Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Закупка по 223-ФЗ

Как правильно проводить закупки по 223-ФЗ, чтобы был хороший результат и не было проблем.

В этой статье мы даем рекомендации по данному вопросу, приводим схемы, как провести конкурентную и неконкурентную закупку по Закону №223-ФЗ. Для каждого этапа даем достаточно подробную инструкцию, сложные вопросы разобрали в примерах, указали на особенности закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, и учли все изменения, которые были приняты в 2022 году.

В целом, чтобы провести закупку по Закону №223-ФЗ, опишите в положении о закупке способы и порядок проведения закупок. Далее подготовьте техзадание, рассчитайте НМЦД, включите закупку в план и создайте закупочную комиссию. Проведите открытую или закрытую закупку, либо выберите поставщика на электронной площадке. Соблюдайте правила для торгов среди МСП. По итогам закупки заключите договор с победителем, а затем разместите отчет в ЕИС.

Опишите порядок закупок в положении о закупке

В положение внесите сведения по каждому способу закупки. Укажите:

  1. Способы закупки;
  2. Случаи, когда выбираете тот или иной способ;
  3. Порядок проведения закупки.

Включите в положение конкурентные закупочные процедуры: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, возможно также другие виды закупочных процедур. По 223-ФЗ заказчик вправе разработать их сам для себя. Закупочные процедуры бывают открытыми, закрытыми, проводимыми в бумажном и электронном виде. Возможность указать в положении о закупке другие конкурентные процедуры, кроме прямо перечисленных в 223-ФЗ, установлена в части 3.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Закупка будет конкурентная, если вы одновременно соблюдаете три условия:

  1. Публикуете сведения о закупке в ЕИС или отправляете приглашения потенциальным участникам;
  2. Обеспечиваете конкуренцию за право заключить договор по итогам закупки;
  3. Описываете предмет закупки с учетом требований, которые перечислены ниже.

Предусмотрите неконкурентные закупки, например, закупку у единственного поставщика, запрос цен, редукцион, маркетинговые исследования и т.п. Перечислите все случаи, когда заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком и когда применяет тот или иной вид неконкурентной закупочной процедуры. Такие правила описаны в частях 2–3.2 статьи 3 и статье 3.6 Закона №223-ФЗ.

C 1 июля 2022 года все заказчики могут проводить неконкурентные закупки по правилам электронного магазина. Закупать можно любые товары, работы и услуги, но сумма закупки не должна превышать 20 млн руб. Схему нового способа закупки описали в пункте 20.1 Постановления Правительства от

11.12.2014 №1352.

Напишите случаи, когда проводите закупку тем или иным способом. Например, компания «РЖД» в положении о закупке описала следующие условия для выбора способа закупки:

  • Открытый конкурс. Важны несколько условий исполнения договора.
  • Открытый двухэтапный конкурс. Необходимы переговоры с участниками, чтобы уточнить требования к предмету закупки или к участникам.
  • Открытый аукцион. Важна только цена договора, или же заказчик однозначно сформировал требования к продукции, в том числе определил товарный знак и написал в документации «или эквивалент». ● Запрос котировок. Действует одно из условий:

— важна только цена договора, при этом сроки закупки не позволяют провести аукцион;

— у продукции есть действующий функционирующий рынок;

— не состоялся аукцион, при этом повторный аукцион нельзя провести из-за сжатых сроков, и заказчик не заключил договор с единственным поставщиком;

— важна только цена договора, при этом заказчик докупает продукцию по расторгнутому договору.

  • Запрос предложений. Действует одно из условий:

— важны несколько условий договора, при этом сроки не позволяют провести конкурс;

— нельзя провести запрос котировок, так как продукция сложная;

— не состоялся конкурс, при этом повторный конкурс нельзя провести из-за сжатых сроков, и заказчик не заключил договор с единственным поставщиком;

— важны несколько условий договора, при этом заказчик докупает продукцию по расторгнутому договору.

Открытую конкурентную закупку проводите в бумажной или электронной форме. Укажите в положении о закупке те закупки, которые вы вправе проводить в бумажной форме, иначе заказчик вправе проводить только электронные процедуры. Обязательно закупайте продукцию на электронной площадке, если товар, работа или услуга входят в перечень из Постановления Правительства от 21.06.2012 №616. Правила установлены частями 2 и 4 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Продукцию закрытыми способами закупайте, когда:

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • закупку проводят в рамках гособоронзаказа. Правило касается заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • закупку не публикуют по решению Правительства РФ или координационного органа Правительства (п. 2 и 3 ч. 8 ст. 3.1 и ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Об этом сказано в части 1 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Пропишите порядок для каждого этапа конкурентной закупки. Напишите:

  • сроки публикации извещения и документации, либо сроки для отправки приглашений участникам (для закрытых закупок);
  • требования к содержанию, составу и оформлению заявки;
  • право изменить извещение, документацию или отменить закупку;
  • порядок, в котором рассмотрите и оцените заявки, проведете аукцион;
  • требования к протоколам и срокам их публикации в ЕИС; ● порядок и сроки заключения договоров.

