Новая таблица изменений в закупках: разъясняют Минфин, Казначейство и ФАС
Изменения в закупках, которые уже приняли
Как стало | Как было | Комментарий редакции | |
Работа в ЕИС | |||
С 1 января 2024 года заказчики обязаны размещать в ЕИС извещение, которое содержит предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства (п. 24 Федерального закона от 05.12.2022 № 500-ФЗ) | Ранее заказчики устанавливали в извещении единые, дополнительные, антисанкционные требования, а также об отсутствии в РНП | Если при проведении проверок установят факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, привлекут к ответственности | |
Оплата по контрактам | |||
С 1 января 2024 года заказчики регионального и муниципального уровней обязаны формировать информацию об оплате контрактов в ЕИС (приказ Федерального казначейства от 29.07.2022 № 19н, подп. «к» п. 14 постановления № 60) | Ранее формировали платежи через сторонние информационные системы. Затем отправляли заявку на кассовый расход в Казначейство. Потом ждали выгрузку платежного поручения. В общей сложности проведение оплаты занимало примерно пять дней | Использование функционала автоматических платежей позволит заказчику за два дня провести оплату по контракту. Кроме того, после санкционирования информация автоматически разместится в реестре контрактов | |
С 1 января 2024-го меняются правила работы с казначейским сопровождением. Не действуют нормы Бюджетного кодекса о включении в контракты требований об открытии участниками лицевых счетов в Казначействе и финансовых органах субъектов РФ, а также о запрете на перечисление денежных средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения заказчикам на расчетные счета, которые поставщики открыли в кредитных организациях (Федеральный закон от 02.11.2023 № 520-ФЗ) | В 2023 году, если контракт подпадает под казначейское сопровождение, заказчики формулировали условия с учетом пунктов 2, 3 статьи 242.23 БК, а также постановления Правительства от 24.11.2021 № 2024 | При казначейском сопровождении в 2024 году для отдельных контрактов перечисление будет проводиться после направления заказчиками в ТОФК документов, которые подтверждают поставку. Перечисление авансовых платежей на приобретение стройматериалов и оборудования будет проводиться на основании перечня материалов и оборудования, который представлен в ТОФК | |
Нацрежим | |||
С 1 декабря 2023 года изменились правила закупки пробирок для взятия крови. Их исключили из списка импортных медизделий с ограничениями допуска по постановлению № 102 и перенесли в запрет допуска по постановлению № 616 (постановление Правительства от 16.09.2023 № 1512) | Заказчики обязаны были устанавливать ограничения допуска по постановлению № 102, так как товар был в перечне | Когда закупаете вакуумные пробирки, в извещении устанавливайте вместо ограничения запрет. Минпромторг сообщил, что запрет не создаст проблем, потому что выросли производственные мощности у российских производителей | |
С 1 января 2024 года расширят список импортной продукции с ограничениями допуска. В него войдет позиция с кодом 30.92.20 по ОКПД2 — инвалидные коляски с электроприводом, кроме частей и принадлежностей с кодом 208480. Заказчик отклонит заявки с предложением о поставке иностранных товаров, если подана хотя бы одна заявка, которая соответствует требованиям извещения и содержит предложения о поставке товаров только из ЕАЭС (постановление Правительства от 02.09.2023 № 1443). | Заказчик отклонял все предложения с иностранной продукцией, если поступила хотя бы одна заявка, которая одновременно: — соответствует требованиям извещения; — содержит предложения о поставке товаров только из ЕАЭС; — не содержит предложений о поставке одного и того же вида товаров одного производителя | Ограничена закупка электрических инвалидных колясок иностранного производства, если есть хотя бы одно предложение от российского производителя | |
Закупки у едпоставщик | |||
С 13 ноября появилось новое основание для закупок у едпоставщика — аренда жилых помещений для военнослужащих по контракту (Федеральный закон от 02.11.2023 № 510-ФЗ) | Ранее не было такого основания, действовало 62 пункта для закупок у едпоставщика | Заказчик сможет оперативно заключать контракты без проведения конкурентных процедур. Теперь действует 63 пункта для закупки у едпоставщика | |
Новое основание не применять 44-ФЗ | |||
С 14 ноября избирательные комиссии могут не применять Закон № 44-ФЗ при закупке ТРУ на подготовку и проведение выборов в федеральные органы госвласти. Это касается избиркомов субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий (Федеральный закон от 14.11.2023 № 531-ФЗ) | Ранее у заказчиков не было такой возможности. Заказчики закупали товары, работы и услуги, которые необходимы, чтобы провести выборы и референдум по пункту 30 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ | Изменения позволят не применять ряд положений Закона № 44-ФЗ. Заказчикам будет проще провести срочную закупку продукции, работ и услуг | |
