым. Или выбирают коды ОКПД2 на монтаж, например, занавесов или штор, с поставкой товара. А такие коды ОКПД2 в перечень, предусмотренный ПП-616 не включены.
Но в случаях, когда Заказчику необходимо ограничить круг участников, данное ПП подходит как нельзя лучше. Ведь участнику опасно просто скачать любую выписку из РРПП и представить ее в составе второй части заявки Заказчику. Он должен сначала заключить соглашение (хотя бы устное) с поставщиком, включенным в РРПП, и выпускающим все приобретаемые для Заказчика товары.
Незнакомый ему поставщик может заломить за товар огромную цену, которая не только может оставить участника, выигравшего тендер, без прибыли, но и увести его в минус. Если же один поставщик выпускает не всю требуемую заказчику номенклатуру, участнику придется договариваться с несколькими поставщиками. Широкое распространение получила и другая схема. Если цена «реестрового» поставщика (или реестровых поставщиков) участника не устраивает, он просто покупает у них право использовать выписку из РРПП и заключение Минпромторга, а также сертификаты. А товар приобретает у «нереестрового» производителя (необязательно российского).
Обход ПП-616 обходится поставщику гораздо дешевле, нежели закупка товара у избранных (реестровых) поставщиков. Может ли такой участник понести ответственность? В принципе, может, на деле врядли. И вот почему. Заказчику важно приобрести качественный товар по наиболее низкой цене. Добившись своего, он не станет терять время на проверку подлинности печати и подписи на той же выписке из РРПП. Законом предусмотрена возможность проведения экспертизы товара, вызывающего сомнения в качестве у Заказчика, но не подтверждения вышеуказанной выписки. Заказчик, особенно, если в РРПП включен только один поставщик, приобретаемого им товара (или включено мало поставщиков таких товаров) может послать запрос и выяснить, что победитель подделал документы, но что дальше.
Обращение в прокуратуру или арбитражный суд дивидендов ему не принесет. Даже если суд признает его правоту, то контракт будет расторгнут, победитель наказан за подделку документов, а заказчику придется проводить процедуру повторно. Если, конечно, поставщик не успеет к этому времени успешно завершить контракт. Вот и остаются поставщики нереестровых товаров безнаказанными. А в случае сговора победителя с реестровым поставщиком и покупки у него права на использования выписки из РРПП и заключения Минпромторга Закачику вообще крайне трудно что-нибудь предъявить победителю. Так реестровые поставщики компенсируют свои расходы на включение в РРПП.
К предоставлению выписок из РРПП во второй части заявки участникам надо отнестись с большой ответственностью. Если наименование ОКПД2 конкретно указывает на поставляемый товар, проблем с признанием заявки соответствующей законодательным требованиям по второй части обычно не возникает. А если наименование расплывчатое? Тут вполне возможны неожиданные отклонения заявок по второй части.
Пример 2
Заказчик применил ПП-616 в извещении к аукциону на поставку постельных принадлежностей. Номенклатура закупаемого товара состояла из четырех пунктов. В одном из пунктов было указано: покрывала для дивана. Участник представил во второй части заявки выписку из РРПП, в которой был указан точно такой же ОКПД2, но наименование товара звучало по-иному: «чехлы для диванов и кресел». Заказчик отклонил заявку по второй части. В настоящее время участник готовит жалобу в ФАС. Аргументы у него следующие. Во-первых, слова «покрывало» и «чехол» в словарях русского языка именуются синонимами. На официальных сайтах поставщиков можно найти наименования одного и того же товара: покрывало, чехол, покрывало (чехол). Таким образом, отказ принять выписку из РРПП выглядит ущемлением конституционных прав: поставщика продукции, подходящей Заказчику на поставку товара и участника аукциона, заявка которого была отклонена. Во-вторых, участник предварительно заключил соглашение с реестровым поставщиком, что позволило рассчитать цену аукционного снижения. У других же поставщиков товара с тем же ОКПД2 цена на момент подачи заявки была большей. Таким образом решение заказчика об отклонении заявки по второй части искусственно ограничило круг участников. Результат рассмотрения жалобы пока неизвестен.
Автор считает необходимым упомянуть и о Приказе Минфина №126н, устанавливающим приоритет для поставки российских товаров. Приказ увязан с ПП-1289 (в данной статье не рассматривается). Чтобы выполнить его требования, достаточно представить во второй части заявки декларацию о российском происхождении товаров.
В заключение автору хотелось бы отметить следующие моменты участия в торгах, организованных с применением национального режима:
- В первой части заявок обязательно указывать страны происхождения всех товаров (это касается и торгов, при которых национальный режим не применяется).
- внимательно изучать правомерность применения запретов/приоритетов заказчиками, поскольку они могут быть инструментами искусственного сужения круга участников.
- Если Заказчик применил приоритет/запрет правомерно, прилагать все необходимые документы во второй части заявки (декларации, выписку из РРПП и др.). В выписках из РРПП коды ОКПД2 и наименования товаров должны полностью совпадать с ОКПД2 и наименованиями товаров, указанными в перечне в тендерной документации Заказчика.
Комментарии закрыты