Отдельно опишите порядок закупок у МСП. Закупки для МСП проводят все заказчики. Исключение составляют лишь те, кто сам относится к МСП. За год нужно набрать минимум 25% (доля участия МСП) стоимостного объема всех договоров и 20% – по закупкам среди МСП в соответствии с планом. Требования к конкурентным закупкам перечислены в статьях 3.2–3.5 Закона №223-ФЗ.

Рассмотрим интересный практический вопрос: попадают ли под 223-ФЗ закупки товаров, которые приобретают для перепродажи?

Да, попадают. Закон №223-ФЗ распространяется на все закупки заказчиков вне зависимости от суммы, предмета закупки, источника финансирования или цели приобретения продукции. Под 223-ФЗ не попадает лишь выплата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из случаев применения закона. Исключения прописаны в части 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ.

Юридические лица обязаны проводить закупки любых товаров с учетом положений Закона №223-ФЗ независимо от того, закупают товары для собственного потребления или для дальнейшей перепродажи (письмо от 02.09.2011 №Д28-317). В другом письме Минэкономразвития разъяснило, что закупку любых товаров, работ и услуг заказчик должен проводить по правилам из Закона №223-ФЗ. Закон распространяется на все закупочные процедуры заказчика, которые составляют его хозяйственную деятельность, кроме исключений. Правило распространяется и на закупки для прочей деятельности предприятия, которая не относится к выполнению регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (письмо от

05.12.2011 №Д28-647).

Рассмотрим еще один интересный вопрос: попадает ли под 223-ФЗ возмещение сотрудникам расходов на аренду жилья?

Согласно статье 164 Трудового кодекса (ТК) компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК и другими федеральными законами.

В статье 165 ТК указываются случаи предоставления работникам гарантий и компенсаций. Устанавливается, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

  • при направлении в служебные командировки;
  • при переезде на работу в другую местность;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей; ● при совмещении работы с получением образования и др.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Таким образом, если указанные выплаты предусмотрены локальными нормативными актами работодателя (например, коллективным договором), например, для работников, переехавших на место работы из другой местности, то данные выплаты (возмещения) не попадают под действие Закона №223-ФЗ. В таком случае они являются компенсациями в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Мы рекомендуем фиксировать данный факт в трудовых договорах, заключаемых с такими работниками (также с указанием размера этого возмещения). То есть, в таком случае речь идет о выплатах в рамках трудовых отношений, на которые распространяются нормы трудового законодательства, что должно быть соответствующим образом документально оформлено работодателем.

Если осуществление такого возмещения планируется учитывать как закупки по Закону №223-ФЗ, то они должны осуществляться в соответствии с требованиями данного закона и положением о закупке (закупка заказчиком услуг по аренде).

Правильное составление технического задания — это очень важно.

Для эффективного и качественного выбора поставщика, подрядчика или исполнителя в закупочной документации должно содержаться детальное Техническое задание, описывающее предмет закупки. Для этого составьте Техническое задание, добавьте к нему приложения, детализирующие предмет закупки, например, смету или другие детализирующие документы. Определите, что необходимо включить в описание предмета закупки, а чего включать вообще нельзя.

Необходимо включить:

  • характеристики предмета закупки;
  • количество товара, объем работ или услуг;
  • срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; ● другие сведения в зависимости от объекта закупки.

Включать нельзя или не рекомендовано:

  • товарные знаки, но есть исключения;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты; ● полезные модели;
  • промышленные образцы.

Запреты действуют, если условия необоснованно ограничивают количество участников. При этом требования из списка с запретами заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.

Если решили указать товарный знак, напишите фразу «или эквивалент». Есть четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно:

  1. Если закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете. Например, используете в работе принтер конкретной марки, и необходимы только оригинальные картриджи к принтеру. В техзадании можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».
  2. Если товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете. Например, если вы закупаете зарядные устройства для ноутбуков или мобильных телефонов. Тогда в документации вправе прописать требование к товарному знаку.
  3. Если закупаете товары, чтобы исполнить контракт по Закону №44-ФЗ.
  4. Если закупаете товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону №223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.

Такие правила перечислены в части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Вот еще один важный вопрос: вправе ли бюджетное учреждение закупить товар, бывший в употреблении, по 223-ФЗ?

