ГОРЕ -ТЕНДЕР
Система государственных закупок, подкрепленная федеральным законом – дело, бесспорно, хорошее. Со всех сторон. Как же – экономия бюджетных средств, все честно, по конкурсу, прозрачно, беспристрастно.
Однако, как всегда, в любом хорошем деле встречаются подводные камни, обойти которые не представляется возможным. Хотя всем все понятно, все эти камни видят и обсуждают, но тот же закон не позволяет сделать ни шага в сторону.
Поэтому все повозмущались –повозмущались – да и смирились со словами: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Знакомо?
Теперь конкретный пример. Да не местечковый, а в масштабе всей страны, может быть. А страна у нас ох какая большая! Но это все преамбула. Пора перейти от разговоров к сути вопроса.
Моя хорошая подруга работает в городской больнице, занимается крайне важным и нужным делом – закупками медикаментов и сопутствующих товаров. Дело это важное и ответственное, не правда ли?
Как человек порядочный, совестливый и болеющий за дело, она старается предусмотреть все нюансы и факторы, составляя и размещая техническое задание, подходит к делу не формально, а с душой и ответственностью. Изучает рынок, сравнивает цены, запрашивает характеристики, сертификаты и данные экспертиз, анализирует отзывы из разных источников.
В общем, делает все «по уму». Сердце радуется, что есть такие неравнодушные люди в нашей медицине. Человек на своем месте, можно сказать, честь ей и хвала. Кажется, уж здесь-то все замечательно, больница в шоколаде, пациенты в надежных руках. Тем более, что первоочередной задачей она считает качество приобретаемых товаров. Это правильно, согласны? А вот не все так просто.
Рассмотрим простейший казус – одноразовые шприцы. Казалась бы, что здесь сложного? Шприц он и есть шприц. Пластиковый корпус, игла, стерильная упаковка. В любой больнице их используют сотнями и тысячами.
Итог: конкурс постоянно выигрывает самый дешевый поставщик. Все заявленные в ТЗ критерии в норме. Можно рапортовать: больница шприцами укомплектована в полном объеме. Ура, задание выполнено, а бюджет сэкономил деньги? Нет, не ура. Почему? Потому что этими шприцами пациенты не пользуются вовсе. По причине тупизны игл.
В техническом задании этот критерий отсутствует – видимо, нет механизма его проверки или это считается ненужным. Не верите, что такие шприцы бывают? А вы купите одноразовый шприц в магазине сети «Ашан» и попросите сделать себе укол витаминчика, например. А потом то же самое, но нормальным шприцем. Как говорится, почувствуйте разницу. Проверено на себе.
Шприц – это, наверное, самое дешевое, что может быть из медицинского оборудования, и купить его, слава Богу, может каждый. Поэтому врачи, жалея больных, открыто предупреждают о том, что иглы «бесплатных» шприцев совершенно тупые.
Пациенты, которым назначаются целые курсы уколов, не хотят страдать зря, им и так хватает проблем, и безропотно покупают нормальные шприцы.
А выигравшие тендер шприцы полежат-полежат мертвым грузом, да и списываются потихоньку. Разумеется, через некоторое время история повторяется, и так по кругу. Представляете объемы в масштабах Российской Федерации?
Очень хочется знать: доколе маразм будет процветать, а бюджетные деньги выбрасываться на ветер? Пока нет ответа.
Вариант решения проблемы: больница приобретает партию шприцов, их начинают активно использовать, а когда количество письменных отказов пациентов достигнет ста, например, вся партия бракуется и возвращается поставщику.
Деньги он не получает, естественно. Охоту к бесполезным поставкам это отобьет вмиг – в этом нет сомнений.
Комментарии закрыты