Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ (ГОСЗАКУПКИ по 44 ФЗ)

Госзакупки (Государственные закупки) по 44 ФЗ – это размещение заказов на поставку продукции или оказание услуг для нужд государственных или муниципальных органов по ФЗ №44 и иных организаций по ФЗ №223 по заранее указанным в договоре условиям и в строго оговоренные сроки. Информация о госзакупках по 44 ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

Поставщик (компания-победитель) при Государственных закупках по 44 ФЗ определяется исходя из принципов состязательности и прозрачности, что минимизирует возникновение коррупционного фактора при проведении госзакупок. Победителем становится поставщик, который удовлетворяет все требования заказчика и предлагает наиболее выгодные условия. Информация о победителе размещается на сайте zakupki.gov.ru

44 ФЗ И 223 ФЗ

Процедура Государственных закупок по 44 ФЗ регламентируется ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ от 2011 года. Разница между данными нормативными актами состоит в том, что ФЗ №44 применяется в случаях, когда заказчиками являются муниципальные или государственные учреждения, а также унитарные предприятия (исключения составляют те, которые признаны особо значимыми на высшем уровне).

ФЗ №223 используется, если в роли заказчиков выступают компании, доля государства в уставном капитале которых не менее 50%, компании-субъекты естественных монополий (например, РЖД), компании, деятельность которых является регулируемой (например, электроснабжение), а также унитарные предприятия, признанные особо значимыми на высшем уровне.  Информация о госзакупках по ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

Виды госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Все Госзакупки по 44 ФЗ можно разделить на две группы: конкурентные – с проведением торгов и обязательным наличием минимум двух поставщиков продукции; неконкурентные – без объявления торгов, с приобретением продукции у единственного поставщика.

Конкурентные Госзакупки

Конкурентные Госзакупки могут быть открытыми или закрытыми.

К открытым относятся: Электронный аукцион: сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС.

Все участники такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является цена, а его квалификация и прочие факторы не важны.

Открытый конкурс в Государственных закупках

Открытый конкурс: сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в ЕИС. В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика. К поставщикам и их документации выдвигаются одинаковые условия. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.

Двухэтапный конкурс в Государственных закупках

Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных обсуждений или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.

Запрос котировок в Государственных закупках

Запрос котировок: процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное. При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение. Запрос предложений: процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

К закрытым Госзакупкам относятся:

Закрытый аукцион: сведения о мероприятии не размещаются в ЕИС и СМИ. Запрещено использование электронных документов, видео- и аудиозаписей. Чаще всего закрытые аукционы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей. Закрытый конкурс: сведения о мероприятии направляются заказчиком ограниченному кругу поставщиков. Чаще всего закрытые конкурсы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.

Закрытый двухэтапный конкурс

Закрытый двухэтапный конкурс: аналог открытого двухэтапного конкурса с той разницей, что мероприятие проходит только при наличии тех поставщиков, которые были приглашены заказчиком.

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием: в мероприятии могут участвовать только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования.

Неконкурентные закупки

Неконкурентный вид Госзакупок – это закупка у одного поставщика. Преимуществом является то, что заказчик имеет возможность приобрести необходимую продукцию у конкретной компании с минимумом временных затрат и без сложностей, характерных для проведения торгов. В ФЗ №44  и №223 ФЗ содержится перечень оснований для неконкурентных закупок.

Среди них – закупки в малом объеме, заключение договора с естественными монополиями и т. д. В некоторых случаях заказчику придется обосновать свой выбор, указав на причину невозможности или нецелесообразности проведения торгов.

 Информация о Госзакупках по ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

Электронные симпатические чернила для заказчика

На какие только ухищрения не идут заказчики, чтобы отсечь "ненужных" поставщиков. Еще один пример "творческого подхода" заказчика к составлению технического задания обнаружился в решении УФАС по делу № 07-32-3202ЭП/18 от 12.02.2018 г.

ООО «М–Клининг» обжаловало действия закупочной комиссии Муниципального автономного учреждения культуры городского округа Красногорск «Парки Красногорска» (далее – Заказчик) при проведении закупки на "РТС-тендер" путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему содержанию ярмарочной площади у ДК Подмосковье, на сумму 4 611 089,47 руб. (извещение № 31705919611).

