Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ТРЕБОВАНИЯ К ТАРЕ, УПАКОВКЕ, МАРКИРОВКЕ

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

 

Требование к таре и упаковке закупаемых товаров: практика контроля.   

 

Толстобоков Олег Николаевич,

кандидат технических наук, эксперт по

комплексному контролю

государственных и общественных закупок 

 

К числу важнейших потребительских свойств любого товара относят тару, упаковку и фасовку.

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ не указана обязанность заказчика устанавливать требования к маркировке и упаковке закупаемых товаров. Вместе с тем при указании в описаниях объектов закупок конкретных требований к таре и упаковке, нередкими являются случаи подачи жалоб от участников на неправомерность действий организаторов закупок.

Автор статьи анализирует практику контроля центрального аппарата ФАС России при указании в техническом задании закупочной документации требований заказчиков в части упаковки и расфасовки. 

 

Напомним, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Ряд участников закупок считают неправомерными действия заказчиков в части установления в техническом задании при описании объектов закупки требований к таре, упаковке и сроку хранения товара.

Однако, по мнению ФАС России, требования к таре, упаковке и сроку хранения товара, используемого при выполнении работ не противоречит положениям статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Соответственно, довод заявителей о том, что заказчик неправомерно установил в техническом задании требования к таре, упаковке и сроку хранения товаров, не находят своего подтверждения (см. решение ФАС России по делу № К-455/15 от 28.04.2015).

Конечно же, с позиции участников закупки конкретные требования к таре и упаковке указывают на одного конкретного производителя и приводят к ограничению и недопущению конкуренции в закупках. Вместе с тем, указанные доводы в силу отсутствия доказательной базы не находят поддержки в ФАС России.

Например, из обращения Заявителя следует, что большинство требований раздела 10 документации об Аукционе на закупку печенья и хлеба посвящены маркировке и упаковке товара, что никаким образом не влияет на установление соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что требования к маркировке и упаковке товара является неотъемлемой частью требований государственных стандартов, в соответствии с которыми они изготавливаются, и установление требований к маркировке и упаковке товара не нарушают требования Закона № 44-ФЗ.

Как отмечено в решении ФАС России по делу № КГОЗ-114/15 от 06.04.2015, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе к маркировке и упаковке товара, нарушают положения Закона № 44-ФЗ, что обусловило признание довода жалобы необоснованным.

Кроме того, заслуживает внимание практика ряда заказчиков, в части отклонения заявок, не соответствующих установленным заказчиками требованиям по упаковке предлагаемых к поставке товарам.

Так, в п. 15 технического задания в документации об Аукционе установлено следующее требование к «Зажим для бумаг»: «Размер > 19 мм, материал корпуса – металл, должен скреплять не менее 80 листов, количество зажимов в упаковке – > 10 шт., цвет зажимов – черный / ассорти, упаковка – картонная коробка / блистер».

Согласно пункту 3.3.1 части 3.3 Требования к описанию объекта закупки документации об Аукционе «разъяснение и применение понятий, используемых в показателях материалов: «в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара в заявке участника не допускается указание словосочетаний «должен быть» / «должно быть», «не менее» / «не более», «менее» / «более», «не хуже» / «лучше», «выше» / «ниже», «меньше» / «больше», «>» / «<», «≤» / «≥», «превышает» / «не превышает», «превышать» / «не превышать», «или», «+/-», «свыше», по отношению к характеристикам поставляемых товаров. Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств товара, конкретные показатели товара, предоставляемые участником закупки не должны сопровождаться словами «эквивалент», «аналог».

Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование; «Больше» означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение.

Изучив заявку Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия ФАС России установила, что заявка содержит следующее предложение о товаре: «Зажим для бумаг. Размер 19 мм, материал корпуса – металл, должен скреплять 80 листов, количество зажимов в упаковке – 12 шт., цвет зажимов – черный, упаковка – картонная коробка», что не соответствует требованию пункта 15 Технического задания документации об Аукционе.

Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. (см. РЕШЕНИЕ по делу № К-1699/14 от 20.11.2014)

Соответственно, ошибки в составе заявки в части ненадлежащего указания характеристик тары обуславливает правомерное отклонение заявки членами аукционной комиссии.

 

Например, при закупке битумнополимерных герметиков заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по причине не представления информации о таре. В документации были установлены требования к битумно-полимерным герметикам, в том числе «Тара должна исключать прилипание битумно-полимерного герметика к стенкам упаковки».