Да, вправе. Заказчик устанавливает требования к закупаемой продукции на свое усмотрение. Ни запрета закупать б/у товары, ни условий, что объект закупки должен быть новым, в Законе №223-ФЗ нет. В техническом задании сделайте оговорку, что закупаете бывший в употреблении товар. Установите цену с учетом, что продукция не новая. Вывод следует из части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Сделайте расчёт НМЦД.

Начальную (максимальную) цену договора формируйте на этапе планирования. Когда будете проводить закупку, уточните сведения. Если цена продукции изменится более чем на 10% от планируемой, внесите изменения в план закупки. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 8 правил из Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 №932.

В извещении и документации максимальную цену договора укажите одним из трех способов:

  1. Начальная (максимальная) цена договора.
  2. Формула расчета сумм, которые заплатите поставщику при исполнении договора, и максимальная цена договора.
  3. Цена единицы товара, работы или услуги и максимальная цена договора.

НМЦД рассчитывайте методами и в порядке согласно положению о закупке. Методы расчета возьмите по аналогии с Законом №44-ФЗ или разработайте свои. Например, используйте методы:

  • анализ рынка;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный; ● затратный.

Формулу цены используйте, когда точную стоимость единицы продукции на момент поставки определить невозможно. При этом в извещении и документации напишите:

  1. Формулу цены: правила расчета сумм, которые заплатите поставщику в ходе исполнения договора;
  2. Максимальное значение цены договора – лимит, на который можете закупить продукцию в рамках договора. Например, максимальное значение цены договора в 150 000 руб. означает, что вы можете купить товар на 150 000 или меньше, скажем, на 130 000 руб.

Если неизвестно точное количество продукции, которое закупите, в извещение и документацию включите максимальную цену и цену единицы продукции.

Включите закупку в план.

Чтобы провести закупку, нужно включите ее в план. Заказчики по Закону №223-ФЗ вправе заключать только договоры, которые предусмотрели планом. Не нужно вносить в план закупки, которые перечислены ниже:

Закупки, неразмещение в ЕИС которых закреплено на законодательном уровне

Часть 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ:

  • закупки с гостайной;
  • закупки в рамках гособоронзаказа на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и спецтехники;
  • закупки на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры

Закупки, которые не размещают в ЕИС по решению Заказчика

Пункты 1–3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ:

  • малые закупки до 100 000 и 500 000 руб.;
  • брокерские услуги;
  • услуги депозитариев;
  • услуги по привлечению во вклады денег организаций, включая размещение депозитных вкладов;
  • получение кредитов и займов;
  • доверительное управление деньгами и имуществом;
  • выдача банковских гарантий и поручительств;
  • открытие и ведение счетов, в том числе аккредитивов;
  • закупки на право заключить договор купли-продажи, аренды и субаренды, доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, другой договор, по которому переходят права владения и пользования недвижимым имуществом. Экстренные закупки, потребность в которых возникла вследствие ЧС Часть 5.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:
  • закупки из-за аварии или других чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;
  • закупки для срочного медицинского вмешательства;
  • закупки для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Перечисленные закупки вносят в план после того, как пройдет процедура. ****Правила следуют из части 5.1 статьи 3, частей 15, 16 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

16 ноября 2022 года из перечня исключили закупки по решению

Правительства РФ. С указанной даты заказчик включает такие закупки в план, но информацию о них не публикуют на официальном сайте ЕИС. Если все закупки заказчика проходят на основе решения Правительства РФ, то план полностью не публикуйте на официальном сайте. Ранее указанные закупки в план не включали (Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 №1946).

Заказчики по Закону №223-ФЗ формируют и публикуют в ЕИС два плана закупок:

  • годовой – план закупки товаров, работ, услуг;
  • долгосрочный – план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств.

План закупки товаров, работ, услуг формируйте на год. План закупки инноваций – от пяти до семи лет. В какие сроки составить планы, определяйте сами. Вывод следует из частей 2 и 3 статьи 4 Закона №223-ФЗ и пункта 10 правил, которые Правительство РФ утвердило постановлением от 17.09.2012 №932.

Установите требования к участникам закупки.

Установите требования к участникам закупки согласно положению. Нельзя включать в извещение и документацию требования, которые в нем не предусмотрели. На свое усмотрение установите требование, чтобы сведений об участнике не было в реестре недобросовестных поставщиков по Закону №223-ФЗ и в реестре по Закону №44-ФЗ. Об этом указано в частях 6 и 7 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Например, Министерство социальной защиты населения Амурской области в типовом положении для автономных учреждений прописало такие требования к участникам закупки:

С 1 декабря 2022 года участвовать в закупках запретили иностранным агентам. Заявки участников, которые не отвечают требованию, подлежат отклонению. Статус иностранного агента можно проверить в Едином реестре иноагентов, размещенном на официальном сайте Минюста. Новое требование Заказчики должны включать в извещение или документацию о закупке. Формулировку смотрите в примере (Закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ, Закон от

05.12.2022 № 498-ФЗ).