Кроме неправомерного отклонения заявок двух участников аукциона под надуманными предлогами, комиссия Московского областного УФАС обнаружила в техническом задании Заказчика интересную особенность. Далее цитата из решения УФАС:

"...значение показателя марка краски установлено таким образом, что при наступлении определенной даты значение «А и Б» изменяется в документации на «А или Б», что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе."

Иными словами, за день до окончания приема заявок при открытии технического задания, размещенного Заказчиком в формате xxx.doc, требуемые значения показателей для поз.9 "Краски" автоматически изменялись.

Госзакупки

И еще о Государственных закупках

Государственные закупки

1 июля 2019 года в России вступят в силу поправки в закон «О контрактной системе», по которым срок размещения извещения о закупке сокращается до 1 дня. Ценовой порог, допускающий проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (7 дней), повышается с 3 млн рублей до 50 млн рублей, а при закупках строительно-ремонтных работ – до 500 млн рублей.

Закон запрещает выплату аванса, если победивший в торгах участник предложил цену, которая по меньшей мере на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Если предмет контракта – строительство, реконструкция, капремонт, снос объекта, существенные условия контракта смогут изменяться при обстоятельствах, не зависящих от сторон и делающих невозможным исполнение контракта. Если подрядчик по своей вине не выполнил работы в срок, но заплатил штраф, срок может быть однократно изменен на срок, не превышающий срок исполнения контракта.

При расторжении контракта с победителем закупки заказчик может заключить его с участником, получившим второй номер.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «принятые дополнительно поправки упростят конкурсные процедуры, в том числе для малого бизнеса, а также облегчат получение лекарств тяжелобольным людям». В частности, закупку лекарств на сумму до 1 млн рублей можно будет осуществлять без проведения конкурсных процедур. Речь идет о препаратах, которые назначаются по решению врачебной комиссии, например, в случае индивидуальной непереносимости аналогов. Сейчас такие закупки можно делать на сумму, не превышающую 200 тыс. рублей.

 

Описание объекта Госзакупки (тех.задание)

В закупочной документации аукциона на заказ в котором используются или поставляются товары (физически осязаемые вещи) должны быть явно приложены требования заказчика к этим товарам. 
Смета, дефектная ведомость, обоснование НМЦ, и даже техническое задание не являются требованиями к качеству товаров по умолчанию, если об этом прямо не заявлено в инструкции по заполнению заявки. 
Гипотетически заказчик может и не предъявлять никаких требований к товарам, но тогда ему ожидаемо поставят самое худшее из возможных. 
При наличии требований участники пишут свои предложения из которых и состоит первая часть аукционной заявки. 
Заказчик проверяет предложения участников на их соответствие своим требованиям до аукциона и отклоняет не прошедших такую проверку. Первые части заявок по умолчанию анонимны.

Также эта статья посвящена написанию технических заданий(ТЗ) в целом. 
Это действительно сложная тема, требующая постоянной борьбы с ленью человеческого мозга. 
Начнём с мыслей о том, как люди ходят в магазин за йогуртом. Ленивый мозг выбирает наиболее "красивый" , тот на котором нарисованы сочные фрукты, чьё название приятно ласкает слух, ассоциируется со скандинавией, или очень часто повторялось по телевизору... 
Большинство людей производят эмоциональную (то есть очень глупую) оценку товара. 
И лишь немногие "зануды", либо молодые мамы, берут этот йогурт, переворачивают, и вместо сочной картинки начинают читать его состав. Какая жирность? Нет ли там крахмала? Растительных жиров (пальмового масла)?

Так вот, закон требует от закупщиков производить рациональную (то есть умную) оценку и описание товара. 
Как это не прискорбно, тяжело и очень лень, но только с помощью скучных технических показателей (в основном в цифре) определяется и описывается качественный товар для качественного выполнения гос.задач. Строго говоря это и есть основная работа закупщика: отличать хороший товар от плохого, плюс считать насколько хороший позволяет закупить бюджет. 
Сенсация! "Заполнение тонны отвратных бумажек" не является сутью работы закупщика!

