Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА МОСКОВСКОГО УФАС

Доклад

по правоприменительной практике

Московского УФАС России

(по итогам I полугодия 2019 года)                            Москва 2019 г.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве – уполномоченный орган исполнительной власти и территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы. Московское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

Деятельность Московского УФАС России направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков и расширение ассортимента товаров, работ и услуг в столице, в том числе сбалансированности их качества и цены. Основными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

  1. Одним из направлений деятельности столичного антимонопольного ведомства является контроль в сфере государственных закупок.

Московское УФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, расположенных на территории Москвы, а также жалобы и обращения при осуществлении закупок федеральными судами и судебными департаментами, расположенными в Центральном федеральном округе, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами ФАС России.

С целью достижения прозрачности системы госзакупок большое внимание уделяется информационному обеспечению проведения таких закупок. Законодательство регламентирует порядок публикации в открытых источниках сведений о размещении заказа, его условиях, заключенных государственных контрактах и их исполнения. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 2154-р федеральные органы исполнительной власти должны составлять годовые планы-графики размещения заказа и с поквартальным уточнением размещать их в сети Интернет. Таким образом, созданы условия для реализации общественного контроля за госзакупками – от стадии планирования закупок до исполнения государственных контрактов.

В рамках осуществления контроля за закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за I полугодие 2019 года в Московское УФАС России поступило 6665 жалоб от участников закупок на действия (бездействия) субъектов контроля, из которых рассмотрено 4527 жалоб, при этом обоснованными признаны 2424 жалобы, то есть около 54% от общего числа рассмотренных жалоб.

За аналогичный период 2018 года в антимонопольный орган поступило 8033 жалобы, из которых рассмотрено 6112 жалоб и обоснованными признаны 2413 жалоб, что составляет примерно 38%.

Таким образом, количество поступивших жалоб в Московское УФАС России за I полугодие 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года уменьшилось примерно на 17%, также количество принятых к рассмотрению жалоб уменьшилось на 26%, что связано прежде всего с несоблюдением заявителями требований ст.105 Закона о контрактной системе при подаче жалоб и невозможностью принятия таких жалоб к рассмотрению контрольным органом в силу закона.

По результатам рассмотрения жалоб заказчикам выдано 1924 предписания об устранении выявленных нарушений, 99,9 % которых исполнены в установленный срок, в то время как в 2018 году данный показатель составил 1947.

Из года в год заказчиками допускаются идентичные нарушения в части установления избыточных, очевидных и противоречащих государственным стандартам требований к параметрам характеристик товаров, значения которых представляется возможным определить участникам закупки по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, значения которых становятся для заказчиков очевидными исходя их иных характеристик товаров или же предлагаемые значения которых напрямую противоречит требованиям соответствующих стандартов. Также заказчиками допускаются нарушения в части отбора участников закупок: так, при проведении аукционов, наиболее частыми нарушениями являются неправомерные и необоснованные отклонения при рассмотрении первых частей заявок, в то время как при проведении конкурсов заказчики допускают нарушения в части оценки конкурсных заявок, субъективно и вольно трактуя критерии оценки, установленные в документации.

 

  1. Также в рамках контроля в сфере госзакупок Московское УФАС России осуществляет ведение Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – РНП.

Основания для включения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП:

– уклонение участника закупки от заключения контракта;

– расторжение контракта по решению суда;

– односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.

В I полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество обращений заказчиков о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП увеличилось на 59 % (с 1356 до 2156).

По факту уклонения от заключения контракта Московским УФАС России в I полугодии 2019 года рассмотрено на 153 обращения о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков меньше, чем за тот же период 2018 года (в 2018 году – 540 обращений; в 2019 году – 387 обращений). При этом решения о включении сведений в РНП по фактам уклонения от заключения контракта в I полугодии 2019 стали приниматься чаще на 25%, нежели в I полугодии 2018 года.

По факту одностороннего расторжения контрактов заказчики стали обращаться в Московское УФАС России чаще более чем в два раза, решения о включении сведений в РНП по фактам одностороннего расторжения Заказчиками контрактов в I полугодии 2019 стали приниматься чаще на 6% (т. е. в 85% случаев), нежели в I полугодии 2018 года.

 

РНП – уклонение I полугодие

2018 г.

I полугодие

2019 г.

Обращений рассмотрено 540 387
Включено в РНП 241 277
Отказано во включении в РНП 299 110
РНП – расторжение I полугодие

2018 г.

I полугодие

2019 г.

Обращений рассмотрено 816 1769
Включено в РНП 646 1506
Отказано во включении в РНП 170 263

 

Примеры обстоятельств, послуживших основанием для принятия комиссией Московского УФАС России решения о невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП при рассмотрении такого вопроса по факту одностороннего расторжения заказчиком контракта:

– В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не было указано причин, послуживших основанием для принятия такого решения заказчиком (или указанные в таком решении причины не соответствовали фактическим обстоятельствам);

– Принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при том, что все работы по контракту фактически были выполнены;

– Заказчик не предоставил поставщику (подрядчику, исполнителю) предусмотренный Законом о контрактной системе десятидневный срок для устранения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушений, послуживших причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (заказчик сообщил, что ограничил доступ на объект сразу после принятия решения);

– Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушениями условий контракта подрядчиком, при этом ненадлежащее исполнение контракта подрядчиком было вызвано действиями третьих лиц;

В целях защиты своих прав и интересов заказчикам и поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует своевременно и надлежащим образом выполнять свои обязательства, определенные заключенным контрактом; вести официальную переписку, обеспечивая надлежащее направление писем другой стороне; фиксировать нарушения, которые может допустить сторона по контракту, с привлечением третьих лиц.

Заказчикам при формировании закупочной документации следует внимательно отнестись к однозначному описанию своей потребности в проекте контракта, а также к описанию порядка взаимодействия сторон (включая порядок и сроки направления исходной документации, уведомлений и т. д.).

Четко прописанные в контракте обязательства подрядчика и заказчика, порядок взаимодействия сторон, а также основания для расторжения контракта по инициативе каждой из сторон в значительной степени снижают риски возникновения сложностей при исполнении государственного контракта.

Указанные обстоятельства являются важными составляющими для принятия Московским УФАС России объективного решения о включении/невключении подрядчика в РНП.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА

Добавить комментарий