Стройка | |||
С 27 ноября заказчики используют новую Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Изменили порядок расчета зональных коэффициентов для субъектов РФ. А также скорректировали порядок расчета индексов к отдельным строительным ресурсам и индексов к группам однородных строительных ресурсов (приказ Минстроя от 06.10.2023 № 727/пр) | Ранее заказчики применяли Методику расчета индексов изменения сметной стоимости строительства по приказу Минстроя от 05.06.2019 № 326/пр | Заказчику необходимо актуализировать показатели сметной стоимости строительства для новых закупок |
Новые разъяснения по закупкам
Как стало | Как было | Комментарий редакции | |
Работа в ЕИС | |||
Исключат инструкцию в структурированном ТЗ на выполнение работ и оказание услуг в рамках доработок ЕИС (письмо Минфина от 03.11.2023 24-03-06/105479, письмо Федерального казначейства от 26.10.2023 № 14-00-04/31290) | Участник закупки заполняет в структурированной заявке характеристики исключительно на товар, в том числе поставляемый при выполнении работ, оказании услуг. При закупках работ и услуг указывать характеристики в заявке не требуется. Факт подачи заявки является согласием на их выполнение и оказание | Заказчики и поставщики не будут путаться с обязанностью указывать характеристики для работ и услуг в структурированном виде | |
В структурированном ТЗ по ОКПД2 заказчикам необходимо скорректировать наименование под условия своего контракта. Если объект закупки описываете по КТРУ согласно постановлению № 145, наименование товара менять нельзя. Если товар некорректно описан, направляйте сообщение в Минфин (по информации с Всероссийского совещания Казначейства 16.11.2023) | Раньше в бумажный контракт включалось только наименование самой закупки, а информация об объекте закупки, которая связана с ОКПД2 из раздела извещения «Информация об объекте закупки», не размещалась в тексте бумажного контракта | Заказчику необходимо следить за наименованиями, поскольку в дальнейшем они будут подтягиваться в цифровой контракт. Изменить их будет уже нельзя. К этому наименованию подтянется также товарный знак. В случае если у поставляемого товара есть товарный знак, участник закупки обязан его указать, и эта информация подтянется в структурированный контракт | |
Заказчик формирует структурированное ТЗ на лекарства на основе ЕСКЛП. Он вносит информацию о МНН, лекарственной форме и дозировке. Участник в структурированной заявке указывает характеристики по ЕСКЛП — МНН, лекарственная форма и дозировка. А также товарный знак. Затем вся информация наследуется в цифровой контракт (письмо Минздрава участникам контрактной системы от 18.11.2020) | Участник закупки в заявке указывал сведения о лекарственном препарате по регистрационному удостоверению, а не по Единому справочнику-каталогу лекарственных препаратов (ЕСКЛП) | Необходимо применять ЕСКЛП как на этапе подготовки извещения о закупке лекарственных препаратов, так и на этапе заключения и исполнения контракта на поставку. Поэтому участник указывает в заявке информацию о лекарстве в соответствии с ЕСКЛП. Участнику закупки нужно выбрать торговое наименование из справочника и подать заявку | |
С 2024 года Казначейство планирует запустить доработки по заполнению заявки в структурированном виде на закупку лекарств. Заказчики получат возможность сформировать цифровой контракт после ручного ввода информации в заявку | При заполнении заявки ручным вводом — до конца 2023 года формирование структурированного контракта не предусмотрено. Можно сформировать цифровой контракт при выборе препарата из ЕСКЛП | Невозможность формировать цифровой контракт после ручного ввода информации о лекарстве связана со сложностями по оптимизации работы в части применения ЕСКЛП. Планируются доработки в ЕИС | |
В извещении одной строкой заказчикам нужно указывать выполнение капремонта, а виды работ выделять в структурированном виде не нужно (по информации с Всероссийского совещания Казначейства 16.11.2023) | Заказчики путаются и вносят в извещение не только информацию об объекте закупки, но детализируют описание по видам работ | Казначейство совместно с Минфином и Минстроем разрабатывает проект по переводу сметы контракта в структурированный вид. После запуска функционала все будет привязано к формату сметы контракта | |
Заказчикам следует вносить изменения в план закупки по Закону № 223-ФЗ не позднее размещения в ЕИС извещения, документации или изменений в них (письмо ФАС от 07.11.2023 № 28/92767/23) | Заказчики вносят изменения в план закупки позже, чем опубликуют извещение или приглашение. По части 5 статьи 7.32.3 КоАП предусмотрена административная ответственность | Заказчика накажут за неразмещение в ЕИС измененного плана закупок, который более чем на 10 процентов отличается от стоимости планируемых к приобретению ТРУ. Корректировка должна быть предусмотрена положением о закупке | |
Заключение контракта | |||
