За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность согласно законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).
Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). В случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки могут быть обжалованы в антимонопольном органе. К таким основаниям относится:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки (осуществления) закупки, который содержится в положении о закупке, утвержденном и размещенном в ЕИС;
2) неразмещение в ЕИС (нарушение сроков размещения):
- положения о закупке (изменений, внесенных в него);
- информации о закупке;
- информации и документов о договорах, заключенных по результатам закупки;
- иной информации, которую в соответствии с Законом N 223-ФЗ необходимо размещать в ЕИС;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиком закупки товаров (работ, услуг) в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ, предусмотренных ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в ЕИС информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, или размещение недостоверной информации об этом;
6) нарушение оператором электронной площадки требований Закона N 223-ФЗ (в частности, технические неполадки на его электронной площадке). По мнению ФАС России, наличие либо отсутствие таких неполадок не может подтверждаться скриншотами (Письмо от 25.02.2019 N МЕ/13989/19). Чтобы подтвердить их наличие, рекомендуем установить плагин ГИС "Независимый регистратор", которая осуществляет видеофиксацию всех действий участников закупок на электронных площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Плагин можно загрузить с официального сайта ЕИС http://zakupki.gov.ru/.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки обжалуются в порядке, предусмотренном в ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, лицами, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями (бездействием). Учтите, что жалобу на положения документации о закупке может направить любое лицо до окончания срока подачи заявок, установленного в ней. Если проводится закупка у единственного поставщика, ее можно направить до даты заключения договора. Жалобу на действия (бездействие), которые совершены после окончания срока подачи заявок может направить только участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19).
В случаях, определенных п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, обратиться в антимонопольный орган с жалобой могут и другие лица, если действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы СМСП (ч. 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Учтите, что положения Закона N 223-ФЗ, касающиеся участия СМСП в закупках товаров, работ, услуги, применяются и в отношении самозанятых (за исключением ИП) (ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). За разъяснениями по вопросу о том, могут ли иные лица в соответствии с ч. 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ подать жалобу в антимонопольный орган, если действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы самозанятых (за исключением ИП), рекомендуем обратиться в Минфин России.
При подаче жалобы необходимо учитывать подведомственность.
Центральный аппарат ФАС России рассматривает только жалобы на действия (бездействия) (Письмо ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19):
- заказчиков, операторов электронных площадок при закупках стоимостью свыше 1 млрд руб.;
- заказчиков, указанных в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19, при закупках стоимостью свыше 100 млн руб.;
- операторов электронных площадок при проведении закупок стоимостью свыше 100 млн руб. заказчиками, указанными в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19;
- операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (независимо от стоимости закупки).
Остальные жалобы рассматривает территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика.
Принять участия в заседаниях ЦА ФАС России, ее территориального органа можно дистанционно посредством интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций либо с помощью приложения для мобильных телефонов. При этом ФАС России указывает: такое участие является приоритетным. Инструкция для дистанционного участия размещена на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/spheres/5 (Письмо от 03.04.2020 N ИА/27895/20).
Чтобы присутствовать на заседании очно, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ФАС России по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45732/20).
Отметим, что полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (ч. 13 ст. 3 указанного Закона). ФАС России разъясняет, что в соответствии с ч. 17, 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ комиссия антимонопольного органа принимает решение (в том числе о выдаче предписания) с учетом всех выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 N ИА/3655/18). В то же время Верховный Суд РФ считает, что полномочия антимонопольного органа ограничены доводами жалобы, поэтому ФАС России не может выходить за их пределы и устанавливать при рассмотрении жалоб иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика. Он также указывает, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона N 135-ФЗ (п. п. 17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Если жалоба признается обоснованной, ФАС России вправе выдать заказчику обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ), в том числе:
- об отмене протоколов, составленных в ходе закупки;
- внесении изменений в документацию и извещение о закупке;
- аннулировании закупки.
За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания контрольного органа предусмотрена административная ответственность. Подробнее об этом см. разд. 16 настоящего материала.
Заказчики вправе предусматривать в положениях о закупках и документации о закупке требование об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). В указанный реестр, ведение которого предусмотрено ст. 5 Закона N 223-ФЗ, включаются сведения об участниках, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением их условий (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков. Таким органом является ФАС России (п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Обратите внимание, что заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков по результатам закупок стоимостью свыше 1 млрд руб. либо закупок свыше 100 млн руб., проводимых заказчиками, которые указаны в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19, рассматривает центральный аппарат ФАС России (Письмо ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19).
За непредставление или несвоевременное представление в ФАС России информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях) предусмотрена административная ответственность.
Комментарии закрыты