Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ (ГОСЗАКУПКИ по 44 ФЗ)

Госзакупки (Государственные закупки) по 44 ФЗ – это размещение заказов на поставку продукции или оказание услуг для нужд государственных или муниципальных органов по ФЗ №44 и иных организаций по ФЗ №223 по заранее указанным в договоре условиям и в строго оговоренные сроки. Информация о госзакупках по 44 ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

Закупки производятся на всей территории РФ, во всех федеральных округах по единому законодательству. Список федеральных округов и субъектов Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Поставщик (компания-победитель) при Государственных закупках по 44 ФЗ определяется исходя из принципов состязательности и прозрачности, что минимизирует возникновение коррупционного фактора при проведении госзакупок. Победителем становится поставщик, который удовлетворяет все требования заказчика и предлагает наиболее выгодные условия. Информация о победителе размещается на сайте zakupki.gov.ru. Закупки малого объема.

44 ФЗ И 223 ФЗ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Процедура Государственных закупок по 44 ФЗ регламентируется ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ от 2011 года. Разница между данными нормативными актами состоит в том, что ФЗ №44 применяется в случаях, когда заказчиками являются муниципальные или государственные учреждения, а также унитарные предприятия (исключения составляют те, которые признаны особо значимыми на высшем уровне).

ФЗ №223 используется, если в роли заказчиков выступают компании, доля государства в уставном капитале которых не менее 50%, компании-субъекты естественных монополий (например, РЖД), компании, деятельность которых является регулируемой (например, электроснабжение), а также унитарные предприятия, признанные особо значимыми на высшем уровне.  Информация о госзакупках по ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

Виды госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Все Госзакупки по 44 ФЗ можно разделить на две группы: конкурентные – с проведением торгов и обязательным наличием минимум двух поставщиков продукции; неконкурентные – без объявления торгов, с приобретением продукции у единственного поставщика.

Конкурентные Государственные закупки

Конкурентные Государственные закупки могут быть открытыми или закрытыми.

К открытым относятся: Электронный аукцион: сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС.

Все участники такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является цена, а его квалификация и прочие факторы не важны.

Открытый конкурс в Государственных закупках

Открытый конкурс: сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в ЕИС. В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика. К поставщикам и их документации выдвигаются одинаковые условия. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.

Двухэтапный конкурс в Государственных закупках

Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных обсуждений или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.

Запрос котировок в Государственных закупках

Запрос котировок а Государственных закупках: процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное. При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение. Запрос предложений в Государственных закупках: процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

К закрытым Государственным закупкам относятся:

Закрытый аукцион в Государственных закупках: сведения о мероприятии не размещаются в ЕИС и СМИ. Запрещено использование электронных документов, видео- и аудиозаписей. Чаще всего закрытые аукционы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей. Закрытый конкурс: сведения о мероприятии направляются заказчиком ограниченному кругу поставщиков. Чаще всего закрытые конкурсы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.

Закрытый двухэтапный конкурс

Закрытый двухэтапный конкурс в Государственных закупках: аналог открытого двухэтапного конкурса с той разницей, что мероприятие проходит только при наличии тех поставщиков, которые были приглашены заказчиком.

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием: в мероприятии могут участвовать только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования.

Неконкурентные Государственные закупки

Неконкурентный вид Госзакупок – это закупка у одного поставщика. Преимуществом является то, что заказчик имеет возможность приобрести необходимую продукцию у конкретной компании с минимумом временных затрат и без сложностей, характерных для проведения торгов. В ФЗ №44  и №223 ФЗ содержится перечень оснований для неконкурентных закупок.

Среди них – закупки в малом объеме, заключение договора с естественными монополиями и т. д. В некоторых случаях заказчику придется обосновать свой выбор, указав на причину невозможности или нецелесообразности проведения торгов.

 Информация о Госзакупках по ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ размещается на сайте zakupki.gov.ru

Электронные симпатические чернила для заказчика

На какие только ухищрения не идут заказчики, чтобы отсечь "ненужных" поставщиков. Еще один пример "творческого подхода" заказчика к составлению технического задания обнаружился в решении УФАС по делу № 07-32-3202ЭП/18 от 12.02.2018 г.

ООО «М–Клининг» обжаловало действия закупочной комиссии Муниципального автономного учреждения культуры городского округа Красногорск «Парки Красногорска» (далее – Заказчик) при проведении закупки на "РТС-тендер" путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему содержанию ярмарочной площади у ДК Подмосковье, на сумму 4 611 089,47 руб. (извещение № 31705919611).

Кроме неправомерного отклонения заявок двух участников аукциона под надуманными предлогами, комиссия Московского областного УФАС обнаружила в техническом задании Заказчика интересную особенность. Далее цитата из решения УФАС:

"...значение показателя марка краски установлено таким образом, что при наступлении определенной даты значение «А и Б» изменяется в документации на «А или Б», что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе."

Иными словами, за день до окончания приема заявок при открытии технического задания, размещенного Заказчиком в формате xxx.doc, требуемые значения показателей для поз.9 "Краски" автоматически изменялись.

Госзакупки

И еще о Государственных закупках

Государственные закупки

ПОПРАВКИ В ЗАКОНЕ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ

1 июля 2019 года в России вступят в силу поправки в закон «О контрактной системе», по которым срок размещения извещения о закупке сокращается до 1 дня. Ценовой порог, допускающий проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (7 дней), повышается с 3 млн рублей до 50 млн рублей, а при закупках строительно-ремонтных работ – до 500 млн рублей.

Закон запрещает выплату аванса, если победивший в торгах участник предложил цену, которая по меньшей мере на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Если предмет контракта – строительство, реконструкция, капремонт, снос объекта, существенные условия контракта смогут изменяться при обстоятельствах, не зависящих от сторон и делающих невозможным исполнение контракта. Если подрядчик по своей вине не выполнил работы в срок, но заплатил штраф, срок может быть однократно изменен на срок, не превышающий срок исполнения контракта.

При расторжении контракта с победителем закупки заказчик может заключить его с участником, получившим второй номер.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «принятые дополнительно поправки упростят конкурсные процедуры, в том числе для малого бизнеса, а также облегчат получение лекарств тяжелобольным людям». В частности, закупку лекарств на сумму до 1 млн рублей можно будет осуществлять без проведения конкурсных процедур. Речь идет о препаратах, которые назначаются по решению врачебной комиссии, например, в случае индивидуальной непереносимости аналогов. Сейчас такие закупки можно делать на сумму, не превышающую 200 тыс. рублей.

