Вопрос
Контракт на выполнение строительных работ: как подтвердить соответствие требованиям к опыту?
В Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 указано, что соответствие этому дополнительному требованию подтверждается следующими документами: это копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, где должна быть подтверждена стоимость исполненного контракта (договора). Исключение - если застройщик является лицом, осуществляющим строительство. Это значит, что если участником аукциона является застройщик, то он не обязан прикладывать копию акта (актов) выполненных работ, только контракта (договора) будет достаточно?
Ответ
Заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам в извещении и документации о закупке по статье 31 Закона № 44-ФЗ.
Внимание: контролеры оштрафуют сотрудника контрактной службы или контрактного управляющего заказчика, которые утвердят в документации лишние требования.
Размер штрафа – 1 процент НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком. Минимальный размер штрафа – 5000 руб., а максимальный – 30 000 руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ).
Дополнительные требования
Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, например наличие:
финансовых ресурсов;
оборудования и других материальных ресурсов;
опыта работы по предмету контракта;
деловой репутации;
необходимого количества специалистов.
Внимание: оценивайте опыт работы самого участника закупки.
Договор коммерческой концессии – не подтверждение. Опыт с учетом правопреемства засчитайте, только если предусмотрели такую возможность в документации (письма Минэкономразвития России от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2791, от 28 июля 2015 г. № Д28и-2175, от 15 июля 2015 г. № Д28и-2170, от 4 июня 2015 г. № Д28и-1569).
Если Правительство РФ установит доптребования, заказчик обязан прописать их в извещении и документации о закупке, а комиссия – проверить, отвечает ли участник этим требованиям.
Документы, которыми участник подтверждает соответствие, также устанавливает Правительство РФ.
Такие правила прописаны в части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Так, Правительство РФ установило дополнительные требования к участникам в постановлении от 4 февраля 2015 года № 99.
Правила постановления работают, когда заказчик проводит конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс или аукцион, а предмет закупки:
работы по сохранению объектов культурного наследия;
работы по реставрации музейных предметов и коллекций из Музейного фонда РФ;
работы по реставрации документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, которые входят в состав библиотечных фондов;
работы и услуги, во время которых заказчик допускает подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музея, к системам безопасности музейных предметов и коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
строительные работы, которые включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014, если начальная (максимальная) цена контракта или лота превышает 10 млн руб.;
транспортные услуги, которые связаны с воинскими морскими и речными перевозками;
транспортные услуги или работы, которые связаны с техническим обслуживанием, ремонтным монтажом и ремонтом железнодорожного подвижного состава, если такой состав находится в оперативном управлении Вооруженных сил РФ и организаций, подведомственных Минобороны России.
Пример: о применении постановления № 99
Заказчик закупает транспортные услуги для воинских морских перевозок. В документации о закупке он установил доптребования к участникам. Потенциальные исполнители обязаны:
подтвердить, что у них в собственности или другом вещном праве есть суда, транспортные средства, оборудование и материальные ресурсы;
предоставить информацию о том, что за последние три года они оказывали аналогичные услуги на сумму не менее 20 процентов от НМЦК.
Для этого участники представляют оригиналы или копии контрактов, выписки из них и акты оказания услуг. Такие разъяснения дали Минэкономразвития России и ФАС России в совместном письме от 28 августа 2015 года № 23275-ЕЕ/Д28И, АЦ/45739/15. На текущий ремонт такие разъяснения не распространяются (решение Верховного суда РФ от 22 августа 2016 г. № АКПИ16-574).
Также постановление № 99 устанавливает доптребования к квалификации участников, когда заказчик закупает товары, работы, услуги технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера. Такие доптребования применяйте, только когда проводите конкурс с ограниченным участием и предмет закупки:
работы по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
работы по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
работы по конструированию и изготовлению оборудования, которое применяют на объектах использования атомной энергии;
работы по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства;
работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, если НМЦК для государственных нужд превышает 150 млн руб., для муниципальных нужд – 50 млн руб.;
услуги общественного питания и поставки пищевых продуктов для образовательных и медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей, если НМЦК превышает 500 000 руб.;
работы по определению кадастровой стоимости, когда проводят государственную кадастровую оценку;
обязательный публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с госучастием.
Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, если заказчик закупает консультационные, аудиторские и сопутствующие услуги. Об этом сказано в части 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Пока такие требования не установлены.
Ситуация: как участник должен подтвердить, что у него в штате есть специалисты, которые необходимы заказчику
Участники закупки прикладывают к заявке копии дипломов сотрудников, акты выполненных работ или услуг и другие документы (письмо Минэкономразвития России от 4 августа 2016 г. № Д28и-2007).
Ситуация: заказчик проводит электронный аукцион.
Нужно ли учитывать постановление № 99 Да. Постановление № 99 распространяется на электронный и закрытый аукцион (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Ситуация: заказчик закупает лекарства.
Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам Нет. Правительство РФ не установило дополнительные требования к участникам, которые поставляют лекарства.
Ситуация: вправе ли заказчик установить дополнительные требования к участникам открытого конкурса
Нет, не вправе.
Дополнительные требования предъявляйте к участникам, когда закупаете товары, работы, услуги из постановления № 99 и проводите конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс или аукцион (п. 1 постановления № 99).
Ситуация: образовательная организация закупает услуги общественного питания конкурсом с ограниченным участием.
В закупке 10 лотов, по одному из которых НМЦК превышает 500 000 руб. Как установить дополнительные требования Заказчик не вправе объединять такие лоты. Закупку на сумму свыше 500 000 руб. проведите как конкурс с ограниченным участием и установите дополнительные требования. Закупку по остальным лотам проведите как электронный аукцион, запрос котировок или заключите контракт с единственным поставщиком. Заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием и установить доптребования к участникам, только если закупает услуги общественного питания на сумму больше 500 000 руб. Об этом сказано в пункте 6 приложения 2 к постановлению № 99, части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Ситуация: заказчик закупает реставрационные работы. Как определить, какой объем оборудования потребовать от участника
Ни в Законе № 44-ФЗ, ни в постановлении № 99 нет правил, по которым заказчик определяет, какой объем оборудования необходим для тех или иных работ. Поэтому исходите из вида работ, которые указаны в сметном расчете, техническом задании или смете-калькуляции к контракту. Не устанавливайте завышенные требования к оборудованию или технике, иначе ограничите конкуренцию. Также не требуйте оборудование и технику определенных марок, моделей, товарного знака или производителя. Пример – решение ФАС России от 22 октября 2015 года по делу № К-1382/15. Заказчик установил в документации о закупке требование о том, что у участника должно быть недвижимое имущество, которое необходимо, чтобы исполнить контракт. В частности, тахеометр – 1 штука, плоттер – 2 штуки, МФУ – 2 штуки. Кроме того, заказчик указал характеристики такого имущества без товарного знака. Контролеры признали такие действия законными.
Ситуация: какими договорами подтвердить опыт работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капитального строительства
Опыт работы подтвердит любой вид договоров. Просто проверьте, отвечает ли договор, которым участник подтверждает опыт, условиям приложения № 1 к постановлению № 99. Например, участник закупки вправе приложить к заявке договор субподряда. Также не имеет значения, с кем участник заключил договор – с индивидуальным предпринимателем, коммерческим заказчиком, госкомпанией по Закону № 223-ФЗ. Требований ко второй стороне договора в постановлении № 99 нет. Когда проверяете договор, обратите внимание на оправдательные документы. Если в качестве акта выполненных работ в договоре указаны КС-2 и КС-3, проверьте, соответствуют ли они условиям приложения № 1 к постановлению № 99. Если по условиям договора участник вместо КС-2 и КС-3 представляет другие документы, это не отвечает правилам приложения № 1. Такую заявку заказчик вправе отклонить. Данный вывод подтверждает решение Владимирского УФАС России от 5 февраля 2016 года по делу № Г45-04/2016.
Ситуация: вправе ли участник подтвердить опыт работ по ремонту газопровода договором на ремонт водопровода
Да, так как работы по ремонту водопровода и газопровода постановление № 99 относит к одной группе. Такую позицию подтверждает письмо Минэкономразвития России от 28 мая 2015 года № Д28и-1362. Если участником аукциона является застройщик, осуществляющий строительство, то он не обязан прикладывать копию акта (актов) выполненных работ, только копию контракта (договора).
Такой вывод следует из пункта 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.
Кроме этого застройщик прикладывает еще копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Комментарии закрыты