Грамотный (занесённый в красную книгу) Госзаказчик выявляет критически важные для него потребительские свойства товара (не обязательно все) и указывает их худшие допустимые значения. Если его волнует только жирность йогурта, то он пишет "не более 4%". Если мы имеем дело с гениальным закупщиком, то он ещё и напишет "не должен содержать крахмал и растительные жиры". 
И уж конечно этот редкий представитель человеческого рода никогда не указывает на название, бренд, фирму (юридически: товарный знак) этого йогурта (исключения ниже). Одна из основных задач закупщика - поддерживать конкуренцию: равные возможности для разных поставщиков.

Ленивый мозг: "Окей, ребята, я всё понял! Мне нельзя указывать товарный знак, нужно писать тех показатели. Сейчас я скачаю из интернета спецификацию нужного мне товара, скопирую её полностью (кроме бренда) в тех.задание и буду отдыхать. Правильно же?".

Нет, неправильно. 
Давайте рассмотрим товар холодильник. В его спецификации указаны (например) такие уникальные параметры как габариты (размеры) в миллиметрах. Если вы бездумно скопировали эти размеры в ТЗ(техзадание), то участники теперь обязаны вам поставить именно такой холодильник с точностью до миллиметра. И такое ТЗ ограничивает конкуренцию, нарушает закон.
Да, можно взять показатели из данных понравившегося товара, но... 
Очень глупо(и заказчик не обязан) перечислять абсолютно все показатели. Если речь идёт об обычном бытовом двухкамерном холодильнике то какая разница сколько его высота в миллиметрах? 
*Если у вас ниша под холодильник ограниченных размеров, то да, вы осознанно ограничиваете размеры в ТЗ. 
Очень полезно сопроводить данные (часть данных) расширительными формулировками ("более-менее" ,"от-до" итп), что бы участники могли представить любой товар, обладающий минимально допустимыми или более лучшими потребительскими характеристиками.

Ленивый мозг: "Что-то я совсем устал! Давайте я просто побольше напишу разной юридической воды типа:
"должно соответствовать требованиям законодательства, ГОСТ, СанПин, СНИП...", тогда всё будет выглядеть ну очень солидно и по-государственному, а я не буду ковыряться в этих нудных показателях, а лучше пойду отдохну!".

Стремление набить закупку всякой туфтой для придания ей "умно-государственного" вида и объёма является особо-тяжким следствием назначения на контрактную работу людей с особо-ленивым мозгом.
Закупочная документация вообще и техническое задание в частности это не школьное сочинение! Они не должны выглядеть "объёмно", "солидно" или "как у всех". Они должны не выглядеть, а быть точными.
Если ТЗ логически состоит из одной строчки "платки хлопчатобумажные 20х20 см", то и не нужно городить огород (эта строчка просто включается в контракт и всё). 
Давно замечена прямая зависимость: чем больше (и типа "солидней") заведение - тем больше по объёму и соответственно нелепее по содержанию, его закупочная документация. И это не потому что йогурт для какого-нибудь пафосного департамента логически нужно описывать на трёх страницах, а для детского садика сойдёт и три строчки, нет. Просто в департаменте сидит целый закупочный отдел, которому нужно изображать свою исключительную занятость.

Ленивый мозг: Ну а как же легендарное "должно соответствовать ГОСТ"?
Все существующие товары в РФ должны соответствовать ГОСТ без "ценных указаний" контрактных управляющих. 
"Требования" "соблюдать гост" так же юридически "значимы", как требования соблюдать Уголовный Кодекс, написанные дворником на заборе, то есть являются в лучшем случае напоминанием, а на самом деле - пустозвонством, имитацией работы.