Описание объекта Государственных закупках (тех.задание)

В закупочной документации аукциона на заказ в котором используются или поставляются товары (физически осязаемые вещи) должны быть явно приложены требования заказчика к этим товарам.

 
Смета, дефектная ведомость, обоснование НМЦ, и даже техническое задание не являются требованиями к качеству товаров по умолчанию, если об этом прямо не заявлено в инструкции по заполнению заявки. 

Гипотетически заказчик может и не предъявлять никаких требований к товарам, но тогда ему ожидаемо поставят самое худшее из возможных. 
При наличии требований участники пишут свои предложения из которых и состоит первая часть аукционной заявки. 

Заказчик проверяет предложения участников на их соответствие своим требованиям до аукциона и отклоняет не прошедших такую проверку. Первые части заявок по умолчанию анонимны.

Также эта статья посвящена написанию технических заданий(ТЗ) в целом.

 
Это действительно сложная тема, требующая постоянной борьбы с ленью человеческого мозга. 
Начнём с мыслей о том, как люди ходят в магазин за йогуртом. Ленивый мозг выбирает наиболее "красивый" , тот на котором нарисованы сочные фрукты, чьё название приятно ласкает слух, ассоциируется со скандинавией, или очень часто повторялось по телевизору... 
Большинство людей производят эмоциональную (то есть очень глупую) оценку товара. 
И лишь немногие "зануды", либо молодые мамы, берут этот йогурт, переворачивают, и вместо сочной картинки начинают читать его состав. Какая жирность? Нет ли там крахмала? Растительных жиров (пальмового масла)?

Так вот, закон требует от закупщиков производить рациональную (то есть умную) оценку и описание товара. 
Как это не прискорбно, тяжело и очень лень, но только с помощью скучных технических показателей (в основном в цифре) определяется и описывается качественный товар для качественного выполнения гос.задач. Строго говоря это и есть основная работа закупщика: отличать хороший товар от плохого, плюс считать насколько хороший позволяет закупить бюджет.

 
Сенсация! "Заполнение тонны отвратных бумажек" не является сутью работы закупщика!

Грамотный (занесённый в красную книгу) Госзаказчик выявляет критически важные для него потребительские свойства товара (не обязательно все) и указывает их худшие допустимые значения. Если его волнует только жирность йогурта, то он пишет "не более 4%". Если мы имеем дело с гениальным закупщиком, то он ещё и напишет "не должен содержать крахмал и растительные жиры". 
И уж конечно этот редкий представитель человеческого рода никогда не указывает на название, бренд, фирму (юридически: товарный знак) этого йогурта (исключения ниже). Одна из основных задач закупщика - поддерживать конкуренцию: равные возможности для разных поставщиков.

Ленивый мозг: "Окей, ребята, я всё понял! Мне нельзя указывать товарный знак, нужно писать тех показатели. Сейчас я скачаю из интернета спецификацию нужного мне товара, скопирую её полностью (кроме бренда) в тех.задание и буду отдыхать. Правильно же?".

Нет, неправильно. 
Давайте рассмотрим товар холодильник. В его спецификации указаны (например) такие уникальные параметры как габариты (размеры) в миллиметрах. Если вы бездумно скопировали эти размеры в ТЗ (техзадание), то участники теперь обязаны вам поставить именно такой холодильник с точностью до миллиметра. И такое ТЗ ограничивает конкуренцию, нарушает закон.
Да, можно взять показатели из данных понравившегося товара, но... 
Очень глупо (и заказчик не обязан) перечислять абсолютно все показатели. Если речь идёт об обычном бытовом двухкамерном холодильнике то какая разница сколько его высота в миллиметрах? 
*Если у вас ниша под холодильник ограниченных размеров, то да, вы осознанно ограничиваете размеры в ТЗ. 
Очень полезно сопроводить данные (часть данных) расширительными формулировками ("более-менее" ,"от-до" итп), что бы участники могли представить любой товар, обладающий минимально допустимыми или более лучшими потребительскими характеристиками.

Ленивый мозг: "Что-то я совсем устал! Давайте я просто побольше напишу разной юридической воды типа:
"должно соответствовать требованиям законодательства, ГОСТ, СанПин, СНИП...", тогда всё будет выглядеть ну очень солидно и по-государственному, а я не буду ковыряться в этих нудных показателях, а лучше пойду отдохну!".

Стремление набить закупку всякой туфтой для придания ей "умно-государственного" вида и объёма является особо-тяжким следствием назначения на контрактную работу людей с особо-ленивым мозгом.
Закупочная документация вообще и техническое задание в частности это не школьное сочинение! Они не должны выглядеть "объёмно", "солидно" или "как у всех". Они должны не выглядеть, а быть точными.

Если ТЗ логически состоит из одной строчки "платки хлопчатобумажные 20х20 см", то и не нужно городить огород (эта строчка просто включается в контракт и всё). 
Давно замечена прямая зависимость: чем больше (и типа "солидней") заведение - тем больше по объёму и соответственно нелепее по содержанию, его закупочная документация. И это не потому что йогурт для какого-нибудь пафосного департамента логически нужно описывать на трёх страницах, а для детского садика сойдёт и три строчки, нет. Просто в департаменте сидит целый закупочный отдел, которому нужно изображать свою исключительную занятость.

Ленивый мозг: Ну а как же легендарное "должно соответствовать ГОСТ"?

Все существующие товары в РФ должны соответствовать ГОСТ без "ценных указаний" контрактных управляющих. 
"Требования" "соблюдать гост" так же юридически "значимы", как требования соблюдать Уголовный Кодекс, написанные дворником на заборе, то есть являются в лучшем случае напоминанием, а на самом деле - пустозвонством, имитацией работы.

Лирическое отступление: У некоторых производителей товаров слово "гост" используется в товарных знаках и даже рекламе. Предполагается, что люди купят сосиски "гост", думая, что они какие-то особо-качественные, а те, которые не называются "гост" - видимо наоборот.