Пример: как установить требование, чтобы участником не стал иностранный агент.

«Участниками закупки не могут быть юридические или физические лица, которые признаны иностранными агентами согласно Федеральному закону от 14.07.2022 №255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"».

С 3 мая 2022 года запретили заключать сделки с компаниями и физическими лицами, которые находятся под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами (Указ Президента от 03.05.2022 №252). Перечень конкретных лиц, с которыми запрещено заключать и исполнять сделки, утвердило Правительство РФ в постановлении от 11.05.2022 №851.

В извещение или документацию включите специальное требование к участникам закупок. Смотрите пример формулировки.

Пример: как установить требование об отсутствии участника под российскими санкциями.

«Участниками закупки не могут быть юридические или физические лица, в отношении которых применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 №252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо организации, которые находятся под контролем таких лиц».

Предъявляйте особые требования к составу заявки участников конкурентной закупки в электронной форме среди МСП. Требовать иные документы и информацию от участника такой закупки, кроме тех, которые прямо перечислены в 223-ФЗ, нельзя.

С 29 марта 2021 года по 29 марта 2027 года устанавливайте специальные квалификационные требования к участникам закупок товаров, работ, услуг по незавершенным объектам строительства, права на которые переданы в порядке банкротства. Обязательные квалификационные требования определены в приказе Минстроя от 21.12.2020 №810/пр.

К таким требованиям относятся:

  1. Отсутствие сведений об участнике закупки в РНП по законам № 223 и № 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 приказа);
  2. Наличие за последние пять лет до даты подачи заявки опыта исполнения хотя бы одного договора (с учетом правопреемства):
  • на выполнение работ по подготовке проектной документации или выполнение инженерных изысканий;
  • поставку товаров, выполнение работ или услуг, сопоставимых с предметом закупки;
  • выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства. Такой договор нужен, если закупаете работы по строительству объекта долгостроя с НМЦД выше 10 млн руб.

Стоимость последнего договора должна составлять не менее:

  • 50% НМЦД, если цена превышает 10 млн руб.; ● 30% НМЦД, если цена больше 50 млн руб.

Такие квалификационные требования нужно применять к участникам конкурентных закупок, которые объявили после 28 марта 2021 года.

Комиссия по закупкам необходима.

Чтобы проводить конкурентную закупку, создайте комиссию. Порядок, в котором вы ее создадите, и ее функции опишите в положении. Опишите правила, по которым работает комиссия:

  • сколько участников необходимо для кворума; ● какие решения принимает комиссия; ● как комиссия оформляет решения.

Заказчики обязаны создавать комиссию, чтобы выбрать поставщика при конкурентной закупке. Обязанность установлена в части 8 статьи 3.2 и части 2 статьи 3.5 Закона №223-ФЗ.

Разработайте извещение и документацию.

Для конкурентной закупки разработайте извещение и документацию. Когда проводите запрос котировок – только извещение.

  • В извещение включите информацию:

Способ закупки

Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, другой способ согласно положения.

Сведения о Заказчике

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, e-mail, телефон.

Предмет договора

Краткое описание, количество товара или объем работ, услуг.

С 1 июля 2022 года можно одновременно закупить подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, строительство, реконструкцию, капремонт и поставку оборудования для эксплуатации объекта капстроительства.

Место поставки

Место, куда контрагент поставит товары или где выполнит работы, окажет услуги.

НМЦД

Начальная (максимальная) цена договора, или формула цены и максимальная цена договора, или цена за единицу продукции и максимальная цена договора.

Обеспечение заявки и договора

Размер обеспечения, требования к обеспечению, условия независимой гарантии (ч. 25–27 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ).

В конкурентной закупке проводимой в электронной форме среди МСП и самозанятых для обеспечения заявок и исполнения договора предоставляют либо денежные средства либо независимую гарантию.

Предоставление документации

Срок, место и порядок предоставления документации участникам, размер, порядок и сроки оплаты документации, если взимаете плату.

Подача заявок

Порядок, в котором участники подают заявки. Даты начала и завершения подачи заявок на закупку или этап конкурентной закупки. Порядок, в котором подведете итоги закупки или этапов. Форма заявки при электронном запросе котировок (ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ).

Электронная площадка

Адрес электронной площадки.

Другие сведения

Дополнительные сведения согласно положению о закупке.

  • В документацию внесите сведения:

Требования к предмету закупки

Безопасность, качество, технические и функциональные характеристики предмета закупки.

С 1 июля 2022 года в описание объекта закупки можно включать название страны происхождения товара (письмо Минфина от 05.09.2022 №24-07-07/86080).