Лирическое отступление: У некоторых производителей товаров слово "гост" используется в товарных знаках и даже рекламе. Предполагается, что люди купят сосиски "гост", думая, что они какие-то особо-качественные, а те, которые не называются "гост" - видимо наоборот. 
Масштаб этого заблуждения сложно переоценить: 
ГОСТ это минимально допустимые (то есть самые плохие) потребительские характеристики которые только можно производить и продавать в стране, и этому минимуму (например содержанию мяса) обязаны соответствовать все сосиски. 
Немалое количество отвратного по качеству ***на, поставляемого, например, в армию, тюрьмы итп вполне соответствует ГОСТ... второму сорту*. 
Таким образом, гордое заявление производителей о том, что они соответствуют ГОСТ, имеет такую же рекламную ценность, как если бы я (как юрист) хвалился соблюдением Уголовного Кодекса, то есть тем, что я не убиваю бабушек топором.

*Важно: если ГОСТ предусматривает марки или сорта, заказчику нужно указать (например)"сорт высший" или "не ниже первого". То есть разобраться в товаре и принять решение: хочет ли он качественнее или дешевле.

Трусливый мозг:"Но ведь все копируют эту бурду про госты! Как же я смогу иначе?".
Да, быть не таким как все критически тяжело. Можно хитрить: Соберите все эти параграфы из серии "должно соответствовать ..." в отдельный документ и назовите его "Напоминание о существующих НПА", потому что вы не можете включать как лампочку по своему желанию ни ГОСТы, ни санпины, ни УК. Можете только напоминать об их существовании.

Очень распространённой ошибкой является мысль, что контрактный управляющий способен (должен) разбираться во всех категориях товаров и услуг. Это невозможно. 
Совершенно естественно, необходимо и законно привлекать к составлению сложных технических заданий и требований к товарам специалистов из соответствующих областей, в том числе нанимать их на контрактной основе. 
Что бы не создавать тендер ради тендера (хотя такое возможно и иногда необходимо) - рекомендуется использовать для этих целей закупку у единственного поставщика 
("прямой контракт" на составление технического задания в котором предусмотрена ответственность авторов за него). 
Попытки самостоятельно "писать" тех.задания для ответственных заказов, не обладая соответствующей квалификацией, являются должностным преступлением (в том числе и бездумное копирование чужой документации). 
Впрочем здесь мы натыкаемся на трусливый мозг, который зачастую считает, что 
а)Любые связи с поставщиками до контракта греховны.
Конечно же это бред. ТЗ допускающее конкуренцию двух или более производителей на одну товарную позицию является полностью законным и это определяется логическим путём соотношения показателей. "Авторство" ТЗ юридического значения не имеет, точно так же как и "заточка" (на одного единственного производителя) является нарушением независимо от того, кто её писал, и независимо от того: был злой умысел, или это вышло "случайно". 
б)госденьги это нечто святое, а тратить их на консультации и учёбу - святотатство.
Слишком тяжёлое заблуждение, что бы комментировать в этой статье.

Согласно закону в аукционной документации должна быть:

Инструкция по заполнению заявки

Практика "применения" этого пункта - ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: "... в таких-то параметрах выбирать участнику",
в 99% госзаказов мы найдём абсурдное : 
"Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают". 
Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком. 
Точно так же как и с "гостами": 
Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.
И точно так же как и с "гостами": 
Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан. 
Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы, 
а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения.
В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы: 
"Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям."
В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней: 
"Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка.
Перечисление показателей через знак "/" означает, что участник может выбрать только один показатель из списка."

- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком.

Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов: 
В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется). 
Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий). 
Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в предложении
1. Товарный знак Samsung * товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
... ... ... ...

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. 
"Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент"
Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты).
Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, "закупка краски водоэмульсионной", "закупка холодильника".
***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик. 
Исключения (там где можно и нужно указывать "фирму"): 
- запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал); 
- если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать "Страдивари".