 
Масштаб этого заблуждения сложно переоценить: 
ГОСТ это минимально допустимые (то есть самые плохие) потребительские характеристики которые только можно производить и продавать в стране, и этому минимуму (например содержанию мяса) обязаны соответствовать все сосиски. 
Немалое количество отвратного по качеству ***на, поставляемого, например, в армию, тюрьмы итп вполне соответствует ГОСТ... второму сорту*. 
Таким образом, гордое заявление производителей о том, что они соответствуют ГОСТ, имеет такую же рекламную ценность, как если бы я (как юрист) хвалился соблюдением Уголовного Кодекса, то есть тем, что я не убиваю бабушек топором.

*Важно: если ГОСТ предусматривает марки или сорта, заказчику нужно указать (например)"сорт высший" или "не ниже первого". То есть разобраться в товаре и принять решение: хочет ли он качественнее или дешевле.

Трусливый мозг:"Но ведь все копируют эту бурду про госты! Как же я смогу иначе?".
Да, быть не таким как все критически тяжело. Можно хитрить: Соберите все эти параграфы из серии "должно соответствовать ..." в отдельный документ и назовите его

"Напоминание о существующих НПА", потому что вы не можете включать как лампочку по своему желанию ни ГОСТы, ни санпины, ни УК. Можете только напоминать об их существовании.

Очень распространённой ошибкой является мысль, что контрактный управляющий способен (должен) разбираться во всех категориях товаров и услуг. Это невозможно. 
Совершенно естественно, необходимо и законно привлекать к составлению сложных технических заданий и требований к товарам специалистов из соответствующих областей, в том числе нанимать их на контрактной основе.

 
Что бы не создавать тендер ради тендера (хотя такое возможно и иногда необходимо) - рекомендуется использовать для этих целей закупку у единственного поставщика 
("прямой контракт" на составление технического задания в котором предусмотрена ответственность авторов за него). 

Попытки самостоятельно "писать" тех.задания для ответственных заказов, не обладая соответствующей квалификацией, являются должностным преступлением (в том числе и бездумное копирование чужой документации). 

Впрочем здесь мы натыкаемся на трусливый мозг, который зачастую считает, что 

а)Любые связи с поставщиками до контракта греховны.
Конечно же это бред. ТЗ допускающее конкуренцию двух или более производителей на одну товарную позицию является полностью законным и это определяется логическим путём соотношения показателей. "Авторство" ТЗ юридического значения не имеет, точно так же как и "заточка" (на одного единственного производителя) является нарушением независимо от того, кто её писал, и независимо от того: был злой умысел, или это вышло "случайно". 
б) госденьги это нечто святое, а тратить их на консультации и учёбу - святотатство.
Слишком тяжёлое заблуждение, что бы комментировать в этой статье.

Согласно закону в аукционной документации должна быть:

Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки

Практика "применения" этого пункта - ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: "... в таких-то параметрах выбирать участнику", в 99% госзаказов мы найдём абсурдное : 
"Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают". 
Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком.

 
Точно так же как и с "гостами": 
Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.
И точно так же как и с "гостами": 
Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан. 
Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы, а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения.
В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы: 
"Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям."
В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней: 
"Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка.
Перечисление показателей через знак "/" означает, что участник может выбрать только один показатель из списка."

- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком.

Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов: 
В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).

 
Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).

 
Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.

Товар холодильник, начало
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в предложении
1. Товарный знак Samsung * товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
... ... ... ...

1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. 
"Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент"

Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты).
Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, "закупка краски водоэмульсионной", "закупка холодильника".

***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик. 
Исключения (там где можно и нужно указывать "фирму"): 
- запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал); 

- если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать "Страдивари".

Товар холодильник
показатель Заказчику понравился товар: Заказчик пишет в требованиях участник пишет в согласии
1. Товарный знак Samsung ничего не пишет товарный знак Ariston
страна происхождения - РФ
2. объём 200л не менее 200л 245 литров
3. количество камер 2 2 2
4. класс энергопотребления  А не ниже А А
5. кол-во рабочих циклов  более 20 000 более 20 000 более 20 000
6. температурный режим  от -10 до +5 не хуже чем от -10 до +5  от -15 до +8

2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа "минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до"итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.

3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.

4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы "А+", "А super-eco" итп

5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: 
никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки "более-менее ", показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.
Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.

Упаковка (фасовка) товара - это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример "молоко". Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что? 
Бодрый мозг: "Ограничение конкуренции!" 
Правильно. Но с точки зрения заказчика его поварам неудобно работать с бидонами, а ещё в бидонах хуже хранится итд итп... 
Юридически однозначного решения здесь нет. Как и нет повода для войны и ненависти. Если участник решит обжаловать требование к упаковке молока ,то только местное УФАС решит можно так или нельзя в этом конкретном случае.

Техническое задание ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий).

Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя. Если в закупочной документации отсутствует техническое задание, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.

Основные требования к техническому заданию в Государственных закупках

Требования к техническому заданию по 44-ФЗ, формальный вид и содержательная часть документа не регламентируются действующим законодательством. Однако ст. 33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст. 33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов. Пример технического задания по 44-ФЗ, образец которого можно скачать ниже, продемонстрирует определенные правила, действующие в отношении описания объекта закупки: Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.

Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством. В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений. Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца. В том случае, если ОЗ — лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП. Техзадание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ. Запрещено в описании объекта закупки указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. в Государственных закупках.

Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками. Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты. При отсутствии ГОСТов и регламентов на товары, работы, услуги, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016). В том случае, если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта. Далее представим образец формы технического задания по 44-ФЗ. Как составить техническое задание Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать: отраслевые нормативы; технико-технологические условия; госстандарты; методические разработки министерств и ведомств. Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий. Так как техническое задание (образец) по ФЗ-44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам. Техническое задание — это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры: Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору. Сведения о заказе.

В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования. Описание ОЗ. Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа. Сроки поставки ТРУ. Гарантийный срок. Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости). При разработке условно можно выделить три этапа. На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа. Второй этап — основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ. На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС.

Рекомендации по составлению технического задания Содержательная часть ТЗ напрямую зависит от объекта закупки и от конкретных потребностей организации-заказчика. После изучения технического задания каждый участник торгов должен четко понимать значения показателей, необходимых заказчику. Такие данные он и должен отражать с своей заявке. Предлагаем специалистам организаций-заказчиков свод базовых рекомендаций, которым можно следовать для подготовки корректного ТЗ.