Размер, упаковка, отгрузка товара.

Результаты работы.

Описание участниками товаров, работ и услуг.

Описание предмета закупки по правилам части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Условия поставки

Место, условия и сроки либо периоды поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Оплата

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Оплатить договор нужно в срок не более семи рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документы о приемке. Иной срок оплаты можно установить в положении о закупке. В этом случае в положение включают:

  • перечень товаров, работ, услуг, которые оплатите позже семи рабочих дней;
  • порядок определения иного срока оплаты (подп. «а» п. 1 ст. 1 Закона №104-ФЗ).

Требования к участникам

Требования к участникам согласно положению о закупке (ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

Требования к участникам и субподрядчикам, документы, которые обязаны представить участники, при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства и закупке продукции, связанной с использованием атомной энергии.

Разъяснения документации

Форма, порядок разъяснения документации. Дата и время, когда завершите предоставлять участникам разъяснения.

Рассмотрение предложений участников

Дата, когда рассмотрите предложения участников и подведете итоги закупки.

Оценка заявок

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

Другие сведения

Дополнительные сведения согласно положению о закупке, например, шаг аукциона.

Такие требования перечислены в части 9 статьи 3.2 и частях 9 и 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Еще один часто задаваемый вопрос: вправе ли стороны в договоре по 223-ФЗ установить аванс при наличии финансирования?

Заказчик вправе установить аванс не только при наличии но даже при отсутствии финансирования. Более того, по договорам со сроком исполнения в 2022 году заказчикам даже рекомендовали устанавливать аванс в размере не менее 50% от НМЦД (письмо Минфина от 19.04.2022 №28-05-07/34796).

В Законе №223-ФЗ запрета нет, порядок авансирования не определен, однако указано, что документация о закупке должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Об этом сказано в пункте 6 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ. Ситуацию, когда заказчик в документации устанавливает право выплатить аванс при наличии финансирования, специалисты антимонопольной службы рассматривают неоднозначно. Часть специалистов считают, что такое право не противоречит Закону №223-ФЗ, часть – считают нарушением.

Например, Кемеровское УФАС в решении от 02.12.2016 №153/05-18.1-2016 признало правомерными действия заказчика, который в документации предусмотрел право выплатить аванс при наличии финансирования.

Другая ситуация: антимонопольный орган выявил нарушения пункта 6 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ. Контролер пояснил, что в договоре надлежащим образом не был установлен порядок оплаты товара, работы, услуги. Согласно условиям договора застройщик на основании письменного обращения заказчика вправе перечислить авансовый платеж в размере не более 30% от цены договора, но не более суммы принятого обязательства, подлежащего исполнению в текущем финансовом году. Заказчику выписали штраф по части 7 статьи 7.32.3 КоАП (постановление ФАС от 08.12.2016 №17/84793/16).

Анализ судебной практики показал, что документация должна содержать конкретный размер аванса. Так, например, Арбитражный суд Москвы счел действия заказчика, который в документации предусмотрел право выплатить аванс до 30%, неправомерными. Суд пояснил: формулировка «до 30%» фактически означает, что аванс может составить как, например, 25%, так и 10%, либо не выплачиваться совсем. Такое условие вносит неопределенность в вопрос оплаты работ по договору. Отсутствие в документации о закупке конкретного размера аванса приводит к ограничению количества участников закупки, что не отвечает принципам закупок по Закону №223-ФЗ (решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015 №А40-164262/2014).

Еще один интересный вопрос: вправе ли заказчик по 223-ФЗ разместить в ЕИС протокол заседания комиссии в формате Word без оригинальных подписей членов комиссии?

Нет, не вправе. При проведении конкурентной закупки по Постановлению Правительства РФ №908 заказчик размещает в ЕИС также и графическую копию протокола, например, его сканированный вариант со всеми подписями (ч. 35 постановления №908).

Проведите закупку согласно положению о закупке.

Закупку проводите способом и в порядке согласно положению о закупке. Если проводите открытую или электронную конкурентную закупку, опубликуйте в ЕИС извещение, документацию и проект договора. При запросе котировок опубликуйте только извещение и проект договора. Когда проводите закрытые закупки, сведения в ЕИС не публикуйте, а участникам направьте приглашения. Но это только основные примеры. В каждой конкретной ситуации вы должны руководствоваться нормами вашего положения о закупке.

Соблюдайте сроки публикации извещения. При закупках у МСП сроки короче.

  • Конкурс/аукцион:

— 15 календарных дней — минимальный срок при общих закупках;

— 7 календарных дней при НМЦД до 30 млн руб.,15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб. (минимальные сроки при закупках у МСП).