Комиссия ФАС России изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, установила, что заявка не содержит информацию о таре, что не соответствует требованиям документации об Аукционе. (см. решение ФАС России по делу № К-459/15 от 28.04.2015). Вместе с тем, не все заказчики устанавливают в технических заданиях требования к таре и упаковке. Например, на электронный адрес автора статьи недавно пришло следующее электронное сообщение: «Подскажите, пожалуйста, как нам быть…. Мы объявили совместные торги по продуктам питания, Заказчики детские сады, в техническом задании мы не указываем, какая фасовка т.к. Заказчик может заказать и от 5 кг и более, по потребностям, в детских садах нет склада, где бы была возможность хранить большие партии продукции и в проекте контракта прописано, что продукция поставляется отдельными партиями по заявке Заказчика в течение 3 рабочих дней после поступления заявки. Участник же в первых частях заявки, указал фасовку 50 кг. Вопрос: Имеем ли мы право отклонить Участника?» При анализе содержания требований документации было выявлено, что в отношении закупаемого сахара песка содержались требования о соответствии ГОСТ 21-94 (вкус и запах сладкий, без посторонних привкуса и запаха, как в сухом сахаре, так и в его водном растворе, сыпучий, цвет белый, раствор сахара должен быть прозрачным или слабо опалесцирующим, без нерастворимого осадка, механических или других посторонних примесей. Массовая доля сахарозы (в пересчете на сухое вещество), не менее 99,75 %. Массовая доля редуцирующих веществ (в пересчете на сухое вещество), не более 0,050 %. Массовая доля золы (в пересчете на сухое вещество), не более 0,04 % ).

В свою очередь, участник закупок в первой части заявки на участие в электронном аукционе указал конкретные характеристики предлагаемого к поставке сахара, а именно: сахар-песок, ГОСТ 21-94, (вкус и запах сладкий, без посторонних привкуса и запаха, как в сухом сахаре, так и в его водном растворе, сыпучий, цвет белый, раствор сахара слабо опалесцирующий, без нерастворимого осадка, механических и других посторонних примесей. Массовая доля сахарозы (в пересчете на сухое вещество), соответствует 99,75 %. Массовая доля редуцирующих веществ (в пересчете на сухое вещество), соответствует 0,050 %. Массовая доля золы (в пересчете на сухое вещество), соответствует 0,04 % ); Остаточный срок годности поставляемого Товара соответствует 80 % от установленного (указанного на маркировке Товара и в удостоверении качества) на момент поставки Товара; Упаковка мешок п/п фасовкой 50 кг. Как видно из вышеприведенного примера, заказчик не установил требование об упаковке сахара – песка в мешки по 5 кг, при этом участник закупки указал дополнительную информацию об упаковке сахара-песка в мешок фасовкой 50 кг.

Соответственно, правовых оснований отклонить заявку за несоответствие неустановленным в документации о закупке требованиям Закон № 44-ФЗ не содержит, что будет обуславливать, по мнению автора статьи, действия аукционной комиссии не правомерными в части отклонения за явки, предлагающей к поставке сахарпесок в фасовке по 50 кг.

В ряде случаев организаторы закупок устанавливают в закупочных документациях правила пересчёта закупаемых товаров исходя из потребительских упаковок, что влияет на правомерность принятия решений о допуске или не допуске участников закупок к торгам.

Яркими примерами являются практики закупок лекарств.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на поставку 126,230 тыс. упаковок Ацетилцистеин участнику закупок было отказано в допуске в связи с несоответствием требованиям документации. Так, в требованиях документации об электронном аукционе установлено: «В том случае если форма выпуска лекарственного препарата, предлагаемого участником электронного аукциона отличается от формы выпуска установленной документацией об электронном аукционе, участник электронного аукциона производит перерасчет количества таблеток в упаковке с округлением в большую сторону до заводской упаковки Товара в адрес каждого грузополучателя.

Не допускается: перерасчет с уменьшением количества таблеток в адрес каждого грузополучателя; перерасчет с увеличением количества таблеток более чем на одну заводскую упаковку предлагаемого Товара в адрес каждого грузополучателя». В приложении №2 к документации об электронном аукционе установлено: «Ацетилцистеин 600 мг в таблетке, 10 штук в упаковке. Количество 126,230 тыс. упаковок».

Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия ФАС России установила, что заявка содержит увеличение количества таблеток на две штуки (с 10 до 12), в пределах одной и той же упаковки, и каждый грузополучатель получит то количество упаковок, которое указанно в Техническом Задании, что соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе.

При этом представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что товар, предлагаемый Заявителем к поставке, не является эквивалентным требованиям, установленным в документации об Аукционе.

Следовательно, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.

  ВЫВОД: Анализ практики контроля свидетельствует о том, что указание требований заказчика в таре, упаковке, расфасовке закупаемых товаров при условии отсутствия ограничения количества участников закупок не запрещается положениями Закона № 44-ФЗ. При этом отклонения заявок по причине несоответствия тары и расфасовок, предлагаемых к поставке товаров будет считаться правомерным исключительно при условии установления указанных ограничений в условиях закупочной документации.

 

http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_270.pdf

Комментарии закрыты