Техзадание должно быть тесно взаимосвязано с инструкцией по заполнению заявки. Все термины, которые включены в техническое задание, должны быть упорядочены, а инструкция по составлению заявок должна легко читаться и адекватно восприниматься потенциальным поставщиком. При этом судебная практика расценивает заявки, затрудняющие восприятие и не содержащие соответствие объекта закупки и инструкции по формированию заявок, как ограничивающие конкуренцию. Специалисту надлежит указывать, когда значение диапазонного показателя не должно изменяться.

Диапазонные показатели должны быть максимально приближены к реальности. Заказчик может определить диапазонный показатель как набор из минимального и максимального значений, а участник заказа выбирает конкретное значение в указанных рамках. Либо же заказчик должен определить, что значение диапазонного показателя не может изменяться, а потенциальный поставщик указывает в заявке диапазон в неизменном виде. Ошибки при установлении диапазонных показателей сводятся к неправильному или недостаточно четкому выбору между указанными альтернативами. При этом вариант «по умолчанию» — это первый вариант, когда участнику закупки нужно указать в заявке конкретное значение показателя. Все альтернативные значения показателей должны быть реальными.

По общему правилу не стоит устанавливать требование о соответствии техническим условиям, это также признается судами ограничением конкуренции. Если заказчик устанавливает требования к цветовым характеристикам товара, то они должны быть обоснованными и целесообразными. Запрещается устанавливать требования к участнику заказа и его ресурсам (ч. 3 ст. 33).

Запрещается закупать ТРУ, которые не соблюдают законодательные требования к энергоэффективности. Это грозит заказчику штрафными санкциями. Если в заказе присутствует необходимость изображения или эскиза, то лучше его предоставить в составе ТЗ. Главное, что должен помнить заказчик, — все показатели ТЗ должны позволить потенциальным поставщикам, участвующим в торгах, определить реальные потребности организации в определенных товарах, работах, услугах. Государственные закупки.

Как составить форму 2 в Государственных закупках

Видео

//www.youtube.com/watch?v=TbuM5KCofpc

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ И ИХ ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

О государственных закупках мы слышали не раз – на работе, по телевизору, по радио, но вероятнее всего, лишь малая часть задумывалась над значением термина - «Государственные закупки». И сегодня мало кто может сказать, что значит – государственный тендер и в чем его основная суть. Поэтому давайте вкратце попытаемся определить – что такое государственный заказ, что он собой представляет и зачем нужен.

Государственный заказ – это проведение самых разных услуг, работ на поставку определенного товара, работ, необходимых для органов государственной власти – от небольшой школы муниципального уровня до различных министерств федерального уровня. Проще говоря, это самый обычный заказ на выполнение услуг, которые необходимы учреждениям, получающим финансирование от государства.

Как правило, нужды могут быть самыми разными – начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники, самолетов и т.д.

Для чего необходим государственный заказ и что он обеспечивает

Во-первых, государственные закупки удовлетворяют потребности бюджетных учреждений различного уровня:

Федеральный уровень. На этом уровне закупки проводятся для организаций, отвечающих за определенную сферу нашей жизнедеятельности в пределах всей страны.

Региональный уровень. Здесь закупки проходят для нужд отдельно выбранного региона и исключительно для него.

Муниципальный уровень. На данном уровне госзакупки проводятся для нужд конкретного учреждения в рамках того муниципалитета, к которому учреждение относится.

В точности, как и с закупками – деньги, поступающие к бюджетным учреждениям от государства, можно поделить на федеральный, региональный и также на муниципальный бюджеты.

Приведем пример. Допустим, больница города Н может осуществить закупку партии перчаток за счет муниципальных средств, выделенных муниципалитетом, а также за счет федеральных средств – информация об этом указывается в извещении о торгах.

Иными словами государственные закупки – это «бензин», благодаря которому все движущие механизмы государства приводятся в действие. Но от качества этого так называемого «бензина» зависит огромная работа «организма» государства. Кроме того, ответственность за работу столь сложного и огромного «организма» напрямую зависит от качества и рациональности работы каждого механизма, в том числе и механизма, отвечающего за работу в сфере размещения государственных заказов.

Надеемся, что специалисты, занимающиеся размещением государственных закупок, максимально понимают всю важность работы, которая возложена на них государством.

Государственные закупки товаров и услуг

Госзакупки товаров и услуг – огромная сфера, в которой крутятся огромные бюджетные средства. И участие в государственных закупках для любой организации представляется хорошим шансом попасть в мир настоящего бизнеса и получать высокие прибыли. Государственный тендер – это своего рода аукцион, конкурс и благодаря именно такой форме проведения совершенно любая организация, в не зависимости от размера и местонахождения, может принять участие в закупках и оказаться поставщиком.

Не секрет, что сегодня сфера размещения заказа – одна из наиболее коррумпированных сфер госаппарат, поскольку основные финансовые средства проходят через государственные закупки на предоставление различных видов услуг, закупку товара и выполнения конкретных работ для нужд заказчика.

Несомненно, столь огромное количество финансов не может не привлечь мошенников, желающих поживиться за счет кого-либо. Именно государственные тендеры имеют возможность внести долю честности, справедливости и открытости. Благодаря новому закону о закупках госзакупки фиксируются на специальном сайте в открытом доступе, что обеспечивает всему процессу полную открытость и прозрачность. Такие нововведения направлены на оптимизацию процессов, протекающих в сфере государственных закупок. Однако избавиться от коррупции полностью пока не удалось.

В нашей статье мы разберем основные и распространенные способы мошенничества, которые, к огромному сожалению, не учитываются в 44 Федеральном Законе о закупках. Эти способы позволяют мошенникам проводить различные серые схемы, при этом, не нарушая Федеральное Законодательство.

Первый и довольно обыкновенный способ - это шантаж. Допустим, для больницы следует закупить дорогое оборудование в короткий срок, больница объявляет торг на поставку такого оборудования. Мошенники видят торги, затем пишут письмо или звонят к главному врачу этой больницы, требуя перечислить на их счет определенную сумму. В обмен на это мошенники предлагают быстрое прохождение всего процесса торгов без каких-либо проволочек, но если средства не будут перечислены, они грозят затянуть торги на долгий срок, и оборудование не поступит в больницу в нужное время.