  • Запрос предложений:

— 7 рабочих дней — минимальный срок при общих закупках;

— 5 рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб. — минимальный срок при закупках у МСП.

  • Запрос котировок:

— 5 рабочих дней — минимальный срок при общих закупках;

— 4 рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб. — минимальный срок при закупках у МСП.

Перечисленные правила следуют из частей 17, 19, 21, 23 статьи 3.2, части 1 статьи 3.5 и части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Если НМЦД превышает 5 млн руб., заказчик вправе потребовать обеспечить заявку. Право предусмотрите в положении о закупке. Размер обеспечения не должен превышать 5% НМЦД (ч. 25 и 27 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ).

Претенденты вправе направить запрос с просьбой разъяснить документацию. В течение трех рабочих дней с даты, когда вы получили запрос, опубликуйте в ЕИС разъяснения. Напишите предмет запроса, но автора не указывайте. Отвечайте на запросы, которые получили, не позднее чем за три рабочих дня до даты, когда завершите принимать заявки. Если участник направит запрос позже, давать или нет разъяснения – решайте сами. Такие правила установлены в частях 2–4 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ.

При необходимости внесите изменения в извещение и документацию. Новую версию извещения и документации опубликуйте в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты, когда решили внести правки. Продлите срок подачи заявок. Между датой правок и последним днем приема заявок оставьте не менее половины первоначального срока подачи заявок. Об этом указано в части 11 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Отмените закупку, если необходимо. Сделать это возможно до даты и времени, когда завершите принимать заявки. Например, если вы принимаете заявки на конкурс до 2 октября 14:00, то позже этого срока закупку отменить нельзя. Если срок приема заявок истек, заказчик вправе отменить закупку, если наступили обстоятельства непреодолимой силы. Если заключили договор, то отменить закупку нельзя. Отменяйте закупку полностью или по отдельному лоту. Решение отменить закупку опубликуйте в ЕИС в тот же день, когда вы его приняли. Правила перечислены в частях 5–7 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ.

Примите, а затем рассмотрите заявки по правилам, которые предусмотрели в положении о закупке. Когда проводите конкурс или запрос предложений, установите критерии оценки заявок согласно положению. Перечень критериев и порядок оценки напишите в документации и применяйте ко всем участникам одинаково (ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

В ходе закупки составляйте протоколы – этапа закупки (при наличии) и итоговый протокол. Протоколы опубликуйте в ЕИС не позднее, чем через три дня с даты, когда подписали (ч. 12 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Когда проводите электронную закупку, соблюдайте общие правила для конкурентных закупок. Документами заказчик и участник обмениваются на электронной торговой площадке. Заказчик через ЭП:

  • публикует разъяснения извещения и документации;
  • получает доступ к заявкам участников;
  • сопоставляет ценовые предложения и дополнительные ценовые предложения;
  • формирует проекты протоколов.

Участники направляют:

  • заявку на закупки;
  • запросы на разъяснения извещения и документации.

Это установлено в части 1 статьи 3.3 Закона №223-ФЗ.

Конкурентную закупку среди МСП проводите на электронной площадке. Перечень площадок Правительство РФ утвердило распоряжением от

12.07.2018 №1447-р (ч. 1 и 2 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ).

Применяйте общие правила закупок и правила для закупок в электронной форме. Соблюдайте минимальный срок, в который участники подают заявки.

Например, заказчик вправе разбить электронный конкурс на этапы. На свое усмотрение включите в конкурс:

Этап 1 – обсуждение ****с участниками функциональных характеристик продукции, других условий договора.

Этап 2 – обсуждение с участниками предложений из заявок, которые они подали.

Этап 3 – рассмотрение и оценка заявок с окончательными предложениями.

Этап 4 – принятие и сопоставление дополнительных ценовых предложений.

Торги на электронном аукционе проводит оператор электронной площадки. Заказчик устанавливает шаг аукциона – величину, на которую участники снижают НМЦД. Шаг аукциона выберите в пределах от 0,5 до 5% НМЦД и напишите в документации. Например, выбрали шаг аукциона в 2% при НМЦД 2 млн руб. В этом случае участники снижают цену на 40 000 руб. (2 000 000 × 2 %).

Заявка МСП на конкурс и запрос предложений состоит из двух частей и ценового предложения. Что включают в заявку, смотрите ниже.

Первая часть заявки

Описание продукции, которую поставит участник.

Документы для оценки заявки.

Нельзя указывать сведения об участнике, о том, отвечает ли он единым квалификационным требованиям.

Нельзя указывать сведения о цене.

Вторая часть заявки

Сведения об участнике и о том, отвечает ли он квалификационным требованиям. Окончательное предложение по функциональным характеристикам товара, качеству работы, услуги, другим условиям договора.

Ценовое предложение

Предложение участника о цене, по которой он готов выполнить условия договора.

