Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96
Что запрещено в госзакупках
Чтобы поддержать российского производителя, 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений и запретов. Эти требования обязан соблюдать каждый заказчик.
Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по 44-ФЗ товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.
Сферы действия запретов
Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранных товаров, а также работ и услуг, которые исполняют иностранные лица.
К ним относятся:
Машиностроение — Постановление № 656 от 14.07.2014.
Легкая промышленность — Постановление № 791 от 11.08.2014.
Программное обеспечение — Постановление № 1236 от 16.11.2015.
Продукция, имеющая оборонное значение, — Постановление 9 от 14 января 2017 года.
Мебельная продукция — Постановление 1072 от 05.09.2017.
Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он должен отклонить заявки, которые предлагают к поставке зарубежную продукцию. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).
Машиностроение
Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе:
Строительная техника:
бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
Прочие автотранспортные средства.
Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:
Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», Постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия данного контракта.
Если нет аналогов российского производства, и при этом она соответствует требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в Постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.
Нормы не распространяются на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.
Легкая промышленность
Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:
ткани текстильные;
одеяла;
белье постельное, столовое, туалетное;
ковры и прочее.
Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.
Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.
Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.
Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.
Программное обеспечение
Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства. Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.
Продукция оборонного значения
Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит: запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты); автомобили, автотранспортные средства; строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры; пластмассовые изделия; текстильные изделия; прокат, трубы, камень, известняк, песок и др. Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).
Мебель
ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать мебель иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019. Установлены исключения для мебели, которая: произведена в государствах-членах ЕАЭС; закупается по специальному инвестиционному контракту; не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015. Также установлено дополнительное требование к участникам — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.
Закупка у турецких компаний
Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики. Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.
Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные. - это фрагмент статьи с портала Госконтракт.
Комментарии закрыты