К сожалению, таких мошенников нельзя привлечь к какой-либо ответственности, так как они выбирают именно те средства для затягивания торгов, которые не нарушают законодательство, например, они могут зарегистрировать на торги большое количество компаний, затем начинают или подавать свои заявки на разъяснение документации от этих компаний, или же начинают забрасывать Федеральную антимонопольную службу различными жалобами на заказчика. Весь процесс рассмотрения жалобы и иных действий мошенников может занять длительное количество времени, тем самым постепенно срываются торги заказчика.

Некоторые заказчики при этом вынуждены пойти на уступки и все-таки перечислить необходимую сумму мошенникам, только для того, чтобы не сорвать торги.

Другой способ – это когда мошенники сами выигрывают торги, в частности, электронный аукцион и по самым высоким ценам. Допустим, заказчик объявляет государственную закупку на услуги и товары, при этом, вы хотите выиграть в настоящих торгах при минимально возможном понижении цены контракта. Для этого специальное подставное лицо регистрирует фирму-однодневку, она также подает заявку на участие в данных торгах. Во время проведения аукциона ваша компания совершает один шаг аукциона на снижении цены, а, в свою очередь, подставная компания понижает цену до самой низкой. Безусловно, тут подставная компания выигрывает в торгах, а вы, в свою очередь, занимаете лишь второе место, поле чего компания-однодневка моментально отказывается от заключения контракта, после чего заказчик заносит ее в специальный список недобросовестных поставщиков, и теперь контракт заключается с компанией, которая заняла второе место, а именно - с вами.

Таких примеров недобросовестных схем можно привести очень много, но, к огромному сожалению, наше законодательство сейчас устроено таким образом, что подобные схемы имеют место быть и пока не будут внесены соответствующие и совершенно новые поправки, деление средств госбюджета в сфере размещения госзаказов товаров и услуг будет точно так же продолжаться.

Государственные закупки, тендеры, новый закон – все перечисленные нововведения должны заметно улучшить работу всей государственной структуры в вопросе закупок. Государственные закупки РФ – это довольно сложная, многоуровневая структура, требующая глубокой внимательности и ответственности.

КАК РАБОТАТЬ С ГОСЗАКУПКАМИ?

Любой руководитель коммерческой организации на любом этапе своей деятельности не раз задумывался над вопросом расширения своего бизнеса, и над увеличением своих продаж или выполнением работ, и, скорее всего, он смотрел в сторону участия в государственных закупках на правах потенциального поставщика.

Но для многих участия в процедуре закупок - очень темное и неизведанное дело, поэтому многие не решаются связать свою деятельность с данным видом получения дохода. Что же такое государственные закупки и как работать с госзакупками?

Госзакупки представляют собой процедуру торгов, которая направлена на удовлетворения потребностей государственных и муниципальных поставщиков. Процесс процедуры торгов, начиная от публикации извещения и закачивания подписанием контракта с победителем торгов, регламентируется сорок четвертым федеральным законом о закупках. В рамках данного закона, все государственные и муниципальные заказчики размещают информацию о своих потребностях на официальном сайте о размещении заказа на свои потребности. Потенциальные поставщики находят те процедуры, которые могут быть для них интересы в плане получения выгоды и принимают участия в торгах.

Всего можно выделить пять основных вида торгов:

конкурс

аукцион в электронной форме

запрос котировок

запрос предложений

двухэтапный конкурс

Все они различаются по форме прохождения процедуры, по сумме: котировку можно объявлять на любую сумму, электронный аукцион - только начиная с одного миллиона, запрос котировок - до пятисот тысяч рублей. Так же государственные и муниципальные заказчики могут производить госзакупки товара малых объемов до ста тысяч рублей.

Причины отказа от работы с госзакупками

Большинство организаций не принимают участия в торгах, так как в процедурах присутствует такая графа как обеспечения контракта, т.е. для того, чтобы исполнить контракт на десять миллионов, необходимо взять и заморозить средства на сумму около миллиона рублей до срока исполнения контракта, что некоторые компании не могут себе позволить.

Еще одной причиной неучастия в процедуре торгов может служить отсутствие квалифицированных специалистов в области государственных закупок, так как процедура торгов достаточно сложная и любая ошибка в форме подачи заявки или неправильная оценка своих возможностей может сыграть с участником злую шутку. В практике государственного заказа бывали прецеденты, когда, при проведении электронного аукциона, участник занижал стоимость торгов в минус, т.е. поставщик обязался выплатить некоторую сумму государственной структуре и безвозмездно исполнить те работы, которые обозначались в торгах. Для того чтобы не случилось данных коллизий с участником, всегда следует помнить, что хороший специалист - очень нужный элемент, без которого ни одной организации не следует принимать участия в торгах.

Итоги: как работать с госзакупками?

Подводя итоги можно отметить, что любая организация, начиная от самой малой и заканчивая очень большой, всегда может принять участия в качестве поставщика различных товаров, работ или услуг, но следует помнить, что к вопросу «как работать с госзакупками» стоит подходить основательно и без лишних иллюзий, закон не прощает ошибок.

ЦЕНОВЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

Наверное, каждый из нас слышал словосочетания государственный заказ и муниципальный заказ. Но не все знают, что это такое. В настоящий момент государственный и муниципальный заказ регулируется 44 Федеральным законом в редакции от 21.07.2014, регламентирующим способы проведения закупочных процедур. И на сегодняшний день существуют два вида размещение государственного и муниципального заказа. Давайте рассмотрим две категории способов осуществления закупок.

Зависящие от цены. Наиболее простая форма осуществления заказа это закупка у единственного источника, те товары, работы, услуги которые невозможно закупать посредством тендера (то есть при проведении конкурсного отбора поставщиков государственного заказа). Данные закупки подпадают под действие 93 ст. 44 Федерального закона, ограничениями данного вида закупки является максимальная цена в 100 тысяч рублей и запрет на закупку одноименных товаров, работ, услуг более одного раза в квартал. В основном, в форме закупки у единственного поставщика, заключается контракт между заказчиком и естественными монополиями. Самым распространенным способом размещения государственного и муниципального заказа является запрос котировок. Запрос котировочных цен - не тендерная/торговая процедура, имеющая свои особенности закупки, победителем признается компания, предложившая минимальную цену. Как и с закупкой у единственного поставщика существуют ограничения поквартального одноименного заказа, и определенный ценовой максимум закупки не превышающий 500 тысяч рублей. Если заказ превышает сумму в 500 тысяч, то закупки следует проводить в форме конкурса или электронного аукциона. Такой способ размещения государственного и муниципального заказа на сегодняшний день – это самая оптимальная и самая распространенная.