Заявка МСП на запрос котировок состоит из одной части и ценового предложения. В первую часть участник включает согласие:

  • выполнить работы или оказать услуги на условиях проекта договора

(при закупке работ или услуг);

  • поставить товар конкретной марки на условиях договора (при закупке товара);
  • поставить эквивалентный товар на условиях проекта договора (при закупке товара).

Кроме того, заявка содержит другую информацию согласно извещению о запросе котировок. Например, участник в составе заявки подает документы, которыми подтвердит, что он отвечает требованиям к участникам.

Заявки от участников принимает оператор, затем передает заказчику. Если отменили закупку, оператор не перешлет заявку.

Правила закупок среди МСП прописаны в статье 3.4 Закона №223-ФЗ.

Чтобы провести закрытую закупку, направьте приглашения возможным участникам. Сведения о закупке не размещайте в ЕИС. Приглашения направьте минимум двум участникам в тот же срок, в который при открытых закупках публикуют извещения. Вместе с приглашениями передайте участникам закупочную документацию. Об этом сказано в частях 2 и 3 статьи

3.5 Закона №223-ФЗ.

Внимание!

При закрытых закупках с гостайной приглашайте участников только с лицензией ФСБ на работы с гостайной. Предварительно запросите у претендентов сведения о лицензии.

Договор с единственным поставщиком заключайте только по основаниям, которые предусмотрели в положении о закупке.

Еще один часто задаваемый вопрос: отклонить ли заявку, если в ней не указан производитель товара по Закону №223-ФЗ?

Нет, не отклоняйте. Если производитель товара – это страна происхождения товара, то, например, по постановлению №925 возможность отклонения заявки за отсутствие страны не предусмотрена. В данном случае такая заявка будет считаться заявкой с товаром иностранного производства. В постановлении №2013 также не предусмотрено отклонение заявок за отсутствие страны.

Если положением и документацией было установлено обязательное указание в составе заявки производителя товара, а также по положению допускается последующее отклонение заявки по этой причине, то заказчик вправе отклонить заявку, как не соответствующую требованиям документации (решение ФАС от 18.09.2020 №17/81450/20).

Еще интересный вопрос: вправе ли участник по 223-ФЗ предоставить в заявке выписку из ЕГРЮЛ, распечатанную с сайта налоговой?

Да, вправе, но при одном условии: если данное право заказчик прописал в документации и положении о закупке. В противном случае, заявку с выпиской, распечатанной с сайта налоговой, заказчик вправе отклонить.

При рассмотрении заявки заказчик должен руководствоваться требованиями положения и документации о закупке. Если в положении и документации заказчик установил, что участник в составе заявки предоставляет выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо их нотариально заверенные копии, то участник не вправе предоставлять выписку, распечатанную с сайта налоговой. Вывод следует из части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ, пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ. Позицию подтвердили УФАС Новгородской области в определении от 27.07.2018 по делу №А-15/18, Минэкономразвития в письме от 09.09.2016 №Д28и-2310.

Заказчик объявил открытый конкурс. В документации заказчик установил, что участник в составе заявки должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо нотариально заверенную копию такой выписки. Участник приложил к заявке копию выписки, распечатанную на бумажном носителе с сайта налоговой. Документ участник заверил подписью генерального директора. Заказчик допустил заявку.

УФАС признало действия заказчика неправомерными. Антимонопольный орган пояснил, что копию выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе нельзя считать оригиналом выписки. Проверить подлинность такой выписки и подлинность сведений об усиленной квалифицированной подписи лица, ее подписавшего, не представляется возможным.

Очень интересный часто задаваемый вопрос: размещать ли в ЕИС закупку аренды по 223-ФЗ?

Нет, не нужно размещать в ЕИС закупку аренды по 223-ФЗ, но только когда закупаете аренду недвижимости (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Если закупаете аренду движимого имущества, например, оборудования, то нужно разместить сведения о закупке в ЕИС (ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ).

Заключите договор правильно.

Договор подпишите с победителем конкурентной закупки или со вторым участником, если победитель уклонился от заключения договора. Соблюдайте сроки: договор заключите не ранее, чем через 10, и не позднее, чем через 20 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговый протокол.

Сдвигайте сроки только в двух случаях:

  1. Необходимо получить одобрение органа управления.
  2. На заказчика, комиссию или оператора ЭП подали жалобу в ФАС.

В перечисленных случаях заключите сделку не позднее, чем через 5 календарных дней с даты, когда получили одобрение, или когда антимонопольный орган вынес решение.

При неконкурентной закупке срок заключения договора – не более 20 календарных дней со дня, когда заказчик принял решение заключить длговор. Если на заказчика подали жалобу, договор нужно заключить в течение 20 календарных дней со дня вступления в силу решения ФАС или суда.

Заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками. Случаи и порядок предусмотрите в положении о закупке. Договоры с несколькими участниками заключаются по итогам проведения «Зонтичных закупок».

При закупках у МСП договор заключайте на электронной площадке. Направьте участнику проект договора без подписи. Победитель вправе составить протокол разногласий, где перечислит положения договора, которые не отвечают извещению, документации или заявке. Рассмотрите протокол и направьте участнику доработанный проект договора или первоначальную версию. Если вы не согласны с замечаниями, отдельным файлом направьте причины.

Правила, по которым заключают договор, перечислены в частях 15 и 28 статьи

3.2, части 28 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ.

Очень важный вопрос: применять ли Закон №223-ФЗ при заключении договора аренды?

Да, применяйте. Любая аренда имущества, где заказчик выступает в качестве арендатора, попадает под действие Закона №223-ФЗ. Исключения из сферы действия закона перечислены в части 4 статьи 1 Закона №223-ФЗ, и аренда не входит в перечень таких исключений (письмо ФАС от 01.08.2014 № АД/30947/14).

Вопрос, связанный с предыдущим: регистрировать ли в Росреестре договор аренды недвижимости по 223-ФЗ?

Да, если договор аренды заключен на год и более. Обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации может одна из сторон договора (п. 2 ст. 609 ГК; ч. 1 ст. 51 Закона №218-ФЗ).

Договор считается зарегистрированным, а правовые последствия – наступившими со дня внесения записи о сделке в Единый государственный реестр недвижимости (п. 1 ст. 164, п. 3 ст. 433 ГК; ч. 2 ст. 16 Закона №218-ФЗ).

Государственная регистрация договора аренды удостоверяется специальной регистрационной надписью на документе (ч. 2 ст. 28 Закона №218-ФЗ).

Очень часто задаваемый вопрос: вправе ли бюджетные учреждения проводить закупки по Закону №223-ФЗ и по итогам заключать гражданско-правовые договоры?

Да, вправе. По Закону №223-ФЗ бюджетные учреждения могут проводить закупки и заключать гражданско-правовые договоры только в следующих случаях (ч. 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ):

  • договор оплачивается за счет грантов, если грантодатель не установил иных требований, за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию (пп. 1 ч. 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ);
  • договор заключается в целях исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение само является исполнителем;
  • договор оплачивается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Для этого учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке. Без такого положения все закупки, независимо от источника финансирования, бюджетные учреждения проводят только по Закону №44-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ). При этом гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, а также любого другого заказчика, заключенный по Закону №44-ФЗ, является контрактом (п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона №44-ФЗ).

Составьте отчеты о закупках.

Когда заключите договор, внесите информацию в ежемесячный отчет. Включите в него сведения о количестве и стоимости:

  • всех договоров за месяц;
  • договоров с единственными поставщиками;
  • договоров с единственными поставщиками по результатам конкурентных закупок, которые не состоялись.

Ежемесячный отчет о договорах по 223-ФЗ формируется в два этапа:

1-й этап – сведения из реестра договоров автоматически перейдут в отчет. Срок – не позднее 1-го числа месяца, который следует за отчетным.

2-й этап – заказчик вручную дозаполнил отчет данными, которых нет в ЕИС. Срок – не позднее 10-го числа месяца, который следует за отчетным.

Например, о договорах за август отчитайтесь до 10 сентября. Такое правило предусмотрено частью 19 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Если входите в число заказчиков, которые обязаны закупать продукцию у МСП, включите сведения о таких закупках в ежегодный отчет. Публиковать отчет необходимо до 1 февраля года, который следует за отчетным. Обязанность закреплена в части 21 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Редкий, но интересный вопрос: действует ли 223-ФЗ на дочерние организации ООО и ПАО за рубежом?

Нет, дочерние организации российских хозяйственных обществ за рубежом работают по законодательству иностранного государства.

Хозяйственные общества в России создают в двух организационно-правовых формах: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Такие организации работают по правилам Закона №223-ФЗ, если доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале превышает 50%. В свою очередь, дочерняя организация применяет правила Закона №223-ФЗ, если доля головной организации в уставном капитале «дочки» превышает 50%. Об этом сказано в пункте 4 статьи 66 ГК, пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ.

ООО и ПАО создают дочерние общества за рубежом согласно законам иностранного государства, на территории которого работает «дочка». Таким образом, дочерние общества за рубежом работают по законам иностранного государства и не применяют Закон №223-ФЗ. Вывод следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ. Аналогичную позицию высказали специалисты Минэкономразвития в письме от 02.09.2016 №Д28и-2269.

Надеюсь, что эта статья будет вам полезна в практической работе.

Комментарии закрыты