Заказчикам нельзя заключить контракт со вторым участником при расторжении контракта по соглашению сторон (письмо ФАС от 31.10.2023 № ПИ/90467/23) | Заказчики заключали контракт со вторым участником закупки без проведения конкурентных процедур, а с победителем закупки заключали соглашение о расторжении контракта | Заказчик вправе заключить контракт со вторым участником закупки только при уклонении от заключения контракта победителя, а также в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 2 | |
НМЦК | |||
Начальная цена единицы лекарственного препарата определяется как минимальное значение цены из минимальных цен, рассчитанных с одновременным применением методов, предусмотренных пунктом 2 Порядка из приказа № 1064н (письмо Минздрава от 24.10.2023 № 25-7/9975) | При обосновании НМЦК заказчик руководствуется приказом Минздрава от 19.12.2019 № 1064н. Приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 носит разъяснительный характер и действует в части, не противоречащей приказу № 1064н | Регулятор дал четкие разъяснения, что использовать при обосновании начальной цены контракта при закупке лекарств | |
Закупка иностранного ПО | |||
Заказчик не вправе устанавливать дополнительные характеристики товара, которые не содержатся в разрешении на закупку импортного ПО (письмо Минпромторга от 27.10.2023 № 115981/12) | Не допускается в извещении устанавливать дополнительные характеристики помимо разрешенных Минпромторгом, но некоторые заказчики это правило не соблюдали | Заказчик в личном кабинете ГИСП размещает информацию о результатах проведения закупки товара с использованием разрешения в течение 10 рабочих дней после заключения контракта |
Как станет | Как сейчас | Комментарий редакции | |
Расчеты по контрактам и авансирование | |||
Право заказчиков устанавливать в контрактах повышенные авансы планируют продлить на 2024 год (ID проекта 01/01/11-23/00143292) | С 7 марта 2023 года заказчики устанавливают в контрактах повышенные авансы | За счет повышенных авансов даже новички смогут участвовать в закупках без привлечения заемных средств | |
Планируют изменить минимальный размер обеспечения в контрактах с казначейским сопровождением — его размер не должен будет превышать размер аванса (законопроект от 03.11.2023 № 476855-8) | Сейчас для таких контрактов действует другой порядок: обеспечение не должно превышать 10 процентов от НМЦК или цены контракта, если закупку проводили для СМП и СОНО (ч. 6.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ) | Право заказчика устанавливать размер обеспечения в размере авансового платежа при условии казначейского сопровождения контракта минимизирует риски неисполнения контракта. Новые правила должны вступить в силу с 1 января 2024 года | |
Нацрежим | |||
Унифицируют и объединят нормативные правовые акты по нацрежиму. В перечень постановления № 617 перенесут часть позиций из постановлений № 878 и 102. Сами постановления № 878 и 102 признают утратившими силу. Установят правило «второй лишний» — когда отклоняют все заявки, если есть хотя бы одна отечественная. Для позиций, перенесенных из перечня к постановлению № 102, в проекте сохранили действующие требования к заявкам участников, но установили переходный период — до 1 января 2025 года страну происхождения товара участники подтверждают регистрационным номером сертификата СТ-1 (ID проекта 01/01/11-23/00143261) | Заказчик применяет в работе с нацрежимом — запрет, ограничения и условия допуска — отдельные нормативные акты. В постановлениях с ограничением допуска действуют разные механизмы — «второй и третий лишний» | Изменения позволят заказчикам указывать дополнительные характеристики по радиоэлектронной продукции, которых нет в КТРУ. Кроме того, сами перечни к постановлениям № 616 и 617 скорректируют — дополнят новыми позициями, часть позиций перенесут из одного перечня в другой, часть — исключат 2 | |
Планируют отложить до 31 декабря 2024 года обязанность Минцифры проводить централизованные закупки офисного ПО (ID проекта 01/01/11-23/00143326) | Минцифры обязано приобретать офисное и антивирусное программное обеспечение для федеральных органов исполнительной власти, которые подконтрольны Правительству (абз. 2 п. 1 постановления № 658) | Минцифры не придется соблюдать правила отдельных пунктов из постановления № 658 до 31 декабря 2024 года. В частности, не будет действовать обязанность проводить закупки офисного программного обеспечения централизованно | |
Временные нормы | |||
До 31 декабря 2024 года планируют продлить право изменять существенные условия контракта (ч. 65.1, 65.2, 65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ), не устанавливать обеспечение исполнения контракта, не учитывать ограничения годового объема (ID проекта 01/05/09-23/00141802) | Ранее принятые временные нормы действуют до 31 декабря 2023 года | Изменение позволит заказчикам и поставщикам проводить закупки в облегченном режиме. Дополнительные случаи закупок у едпоставщика продлевать на 2024 год не будут. Отмечают, что эти закупки стоят дороже и проводятся дольше конкурентных процедур |
Комментарии закрыты