Не зависящие от цены. В данную категорию закупок попадают аукционы, проводимые в электронной форме, конкурсы, запрос предложений, двухэтапный конкурс. Эти способы закупок являются тендерными, могут проводиться как в открытой, так и закрытой форме.

В форме открытого (закрытого) конкурса осуществляется закупка, в ходе проведения которой выявляется победитель, предложивший наилучшие условия осуществления заказа. Как правило наилучшие условия – это когда поставщик предлагает качественный товар по невысоким ценам. Конкурс может быть многолотовым, в роли заказчика данной процедуры может выступать вышестоящая организация, проводящая закупку в однотипных потребностях своих подведомственных организаций, для каждой из которых формируется лот. После публикации конкурса осуществляется прием заявок, рассмотрение и определение победителя тендерной комиссией. Такая форма размещение государственного и муниципального заказа – наиболее честная и открытая. Так как участие в тендере может принять любая желающая организация. А это, в свою очередь, поможет снизить до минимума проявления коррупции, которые, к сожалению, достаточно часто фиксируются в сфере проведения закупок на государственном уровне.

Государственный и муниципальный заказ: аукцион

Аукцион в электронной форме проводится на аккредитованной площадке. Победителем, который выявляется в ходе проведения аукциона, становится предложивший наименьшую среди всех остальных аукционистов цену. Для участия в электронном аукционе поставщику необходимо зарегистрироваться и аккредитоваться на площадке. В 236 постановлении правительства Российской федерации перечислены те товары, работы, услуги, на осуществление закупки, которых следует проводить способом электронного аукциона, все, что не подпадает в данный перечень, должно проводиться в форме конкурса.

При использовании конкурса или аукциона, возможно, запросить 30-и процентный объем суммы заказа за обеспечение исполнения государственного и муниципального контракта. На данный момент аукцион в электронной форме является самой эффективной и прозрачной закупочной процедурой, так как участники могут неоднократно снижать начальную цену закупки, а определяющим фактором выявления победителя является цена. При этом, благодаря тому, что на сайте фиксируются все изменения, можно отслеживать всем желающим происходящие изменения. А это дает возможность избежать многих недоразумений и ошибок. Ведь госзакупки – это серьезное дело и любая ошибка может привести к тому, что компания попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ

Система управления гос закупками представляет собой очень сложный и, в тоже время, слаженный механизм. Конечно, любой механизм никак не может быть идеальным, и в нем находятся ржавые, а порой, и устаревшие детали. Законодательный орган Российской федерации, государственная дума, отвечающая за законодательный аспект системы государственных и муниципальных закупок на протяжении семи лет, пытается подлатать этот механизм, заменяя старые детали на новые и проводя чистку ржавчины с федерального закона о гос. закупках номер девяносто четыре, и к тому же, придумывает новое «устройство», так сказать, новый механизм - это федеральную контрактную систему.

Что же из себя представляет система государственных закупок, и какие основные процессы она реализует и поддерживает на должном уровне?

Система государственных закупок - это система, которая реализует государственную программу по закупке товаров, выполнению услуг, выполнению работ для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Без непосредственного участия этой системы в нашей стране нельзя приобрести или выполнить какие-либо услуги для бюджетной организации. Также система представляет собой незаменимый инструмент для снижения издержек при выполнении работ и поставке товара, так как торги, проходящие в ней, направлены на удешевление закупаемых товаров или выполняемых работ.

В данной системе работают десятки тысяч сотрудников, которые на протяжении всего календарного и финансового года размещают торги, проводят их и на их же основании заключают государственные и муниципальные контракты (договора), а сам заказчик непосредственно следит за его исполнением.

Основные особенности системы управления государственными закупками

Также важно учесть, что через систему гос закупок проходит огромное количество бюджетных средств и, следовательно, не говоря утайками, можно сказать, что находятся недобросовестные чиновники, которые, пользуясь своим положением и своей информацией, расходуют бюджетные деньги в своих целях либо проводят хитроумные схемы их отмывания.

Предположим, есть государственный контракт на уборку помещений в здании, например, суда, в ТЗ пишутся заведомо завышенные квадратуры площади уборки и цены на них, по итогам торгов выигрывает подложная компания, которая выполняет работы на двадцать процентов от положенных ста, остальные деньги делаться между чиновниками и директорами подставных фирм.

Таких примеров можно привести десятки и, к сожалению, на сегодняшний день, можно однозначно сказать, что существующий механизм системы государственных и муниципальных закупок прогнил и заржавел до такой степени, что латать его или менять отдельные детали себе дороже станет, легче создать новую систему, которая могла бы учесть все дыры старой и работать более продуктивно.

Подводя итоги, хочется верить, что механизм системы закупок ждет какое-либо обновление, потому что в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, он не отвечает всем требованиям и стандартам которые возлагались на него при его создании.

Преимущества системы управления закупками

Как известно в наш просвещённый и, в то же время, быстро меняющийся мир, идущий по ступеням информатизации восьмимильными шагами, системы управления различными информационными и рабочими процессами вошли в направление любых сфер нашей жизнедеятельности. Не стало исключением и такое направление как государственные и не государственные закупки. Подобных систем управления достаточно много, и они различаются по своим функциональным возможностям, и нередко выполняют отдельно поставленные задачи повышенной сложности.

Из основных возможностей и неоспоримых плюсов систем управления закупочной деятельностью можно выделить следующие:

Многократное повышение эффективности в процессах при размещении закупок.

Минимизация рисков при составлении конкурсных аукционных документаций, что зачастую является главной головной болью всех специалистов в сфере размещения заказа: одна неточность может привести к невозвратимым последствиям.

Ощутимое сокращение затрат как временного, так и материального характера. С подобными системами временной фактор процесса опубликования и размещения закупок сократится в несколько раз.

Обычно в информационных системах управления гос закупками предусмотрено постоянно правовое и юридическое сопровождение, а также вы всегда будете в курсе любых изменений законодательства в сфере размещения заказа.

Система управления закупочной деятельностью обеспечивает постоянный контроль за размещением заказа, Вы всегда и в любой момент можете получить огромное количество различных стандартных отчетов, а некоторые системы предоставляют возможность самому специалисту составлять необходимый ему в работе аналитический отчет.