Товар холодильник
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в согласии
1. Товарный знак Samsung ничего не пишет товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
2. объём 200л не менее 200л 245 литров
3. количество камер 2 2 2
4. класс энергопотребления  А не ниже А А
5. кол-во рабочих циклов  более 20 000 более 20 000 более 20 000
6. температурный режим  от -10 до +5 не хуже чем от -10 до +5  от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа "минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до"итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы "А+", "А super-eco" итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: 
никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки "более-менее ", показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.
Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара - это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример "молоко". Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что? 
Бодрый мозг: "Ограничение конкуренции!" 
Правильно. Но с точки зрения заказчика его поварам неудобно работать с бидонами, а ещё в бидонах хуже хранится итд итп... 
Юридически однозначного решения здесь нет. Как и нет повода для войны и ненависти. Если участник решит обжаловать требование к упаковке молока ,то только местное УФАС решит можно так или нельзя в этом конкретном случае.

Техническое задание

Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий). Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя. Если в закупочной документации отсутствует техническое задание, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.

Основные требования к техническому заданию Требования к техническому заданию по 44-ФЗ, формальный вид и содержательная часть документа не регламентируются действующим законодательством. Однако ст. 33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст. 33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов. Пример технического задания по 44-ФЗ, образец которого можно скачать ниже, продемонстрирует определенные правила, действующие в отношении описания объекта закупки: Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ. Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством. В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений. Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца. В том случае, если ОЗ — лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП. Техзадание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ. Запрещено в описании объекта закупки указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч.

Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками. Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты. При отсутствии ГОСТов и регламентов на товары, работы, услуги, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016). В том случае, если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта. Далее представим образец формы технического задания по 44-ФЗ. Как составить техническое задание Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать: отраслевые нормативы; технико-технологические условия; госстандарты; методические разработки министерств и ведомств. Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий. Так как техническое задание (образец) по ФЗ-44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам. Техническое задание — это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры: Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору. Сведения о заказе.

В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования. Описание ОЗ. Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа. Сроки поставки ТРУ. Гарантийный срок. Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости). При разработке условно можно выделить три этапа. На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа. Второй этап — основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ. На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС. Рекомендации по составлению технического задания Содержательная часть ТЗ напрямую зависит от объекта закупки и от конкретных потребностей организации-заказчика. После изучения технического задания каждый участник торгов должен четко понимать значения показателей, необходимых заказчику. Такие данные он и должен отражать с своей заявке. Предлагаем специалистам организаций-заказчиков свод базовых рекомендаций, которым можно следовать для подготовки корректного ТЗ. Техзадание должно быть тесно взаимосвязано с инструкцией по заполнению заявки. Все термины, которые включены в техническое задание, должны быть упорядочены, а инструкция по составлению заявок должна легко читаться и адекватно восприниматься потенциальным поставщиком. При этом судебная практика расценивает заявки, затрудняющие восприятие и не содержащие соответствие объекта закупки и инструкции по формированию заявок, как ограничивающие конкуренцию. Специалисту надлежит указывать, когда значение диапазонного показателя не должно изменяться. Диапазонные показатели должны быть максимально приближены к реальности. Заказчик может определить диапазонный показатель как набор из минимального и максимального значений, а участник заказа выбирает конкретное значение в указанных рамках. Либо же заказчик должен определить, что значение диапазонного показателя не может изменяться, а потенциальный поставщик указывает в заявке диапазон в неизменном виде. Ошибки при установлении диапазонных показателей сводятся к неправильному или недостаточно четкому выбору между указанными альтернативами. При этом вариант «по умолчанию» — это первый вариант, когда участнику закупки нужно указать в заявке конкретное значение показателя. Все альтернативные значения показателей должны быть реальными.

По общему правилу не стоит устанавливать требование о соответствии техническим условиям, это также признается судами ограничением конкуренции. Если заказчик устанавливает требования к цветовым характеристикам товара, то они должны быть обоснованными и целесообразными. Запрещается устанавливать требования к участнику заказа и его ресурсам (ч. 3 ст. 33). Запрещается закупать ТРУ, которые не соблюдают законодательные требования к энергоэффективности. Это грозит заказчику штрафными санкциями. Если в заказе присутствует необходимость изображения или эскиза, то лучше его предоставить в составе ТЗ. Главное, что должен помнить заказчик, — все показатели ТЗ должны позволить потенциальным поставщикам, участвующим в торгах, определить реальные потребности организации в определенных товарах, работах, услугах.

Видео

 

 

Комментарии закрыты