Различные системы могут предложить услугу и так называемого ведения вашего закупочного процесса от самого рождения его - опубликования извещения, до самого конца – исполнения контракта его закрытие. Очень важно, чтобы такой функционал присутствовал в системе управления закупками, так как он просто необходим за контролем и информационной осведомленностью.

Итоги обзора систем управления закупками

Подводя итоги к выше сказанному, хочется посоветовать всем организациям, решившим приобрести систему управления закупочной деятельностью, не скупиться, приобретать проверенный и подходящий вам продукт, не вызывающий сомнений. Тщательно изучить все возможности приобретаемого продукта, все слабые и сильные стороны. Если это возможно, но нужно посмотреть, как работает система закупок у других организаций, которые уже внедрили данную систему и плотно с ней работаю, уж они-то точно вам расскажут и покажут все основные нюансы эксплуатации системы в рабочем режиме. Также необходимо уделить внимание вопросу обучения персонала, так как это является важным фактором использования системы управления закупочной деятельностью на все сто процентов.

Максим Рохмистров: «Госконтракты спасут экономику, если деньги дойдут до реального сектора»

Городское хозяйство / 31.05.2019

Максим Рохмистров: «Госконтракты спасут экономику, если деньги дойдут до реального сектора»

Аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров рассказал сетевому изданию «Цифровые Закупки» о закономерностях функционирования контрактной системы, о ее реальном и потенциальном КПД

– Максим Станиславович, какие нарушения чаще всего допускают заказчики? И какие санкции следуют в адрес заказчиков?

– Конечно, у Счетной палаты есть контрольные функции, но для наложения санкций есть специальные ведомства с территориальными подразделениями, с большим количеством людей. У нас, на самом деле, достаточно много федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны контролировать закупки – это Федеральное казначейство, ФАС и Росфинмониторинг. Наша же цель – получить общую картину: как  функционирует контрактная система, проанализировать и дать рекомендации по ее совершенствованию.

В первую очередь, мы оцениваем риски неэффективности контрактной системы, ее слабые и сильные стороны, а затем формируем свои предложения Правительству, Парламенту с тем, чтобы они внесли соответствующие изменения в закон. Но соревноваться со специальными надзорными ведомствами в области контроля бесполезно – у нас людей меньше. Мы в большей степени –  орган мониторинга. В Счетную палату стекается информация со всех субъектов РФ от контрольно-счетных органов. Мы также анализируем и ту работу, которую проводила Федеральная антимонопольная служба, работу Федерального казначейства, Министерства финансов. Конечно, особое внимание –  вопросам, связанным с коррупционными рисками в системе закупок.

– Возможно,  есть виды нарушений, выявляемые Счетной палатой, которые относятся к числу типовых? Существуют ли типичные признаки коррупции в госзакупках?

– Да, есть такие характерные признаки. Однако, не всегда количество нарушений означает наличие коррупционной составляющей. Так, например, по количественному показателю самое распространенное нарушение – это несвоевременное размещение планов-графиков. Но несет ли коррупционные риски опоздание в один-два дня? Наверное, нет. К счастью, на сегодняшний день эта проблема практически решена. Сейчас уже вводится в эксплуатацию модуль интеграции электронного бюджета, а такое понятие, как размещение плана-графика, очень скоро вообще перестанет существовать. Это достижение! В том числе, наше, совместно с Правительством. Это прямое следствие внедрения электронизации и цифровых алгоритмов в область госзакупок.

По факту, в процессе планирования здесь происходило задвоение.  Вообще, напомню, идея 44-ФЗ состояла в том, что у нас все федеральные органы исполнительной власти пишут обоснования бюджетных ассигнований, и там уже обозначены те средства, которые выделяются на конкретные закупки. Автоматически обосновывается необходимость проведения этих закупок. С этого момента данная опция стала полностью доступной благодаря электронной процедуре. К тому же, технологии позволяют устранить проблему человеческого фактора. Компьютер денег не берет…

– Почему внедрение новых технологий происходит медленнее, чем нам бы хотелось? С чего начинается их внедрение?

– Самое главное, что эти технологии уже есть, многие из них активно используются бизнесом. Потому что и в области государственных закупок, и в области корпоративных – наблюдаются похожие проблемы. Они в частном бизнесе тоже есть. Просто это не так громко обсуждается в СМИ. Любая крупная компания имеет проблемы с рисками неэффективных закупок, когда какой-то менеджер какого-то звена пытается дополнительно на этом заработать. Отличие только в том, что государство может регулировать систему. Частный бизнес также пытается регулировать каким-то внутренним положением. При этом, владелец частного бизнеса напрямую заинтересован в прибыли компании. В государстве же этот интерес размыт на несколько ведомств, поэтому государство менее поворотливый механизм. Частный бизнес, он понимает: я получу меньше доходов, если мои закупки будут неэффективны. В структуре государства ответственность и мотивация разделены на целую группу ведомств. Могут возникать конфликты в принятии решений. А делать вообще должны третьи люди – вносить изменения.  Вот почему должен быть орган, который анализирует качество исполнения и эффективность.

– Учитывается ли точка зрения Счетной палаты в реформировании системы закупок? Удалось ли отразить ваши предложения в новых поправках в закон о закупках?

– Безусловно. К примеру, проблема, которую поднял глава Минфина – упрощение системы государственных закупок, это ведь не только его личные умозаключения. Это результат нашей аналитической работы прошлого и позапрошлого годов. Мы уже три года подряд в Правительстве говорим, что законодательная система перегружена. Иногда одну норму регулируют 4 (!) нормативных акта. А иногда это отдано на откуп главным распорядителям, которые не могут ничего отрегулировать с учетом отраслевой специфики, либо не делают этого – в виду отсутствия системы контроля.

Закон зарегулирован до предела. Вот почему мы в своих рекомендациях говорим о том, что надо переходить к новым эффективным процедурам, которые уже активно используются бизнесом. Мы предлагаем – цифровой калькулятор начальной максимальной цены контракта. Сегодня любой ребенок при помощи смартфона более эффективно определяет начальную цену любого товара, работы, услуги, чем наш главный распорядитель бюджетных средств, имея штат контрактной службы.  Технологии сегодня позволяют это сделать эффективно. Смарт-контракты применяются в повседневной жизни, и участники рынка уже активно этим пользуются.

– Существуют ли экономические препятствия для развития контрактной системы, которые не решить только корректировкой законов?

– Важный момент – есть макроэкономические проблемы в стране. У нас в последние годы слабо растет покупательская способность населения. Соответственно, и роста производства не может быть, потому что некому покупать. Высокая конкуренция на внешних рынках и режим санкций существенно ограничивают поставку товаров на экспорт. Для того, чтобы обеспечить рост реального сектора, нужен покупатель. Этот покупатель есть. Если мы посмотрим динамику, то в последние пять лет государство действует как большой покупатель, и его покупательская способность растет. На 10, 12, 16 процентов – по годам, как показывает статистика. Это существенно. И, в конечном счете, этот рост должен генерировать рост экономики.   Вот почему мы упрощаем структуру  и государственных, и корпоративных закупок.

Кстати, предлагаю использовать новый термин – «государственно-регулируемые закупки». На мой взгляд, он более точный и объединяет контракты, которые государство регулирует в рамках двух федеральных законов. А в этой области, подчеркну, заняты финансы, сопоставимые с 30% ВВП страны. Если по сравнению с 2018 годом на 16% вырос объем потребления, значит,  пропорционально должен был вырасти и объем производства, но этого не произошло!

– Почему? Где-то есть издержки?..

– Действительно, так. Мы в своем отчете за 2018 год большое внимание уделили издержкам. Они есть как у государства, так и у поставщиков.  Давайте посчитаем, сколько в совокупности государство тратит на содержание контрактной системы: контрактные службы (рабочие места, содержание помещений, зарплаты), регулирование, а ведь это огромные издержки. А сколько еще мы тратим на контроль за теми, кто производит закупки!

Теперь, посмотрим на поставщиков, задействованных в контрактной системе. Мы наблюдаем тенденцию, что на протяжении пяти лет (с момента внедрения контрактной системы) не растет количество участников. Мы также провели анализ данных общественных организаций, занимающихся общественными закупками, объединений предпринимателей. Опросили компании, которые являются регулярными поставщиками. Провели голосование на сайте. Результат оставляет желать лучшего – высок уровень издержек, которые должны нести поставщики до того, как они получили контракт. Все это существенно влияет на мотивацию тех, кто мог бы работать по государственным контрактам, порождает недоверие к системе в целом.

Бытует мнение, что и в электронных закупках заранее все распределено, что, якобы, существуют какие-то договорные механизмы. Все это негативные факторы: мы их обозначили как риски и предложили Правительству принять определенные меры. Сегодня в государственно-регулируемых закупках участвует порядка 600 тысяч поставщиков. А потенциал – 4,5 миллиона!

– Почему они не идут в систему государственных закупок?

– Если мы проанализируем контракты, то выяснится, что заказчики сами принимают участие, но через 3-4 «компании-прокладки». Таким образом, до реальных производителей и исполнителей контрактов доходит всего 30-40% от изначально выделенных государством денег. Все остальное выводится из зоны действия закона. Грубо говоря, в процессе движения денег происходит их так называемая «усушка» и «утруска». А задача государства заключается совсем в другом – стимулировать реальных производителей, то есть тех, кто производит товары, работы, услуги, чтобы именно они пришли в систему госзакупок.

– Каковы шансы, что теперь, после внесения поправок в закон и упрощения контрактной системы, распределение средств в ней станет более привлекательным для реальных производителей?

– Мы, наверное, впервые применили один из таких инструментов стратегического менеджмента в своем отчете – это SWOT-анализ. То есть, построили матрицу рисков и возможностей. Направляем наш отчет Правительству. Прежде мы просто писали предложения с анализом, с обоснованием. Пока, к сожалению, процент исполнения наших предложений не сильно высокий (а мы ведем учет). Поэтому мы впервые подготовили SWOT-анализ. Чем он интересен? Это достаточно распространенный в аудиторской среде инструмент: матрица рисков и предложений на основе анализа с учетом сильных и слабых сторон. В том числе, проводится и анализ внешних факторов. Мы не просто говорим: надо сделать  и так будет лучше. Мы заявляем о рисках: если вы так не сделаете, то конкретные риски будут материализованы. Уверен, существенное увеличение ВВП и рост экономической активности возможен, если мы реализуем те сильные стороны, которые заложены в контрактной системе. Если воплотим в жизнь те перспективы, которые мы посчитали. Это в интересах и государства, и, в целом, общества. А самое главное – в интересах Правительства, потому что у них KPI – это рост реальной экономики. Заставить ее расти, не имея роста покупательской способности, крайне сложно. Государственные закупки – это тот резерв, который на сегодня полностью не используется. Не требуется многомиллиардных, триллионных вложений. Необходимо просто использовать тот потенциал, который уже заложен в контрактную систему. Повторюсь, в ней есть деньги. И деньги достаточно большие. 30 трлн. рублей, которые вращаются в системе государственно-регулируемых закупок*, это очень серьезный потенциал для роста экономики.

— Максим Станиславович, Ваше отношение к появлению нового издания – сетевого журнала «Цифровые закупки»? Как Вы оцениваете его актуальность и своевременность?

—  Я положительно отношусь к появлению любого издания, которое призвано  отражать различные мнения и обсуждения по развитию системы закупок. Вопрос в том, чтобы это пользовалось спросом у экспертного сообщества и участников закупок.

Еще одну из задач вашего издания я вижу  в повышении грамотности населения, потому что, к сожалению, сегодня большая проблема, что даже участники бизнес-процессов не очень понимают хитросплетения нашего законодательства. Поэтому как пожелание: излагать это простым и доступным языком. Если говорить с читателями сложной терминологией, которые не погружены в тему, то, разумеется, они мало, что поймут. Поэтому наша общая задача заключается в том, чтобы мы убедили людей в том, что участие в государственных закупках на самом деле – это просто и надежно.

Что такое госзакупки и для чего они нужны? Подробная информация для новичков + обзор существующих видов торгов по 44-ФЗ

Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и  все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

Подводим итоги статьи Что такое госзакупки

Содержание:

  1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?
  2. Чем регламентируются госзакупки?
  3. Где размещается информация о проводимых закупках?
  4. Виды торгов по 44-ФЗ
  5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок
  1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

  1. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте

  1. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

  1. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

способы госзакупок

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

Комментарии закрыты